Государственная библиотечная политика
Государственная библиотечная политика
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Орловский
областной колледж культуры и искусств
Курсовая работа
по дисциплине
«Экономика
и менеджмент библиотечного дела»
Тема:
«Государственная библиотечная политика»
Выполнила студентка III курс
Специализации
«Библиотековедение»
Мосина Ю.Н.
Руководитель Станиславская Г.Н.
Орел – 2005
План
1)
Введение
2)
Библиотеки
в новой социокультурной ситуации
3)
Государственная
библиотечная политика: Общие понятия
4)
Государственная
культурная политика библиотеки: цели и приоритеты
5)
Новые
проблемы и новые возможности в управлении библиотечным делом
6)
Политика
министерства культуры РФ в области информатизации библиотечного дела
7)
Государственная
информационная политика и библиотеки
8)
Политика
Министерства культуры РФ в области сохранения библиотечных фондов
9)
Заключение
10)
Приложения
11)
Список
литературы
Введение
В данной курсовой
работе два основных героя – российские библиотеки и государственная
библиотечная политика, их развитие и взаимоотношения в новейший период (с 1992
г)
Общепризнанно,
что технологическая революция в информационной сфере оказывает критическое
воздействие на весь ход развития человеческой цивилизации. Новые информационные
технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед
необходимостью решения принципиально новых задач. Освоения этих технологий
привело к пересмотру фундаментальных принципов организации библиотечного дела.
Эти процессы носят глобальный характер и в них все больше оказываются
вовлеченными библиотеки России.
Государственная
библиотечная политика – очень сложный общественный феномен. Государственная
библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее
содержания и восприятия, границ взаимодействия и юрисдикции все время менялось
и меняется и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло.
Библиотеки
в новой социокультурной ситуации
В последние годы
стали сильно меняться представления о задачах и возможностях библиотек, об их
месте в культурной научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их
роль в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления,
рыночной экономики, формировании глобального информационного пространства. Эти
представления претерпевают изменения и на профессиональном, и на
правительственном, и на обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек в
современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и
неограниченного доступа к информации и сохранения ее источников. Библиотекаря
же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а
информационным специалистом, навигатором в океане информации.
Входящая в третье
тысячелетие современная библиотека – это уже не только книгохранилище, но и
своеобразный «электронный архив». Это единственное место на Земле, где
предоставляется доступ к информации и на традиционных ее носителях и в
электронном виде. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные
возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых
задач. Освоение новых технологий привело к пересмотру фундаментальных
представлений о роли и месте библиотек в обществе основных принципов
организации библиотечного дела.
Для российских
библиотек переход к новым технологиям драматически осложняется тем, что
происходит не на устойчивом экономическом и политическом фоне, как на Западе, а
на фоне систематического кризиса всего российского общества, изменения
основополагающих принципов его социального и государственного устройства.
С началом
политических и экономических реформ на пространстве бывшего СССР и всей
Восточной Европы, с изменением государственной, информационной и культурной политики,
библиотеки вступили в новый этап своего развития.
Происходит
эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского
характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции
информационных центров представляющих доступ к национальным и мировым
информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные библиотечные
технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер воздействия с
органами власти, различными социальными группами.
Государственная
библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее
содержания и восприятия, границы ее воздействия и юрисдикции все время менялись
и меняются, и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло. Какой бы
ни была политика центра местные власти теперь могут ее скорректировать и
вопреки ей делать много прекрасного. И наоборот не делать ничего. Созданная в
советское время сеть российских библиотек требует адаптации к новым
политическим и экономическим условиям, модернизации на основе новых технологий
в русле общемировых тенденций, с учетом всего накопленного передового опыта.
Именно эта задача
должна быть в центре внимания и профессионального библиотечного сообщества, и
органов управления библиотечным делом на всех уровнях – федеральном.
Региональном, муниципальном.
Государственная
библиотечная политика:
общие
понятия
Любая политика
проявляется в целях, которые она преследует, деятельности, которая способствует
достижению этих целей, задачах, которые для этого надо решить, выбранных
приоритетах и используемых средств.
Природу,
характер, смысл, эффективность, достоинства и недостатки той или иной политики
можно глубоко постичь только при наличии ясного понимания сущности самого
предмета на который она направлена.
Из всего огромного
множества определений библиотеки, говоря о государственной библиотечной
политике выделяется то которое было выработано в ходе многолетней работе над
федеральным законом «О библиотечном деле». Федеральный закон РФ «О библиотечной
деле принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года определяет библиотеку
как: «Информационное, культурное, образовательное учреждение располагающее
организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во
временное пользование физическим и юридическим лицам». Всего лишь десятью
годами ранее, в 1984 году, в российском (советском) обществе доминировало
другое, во многом отличное от нынешнего, понимание библиотеки. Именно тогда, в
1984 году, Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном
деле в СССР», имевшее как «идеологические, культурно-просветительские и
научно-информационные учреждения», призванные «обеспечить наибольшее полное и
эффективное использование своих фондов в целях дальнейшего экономического,
социально-политического и духовного прогресса советского общества, воспитания
граждан в духе норм и принципов развитого социализма2.
