Информационное обеспечение работы менеджера
Информационное обеспечение работы менеджера
Федеральное агентство по
образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный
университет»
Факультет «Экономики и
права»
Кафедра «Финансы и
менеджмент»
Курсовая работа
по курсу «Основы
менеджмента»
на тему:
«Информационное
обеспечение работы менеджера»
Выполнил:
студентка гр. 720151
Чернышовой Д.В.
Проверил: доц., к.т.н.
Михалева Е.П.
Тула 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1 Управленческая деятельность и
информационное обеспечение управления
1.1 Управленческая деятельность
1.2 Информационное обеспечение управленческой деятельности
1.3 Организация информационного обеспечения
Глава 2 Документационное обеспечение работы
руководителя
2.1 Системы документации
2.1.1 Организационно-правовая документация
2.1.2 Распорядительная документация
2.1.3 Справочно-информационная документация
2.2 Порядок движения документов в организации
2.2.1 Экспедиционная обработка поступающих
документов
2.2.2 Предварительное рассмотрение документов в
службе ДОУ
2.2.3 Организация рационального движения
документов внутри организации
2.3 Организация секретарской деятельности
Глава 3 Программное обеспечение управленческой
деятельности
Глава 4 Системы управления базами данных
4.1 Понятие и классификация современных систем
управления баз данных
4.2 Основные функции систем управления базами данных
4.3 Типовая организация современных СУБД
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В окружающем
нас мире имеется много предприятий, фирм, объединений, ассоциаций, занимающихся
различной деятельностью и имеющих различный юридический статус и форму
собственности. Появление подобных производственных и экономических объектов
определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества.
Каждый такой объект в процессе функционирования вступает в определенные отношения
с изменяющейся средой и состоит из множества различных элементов,
взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение им своего
назначения.
Одним из
основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы
деятельности человека является широкое использование новых информационных
технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные
технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под
влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в
технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия
решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм
специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Сфера
применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и
развитых средств коммуникации весьма обширна. Она включает различные аспекты –
от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки
сложных задач принятия решения. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая
техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая
спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям,
трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в
полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных,
образовательных, культурных и тому подобных целей.
Глава 1 Управленческая
деятельность и информационное обеспечение управления
1.1 Управленческая
деятельность
Управление в
любой организации выделяется в особую функцию, на выполнение которой
ориентируются некоторые подразделения организаций. Это органы управления. Все
действия органов управления по осуществлению своих функций можно определить как
управленческую деятельность.
В рамках
организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и
управляющую часть (органы управления). Их совокупность определятся как система
управления.
Органы
управления оказывают на управляемый процесс определенные воздействия,
оформленные в виде определенных решений. Чтобы это происходило, им требуется
сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с требуемым
состоянием, достижение которого является целью управления. Для этого необходимо
получать информацию об управляемом процессе. Другими словами, управляющая и
управляемая части взаимодействуют друг с другом, причем такое взаимодействие
реализуется в виде передачи информации по информационному контуру.
Система
управления
Информация об Управляющие
управляемом процессе воздействия
Схема 1 Информационный
контур в системе управления
Информационный
контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а
также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует
информационную систему данной организации. Информационная система может быть
автоматизированной, а также может основываться на бумажных носителях. В любой
автоматизированной информационной системе можно выделить:
-
персонал,
осуществляющий сбор, формирование, распространение и использование информации;
-
пользователей
информационной системы – потребителей информации;
-
техническую
составляющую информационной системы в виде оборудования;
-
программное
обеспечение;
-
информационные
ресурсы организации.
Для
эффективного управления организацией необходима достоверная информация об ее
деятельности. Она служит фундаментом для формирования любых документов, которые
лежат в основе управления. Любые действия руководителей опираются на
информацию. Ее свойства:
v
достоверность,
т.е. не искажает истинного положения дел;
v
адекватность,
т.е. с помощью полученной информации об объекте создается образ определенного
уровня соответствия;
v
полнота,
если информация достаточна для понимания и принятия решений;
v
краткость
и четкость, она должна быть выражена языком, на котором говорят те, кому она
предназначена;
v
своевременность,
т.е. информация несет в себе сведения, необходимые в данный момент для
понимания и принятия решений.
