Формирование социокультурных ориентаций и нравственных ценностей государственных служащих
Формирование социокультурных ориентаций и нравственных ценностей государственных служащих
Содержание
Список принятых сокращений
Введение
Глава 1. Стратегическое ориентирование личности
государственного служащего
1.1 Определение и типология стратегических ориентаций
госслужащего
1.2. Основания дифференциации жизненных стратегий
государственных служащих
1.3 Особенности формирования жизненных стратегий госслужащих
Глава 2. Ценности в структуре деятельности государственных
служащих.
2.1 Корпоративные ценности как управленческий ресурс государственной
гражданской службы
2.2 Нравственные ценности государственной гражданской службы
2.3 Общественное и правовое воздействие на формирование и
развитие духовно-нравственных качеств государственных служащих
Заключение
Список источников и литературы
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
РФ - Российская Федерация
ВС - Верховный Суд
Бюл. - Бюллетень
Бюл. ВС РФ - Бюллетень Верховного
Суда Российской Федерации
ВКС - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации
РГ - Российская газета
САПП РФ - Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства
Российской Федерации
Введение
Проведение социально-экономических
преобразований в российском обществе невозможно без мобилизации
интеллектуального, творческого, профессионального потенциалов государственной
службы, значительного повышения духовно-нравственного уровня ее субъектов.
Государственная служба в России должна стать самостоятельным социальным
институтом, в рамках которого могли бы достойно проявиться все необходимые для
современной России преимущества цивилизованного управления государством.
Важная роль в становлении нового типа
российской государственной службы, по нашему мнению, принадлежит мотивационному
ресурсу госслужащих – включение в структуру ценностных ориентаций таких
нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать
воспитанию и формированию у государственных служащих прогрессивных этических
ценностных ориентаций и высокой нравственности, адекватных потребностям
социальной практики и традициям служения Отечеству. Актуальность темы
исследования обусловлена радикальными изменениями, происшедшими в мире и в
России, в условиях которой возникла новая система социокультурных ориентаций
государственных служащих.
Предмет изучения
дипломной работы составляют социокультурные ориентации и нравственные ценности
государственных служащих. Изучение этих ценностей и обуславливает актуальность
выбранной темы работы.
Объект изучения -
государственные служащие.
Целью дипломной
работы является выявление особенностей формирования социокультурных ориентаций
и нравственных ценностей государственных служащих с целью формирования и
развития духовно-нравственных качеств государственных служащих
Сформулированные цели определили
необходимость решения следующих задач:
- дать определение и
типологию стратегических ориентаций госслужащего;
- рассмотреть
основания дифференциации жизненных стратегий государственных служащих;
- определить
особенности формирования жизненных стратегий госслужащих;
- выявить
корпоративные ценности как управленческий ресурс государственной гражданской
службы;
- рассмотреть
офицерскую честь как стержневую духовно-нравственную ценность;
- изучить
общественное и правовое воздействие на формирование и развитие
духовно-нравственных качеств государственных служащих.
Методами в работе являются следующие:
аналитический метод (используется при анализе литературы и нормативно-правовых
актов), статистический и логический методы, методы сравнительного анализа и
обобщения.
Нормативно-методическую
базу исследования составляют нормативные акты России, данные госстатистики.
Автором дипломной работы были также проанализированы
нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность государственных
служащих. Остановимся на них более подробно.
Конституция РФ[1] играет принципиально важную роль в
правовом регулировании государственной службы. Именно она определяет, какие
руководящие государственные должности РФ относятся к категории «А» и в чем
состоят их отличия от других государственных должностей (категорий «Б» и «В»).
В ней определена также компетенция Совета Федерации, Государственной Думы и
Президента РФ по назначению на должности и освобождению от должности
государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся
подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.
Федеральный закон «О системе
государственной службы в Российской Федерации» значительно видоизменил понятие
государственной службы РФ, отменив положения Федерального закона № 119-ФЗ
"Об основах государственной службы Российской Федерации"[2]. Так, государственной
службой в настоящий момент признается профессиональная служебная деятельность
граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий не только государственных
органов, но и самой Российской Федерации, ее субъектов, а также деятельность по
осуществлению государственных функций в специальных государственных
формированиях, службах и учреждениях (ст.ст. 1, 6, 7)[3]. Именно поэтому реформирование
государственной службы должно осуществляться в тесной взаимосвязи с реформой
системы государственных органов исполнительной власти, ибо, как отмечалось в
Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента РФ от 15.08.2001 № 1496, "эффективность
государственной службы обеспечивается оптимизацией и стабилизацией структуры
государственных органов и их аппаратов, разграничением задач, функций,
полномочий и ответственности государственных органов и их подразделений"[4]. Необходимо установить
соответствие между характером функций, выполняемых государственным органом
исполнительной власти, и особенностями планирования и финансирования его
деятельности. В частности, требуется провести четкую грань между функциями по
выработке государственной политики и принципов регулирования в определенной
сфере деятельности и функциями по реализации государственной политики и
оказанию государственных услуг.