Такое определение
библиотеки было выработано в результате государственной, идеологической,
культурной и информационной политики, проводившейся в СССР в течение более 60
лет.
Перемены в стране
к началу 1990-х годов свели эту политику на «нет» и создали условие для
возникновения другой, новой государственной библиотечной политики,
соответствующей началу становления новых реалий страны с победившей
демократией, открытой миру, ориентированной на создание правового общества с
рыночной экономикой и гражданскими свободами.
Одно только
сравнение двух документов – «Положение о библиотечном деле в СССР» и
Федерального закона РФ «О библиотечном деле» - наглядно демонстрируют
разительность различий общественно-политических и культурных контекстов, в
которых они принимались и соответственно основ и целей государственной
библиотечной политики – тогдашней и нынешней.
Анализируя эти
законодательные акты, которые официально формируют различные социальные функции
библиотек и являются основой для формирования и реализации государственной
библиотечной политики, можно сделать следующие выводы.
В обоих случаях библиотечное дело трактуется как
комплексная социально-культурная система, выполняющая целый ряд социальных
функций, из которых и в 1984, и в 1994 году выделены три. В 1984 году –
идеологическая, культурно-просветительская и научно-информационная. В 1994 году
информационная, культурная и образовательная. То есть библиотеки должны быть
обязательно прежде всего объектом государственной политики в области информации
(исключая все ее аспекты), культуры и образования. Но в законе о библиотечном
деле очерчены лишь базовые принципы государственной политики в области
библиотечного дела, такие как:
-
создание
условий для всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых и
предоставляемых в пользование библиотеками
-
государственная
поддержка развития библиотечного дела
-
невмешательство
в профессиональную деятельность библиотек.
В «Положении о
библиотечном деле в СССР» была прописана Государственная межведомственная
библиотечная комиссия (ГМБК), действующая при министерстве культуры СССР. На ее
возлагались и рассмотрения основных направлений развития библиотечного дела,
определение принципов размещения библиотек в стране, а также решения иных
вопросов и ее решения являлись «обязательными для всех министерств, ведомств и
организаций, имеющих в своем ведении библиотеки».
Сейчас в России
нет законодательно определительного центрального органа, наподобие ГМБК,
решения которого в вопросах библиотечного дела были бы для всех обязательными.
В «Положении о
Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6
июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение к
библиотечному делу имеют некоторые из них такие как:
- Осуществление
государственной политики в сфере культуры
- Определение
целей и приоритетов в развитии библиотечного дела
- Управление
деятельностью подведомственных библиотек (РГБ; РНБ; ГИБЛ; ГПИБ; ГОПБ; ГРЮБ;
РГДБ; РГБС).
Но осуществление
Министерства культуры РФ государственной культурно политики во всей ее полноте
невозможно хотя бы уже потому, что важные сферы культуры тоже как книгоиздание,
кино, цирк, СМИ и т.д. находятся в компетенции других ведомств. И действенных
рычагов на них Министерство культуры РФ не имеет. Точно также обстоит дело и в
отношении библиотек других ведомств.
В положении о
МКРФ сказано, что в соответствии с возложенными на него задачами, министерство
выполняет самые различные функции. Из них:
1)
координирует
деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов РФ по вопросам отнесенным к компетенции министерства;
2)
обеспечивает
государственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование и
популяризацию государственных, музейных и библиотечных фондов, создание и
внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных
музеев и библиотек в РФ
3)
осуществление
межведомственную координацию в области библиотечного дела в том числе создание
кооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей
4)
реализует
порядок использования и осуществляет государственный контроль а обеспечением
сохранности и использования фондов подведомств библиотек, обеспечивает в
установленном порядке управление фондами рукописей, рукописных материалов и
памятников печати государственных библиотек.
В Положении о
МКРФ есть статья 10 которая отвечает на вопрос: какие же полномочия зоны МК
Правительством РФ для осуществления функций межведомственных комиссий?
Статья 10 «Для
рассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным вопросам, относящимся
к компетенции МК РФ при Министерстве могут образовываться на общественных
началах советы по культуре и искусству и другие совещательные органы,
действующие на основании положений, утвержденных министерством культуры РФ.
Таким образом,
сегодня прав директивного воздействия на политику других ведомств в отношении
их подведомственных библиотек не имеют ни Министерство культуры ни создаваемые
при нем на общественных началах разнообразные совещательные органы.
Особенность новой
правовой ситуации состоит в том, что взаимодействие библиотек и взаимодействие
ведомств на библиотечном поле перестало быть их вмененной обязанностью и
является их добровольным неотъемлемым правом, которым они могут добровольно
воспользоваться, тогда когда у них возникнет необходимость и желание
взаимодействовать – как для наиболее эффективного содействия конкретных
проблем, так и для выработки общей философии библиотечного дела.
