скачать рефераты

МЕНЮ


Имидж руководителя: методы формирования

Идеалисты сходны с синтезаторами в том, что не расположены концентрироваться (тем более, фиксироваться) на точных цифрах и фактах. Различие между ними состоит в разных подходах к разрешению противоречий. Синтезаторы считают, что надо максимально заострить противоречие и попытаться затем найти принципиально новое решение, позволяющее интегрировать противоположные взгляды. Идеалисты, в отличие от них, считают, что можно найти сходство даже в «непримиримых» позициях. Они убеждены, что люди могут договориться о чем угодно, если придут к согласию относительно целей. Идеалисты не ценят конфликт и не получают от него удовольствия; они считают конфликт непродуктивным, следовательно, абсолютно ненужным.

Идеалисты легко и без внутреннего сопротивления воспринимают самые разнообразные идеи, позиции, предложения. В ситуациях группового решения проблемы они на первом этапе не мешают (скорее даже помогают) другим высказать весь спектр взглядов и альтернатив. Затем они пытаются ассимилировать все эти взгляды в таком решении, которое содержало бы что-то привлекательное (хотя и не без потерь) для каждого.

Идеалистам нравится, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия, оказывающих поддержку и помогающих другим, т.е. как полезных людей. Они обладают развитым моральным чувством. Их жизненная философия часто сводится к следующему: «Я хороший человек, поступаю правильно и получу за это справедливое вознаграждение».

Обычно идеалисты гордятся своими возвышенными идеалами, высокими нормами морали и поведения и критериями оценки деятельности, хотя и не всегда сознают, насколько в действительности высоки их стандарты. Чтобы удовлетворить их запросы, требуется высокое качество работы и образцовое поведение. Идеалисты нередко разочаровываются в людях, чьи стремления и нормы кажутся им менее возвышенными, чем их собственные. Те, кому, по меркам идеалистов, недостает нравственной чистоты, или те, кто мало заботится о других, не думает об общем благе и не стремится к совершенству, могут вызвать у идеалистов возмущение и даже гнев.

Когда приходится искать решение проблемы, идеалисты незаменимы в тех ситуациях, где трудно четко сформулировать проблему и где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и ценности, т.е. субъективные величины. Если проблема может быть четко сформулирована, структурирована и выражена в математических и логических терминах, а затем решена с помощью алгоритмических действий, идеалисты часто испытывают затруднения.


Прагматический стиль.

Девиз прагматиков можно определить как «Что-нибудь да сработает» и «Годится все, что работает». Основой любой деятельности прагматиков является непосредственный личный опыт.

Прагматики выделяются среди всех остальных склонностью к поиску новых способов удовлетворения своих и чужих потребностей, используя лишь доступные в данный момент материалы и информацию. Им не свойственно запрашивать дополнительные средства и информацию, ресурсы, а тем более – резервы. Возможно, они просто экономят время таким образом. В решении любых проблем прагматикам свойственен постепенный, инкрементальный подход с целью как можно скорее получить конечный результат. Поиск новых способов и эксперименты прагматики осуществляют не из любви к новизне, а лишь ради выигрыша в скорости достижения цели.

Другим людям подход прагматиков может показаться поверхностным, беспорядочным, не отвечающим «общепринятым» нормам и вообще неразумным, а сами прагматики – недостаточно последовательными, серьезными, принципиальными и даже лишенными убеждений.

Однако существует убеждение, которого прагматик твердо придерживается: события в мире происходят несогласованно и завися преимущественно от случайных обстоятельств (благоприятных или неблагоприятных), а не от желания человека или даже его способностей. По его убеждению мир как целое непредсказуем, практически не поддается пониманию, а тем более – управлению. Поэтому прагматик живет сегодняшним днем.

В тенденции поведение прагматиков менее предсказуемо, чем поведение обладателей других стилей мышления.

Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру и обладают способностью улавливать спрос и предложение в широком смысле этих слов. Они рады поделиться своими соображениями с другими, практически всегда готовы к сотрудничеству, с энтузиазмом включаются в процесс коллективного мышления и принятия решений, проявляя искренний интерес к формулированию стратегий и тактик быстрого достижения целей. Убеждение прагматиков в непредсказуемости событий вовсе не означает демонстрации бессилия перед обстоятельствами, фатализма. Прагматикам не свойственны пессимизм, нигилизм и негативизм. Наоборот, к решению любых проблем они подходят с позитивной, оптимистической установкой, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Прагматическое мировоззрение уберегает их от чрезмерной серьезности и драматизации в подходе к проблемам.

Прагматики – довольно гибкие и адаптивные люди как в плане мышления, так и в плане поведения. Обычно они обладают хорошо развитыми навыками общения, способны поставить себя на место другого человека, т.е. не только рационально вывести, но и ощутить практические и гуманитарные (этические, психологические) последствия предлагаемых ими решений. Им не безразлично отношение других людей, они хотят, чтобы их любили, одобряли, или, по крайней мере, принимали их мысли и поведение. Прагматики гордятся своей гибкостью и адаптивностью, так как именно эти качества помогают им завоевать расположение людей.


Аналитический стиль.

Анализ (от греческого – «разложение, расчленение») – операция, прямо противоположная синтезу. Представителей аналитического стиля отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Прежде чем принять решение, они разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации.

Аналитики больше всех других ориентированы на теорию, но когда им говорят об этом, они часто удивляются, не соглашаются, а иногда – и обижаются. Аналитики, особенно те, кто прямо не связан с теоретической работой, видят себя реалистичными, твердо опирающимися на факты практическими людьми, какими в определенной степени и являются. Однако в основе внимания, которое аналитики уделяют фактам, лежит опора на теорию.

В целом аналитики хуже других переносят неизвестность, неопределенность, хаос. Они склонны видеть мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым. Даже если такое мировоззрение трудно поддерживать вследствие неблагоприятных обстоятельств, например, беспорядков на улице, нестабильности экономики или напряженной обстановки в семье.

Аналитики ценят знания, серьезно относятся к обучению и с самого детства усваивают множество теорий, которые помогают им объяснять события и наводить порядок в окружающей среде. Они уважают авторитеты, не любят менять свои взгляды и пристрастия и пытаются регулярно применять усвоенные теоретические знания на практике. Со временем процесс применения усвоенных теорий доводится до автоматизма и перестает ими осознаваться (имеются в виду не строгие научные теории, а общие подходы и концепции).

В случае возникновения проблемы аналитик скорее всего будет искать формулу, процедуру, метод или систему, способную дать решение этой проблеме. Вследствие доминирующего интереса к методу он стремится найти «самый лучший способ» решения задачи. Подход аналитика базируется на подробном, увязанном во всех деталях плане и на поиске поддающегося рациональному обоснованию «наилучшего пути».


Реалистический стиль.

Девизом реалистов можно считать высказывание «Факты есть факты». Реалисты – прежде всего эмпирики, а не теоретики. Для них реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться, лично увидеть или услышать, самому пережить и т.п. В этом они противоположны синтезаторам, которые убеждены, что интерпретация и выводы всегда важнее самих фактов. Реалисты, в отличие от синтезаторов, твердо убеждены в том, что любые два интеллигентных человека, имеющих нормальное зрение, слух и т.д., могут сразу прийти к согласию по поводу совместно наблюдаемых фактов.

Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает каждый раз, когда они видят, что нечто делается неправильно. Реалисты стремятся исправить положение (не изменить в принципе или заменить полностью).