Недокументированная
информация
|
|
Документированная
информация – комплекс взаимосвязанных документов, применяемых в процессе
выполнения различных функций управления
|
Схема 2 Информационные
ресурсы организации
В рамках
любой организации информация для управления используется в двух видах: она либо
оформлена как документы (планы, заявки, приказы и т.п.), либо имеет
недокументированную форму (речевая информация и т.п.).
Документ –
информационное сообщение в бумажном или электронном виде, оформленное по
определенным правилам и заверенное в установленном порядке. Перемещение
документов и работа с ними в организации – ее документооборот. Документооборот
– система создания, передачи, приема и архивирования документов, а также
контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа.
1.2 Информационное
обеспечение управленческой деятельности
Существенная
часть информации для руководителя должна быть задокументирована, поэтому частью
информационного обеспечения управленческой деятельности является
документационная система организации. Она включает в себя документированную
информацию и документооборот. В информационном обеспечении управленческой
деятельности все документы можно различить по следующим признакам:
1. по
наименованию:
- письма;
- телеграммы,
телефонограммы;
- заявления;
-
предписания;
-
характеристики;
- справки;
- инструкции;
- удостоверения;
- приказы,
распоряжения, решения, указания, поручения, протоколы и т.п.;
2. по типу
материального носителя:
- бумажные
(письменные, графические и т.д.)
- фото-,
кино- и видеодокументы;
- электронные
документы;
3. по
принадлежности к системе документации определенного вида деятельности:
- система
управленческой документации;
- система
обеспечивающей документации;
- система
документации по основной деятельности и т.п.
Система
управленческой документации:
1)
распорядительная документация, состоящая из документов, фиксирующих
управленческие решения (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание,
поручение);
2)
документация по планированию;
3)
информационно-справочная и аналитическая документации.
Система
обеспечивающей документации:
1) документация по
бухгалтерскому учету и отчетности, включающая документы, отражающие движение
денежных средств и материальных ценностей;
2) документация по личному
составу, состоящая из документов, отражающих кадровую деятельность.
Система
документации по основной деятельности:
1) документация по
материально-техническому обеспечению;
2) производственно-технологическая
документация.
1.3
Организация информационного обеспечения
Информация
позволяет управлять. Но и информацией нужно управлять. Управлять процессом ее
получения и использования, информационными ресурсами и информационным
обеспечением, а это означает оценку информационных потребностей на каждом
уровне и в рамках каждой функции управления, изучение документооборота
организации, типизацию информации и данных, создание системы управления данными
и т.п.
Информационное
обеспечение предполагает решение задач распространения информации, проведения
административно-организационных, научно-исследовательских и производственных
мероприятий по ее эффективному использованию.
Цели и задачи
информационного обеспечения управленческой деятельности можно определить
следующим образом:
v
удовлетворение
информационных потребностей органов управления, предоставление им информации в
виде документов;
v
формирование,
размещение, наполнение, поддержка, актуализация и использование информационных
ресурсов организации;
v
создание
и развитие систем обработки и передачи информации;
v
развитие
системы информационного обеспечения.
Информационное
обеспечение управленческой деятельности должно учитывать существующие
законодательные и нормативные ограничения, обеспечивать необходимый уровень
безопасности при использовании технических средств. Нормативно-методическая
база информационного обеспечения управленческой деятельности – это совокупность
законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих
технологии создания документов, их обработки, хранения и использования в
текущей деятельности организации. Она включает в себя:
Ø
законодательные
акты РФ;
Ø
указы
и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ,
регламентирующие вопросы работы с документами;
-
правовые
акты федеральных органов исполнительной власти;
-
правовые
акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, регламентирующие
вопросы организации работы с документами;
-
методические
материалы по работе с документами;
-
государственные
стандарты на документацию;
-
унифицированные
системы документации.
Любая
организация существует в некоторой внешней среде, образуемой государством,
другими организациями, людьми, общественными объединениями и отношениями между
ними. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду.
Внутренняя
среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и
работающих там людей и отношениями между ними. В зависимости от источника
возникновения информации в рамках организации выделяют внутреннюю и внешнюю
информации. Внутренние источники информации – это внутриорганизационные
подразделения. Они порождают плановую, контрольную, учетную,
научно-техническую, аналитическую и другую информации.
