Экспертиза профессии "социальный педагог" в образовательном учреждении (в школе)
Объективные составляющие
труда СП:
I. Знания
1.
Теоретические
знания.
Для успешной деятельности
СП необходимы, прежде всего, определённые базовые теоретические знания.
- педагогика (результат
деятельности направлен на социальную и педагогическую помощь ребёнку, работа в
образовательном учреждении);
- психология (необходима
в любой профессии типа Человек-Человек, в данном случае эта необходимость
возрастает, т.к. СП касается в своей деятельности различных социальных
проблем);
- социология (СП решает
проблемы учащегося, которые проистекают из каких-либо неудачных социальных
отношений, поэтому здесь важно знание и понимание основ социологии);
- физиология (социальное
неблагополучие зачастую может проистекать из причин физического и
физиологического свойства. Например, перестройки организма в подростковом
возрасте, инвалидность с детства и т.д.).
К базовым знаниям должны
прилагаться и более частные познания, определяющие специфику данной
профессии:
- Знание теории и
истории социальной педагогики.
- Знание
нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.
В трудовой деятельности
СП часто приходится не только оказывать педагогическую и психологическую
поддержку, но и бороться за права ребёнка правовыми методами (вплоть до
выступлений в суде). СП важно знать все нюансы законодательства в данной
области, чтобы оказать ребёнку своевременную и эффективную правовую поддержу.
2. Методические знания.
3. Прикладные знания.
Чтобы успешно выполнять
свои рабочие функции, недостаточно просто обладать знаниями, необходимо уметь
применить их. СП важно знать и понимать различные методы, методики,
технологии своей профессиональной деятельности, а так же знать, как их
применить в конкретной ситуации (конкретные способы, приёмы
социально-педагогической помощи).
II. Умения
- коммуникативные;
Как уже отмечалось ранее,
СП – профессия, относящаяся к типу Человек-Человек. Но коммуникативные умения
здесь важны вдвойне, т.к. СП имеет дело в большинстве с людьми, попавшими в
трудную ситуацию и даже выпавшими из общества. Поэтому так важно уметь найти
к каждому человеку свой подход, уметь поговорить с ним на одном языке. К
тому же часто необходимо поставить учащегося «на путь истинный», т.е. помочь
ему с жизненным самоопределение, поэтому важно не просто уметь говорить, но и уметь
убеждать в своих словах и побуждать к действию.
- прикладные;
Прикладных умений в любой
профессиональной деятельности очень много. На мой взгляд, одним из ключевых
является умение планировать свою деятельность, иначе она может не
приводить к желаемым результатам. А в данном случае профессионал не имеет права
на ошибку, т.к. его деятельность затрагивает судьбы людей.
- организаторские;
Умение распределять
своё рабочее время –
умение необходимое в любой профессиональной деятельности. Я посчитала нужным
указать это умение здесь, потому что деятельность СП проходит как в школе, так
и за её пределами (в социальных организациях, в домах подопечных), и поэтому
важно правильно сконструировать свой рабочий график.
Умение организовать
подопечных – СП
важно не просто убеждать, но и так суметь организовать деятельность других,
чтобы достичь необходимого результата.
- аналитические;
Умение анализировать
конкретные жизненные ситуации – каждый раз СП сталкивается с конкретными жизненными
обстоятельствами. Бывает очень трудно за ситуацией со всеми её мелкими деталями
разобраться в сути.
Умение проектировать
конечный результат социально-педагогической деятельности/Умение анализировать
результаты своей профессиональной деятельности.
Важность данных умений
очевидна из-за возможных последствий неправильных профессиональных шагов.
- педагогические.
Умение передавать
клиенту знания,
полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта – важно
не только знать самому, но и суметь передать это другому. Это «суметь» зависит
от уровня знаний самого СП, от особенностей клиента. Здесь так же важно и умение
использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты) и умение
излагать материал доступно и образно.
