скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование системы сбытовой логистики на примере ЗАО Ярославский хлебозавод №2

p> - формирование комплекса требований к разрабатываемой модели;

- построение модели процесса сбыта в целом и составление описаний элементов системы, а так же внешних воздействий;

- оценка пригодности полученной модели.

Нередко практическое использование логистических моделей данного типа затруднено из-за недостоверности информации о сбытовой деятельности, неуверенной интерпретации внешних и внутренних факторов. Но, пожалуй, главное затруднение заключается в том, что эти модели, как правило, переносят условности предшествующего периода на прогнозируемый отрезок времени, что далеко не всегда продуктивно в сбыте, где велика изменчивость конъюнктуры рынка.

В какой-то мере названные проблемы снимаются при логистическом моделировании сбыта на основе теории массового обслуживания. Любая логистическая модель сбыта может быть представлена как разновидность системы массового обслуживания. Рассмотрим две системы:

1) модель сбыта без потерь;

2) модель сбыта с потерям.

Логистическая модель сбыта без потерь описывает простейшие, обычно двухзвенные каналы распределения, где отношения между продавцом и покупателем непосредственные, а количество покупателей ограничено то ли в силу специфического характера продукта (инвестиционный продукт), то ли в силу объективной узости рынка (продукция производственно-технического назначения).

Схематически эта модель выглядит следующим образом (рис.7).

Рис.7 Схема логистической модели сбыта без потерь.

величина заказа принятые

К и к исполнению заказы

поток

исполненных

заказов

При безальтернативности заказов наблюдается равенство между величиной заказов, принятыми к исполнению заказами и потоком исполненных заказов.
Данная модель надежна до тех пор, пока не произойдут изменения платежеспособного спроса и производственного процесса товаропроизводителя.

Поскольку неизменность спроса и предложения на практике наблюдаются редко, поэтому для большинства логистических моделей сбыта подходят системы массового обслуживания с потерями. На рисунке 8 показаны два рода потерь:

-при потере заказов из-за ограниченного времени обслуживания, которые обычно возникают по причине не сопряженности производственного цикла и цикла потребления;

-потери из-за отказов в исполнении заказов, которые объясняются недостатком производственных мощностей или слабым развитием каналов товародвижения.

Рис.8 Схема логистической модели сбыта с потерями.

Величина заказов принятые к исполнению заказы

поток

исполненных

заказов

Однако самыми распространенными моделями управления сбытом являются вербальные логистические модели, т.е. модели, построенные на обобщении опыта организации управления сбытом. Основным элементов вербальных логистических моделей сбыта являются организационные структуры сбыта, включая и организацию управления сбытовой деятельностью.

Организационную структуру сбыта с позиции логистического моделирования можно определить как совокупность подразделений предприятия и независимых коммерческих посредников, между которыми существует система различных связей (материальных, финансовых, информационных и др.), обеспечивающих продвижение товаров на рынок и оказание услуг потребителям. В организационной структуре сбыта выделяются подразделения предприятия, выполняющие сбытовые функции, независимые коммерческие посредники, являющиеся каналами распределения продукции, и взаимосвязи между ними.

На рисунке 9 представлена модель организационной структуры сбыта.

Рис.9 Модель организационной структуры сбыта.

Анализ практики логистического моделирования позволяет выделить следующие рекомендации по повышению эффективности сбытовых каналов распределения:

1. уменьшить жесткость и схематичность моделей, усилить их конкретность и приближенность к практике;

2. разрабатывать несколько моделей с учетом влияния внешних и внутренних факторов;

3. ориентировать модели на достижение ключевых конечных результатов;

4. постепенно отходить о политики выталкивания товара на рынок к политике рыночной ориентации производства;

5. доводить детализацию моделей до описания задач конкретным исполнителям;

6. постоянно ориентировать сбытовую деятельность на снижение затрат на единицу конечного продукта;

7. не забывать, что в основе логистического моделирования сбытовой деятельности лежит управление не товарными потоками, а людьми;

8. предусмотреть в модели элементы контроля и стимулирования исполнителей.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СБЫТОВОЙ ЛОГИСТИКИ

ЗАО «ЯРОСЛАВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №2» И ВЫРАБОТКА ПОДХОДОВ К
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МИНИМИЗАЦИИ

ИЗДЕРЖЕК.