С 1 февраля 2005 года вступил в силу
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской
Федерации"[5]. Этот
закон от 27 июля 2004 г. реализует одно из важнейших конституционных прав
равного доступа граждан к государственной службе нашей страны. В его развитие
президентом Российской Федерации изданы указы "О конкурсе на замещение
вакантной должности государственной гражданской службы Российской
Федерации"[6] и "О
проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской
Федерации"[7],
опубликованные 03.02.2005 г. в "Российской газете". Он устанавливает
правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной
гражданской службы. Предметом его регулирования являются отношения, связанные с
поступлением именно на гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а
также правовым положением федерального гражданского служащего и гражданского
служащего субъекта Российской Федерации. Его принятие вытекает из положений
Федерального закона "О системе государственной службы Российской
Федерации"[8], где была
определена система государственной службы, состоящая из трех видов:
государственной гражданской, военной и правоохранительной службы, каждый из
которых должен быть урегулирован соответствующим федеральным законом. Один из
ключевых моментов Закона о гражданской службе - регламентация института
конкурса, который обеспечивает право граждан поступать на гражданскую службу и
позволяет проводить отбор достойных претендентов, отвечающих предъявляемым
законом требованиям профессионализма и компетентности. Говоря о значении и
содержании указов президента, стоит подчеркнуть, что одним из них утверждено
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации, а другим - Положение о проведении
аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Имеется ряд федеральных законов,
которыми регулируются особенности государственной службы в отдельных федеральных
государственных органах. По ряду вопросов государственной службы имеются указы
Президента РФ. Многие вопросы федеральной государственной службы регулируются
дисциплинарными уставами и положениями, положениями о конкретных органах и их
подразделениях и другими нормативными актами Правительства РФ, министерств и
ведомств.
Сложность и
многогранность исследуемого феномена позволяет обозначить специфические
направления развития теории, в той или иной мере затрагивающей различные
аспекты и стороны анализа формы социальной престижности и социокультурного
явления. Это исследования, посвященные осмыслению различных подходов к
типологии, видам, содержанию социального престижа в структуре основных
социокультурных явлений, авторами которых являются С.А.Войтович[9], Т.И. Заславская[10], В.И. Ильин,[11] Г.В. Осипов[12], В.В.Радаев[13], М.Х.Титма, О.И.Шкаратан[14], В.А.Ядов[15] и др.
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННОЕ самоопределениЕ и стратегическогЕ
ориентированиЕ личности государственного служащего
1.1
Определение и типология стратегических ориентаций госслужащего
Во
всех развитых странах мира существует и развивается институт государственной
службы, ведется целенаправленная кадровая политика в области государственного
управления. Не является исключением в этом плане и Россия. Однако в нашей
стране институт госслужбы только начинает складываться. Личностный потенциал и
стратегические приоритеты нуждаются в серьезном изучении и надежном
технологическом обеспечении.
Как
отмечают отечественные исследователи, госслужащие - "это люди с уже
установившимся типом отношения к реальности, который определяет активность и
направленность деятельности, с четко выработанной стратегией
жизнедеятельности".[16]
В свою очередь тип отношения к социальной реальности (в т.ч. тип мировоззрения)
зависит от наличия сформированного социального или социально-политического
идеала.
Следовательно,
чтобы повысить качество и эффективность деятельности госслужащих, мы должны
учитывать не только их жизненный опыт и сложившиеся ориентации, но и
представления об их будущей жизни, которые традиционно связывают с понятием
"стратегия жизни".
Концепция
жизненных стратегий личности предложена и обоснована нами в соавторстве с
Ю.М.Резником.[17] Понятие
"стратегия жизни" характеризует, с одной стороны, систему социокультурных
представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее
текущее (повседневное) поведение в
течение
длительного времени, а с другой - способ сознательного планирования и
конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее
будущего.
В
зависимости от доминирующей формы активности личности мы выделяем несколько
типов стратегии жизни. С нашей точки зрения, человек по отношению к своей
собственной жизни может последовательно занимать три разные, хотя и взаимосвязанные
позиции: "иметь" (рецептивная активность), "достигать"
("достиженческая" активность) и "быть" (творческая или
"экзистенциальная" активность) (Такой подход, предложенный в общих
чертах Э.Фроммом, получил свое подтверждение и конкретизацию в ряде социологических
опросов, проведенных авторами с разными категориями опрашиваемых - студентами,
учащимися и работниками организаций. Безусловно, как и всякая типология, он
имеет условный характер и не выражает в полной мере всего богатства жизненных
отношений личности.).
Рецептивная
("приобретательская") активность является основой стратегии
жизненного благополучия, достиженческая активность -стратегии жизненного успеха
и, наконец, экзистенциальная активность - стратегии жизненной самореализации.