III. Субъективные составляющие труда СП
Личностный компонент в
социально-педагогической деятельности – это прежде всего мотивы и ценности
социально педагога. Уровень ценностных ориентаций проявляется в отношении
человека к деятельности в целом (гуманитарная направленность личности) и
ее месте, значении в жизни человека.
Можно говорить, по
крайней мере, о трёх вариантах соотношения личностного и профессионального в
СП:
-
Социально-педагогическая деятельность незначима для педагога, он ее выполняет
не более чем формально-ролевым образом (профессиональное не является личностно
значимы).
- Социально-педагогическая
деятельность – один из личностных смыслов педагога наряду с другими, не менее
важными (профессиональное – одна из личностных сфер).
- Социально-педагогическая
деятельность – ведущий, приоритетный (один из ведущих) смысл жизни.
Очевидно, что ожидать
результативности от деятельности «формально-ролевых» педагогов не приходится,
даже если они обладают всеми остальными ПВК. Но и педагоги из другой крайней
группы не всегда успешны из-за конфликта между повышенной преданностью одной
социальной роли и неуспешностью в других.
Морально-нравственная
устойчивость. Если
СП хочет научить чему-то хорошему своих воспитанников, то он должен быть и сам
достойным примером для подражания.
Справедливость и
принципиальность. В
своей деятельности СП сталкивается с различными неоднозначными и даже
щекотливыми ситуациями, поэтому важно руководствовать прежде всего
нравственными нормами, не поддаваясь под влияние различных обстоятельств.
СП должен обладать адекватной
самооценкой, иначе в своей профессиональной деятельности он будет решать
свои же внутренние проблемы.
Гибкое, критичное,
нестереотипное мышление, избегающее социальных установок. СП сталкивается с трудными и
неоднозначными ситуациями, работает с судьбами людей, поэтому нельзя допустить
ошибок из-за стереотипов и принятого в обществе мнения.
Способность к
самоанализу, саморегуляции. Чтобы понимать других, СП должен понять самого себя. Ему
лучше удастся помочь человеку, если сам побывал в аналогичной ситуации. К тому
же здесь встаёт вопрос о работоспособности: СП должен прислушиваться к себе, во
время отдыхать, уметь отложить проблемы в сторону. С этим тесно связано
следующее ПВК - устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.
Наблюдательность. Это основной инструмент СП. Он
взаимодействует с людьми, у него нет приборов, всю информацию он получает
только из непосредственного контакта, поэтому важно не упускать ничего, чтобы
затем всё правильно интерпретировать.
Как и любому педагогу (у
СП общение с людьми происходит даже плотнее) важно отсутствие различного
рода дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.
Жизнерадостность. Это ПВК рассматривается как
жизненное кредо. По роду своей деятельности СП сталкивается с самыми
неприглядными сторонами жизни (алкоголизм, наркомания, избиение и т.д.),
поэтому важно быть оптимистичным и верить в благополучный результат, в
возможность что-то изменить.
Толерантность. Терпимость к чужим мнениям,
поведению, вообще к непохожести на всех.
Визуальность (внешняя привлекательность как умение
расположить к себе). Чтобы СП начал воздействовать на человека словом, он
должен сначала суметь расположить его к себе на более глубоком уровне
(уверенный и в то же время доброжелательный взгляд, презентабельная внешность и
т.п.).
Б. Экспертная оценка
(первичная) списка ПВК
Полученный список ПВК был
предоставлен для анализа экспертам (см. Приложение 5). Результаты (заполненные
бланки) были уточнены в личном разговоре с каждым экспертом.
Экспертами выступили:
1. Лашкул М.В. (работник
УНО г. Бор, специалист из отдела охраны прав детства, курирует опекаемых).
2. Смирнова С.Ю.
(социальный педагог МОУ СОШ № 17 г. Бор, руководитель районного методического
объединения социальных педагогов).
3. Селиванова Н.Г. (завуч
по УВР учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №11 г. Бор).
4. Шашкова Е.А. (завуч по
ВР МОУ СОШ №11).