Реалисты опираются на факты, ориентированы на объективное, конкретное и вещественное, проявляют склонность к методичности и практическим результатам. Они испытывают антипатию ко всему субъективному и иррациональному. В этом они сходны с аналитиками. Однако между реалистами и аналитиками есть принципиальные различия. Реалиста раздражают формально-логические процедуры аналитика и стремление последнего к сбору дополнительной информации и поиску совершенства. Реалист пытается сделать конкретное дело по возможности хорошо, опираясь на те факты, которые находятся в его распоряжении.

Реалисты гордятся своей резкостью, язвительностью, способностью приводить других в смущение.


Учеными проведено исследование частоты встречаемости различных стилей мышления. Исследования проводились в США и в России. Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Частота наблюдаемости различных стилей мышления.


Стили мышления

Частота, %

США

Россия

Синтетический

11

6

Идеалистический

37

42

Прагматический

18

11

Аналитический

35

46

Реалистический

24

29


Около 50% людей используют в своей деятельности стратегии преимущественно одного из стилей мышления. Еще 35% имеют так называемый «двугорбый профиль», т.е. с равной частотой пользуются стратегиями двух стилей мышления. Оставшиеся 15% либо не могут определить свой стиль мышления, либо более или менее успешно используют стратегии трех и более стилей.

Существование 50% приверженцев одного стиля мышления делает актуальной проблему изучения этого явления и использования его для практических целей. Любой руководитель должен по определению работать с людьми. При этом маловероятно, что в команде окажутся представители только одного стиля мышления, притом именно того, которого придерживается данный руководитель. Поэтому для каждого руководителя целесообразно иметь представление о стилях мышления, свойственных его подчиненным и последствиях, выражающихся в результатах работы подчиненных благодаря использованию этих стилей.

Многие руководители «понимают» это подсознательно. Однако наличие знаний в этой области может существенно повысить эффективность совместной работы.

Изучение стратегий не свойственных человеку стилей мышления специалисты сравнивают с изучением иностранного языка. Чтобы выучить иностранный язык под давлением обстоятельств (производственных или личных), человеку не требуется изменять систему ценностей или мировоззрение. Достаточно сформировать систему навыков. Скорее всего, на иностранном языке этот человек будет читать и говорить более по необходимости, чем ради получения удовольствия. Но знание языка расширит его возможности и позволит полнее реализовать индивидуальность. Точно так же на улучшение имиджа могут повлиять навыки владения стратегиями нескольких стилей общения.

2.2. Социально-психологические основы. Этапы формирования руководителя.

 

Данный дипломный проект посвящен формированию имиджа руководителя в широком смысле этого слова. За понятием «руководитель» может стоять как наемный управляющий, так и владелец предприятия. Однако вопрос формирования руководителя как личности заслуживает более детального рассмотрения.

Специалисты выделяют несколько стадий формирования руководителей. Возможна следующая классификация:

 














Рис. Стадии формирования Бизнесмена.


В представлении ученых эти роли различаются между собой так же, как роли аспиранта, научного сотрудника, профессора и академика в науке, их можно рассматривать как этапные ипостаси роли Бизнесмена, которые последовательно должен освоить человек, посвятивший себя бизнесу.

Попробовать себя в предпринимательстве с той или иной долей успеха может каждый человек. Для этого у человека нет необходимости исходно приводить себя в состояние совершенства. Существует несколько основных путей прихода людей в предпринимательство.

1.        Под влиянием обстоятельств. В этом случае человек переходит от одного вида деятельности к совершенно другому. (Например: в НИИ не платили зарплату, обстоятельства вынудили сотрудника добывать средства к существованию, он занялся продажей лекарственных средств, используя знакомства).

2.        Путь из специалистов в предприниматели. Человек, работающий в качестве наемного специалиста в бизнесе (торговый агент, коммерческий директор и т.д.) постепенно осознает, что полученные знания позволяют ему начать свое дело независимо от «хозяина».