3.1. Краткая характеристика объекта исследования.

ЗАО «Ярославский хлебозавод №2» является производителем кондитерских изделий: хлебобулочные (баранки, сушки), макаронные, пряники, печенье, вафли, вафельные конфеты и торты, вафельные конфеты, восточные сладости.

На предприятии имеется производственные цеха (макаронный, прянично- бараночный, кондитерский, вафельный) и вспомогательные подразделения
(управление, сбыт, снабжение, бухгалтерия, транспортный, АХО, строители).

Ассортиментный перечень выпускаемой продукции составляет более 150 наименований изделий.

В ноябре 2000 года банками - кредиторами была начата процедура банкротства, и по решению Арбитражного суда с декабря 2000 года на предприятии было введено Внешнее управление, а с сентября 2002 года –
Конкурсное производство.

Для предприятия, в сложившейся экономической ситуации, наиболее важным условием выхода из кризиса является: минимизация издержек на производство и сбыт продукции, снижение себестоимости выпускаемой продукции (повышение конкурентоспособности по цене) с одновременным увеличением объема сбыта.
Поскольку доля затрат на сбытовую деятельность предприятия в процентном отношении достаточно велика (до 40% от общезаводских), снижение затрат на сбытовую логистику предприятия и явилось основной темой дипломной работы.

3.2. Анализ организации системы сбыта на предприятии.

На ЗАО «Ярославский хлебозавод №2» система обслуживания потребителей организована следующим образом: выделен отдел сбыта в составе:

. Начальник отдела (руководство отделом, работа с оптовыми клиентами, составление плана продаж) - 1 чел.

. Диспетчер по работе с магазинами города (прием заявок от магазинов, составление рейса для развозки продукции по городу, контроль дебиторской задолженности) – 1 чел.

. Старший оператор по работе с клиентами (выписка накладных клиентам работающим самовывозом, выписка накладных в рейс по городу, введение в компьютер прихода готовой продукции, составление отчетов) – 1 чел.

. Оператор отдела сбыта (выписка накладных в рейс по городу) – 1 чел.

. Менеджер региональных продаж (поиск клиентов в регионах и заключение договоров на поставку продукции, проведение презентаций продукции в регионах) – 1 чел.

. Менеджеры по работе с магазинами города (контроль наличия продукции в торговой сети города, продвижение продукции в магазинах города, контроль дебиторской задолженности) – 6 чел. (по одному на район).

. Торговые представители в Северо-западном регионе (Котлас, Няндома,

Мирный) – 3 чел.

. Кладовщики складов готовой продукции – 4 чел.

. Грузчики-экспедиторы отдела сбыта (доставка продукции в магазины города, получение наличных денег за продукцию)– 3 чел.

. Грузчики отдела сбыта – 8 чел.

Итого численность отдела сбыта – 26 чел.

Отдел сбыта входит в состав коммерческой службы предприятия, в которую входят так же:

. Отдел маркетинга (начальник отдела, инженер аналитик, инженер по рекламе);

. Транспортный отдел (начальник отдела, диспетчер, водители – 20 чел, слесари – 3 чел, автотранспорт – 30 ед.).

Организационная структура управления коммерческой (сбытовой) службой предприятия представлена на рис.10.

Рис.10 Организационная структура управления коммерческой (сбытовой) службой ЗАО «Ярославский хлебозавод №2».

Вертикальное взаимодействие.


Горизонтальное взаимодействие.

Рассмотрим каналы распределения продукции ЗАО «Ярославский хлебозавод
№2».

При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.

Прямые каналы распределения (канал нулевого уровня):

. Предприятие имеет два собственных фирменных магазина (розничная торговля) – один при предприятии, второй в районе города.

Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал):

. Доставка продукции в магазины (розничная торговля) города осуществляется кольцевым развозом автотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует три рейса по городу (одна автомашина на два района города). Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.

. Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии.

. В Северо-западном регионе (Котлас, Няндома, Мирный) через торговых агентов состоящих в штате отдела сбыта (зависимые посредники), осуществляется доставка продукции в магазины (или другие розничные торговые точки) автотранспортом предприятия. В обязанности торговых агентов входит сбор заявок с клиентуры и контроль дебиторской задолженности, анализ регионального рынка сбыта.

Косвенные каналы распределения (оптовая торговля, многоуровневые каналы):

. Оптовые (крупно-мелкооптовые) предприятия (независимые посредники) города, области и других областей приобретают продукцию самовывозом на предприятии.

. Доставка продукции оптовым (крупно-мелкооптовым) покупателям

(независимым посредникам) города, области и других областей транспортом предприятия.

Предприятие осуществляет доставку продукции своим транспортом в
Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Владимирскую, Московскую,
Ивановскую области и крупным оптовым базам города (например, база
«Бакалея»).

Схема каналов товародвижения представлена на рисунке 11.

Рис.11 Схема каналов товародвижения предприятия.

магазины города (доставка) частные предприниматели

самовывоз

одноуровневый канал многоуровневый канал канал нулевого уровня

Как видно из представленной схемы предприятие использует различные каналы товародвижения. Из них, канал нулевого уровня, и одноуровневый канал распределения являются наиболее затратными (содержание фирменных магазинов, заработная плата персонала магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города (без оплаты транспортных расходов) и др.).

При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).

Среднемесячный объем реализации предприятия составляет

5 млн. руб. Из них:

. Фирменная торговля 0,1 млн. руб. (2%)

. Торговые точки города 1,2 млн. руб. (24%)

. Оптовые посредники города 1 млн. руб. (20%)

. Оптовые посредники в регионах 2,7 млн. руб. (54%)

Как видно из представленных цифр, реализация продукции через фирменную торговую сеть предприятия не эффективна (2% общего объема реализации). Это связано с недостаточным вниманием руководства к организации данного вида торговли и отсутствием должного финансирования.

Объем продаж в магазины города (кольцевой развоз) составляет 24% общего объема реализации, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе менеджеров по работе с магазинами города. Емкость рынка города Ярославль по данному виду продукции составляет приблизительно 2,5 млн. руб./мес. При эффективной организации работы менеджеров по продажам объем реализации возможно увеличить на 52%. Однако для увеличения объема продаж существуют реальные препятствия:

- высокая цена продукции по сравнению с конкурентами (высокая себестоимость);

- сильная конкуренция на рынке;

- несоответствие качества продукции её цене;

- слабая профессиональная подготовка менеджеров по работе с магазинами города.

74% объема продаж предприятия выполняют оптовые посредники (20% в городе, 54% в других регионах). В сложившейся ситуации на предприятии, целесообразно сделать акцент на развитие именно этого канала распределения, т.к. данный вид канала связан с наименьшими издержками для предприятия.

3.3. Анализ работы транспортного отдела предприятия по доставке продукции потребителям.

Автотранспортный парк предприятия состоит из следующих автомобилей задействованных на доставке продукции (таблица 4).

