скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование государственной инновационной политики и нормативно-правовой базы, стимулирующей инновационную деятельность

Формирование государственной инновационной политики и нормативно-правовой базы, стимулирующей инновационную деятельность

Оглавление


Введение

1. Основы государственного регулирования в области инноваций

1.1 Обеспечение системы менеджмента в области инноваций.

1.2 Нормативное и методологическое обеспечение инновационной деятельности.

1.3 Финансовое и материальное обеспечение инновационной деятельности.

2. Инновационная политика ЕС

2.1. Инициативы ЕС в области инновационной политики

2.2 Отличия между ЕС и Россией в области инновационного опыта и

инновационной политики

3.Формирование и реализация инновационной политики в России

3.1 Особенности финансового обеспечения сферы НИОКР

3.2 Предложения для совершенствования инновационной политики России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.[6]

Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами Централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.

Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, и обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.

Сейчас Россия находится на перепутье: пойти по пути сырьевого придатка мирового сообщества или по пути технологически развитых экономик?    Разумеется, второй путь более предпочтителен, но требует больших усилий от всех хозяйствующих субъектов страны. Все зависит от того, будет ли в ближайшее время в стране сформирован эффективный рынок инноваций.

Пока же он настолько не зрелый, что говорить о какой либо его эффективности не приходится. Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно практических основ деятельности инновационной политики. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.

Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.

Важное место для дальнейшего развития и повышения экономической эффективности инновационной деятельности коммерческих организаций занимает научно обоснованная инновационная политика администраций регионов, крупных городов и муниципальных образований. Это позволяет создать благоприятные экономические и административно-правовые условия для деятельности коммерческих организаций при создании и внедрении инноваций.[6]

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.). Предметом курсовой работы является Формирование государственной инновационной политики и нормативно- правовой базы, стимулирующей инновационную деятельность.

Целью данной работы является рассмотрение государственной инновационной политики, её функций и основных составляющих.

Исходя из цели, сформулируем задачи работы:

- Основы государственного регулирования в области инноваций;

- Рассмотреть инновационную политику ЕС;

- Формирование и реализация инновационной политики в России.

1. Основы государственного регулирования в области инноваций


Государство как гарант экономического развития страны должно обеспечивать стабильное развитие, которое возможно лишь при разработке, производстве и внедрении инноваций во все сферы общественного производства.

Для начала рассмотрим основные теоретические положения государственного участия в регулировании инновационной деятельности.[6]

Основными функциями государства в лице своих органов в сфере инноваций являются:

стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

страхование инновационных рисков;

аккумулирование средств на научные исследования и инвестиции в инновации;

координация инновационной деятельности;

Создание правовой базы для обеспечения защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности инноватора и всей страны в целом, а также для регулирования инновационной деятельности в целом;

подготовка кадров для развития и функционирования инновационной деятельности;

формирование необходимой инфраструктуры в стране;

направление инновационной деятельности в соответствии с социальными и экологическими аспектами;

повышение статуса инновационной деятельности в обществе и др.

Многие западные ученые формулировали основные формы государственной поддержки инновационной деятельности так:

прямое финансирование;

предоставление беспроцентных банковских ссуд индивидуальным изобретателям, а также малым предприятиям, которые занимаются внедрением инноваций;

создание фондов поддержки, которые будут пользоваться значительными льготами;

снижение государственных пошлин в области инноваций;

различные виды отсрочек по уплате пошлин и налогов;

разрешение на ускорение амортизации оборудования;

создание технополисов и технопарков и т.п.

Создание технопарков и технополисов имеет огромное значение для развития инновационной деятельности, развитие программ по создания научных городов ускоряет развитие экономики страны, потому что увеличивается поток инноваций, оказывающий стимулирующее воздействие на инвестиционный климат и сферу внедрения и развития.


1.1 Обеспечение системы менеджмента в области инноваций


Правовое регулирование. Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на государственном и региональном уровне. Правовое обеспечение системы менеджмента должно осуществляться по следующим направлениям:

правовые вопросы функционирования экономики страны [6]

законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.

законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды

правовое регулирование формирования и функционирования организации.

Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества

технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции

качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии

единства измерений

экономии всех видов ресурсов

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Одной из основных форм государственного регулирования в области инноваций можно назвать сертификацию, принятую во многих странах мира.

Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов осуществляется для:

создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле

содействия потребителям в компетентном выборе продукции

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества

подтверждения показателей качества и продукции, заявленной изготовителем.

Главным из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимают совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, которые должны охраняться государством посредством специальных государственных актов. Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), который выступает в различных формах:

научные открытия и изобретения

результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ

образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также оригинальные научно-производственные услуги

оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого характера, включая сферу маркетинга

новые технологии, патенты и т.д.

Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, научная собственность и др.

Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта.[6]

Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать.

Правовое обеспечение инновационной деятельности на международном уровне осуществляется Конвенцией Всемирной организации интеллектуальной собственности, принятой в Стокгольме 14 июля 1967 года.

1.2 Нормативное и методологическое обеспечение инновационной деятельности


Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального), либо организационного уровня. Документы нижестоящего уровня не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:

- нормативные акты

- стандарты

- методики, положения, инструкции и т.п.

В свою очередь стандарты могут быть следующих видов: международный стандарт, европейский стандарт, государственный стандарт группы стран, государственный, региональный, отраслевой, организационный и т.п.