Разумеется при
такой децентрализации структура управления библиотечным делом процесс
добровольной выработки совместных решений требует несравненно большой, чем
прежде, деликатности и профессионализма. В этом контексте вопрос о том, кто
является главным ведомством, отвечающим за формирование и реализацию
государственной культурной политики, определение целей и приоритетов развития
библиотечного дела, имеет 2 ответа. Формально – Министерство культуры РФ. На
неформальном уровне, в реальной жизни, лидерство в библиотечной политики будет
признаваться за теми, кто демонстрируя наивысший профессионализм, наибольшие
творческие амбиции и активность, будет вносить наибольший вклад в разработку
основополагающих программ, предоставляющих всеобщий интерес и всеобщую
всероссийскую значимость.
Закономерно, что
всю большую роль в осуществлении многополюсной государственной библиотечной
политики играют крупные федеральные библиотеки различных ведомств. А не сами
ведомства. В Законе РФ «О библиотечном деле», определены не одна «главная
библиотека страны», а две имеющие равный статус и равные права национальные
библиотеки. – РГБ и РНБ. Среди многих обязанностей этих библиотек
законодательно закреплено и их участие «в разработке и реализации федеральной
политики в области библиотечного дела». Аналогичные записи в уставах других
семи федеральных библиотек. Подведомственных Министерству культуры, внесло само
министерство, нацеливая их на то, чтобы быть и не только объектами, но и
субъектами библиотечной политики.
С юридической
точки зрения, государственная библиотечная политика всецело, в полном объеме
распространяется исключительно на библиотеки федерального ведения. Особенно это
касается нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Для
Региональных и муниципальных библиотек, не говоря уже о библиотеках, являющихся
структурными подразделениями нефедеральных учреждений, эти акты носят не
обязательный, а рекомендательный характер. Содержащиеся в них нормы могут
уточняться и корректироваться с учетом местной специфики по усмотрению
учредителей этих библиотек, а могут и вообще не приниматься во внимание. Это
означает, что общегосударственного характера эти документы не носят, если
только они не имеют статуса федерального закона, или же в федеральном законе
специально не определено, что данные вопросы целиком относятся к компетенции
Правительства России.
Воздействие на
библиотеки тех или иных социальных групп и органов власти в разные моменты
времени имеет неодинаковую силу.
Так, например, в
начале 1990-х годов решающим в силе фактором воздействия на библиотеки
оказалась совсем не государственная политика в области библиотек, а общая
политика федерального правительства.
Следствием этих
действий федеральное правительство стало то, что уровень материального
состояния подавляющего большинства библиотек существенно снизился. Сказалось
отсутствие навыка у новых властей и в центре, и на местах финансировать
библиотеки должным образом, руководствуясь не устаревшими нормативами, а
пониманием важности библиотек для общественного развития и удовлетворения
общественных потребностей в знаниях и информации.
Резко снизилась
зарплата работников библиотек, что повело к оттоку квалифицированных кадров,
падению престижа библиотечной профессии, сократились объемы комплектования
библиотечных фондов, усилился их моральный и физический износ, множество
библиотек вообще закрылось.
Вместе с тем
экономические и политические формы дали мощный толчок к переосмыслению миссии
библиотек в обществе, открыли возможность изучения, распространения и внедрения
в практику работы российских библиотек лучшего мирового опыта. Возникновение и
развитие рынка компьютерной техники и телекоммуникационных услуг открыли путь к
масштабной компьютеризации библиотек, наращиванию их информационного
потенциала, повышению их социальной привлекательности. Недостаток средств
привел к необходимости максимально эффективно их расходования, развитию
маркетинговых подходов, культуры бюджетного проектирования, повышению
квалификации и ответственности и т.д.
Таким образом,
объективно наиболее мощное и решающее воздействие на библиотеки оказала не
государственная библиотечная политика, а общая политика органов государственной
власти.
Воздействие
государства и общества на библиотеки в 1-й половине 90-х годов не было
осознанным тщательно и специально спланированным, но при этом гораздо более
результативнее чем влияние собственно государственной библиотечной политики,
которую в это время проводили министерство культуры РФ, другие федеральные
ведомства., а также органы государственной власти субъектов федерации по
отношению к библиотекам, находящимся в их ведении и которая имела абсолютно
охранительный для библиотек характер.
Государственная
культурная политика и библиотеки: цели и приоритеты
Государственная
библиотечная политика во всем многообразии своих целей и задач не вмещается
целиком в государственную культурную политику. Тем не менее, именно общая
культурная политика оказывает определяющее влияние на место библиотек в
обществе, их статус и перспективы. В 1-ю очередь это касается библиотек
публичных в меньшей степени библиотек других типов. Именно культурная политика
определяет сегодня государственную политику. По-настоящему сильной и
сбалансированной государственная библиотечная политика будет только тогда,
когда она будет суммой, по крайней мере, трех сильных библиотечных разделов
государственных культурных, образовательной и информационной политик.
Страницы: 1, 2
|