Автотранспортный парк предприятия. Таблица 4.
|№ пп |Марка и тип автомобиля; |Сфера использования|
| |грузоподъемность | |
|1 |Груз. Фургон ЗИЛ – БЫЧОК диз. 3 |Сбыт, снабжение |
| |тонны. | |
|2 |Груз. Фургон ЗИЛ – БЫЧОК. диз. 3 |Сбыт, снабжение |
| |тонны. | |
|3 |Груз. Фургон ГАЗ – ГАЗЕЛЬ. 1,1 |Сбыт. |
| |тонны. | |
|4 |Груз. Фургон ГАЗ – ГАЗЕЛЬ. 1,1 |Сбыт |
| |тонны. | |
|5 |Груз. Фургон ЗИЛ. дизель |Сбыт, снабжение |
| |6 тонн. | |
|6 |Груз. Фургон ЗИЛ. дизель |Сбыт, снабжение |
| |6 тонн. | |
|7 |Груз. Фургон ЗИЛ. дизель |Сбыт, снабжение |
| |7 тонн. | |
|8 |Груз. Фургон МАЗ дизель |Сбыт, снабжение |
| |7 тонн. | |
|9 |Тягач/полуприцеп МАЗ дизель 20 |Сбыт |
| |тонн. | |
|10 |Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) |Сбыт, снабжение |
| |5 тонн. | |
|11 |Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) |Сбыт, снабжение |
| |5тонн. | |
|12 |Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) |Сбыт, снабжение |
| |5тонн. | |
|13 |Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) |Сбыт, снабжение |
| |5 тонн. | |
|14 |Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) |Сбыт, снабжение |
| |5тонн. | |
|15 |Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) |На списание |
| |5тонн. | |
|16 |Груз. Фургон ЗИЛ (бензин) |На списание |
| |5тонн. | |
|17 |Груз. Бортовой ЗИЛ |Снабжение, сбыт |
| |3 тонны | |
|18 |Груз. Бортовой ЗИЛ |Снабжение, сбыт |
| |3 тонны | |
|19 |Муковоз ЗИЛ |Снабжение |
|20 |Муковоз МАЗ |Снабжение |
|21 |Груз. Самосвал ЗИЛ |АХО |
|22 |Груз. Самосвал ЗИЛ |На списание |
|23 |Цистерна автозаправщик ЗИЛ |На списание |
|24 |Груз. Бортовой УАЗ |АХО |
|25 |Спец вахта ЗИЛ |Развозка работников|
|26 |Автобус ПАЗ |Развозка |
| | |сотрудников |
|27 |Легковой ГАЗ – ВОЛГА |Управляющий |
|28 |Груз. Фургон ИЖ |Транспортный отдел |
|29 |Пассаж. ГАЗ - ГАЗЕЛЬ |Коммерческая служба|
|30 |Полуприцеп ЗИЛ – СЗАП |На списание |

Как видно из представленной таблицы в обслуживании потребителей
(доставка продукции) задействовано 14 автомашин (преимущественно с бензиновыми двигателями). Для доставки продукции в торговые точки города и оптовикам в городе используются мало-среднетоннажные автомашины (ЗИЛ 5 тонн, БЫЧОК 3 тонны, ГАЗЕЛЬ 1,2 тонны), а для доставки продукции оптовым посредникам в регионах используются крупнотоннажные автомобили (ЗИЛ,МАЗ 7-
20 тонн).

По сложившейся на предприятии системе распределения автотранспорта, в рейс по городу в 80 % случаев отправляются автомобили с бензиновым двигателем, большой грузоподъемностью (5 тонн) и большим расходом топлива на 100 км. пробега (ЗИЛ). Это объясняется тем, что грузчикам-экспедиторам удобнее выгружать продукцию из большого по размерам фургона, что бы не пересортить продукцию учитывая большой ассортимент.

В таблице 5 представлены нормы расхода топлива на 100 км. пробега автотранспорта принятые на предприятии (составлены ПЭО и утверждены
Управляющим).

Нормы расхода топлива Таблица 5.
|№ |Тип и марка техники. |Вид |Нормы расхода на |
|п/п |Грузоподъемность. |топлива |100 км./л |
| | | |летние |Зимние |
|1 |Гр. фургон ЗИЛ |Дизельное |37,5 |41,3 |
| |6 т. | | | |
|2 |Гр. Фургон ЗИЛ |Бензин А80|39,4 |43,3 |
| |5 т. | | | |
|3 |Гр. Фургон ЗИЛ |Дизельное |27,8 |30,6 |
| |7 т. | | | |
|4 |Гр. Фургон ГАЗ-ГАЗЕЛЬ 1,1 т. |Бензин А80|19,3 |21,2 |
|5 |Гр. Фургон ЗИЛ-БЫЧОК 3 т. |Дизельное |17,9 |19,7 |
|6 |Тягач п/прицеп МАЗ |Дизельное |52 |57 |
| |20т. | | | |
|7 |Гр. Фургон МАЗ |Дизельное |38,4 |42,2 |
| |7 т. | | | |

Для расчетов примем условно:

N - среднее число магазинов в одном рейсе;

L – средняя протяженность одного рейса;

M – средняя загрузка машины одного рейса; e – число рейсов.