1.3 Финансовое и материальное обеспечение инновационной деятельности


Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного обеспечения.

Основным вопросом в ресурсном обеспечении инновационного менеджмента является финансирование инновационной деятельности.

Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами [6] управления. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую.

Основные задачи финансирования можно свести к следующим:

- создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технической перестройки

- сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития

- создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Информационное обеспечение в области инноваций. Обеспечение информации является одной из важнейших задач в области развития и внедрения инноваций, основой обеспечения развития общества в целом. В разных странах информационное обеспечение осуществляется в соответствии с национальными особенностями и экономическими возможностями, но в основном это создание единых информационных сетей, библиотек и т.п., а также центры по сбору, обработке и внедрению научно-технических знаний.

2. Инновационная политика ЕС

2.1 Инициативы ЕС в области инновационной политики


За прошедшие десятилетия Европейский Союз (ЕС) достиг значительных успехов в развитии экономической и политической интеграции стран, которые всего несколько поколений назад воевали друг с другом. Возможно, что самыми важными событиями этого водораздела в недавнем прошлом стало введение общеевропейской валюты в большинстве стран ЕС в 2002 году и вступление в ЕС новых 10-ти членов в 2004 году.

Наряду с этим, ЕС достиг успеха и продвижения и в других областях, включая такие, как возрождение европейской экономики с целью построения в "ЕС к 2010 году самой конкурентоспособной в мире и динамичной экономики, основанной на знаниях". Эта инициатива известна также как «Лиссабонская Стратегия», названная по имени города, в котором она была одобрена главами государств и правительств стран ЕС в марте 2000 года.

«Лиссабонская Стратегия» направлена на развитие «экономики знаний» в Европе посредством поощрения исследований, улучшения политики в области образования, развития информационных технологий и создания благоприятного инновационного климата. Кроме того, целью «Стратегии» является либерализация европейской системы услуг, рынков транспорта и энергетики. В то же время, в ней подчеркивается необходимость модернизации европейской модели социального обеспечения, увеличения занятости, реформы системы социального обеспечения и снижения социальных льгот. Задача достижения устойчивых темпов развития была дополнительно включена в повестку дня Стокгольмской встречи на высшем уровне, состоявшейся в марте 2001 года.

Наряду с решением других проблем, Лиссабонская встреча более известна благодаря тому, что на ней впервые была сформулирована так называемая "Европейская инновационная политика”[7]. Эта политика нашла свое дальнейшее развитие на встрече на высшем уровне, состоявшейся в Барселоне в марте 2002 года. Именно там лидеры стран ЕС приняли решение о том, что инвестиции в НИОКР, как доля от ВВП, должны увеличиться с 1,9 % в 2000 году до 3 % в 2010 году. Такой рост вполне реален, учитывая множественность мероприятий и мер, а также наиболее существенный вклад в достижение этой цели со стороны делового сообщества.

После встречи на высшем уровне в Барселоне началось широкое обсуждение направлений и необходимых мероприятий по достижению поставленных целей. Представители европейских институтов и профессиональных европейских ассоциаций, государства - члены ЕС и государства- кандидаты в члены ЕС, а также представители деловых кругов, государственные исследовательские организации и финансовые круги приняли непосредственное участие в этом обсуждении. Был издан ряд информационных документов, в которых активно поддерживались сформулированные общие направления, а также разъяснялось содержание реформ инновационной политики.

Сущность обсуждений была сформулирована в информационном документе ЕС "Инвестиции в исследования: план действий Европы ", принятом в 2003 году[8]. Разделы этого плана настойчиво рекомендовались как основные направления по реализации конкретных мероприятий, направленных на достижение амбициозных целей, выработанных на Барселонской и Лиссабонской встречах на высшем уровне. Эти направления определяют четыре блока мероприятий:

Первый блок направлен на поддержку действий стран ЕС и других участников и обеспечение последовательности и взаимодействия этих шагов, что позволило бы сформировать эффективную комбинацию необходимых политических мероприятий. Этот подход включает также процесс координации внутри стран ЕС и в отношении с другими государствами - членами ЕС и вступающими в ЕС странами. Предполагается создание ряда "Европейских технологических платформ", призванных объединить основных участников инновационной системы – исследовательские организации, промышленность, государственные регулирующие органы, потребителей и т.д. - вокруг ключевых технологий с тем, чтобы разработать и реализовать на практике общую стратегию в области создания, развития и использования этих технологий в Европе.

Второй блок мероприятий направлен на совершенствование государственной поддержки в области исследований и технологических инноваций. Чтобы осуществлять инвестирование в европейские исследования, предприятия должны сформировать достаточное количество сильных исследовательских коллективов, а государственные НИИ - иметь четкое взаимодействие с промышленными предприятиями и обладать эффективной государственной финансовой поддержкой, включая финансовые стимулы. Этот план действий сосредоточен на мерах по улучшению возможности для карьерного роста ученых, приближению государственных исследований к нуждам промышленности и развитию и полной реализации потенциала европейских и национальных государственных финансовых инструментов.          Например, согласно Плану действий, к 2005 году органы государственной власти должны были отменить действовавшие законы и их применение в сфере многочисленных финансовых схем государственного финансирования, которые затрудняли транс-европейское сотрудничество и передачу технологий и, как следствие, значительно снижали возможности для исследований и инноваций для бенефициаров.[8]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.