Экспертиза профессии "социальный педагог" в образовательном учреждении (в школе)
- Владение методами
планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
- Умение рационально
распределять свое рабочее время.
Эти ПВК не являются
специфичными для данной профессиональной деятельности, они должны
присутствовать в любом труде (в той или иной степени).
-Умение передавать
клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного
опыта.
Указывается на
необязательность данной функции в деятельности СП. К тому же отмечается, что
большинство клиентов просто не готово принимать такого рода знания и опыт.
Произведено изменения
списка ПВК с учётом мнения экспертов.
3.
Экспертная
оценка эталонной модели ПВК
Полученный после
первичной апробации список ПВК был предоставлен экспертам. Им было предложено
проранжировать имеющиеся в списке ПВК по степени их значимости в
профессиональной деятельности СП (см. Приложение 6).
Табл.4 Экспертная оценка
основных составляющих (блоков) профессиональной деятельности социального
педагога.
Блок ПВК
|
Эксперт 1
|
Эксперт 2
|
Эксперт 3
|
Эксперт 4
|
Эксперт 5
|
Итоговая сумма
|
Итоговый ранг
|
Наличие базовых профессиональных знаний
|
1
|
2
|
3
|
3
|
3
|
12
|
3
|
Освоенные конкретные профессиональные умения
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
8
|
1
|
Личностные и индивидуальные особенности самого социального
педагога
|
3
|
3
|
1
|
1
|
2
|
10
|
2
|
Табл. 5 Экспертная оценка
блока ПВК «Базовые знания».
№
|
Профессионально важное качество
|
Эксперт 1
|
Эксперт 2
|
Эксперт 3
|
Эксперт 4
|
Эксперт 5
|
Итоговая сумма
|
Итоговый ранг
|
1
|
Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
1
|
2
|
Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической
деятельности.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10
|
2
|
3
|
Знание основ методики, методов, технологий
социально-педагогической работы с разными категориями населения.
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
18
|
4
|
4
|
Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и
т.д.
|
4
|
3
|
3
|
4
|
3
|
17
|
3
|
Табл. 6.Экспертная оценка
блока ПВК «Профессиональные умения».
№
|
Профессионально важное качество
|
Эксперт 1
|
Эксперт 2
|
Эксперт 3
|
Эксперт 4
|
Эксперт 5
|
Итоговая сумма
|
Итоговый ранг
|
5
|
Владение профессиональной этикой
|
7
|
3
|
2
|
3
|
1
|
16
|
2
|
6
|
Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со
специфическими проблемами.
|
1
|
5
|
3
|
6
|
4
|
19
|
4
|
7
|
Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
8
|
15
|
1
|
8
|
Владение методами социально-педагогической диагностики и
поддержки.
|
4
|
1
|
6
|
1
|
6
|
18
|
3
|
9
|
Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.
|
3
|
4
|
8
|
5
|
3
|
23
|
5
|
10
|
Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности.
|
6
|
6
|
5
|
7
|
5
|
29
|
7
|
11
|
Умение анализировать результаты своей профессиональной
деятельности.
|
5
|
7
|
4
|
4
|
7
|
27
|
6
|
12
|
Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос,
жесты), излагать материал доступно и образно.
|
8
|
8
|
7
|
8
|
2
|
33
|
8
|
Табл.7 Экспертная оценка
блока ПВК «Личностные и индивидуальные особенности».
№
|
Профессионально важное качество
|
Эксперт 1
|
Эксперт 2
|
Эксперт 3
|
Эксперт 4
|
Эксперт 5
|
Итоговая сумма
|
Итоговый ранг
|
13
|
Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к
объекту деятельности).
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
8
|
1
|
14
|
Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов
педагога (наряду с другими, не менее важными).
|
9
|
5
|
8
|
1
|
4
|
27
|
4
|
15
|
Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика,
мотивация и ценности
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
14
|
2
|
16
|
Готовность к постоянному профессиональному развитию
|
16
|
12
|
9
|
14
|
10
|
61
|
14,5
|
17
|
Морально-нравственная устойчивость.
|
10
|
2
|
1
|
4
|
1
|
18
|
3
|
18
|
Справедливость и принципиальность.
|
3
|
7
|
14
|
9
|
17
|
50
|
9,5
|
19
|
Эмпатия
|
4
|
17
|
17
|
15
|
8
|
61
|
14,5
|
20
|
Адекватная самооценка.
|
11
|
6
|
5
|
16
|
9
|
47
|
8
|
21
|
Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных
установок.
|
5
|
11
|
16
|
13
|
13
|
58
|
13
|
22
|
Способность к самоанализу, саморегуляции.
|
17
|
4
|
10
|
17
|
7
|
55
|
11
|
23
|
Наблюдательность.
|
7
|
13
|
15
|
8
|
14
|
57
|
12
|
24
|
Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.
|
14
|
9
|
4
|
7
|
12
|
46
|
7
|
25
|
Социальная адаптированность
|
6
|
8
|
7
|
6
|
11
|
37
|
5
|
26
|
Жизнерадостность.
|
15
|
14
|
6
|
10
|
5
|
50
|
9,5
|
27
|
Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и
зрения) и речи.
|
12
|
15
|
13
|
12
|
16
|
68
|
17
|
28
|
Толерантность.
|
8
|
10
|
11
|
5
|
6
|
40
|
6
|
29
|
Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к
себе).
|
13
|
16
|
12
|
11
|
15
|
67
|
16
|
III. Составление итогового списка ПВК
социального педагога
Табл. 8. Итоговый список
ПВК социального педагога.
Ранг
|
Блоки профессионально важных качеств
|
I
|
Профессиональные умения
|
1
|
Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать.
|
2
|
Владение профессиональной этикой
|
3
|
Владение методами социально-педагогической диагностики и
поддержки.
|
4
|
Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со
специфическими проблемами.
|
5
|
Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.
|
6
|
Умение анализировать результаты своей профессиональной
деятельности.
|
7
|
Умение проектировать конечный результат социально-педагогической
деятельности.
|
8
|
Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос,
жесты), излагать материал доступно и образно.
|
II
|
Личностные и индивидуальные особенности
|
1
|
Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к
объекту деятельности).
|
2
|
Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика,
мотивация и ценности
|
3
|
Морально-нравственная устойчивость.
|
4
|
Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов
педагога (наряду с другими, не менее важными).
|
5
|
Социальная адаптированность
|
6
|
Толерантность.
|
7
|
Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.
|
8
|
Адекватная самооценка.
|
9,5
|
Справедливость и принципиальность.
|
9,5
|
Жизнерадостность.
|
11
|
Способность к самоанализу, саморегуляции.
|
12
|
Наблюдательность.
|
13
|
Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных
установок.
|
14,5
|
Готовность к постоянному профессиональному развитию
|
14,5
|
Эмпатия
|
16
|
Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к
себе).
|
17
|
Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и
зрения) и речи.
|
III
|
Базовые знания
|
1
|
Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии.
|
2
|
Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической
деятельности.
|
3
|
Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и
т.д.
|
4
|
Знание основ методики, методов, технологий
социально-педагогической работы с разными категориями населения.
|
Список литературы
1. Методика работы социального педагога.
Сборник статей. М: «Школьная пресса», 2004. – 94 с.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга
социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
3. Социально-педагогическая поддержка
детей группы риска: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений./ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: ИЦ «Академия»,
2002. – 256 с.
4. Социальный педагог: введение в
должность./ Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. – СПб.: КАРО,
2002. – 272 с.
Страницы: 1, 2, 3
|