Теперь строим аналогичные диаграммы для каждой
СЗХ компании, причём на диаграмме должны быть отмечены предпочтения
покупателей, реальные значения компании и значения этих же показателей для
фирмы-конкурента. Сразу же делаем выводы после каждой диаграммы.
Оба конкурента немного меньше требуемого значения
по вкусу, у SABMiller лучше показатель по критерию «упаковка», однако по
остальным, менее важным критериям он уступает как желаниям потребителей, так и
компании «Балтика».
Наблюдаются незначительные различия в
индивидуальных значениях потребительских критериев у обоих конкурентов. В
целом, чистое лидерство компании «Балтика» по этой СЗХ оправданно.
Очевидно полное преимущество премиальных марок
пива компании «Балтика» над аналогичной зоной хозяйствования у главного
конкурента. По всем критериям значения СЗХ «Премиальные, РФ» выше не только,
чем у SUN InBev, но и желаемых потребительских значений, что, безусловно,
намного важнее.
Практически обратная ситуация сложилась у
СЗХ-близнеца предыдущей, продающейся на рынках бывшего СССР: главный конкурент
по всем параметрам «бьёт» компанию «Балтика», соответственно наблюдается
закономерное отставание от Heineken.
И в среднеценовом секторе на рынке России
основным конкурентом Балтики является Heineken. Но вот, что интересно: здесь ситуация
кардинально меняется, и лидером рынка становится изучаемая компания, значения
покупательских критериев которой практически полностью соответствуют желаемым.
Отсюда и закономерное чистое лидерство по этой зоне хозяйствования.
Необычная ситуация наблюдается в аналогичном
секторе в СНГ. Изучаемая компания разработала продукты практически идеально
удовлетворяющие предпочтения потребителей, однако «абориген» местного рынка
компания «Оболонь» за счёт силы своей торговой марки и ещё некоторых критериев
имеет большую долю рынка в этой СЗХ.
В СЗХ «Экономичный, РФ» обе компании практически
соответствуют вкусам покупателей, однако по всем характеристиками главный
конкурент Sun InBev всё же немного лучше, поэтому и позиции этой фирмы крепче.
И вновь СНГ, и вновь «Оболонь» не оставляет
шансов компании «Балтика». Мало того, что по всем критериям «Балтика» не
дотягивает до желаний клиентов, так «Оболонь» ещё и значительно лучше
удовлетворяет эти самые желания. Казалось бы, шансов у компании «Балтика» на
хорошую деятельность в этой отрасли мало, однако рынок растёт бурными темпами,
люди с каждым годом пьют всё больше и больше недорогого пива, поэтому всё будет
хорошо.
Перейдём к рассмотрению последней ценовой
категории – самого дешёвого пива, продающегося на территории России. И компания
«Балтика», и её основной конкурент имеют практически одинаковые гребешковые
диаграммы, хотя, например, в цене Sun InBev уступает изучаемой фирме, отсюда
вытекает закономерное минимальное лидерство компании «Балтика».
Судя по всем гребешковым диаграммам, где есть
«Оболонь», там у компании «Балтика» всё идёт хуже, чем обычно. Однако, это не
повод для сильных огорчений, потому что у компании «Балтика» «хуже, чем
обычно», означает «намного лучше, чем у других». «Балтика» не является лидером
этой отрасли, однако позиция сильного последователя приносит ей прибыль в €37,3
млн.
Оценка конкурентов
Перейдём к оценке конкурентов: анализируется
общая конкурентная ситуация на рынке (тип конкуренции), коэффициент
интенсивности конкуренции и прибыльность каждой СЗХ. Затем находится
интегральный показатель конкуренции, численно равный среднему геометрическому
подсчитанных показателей. Чем ближе значение интегрированного показателя лежат
к единице, тем более благоприятные условия для работы существуют в данной
отрасли.