5. Чеснокова И.С. (бывший
социальный педагог МОУ СОШ №11 г. Бор, причина увольнения – сокращение
должности, введение новой должности юрист-социальный педагог).
Эксперты осуществили следующие
выборы:
Табл. 3. Первичная
экспертная оценка списка ПВК.
№
|
Профессионально важное качество
|
Эксперт 1
|
Эксперт 2
|
Эксперт 3
|
Эксперт 4
|
Эксперт 5
|
1
|
Наличие базовых знаний в
педагогике, психологии, социологии, физиологии.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Знание нормативно-правовой базы
социально-педагогической деятельности.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Знание теории и истории социальной
педагогики.
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Знание основ методики, методов,
технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Знание способов, приемов, видов
социальной помощи детям, семьям и т.д.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Умение осуществлять индивидуальный
подход к людям со специфическими проблемами.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Умение воздействовать
на людей, убеждать их и побуждать.
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Владение методами
планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
|
неспецифично
|
9
|
Владение методами
социально-педагогической диагностики и поддержки.
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
10
|
Умение организовывать
подопечных для выполнения конкретных задач.
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
11
|
Умение рационально распределять
свое рабочее время.
|
неспецифично
|
12
|
Умение анализировать
конкретные жизненные ситуации.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
13
|
Умение проектировать конечный
результат социально-педагогической деятельности.
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
14
|
Умение анализировать результаты
своей профессиональной деятельности.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15
|
Умение передавать клиенту знания,
полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта.
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
16
|
Умение использовать средства
педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и
образно.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
17
|
Гуманитарная направленность
личности (интерес к человеку как к объекту деятельности).
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
18
|
Социально-педагогическая
деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не
менее важными).
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
19
|
Морально-нравственная устойчивость.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
20
|
Справедливость и принципиальность.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
21
|
Адекватная самооценка.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
22
|
Гибкое, критичное, нестереотипное
мышление, избегающее социальных установок.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
23
|
Способность к самоанализу,
саморегуляции.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
24
|
Наблюдательность.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
25
|
Устойчивость к стрессу, адекватный
уровень тревожности.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
26
|
Жизнерадостность.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
27
|
Отсутствие выраженных дефектов
сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
28
|
Толерантность.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
29
|
Визуальность (внешняя
привлекательность как умение расположить к себе).
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
В. Коррекция списка
ПВК
В результате первичной
апробации:
ü в список добавлены ПВК:
- Эмпатия –
субъективная характеристика (указали 4 эксперта).
Экспертами указывались
следующие варианты: умение слушать и слышать, умение сопереживать, умение
ставить себя на место клиента и т.п.
- Высокая мотивация
оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности (указали 3 эксперта).
Высказывание одного из
экспертов: «Можно услышать человека, понять его проблему, но этого
недостаточно. Нужно, чтобы было желание ему помочь».
- Социальная
адаптированность - субъективная характеристика (указали все эксперты).
Под данным ПВК понимается
социальное благополучие СП (отсутствие проблем в общении, в установлении
социальных связей, отсутствие социальных девиаций и т.п.).
- Готовность к
постоянному профессиональному развитию - субъективная характеристика (указали все эксперты).
Готовность к изменениям в
теории и практике социально-педагогической деятельности, готовность
прослеживать изменения в законодательстве. Учет меняющейся социальной ситуации.
Готовность ко всему новому.
Данное ПВК нельзя назвать
абсолютно специфичным для данной профессии, однако эксперты настояли на его
включении в общий список.
- Владение
профессиональной этикой – объективная характеристика, знания и умения (указали 3 эксперта).
Это ПВК так же
неспецифично, но особенно важно в профессиональной деятельности, связанной с
людьми, затрагивающей их отношения.
ü из списка удалены ПВК:
- Знание теории и
истории социальной педагогики.
Указывается, что
достаточно общих знаний в педагогике, психологии, социологии.
- Умение
организовывать подопечных для выполнения конкретных задач.
Отмечается, что данная
функция практически не присутствует в деятельности школьного социального
педагога.
Страницы: 1, 2, 3
|