Информация
внутренней среды – точная, полная, отражает финансово-хозяйственное состояние. В
качестве внешних источников информации могут выступать:
-
законодательные и регулирующие органы;
- клиенты и
партнеры предприятия;
-
информационные агентства;
- конкуренты;
- органы
статистического учета.
Информация из
внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет
вероятностный характер.
Удовлетворение
информационных потребностей осуществляется на основе обработки и анализа
информации. Эти действия совершаются как в плановом порядке, так и в рамках
информационных запросов. Последние бывают следующих видов:
§
простые
и сложные запросы;
§
формализованные
и неформализованные запросы.
Формализованные
запросы характеризуются заданностью исходной и выходной информации, а также
определенностью алгоритма получения последней из первой. Если формализованные
действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать неформализованные
случайные запросы.
В результате
обработки информации формируются документы и отчеты с недокументированной
информацией, которые предоставляются органам управления.
Возможны две
основные формы организации информационного обеспечения управленческой
деятельности – централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованное
информационное обеспечение основано на создании единой для всех подразделений
организации службы, централизованном хранении, обработке и предоставлении
информации и таком же централизованном управлении техническими средствами и
информационными технологиями.
Децентрализация
предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах
непосредственно на рабочих местах.
Достоинства и
недостатки обеих технологий привели к необходимости придерживаться частично
децентрализованного подхода – организации информационного обеспечения на базе
распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров, и центов обработки
общей для организации информации, в которых располагаются соответствующие базы
данных, общие для любых функциональных подсистем.
Глава 2 Документационное
обеспечение работы руководителя
2.1 Системы документации
2.1.1 Организационно-правовая
документация
Одна из
основных управленческих функций, реализуемых в деятельности организаций –
организация системы и процессов управления, т.е.:
v
создание
организации;
v
регистрация
организации;
v
установление
ее структуры;
v
определение
штатной численности, номенклатуры должностей руководителей, специалистов,
технических исполнителей;
v
регламентация
деятельности структурных подразделений и работников;
v
установление
режима работы и системы охраны;
v
организация
труда работников оценка труда работников.
Организационная
деятельность учреждения фиксируется в организационно-правовых документах. К ним
относятся:
Ë учредительный договор –
это договор, в котором стороны обязуются создать юридическое лицо и определяют
порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего
имущества и участия в его деятельности;
Ë устав – правовой акт,
определяющий статус, организационную структуру, цели, характер и порядок
деятельности созданного юридического лица;
Ë положение об учреждении –
правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права,
ответственность, порядок деятельности;
Ë регламент – правовой акт,
устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального
или совещательного органа;
Организационно-правовые
документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным
на это органом – вышестоящей организацией, руководителем данной организации,
коллегиальным органом или руководителем структурного подразделения. С точки
зрения действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным.
Разрабатывает
эти документы учреждения или подразделения с привлечением юристов и
квалифицированных специалистов. В процессе подготовки данные документы в
обязательном порядке проходят процедуру согласования со всеми заинтересованными
подразделениями и лицами, юристом, заместителями руководителя организации.
2.1.2 Распорядительная
документация
Руководство
любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную
деятельность и издавать распорядительные документы. Основное назначение
распорядительных документов – регулирование и координация деятельности.
Решения,
фиксируемые в распорядительных документах, могут касаться совершенствования
организационной структуры учреждения, определения или корректировки средств и
способов осуществления основной деятельности, обеспечения организации
финансовыми, трудовыми и иными ресурсами. В юридическом плане такие документы
относятся к правовым актам: в них получают выражение конкретные юридически
властные предписания субъектов управления.
С учетом
сферы своего действия распорядительные документы делятся на:
-
правовые
акты федерального уровня;
-
правовые
акты, действующие на уровне субъектов РФ;
-
правовые
акты организаций, предприятий.
Распорядительные
документы могут издаваться совместно несколькими органами управления. С точки
зрения порядка разрешения вопросов эти документы делятся на:
Ø
документы,
издаваемые в условиях коллегиальности (постановления, решения);
Ø
документы,
издаваемые в условиях единоличного принятия решений (приказы, распоряжения,
указания).
Страницы: 1, 2
|