Среднее количество рабочих дней в месяце - 22 дня.

Характеристика рейсов по городу Таблица 6.
| |N |L |M |Е |
| |Ср. |Ср. протяжен.|Ср. загрузка |Число |
| |количество |одного рейса |одной машины |рейсов |
| |магазинов |км. |т. | |
| |рейса | | | |
|За сутки |13 |100 |1,2 |3 |
|За месяц |286 |2200 |26,4 |66 |
|За год |3432 |26400 |316,8 |792 |

Суммарно по 3 рейсам по периодам. Таблица 7.

| |N |L |M |
| |Ср. |Ср. |Ср. загрузка|
| |количество |протяжен. | |
| |магазинов |рейсов |Машин |
| | |км. |т. |
|За сутки |39 |300 |3,6 |
|За месяц |858 |6600 |79,2 |
|За год |10296 |79200 |950,4 |


Стоимость транспортных расходов (по нормативам рассчитанным ПЭО и утвержденным Управляющим) для клиентов предприятия представлены в таблице
8.

Тарифы на транспортные услуги. Таблица 8.
| |Стоимость, руб./км. |
|Марка машины | |
| |Наличный расчет |Безналичный расчет |
|МАЗ |10,5 |10,0 |
|ЗИЛ |9,7 |9,24 |
|ГАЗЕЛЬ |6,86 |6,53 |

Проведем расчет средней стоимости (Стр) доставки продукции по магазинам города (по периодам) при использовании автомобиля ЗИЛ, бензинового (Аи 80), грузоподъемностью 5 тонн, использую данные таблиц 5,6,7.(таблица 9). В данном расчете учитываем только затраты на топливо (переменные затраты), без учета затрат на заработную плату водителя, затрат на обслуживание автомобиля, амортизацию автомобиля (постоянные затраты).

Расчет транспортных затрат автомобиля ЗИЛ (5тонн)

Таблица 9.
| |L |Pт/100 км |Pт факт |Cт |Cтр 1 |
| |Протяженн.|Расход |Расход |Стоимость|Стоимость |
| |Рейса, км |топлива, л|топлива |топлива |транспортн|
| | | |факт, л |за 1 |ых услуг, |
| | | | |литр, |руб. |
| | | | |руб. | |
|Ежедневно|100 |41,3 |41,3 |7,9 |326,27 |
|Месяц |2200 |31,3 |908,6 |7,9 |71 77,94 |
|Год |26400 |41,3 |10 903,2 |7,9 |86 135,28 |

При использовании в рейсах по городу трех автомобилей ЗИЛ (5 тонных) сумма транспортных расходов по доставке продукции выглядит следующим образом
(таблица 10).

Транспортные расходы на 3 автомобиля ЗИЛ (5 тонн)

Таблица 10.
| |Стр общ., руб |
|Ежедневно |978,81 |
|Месяц |21 533,82 |
|Год |258 405,84 |

Теперь, для сравнения, рассчитаем те же показатели для автомобиля ЗИЛ-
Бычок, дизельного (ДТ), грузоподъемностью 3 тонны. (таблица 11).

Транспортные расходы автомобиля ЗИЛ-Бычок (3 тонны)

Таблица 11.
| |L |Pт/100 км |Pт факт |Cт |Cтр 1 |
| |Протяженн.|Расход |Расход |Стоимость|Стоимость |
| |Рейса, км |топлива, л|топлива |топлива |транспортн|
| | | |факт, л |за 1 |ых услуг, |
| | | | |литр, |руб. |
| | | | |руб. | |
|Ежедневно|100 |19,7 |19,7 |8,5 |167,45 |
|Месяц |2200 |19,7 |433,4 |8,5 |3683,9 |
|Год |26400 |19,7 |5200,8 |8,5 |44206,8 |

Для автомобиля ГАЗ-ГАЗЕЛЬ, бензинового (АИ-92), грузоподъемностью 1,2 тонны (таблица 12).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.