3.        «Инкубаторные предприниматели». Этот вариант мало распространен в России, однако достаточно популярен в развитых странах. В рамках государственных программ поддержки развития предпринимательства создаются специализированные центры, «бизнес-инкубаторы», в которых все желающие попробовать себя в этой сфере проходят предварительную подготовку и обучение, пишут бизнес-планы будущих предприятий и, успешно сдав экзамены, начинают свое дело, пользуясь поддержкой государства в виде льготных кредитов, налоговых льгот и т.д.

4.        «Предприниматели по традиции». Этот способ предполагает передачу дела по наследству. Будущий бизнесмен исходно знает о предначертанной ему судьбе, живет в атмосфере родительского или родственного бизнеса, с детства усваивает часть опыта и, главное, этику ведения дел. По известным причинам этот способ в России только начинает формироваться.

5.        «Предприниматели по природе». Для некоторых людей «дух предпринимательства» является естественной предпосылкой выбора этого пути.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми человека можно назвать предпринимателем (с точки зрения данной классификации):

-         достижение успеха в проведении как минимум нескольких коммерческих операций при использовании собственных или заемных средств, личное участие в формировании первоначального капитала коммерческого предприятия;

-         личное участие в исполнении своего дела;

-         несение материальной ответственности за результаты своего дела;

-         обладание правом принятия решения при выборе направлений развития дела;

-         обладание правом распоряжаться полученной в деле прибылью.

Роль Предпринимателя заканчивается с перерождением ее в роль Менеджера, т.е. в тот момент, когда созданная Предпринимателем организация отвлекает его самого от личного выполнения всех дел, напрямую связанных с бизнесом, вынуждая его заняться решением задач по управлению другими людьми, выполняющими это дело.

Менеджера специалисты определяют следующим образом: «Менеджер – это тот, кто умеет организовывать свою работу так, чтобы она укладывалась в расписание с 9 до 18; он умеет поставить дело так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск и не останавливается с его отъездом в важную командировку; он знает то, что ему необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что самому знать необязательно; он работает с организацией дела, а не с самим делом».

В фокусе внимания Менеджера должна находиться не технология бизнеса, не то, насколько правильно или неправильно происходит процесс, а люди, которые этот процесс осуществляют. Задача Менеджера – управлять и контролировать действия людей, занимающихся процессом, а не сам процесс. Этот переход известен в литературе под названием «делегирование». Несколько более подробно процесс делегирования полномочий будет рассмотрен в следующей главе данного дипломного проекта.

Человек, желающий освоить роль Менеджера, должен стремиться выработать определенные навыки. Специалистами разработана так называемая «Пирамида развития менеджерских навыков» (см. схему 5).

Переход от роли Менеджера к роли Инвестора происходит, когда у Менеджера появляется слишком много свободных средств и возникает проблема их выгодного вложения.

Если Бизнесмен в роли Менеджера сосредоточен в основном на вопросах управления делом и организацией, то на этапе Инвестора возникает необходимость самостоятельного управления деньгами, причем управления не на уровне учета расходов и доходов и точного распределения средств по имеющимся нуждам, а именно эффективного управления «лишними» деньгами, не требующимися существующей организации и делу.

Роль Лидера доступна очень немногим по своему определению. Под лидером понимается первый в данной области. Ведущей деятельностью Лидера являются инновации. Статус Лидера и особенности его положения на рынке вынуждают его искать способы действий, не использовавшиеся ранее в этой сфере. Деятельность Лидера протекает в условиях наибольшего риска, но и ожидаемая отдача также может быть максимальной. Постоянное балансирование на грани больших выигрышей и больших потерь предъявляет высокие требования к уровню внутренней устойчивости и зрелости бизнесмена на этой стадии.


Навыки

организационных

изменений

 


Навыки организационного

развития

(Стратегическое

планирование,

Организационное планирование,

Стратегическое лидерство,

Управление организационной

Культурой)


Навыки управления организацией


Планирование  Организация  Контроль  Развитие


Навыки оперативного менеджмента


Поиск                 Тренинг      Оценка                 Управление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.