Жизненное
благополучие - один из наиболее распространенных типов стратегии личности, для
которого характерны следующие особенности: рецептивная
("приобретательская") активность и референтная (соотносительная)
направленность потребления, преобладание установки на получение (а не на
создание) жизненных благ, стремление к комфорту и максимально полной
обеспеченности жизни, доминирование образа стабильной и размеренной жизни и др.[18]
Жизненный
успех - достаточно распространенный и привлекательный тип жизненных стратегий
личности, отличающийся такими чертами, как "достиженческая"
активность и активная жизненная позиция, преобразовательская направленность
деятельности и ее нацеленность на высокие результаты, способность жить и
работать в условиях неопределенности и риска, оригинальность и разнообразие в
выборе и реализации культурных стилей, устойчивая ориентация на внешнее
признание и одобрение и др.[19]
Самореализация
в жизни - широко известный тип жизненной стратегии, характеризующийся
осознанной и практической установкой личности на творческое изменение и
преобразование собственной жизни, на ее личное самосовершенствование и
саморазвитие в качестве субъекта жизнетворчества.
Во-первых,
стратегии жизни госслужащих и их карьерный рост определяются прежде всего типом
социальной организации разных стран.
В
зависимости от социальной организации выделяются две основные модели
государственной службы: (1) "сервисная", построенная на отношениях
"специалист - клиент", и (2) "патерналистская", основанная
на отношениях покровительства и опеки к "подопечным" - подчиненным
или рядовым гражданам.[20]
В тех
странах, где госслужащий обеспечивает выполнение функций государственного
управления посредством сервисной модели, его личностный и творческий потенциал
задействуется в полной мере. На первый план выдвигаются его профессиональные
способности и коммуникативные навыки, а также умения работать с разными
категориями граждан.
В
странах, где преобладает патерналистская модель службы, госслужащие находятся
под сильным гнетом бюрократических условностей и "правил игры". Они в
гораздо меньшей степени самостоятельны и предоставлены сами себе. Практически
каждый шаг на государственной службе контролируется вышестоящими инстанциями.
Наибольшую возможность в раскрытии и реализации своего личностного потенциала
получают представители высшего звена государственного управления.
Государственная
служба - системный объект. Применение системного подхода позволяет адекватно
отобразить в научных моделях системную природу государственной службы как
объекта изучения. Целостность взаимодействия подсистемы государственной службы
с ее экосистемой - государством означает, что государственная служба может быть
понята диалектически лишь в связи с другими элементами - субсистемами, то есть
в соотнесении с системой государственного управления, а не сама по себе, не как
изолированное нечто.
Назначение
государственной службы как системы состоит в том, что при любых изменениях всей
социальной системы она должна служить стабилизирующим центром социума,
поддерживать в обществе определенный порядок в различных сферах человеческой
деятельности. Такой порядок необходим для устойчивого существования социальной
системы. Порядок обычно достигается применением юридических законов и иных
нормативно-правовых актов (указов, постановлений, распоряжений и т.д.),
выполнение которых гарантируется соответствующими органами принуждения.
В
качестве основных подсистем госслужбы как системы можно выделить: совокупность
исполнительных органов государственной власти, кадровый состав госслужбы,
утилитарно-материальные составляющие, система управления госслужбой,
совокупность норм, правил, процедур, существующих в самой системе и
воспроизводящихся ею, и т.д. В адекватно функционирующей системе все подсистемы
существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие
открытых каналов коммуникаций между ними.
Система
выполняет свои функции с помощью подсистем - людей, организованных в группу, в
которой проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями
данной социальной группы и общества в целом. Государственные служащие
представляют собой особую социально-профессиональную группу людей, наделенных
властными полномочиями, которые реализуются в форме издания приказов, распоряжений,
указаний, предписаний и иных актов управления, обязательных для граждан. Слой
государственных служащих выполняет важную функцию стабилизатора в обществе,
осуществляя свои полномочия, без спешки, медленно, осторожно, систематически -
в лучших традициях бюрократии, обеспечивая тем самым плавность, постепенность
социальных изменений в переходный период общественного развития, препятствуя
социальному взрыву.[21]
Итак,
приведенное в параграфе различие между указанными выше типами стратегий жизни
является весьма условным, но оно четко разделяет жизненные позиции, которые
занимает личность в процессе своей жизнедеятельности и во взаимоотношениях с
окружающими ее людьми.
1.2
Основания дифференциации жизненных стратегий государственных служащих
Реформирование
государственного управления неразрывно связано с переосмыслением деятельности
служащих государственной власти и местного самоуправления, их устремлений в
профессиональных областях, изучением всего спектра жизненных установок,
ценностей, профессиональных ориентиров, которых придерживаются современные
чиновники. Специфика жизненных стратегий чиновников в профессиональной сфере во
многом определит будущее конкретной реализации и продолжения реформ
государственной власти и местного самоуправления «на местах».
Понятие
«стратегия жизни» характеризует, с одной стороны, систему социо-культурных
представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее
повседневное поведение в течение длительного времени, а с другой — способ
сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем
поэтапного формирования ее будущего.[22]
Приведем
наиболее распространенные типы стратегий, встречающиеся в повседневной жизни.
Они выделяются по ряду институциональных признаков: социально-экономическому
положению, способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов, системе
регуляции и контроля, социальному характеру (коллективной ментальности),
профессиональному этосу. В совокупности эти признаки образуют комплексный
критерий социологической типологизации жизненных стратегий.[23] Его содержание определяется характером
социальной активности личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|