скачать рефераты

МЕНЮ


Использование нормативного метода при принятии управленческого решения

Разработка финансового плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками. Выбор оптимального финансового плана является очень важным моментом для менеджеров предприятия. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.


2. 2 Система плановых нормативов и показателей


С научных позиций всякий норматив представляет собой единую, средневзвешенную величину расхода экономических ресурсов, сложившуюся в действующих рыночных условиях и обеспечивающую эффективное их использование. Иными словами, норматив - это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации производства и требуемой квалификации персонала. [1]

Это значит, что нормативы должны отражать оптимальные или эффективные условия развития отечественного производства и передовые методы выполнения работы. Они служат своего рода мерилом, с которым сравниваются плановые и действительные затраты. Соответственно этому нормативы должны обеспечивать высокую или достигнутую степень эффективности производства, как правило, не ниже установленного рынком нормального или необходимого уровня превышения результатов над затратами.

Любой норматив как единая плановая величина может быть применен на уровне предприятия, отрасли и на более высокой ступени хозяйствования. Действующие плановые нормативы поэтому определяют не только величину затрат ресурсов на производство единицы продукции или работы, но и уровень эффективности развития как отдельного предприятия, так и всей рыночной системы либо страны в целом.

Сложившаяся на рынке величина норматива с точки зрения планирования характеризует конечный результат производства, а величина нормы - затраты экономических ресурсов на его осуществление в заданных условиях. Следовательно, норма - это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях. Норма устанавливает индивидуальное значение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях предприятия, его подразделения или другого уровня.

Таким образом, из сказанного вытекает общий вывод о том, что нормативы - это фундаментальная экономическая категория, которая имеет свое конкретное научное и практическое содержание и форму проявления, например, трудовые или материальные затраты на единицу продукции: мин/шт., ч/шт. или кг/шт., т/шт. и т.д.

Нормативы - это всеобщая мера потребления и использования различных экономических (производственных) ресурсов. С их помощью устанавливаются и регламентируются важнейшие показатели плановой, организационной и управленческой деятельности всех предприятий и организаций, определяется ход производственных процессов, их продолжительность и повторяемость. Они служат мерилом эффективности работы предприятия, своего рода стандартом развития техники, технологии и организации производства, уровнем качества и конкурентоспособности продукции, критерием оптимальности экономической деятельности.

Все нормативы формируются до начала процессов планирования и организации производства, их численная величина должна быть научно обоснованной, выражать усредненный, общественно нормальный или экономически целесообразный для определенных производственных условий уровень затрат планируемых ресурсов независимо от отраслевой принадлежности предприятий и форм их собственности. Нормативы являются унифицированной, межотраслевой или всеобщей величиной длительного применения и должны обеспечивать полное соответствие развития планируемых объектов с учетом изменяющихся на предстоящий период как внутренних, так и внешних условий экономической деятельности всех фирм и предприятий.

Нормы, в отличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное или внутрифирменное назначение. Они создаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования.

Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения в заданных отраслевых или корпоративных условиях с учетом взаимодействия конкретных производственно-технических, организационно-экономических, социально-трудовых и многих других факторов. Все применяемые нормы должны всегда соответствовать тем условиям, для которых они были разработаны и предназначены, и пересматриваться в соответствии с изменением нормообразующих производственных факторов. [6]

По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, макроэкономическими и микроэкономическими, количественными и качественными и т.д. Нормы и нормативы имеют также единые измерители.

С практических позиций всякие нормативы и нормы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, классифицируемую по различным признакам.

Таким образом, между нормативами и нормами существуют определенные признаки сходства и различия. Значения норм и нормативов могут совпадать на конкретные работы в некоторых производственных условиях. В большинстве же случаев норма является функцией от нормативов.

Срок действия той или другой нормы на предприятиях и фирмах не должен превышать периода, в течение которого значения нормативных факторов находятся в допустимых пределах. На тех предприятиях, где это положение соблюдается как закон рыночных отношений, достигаются высокие результаты экономической деятельности, рационально используются все имеющиеся производственные ресурсы, обеспечивается конкурентоспособность производства продукции и услуг.

В плановой деятельности предприятий находят широкое применение различные нормативы и нормы. Они позволяют на точной экономической и математической основе устанавливать оптимальные значения расходуемых ограниченных ресурсов, научно обоснованные и эффективные соотношения между отдельными видами ресурсов, основными элементами процесса труда и всеми звеньями производственно-хозяйственной системы предприятия или фирмы.

Особое значение плановые нормативы приобретают в современных рыночных отношениях, механизм которых базируется на равновесии спроса и предложения, и открывает свободный доступ ко всем видам ресурсов и товаров. В условиях рынка сокращение расхода ресурсов, снижение трудовых, материальных и других затрат на производство продукции и выполнение услуг становится необходимым экономическим требованием планирования, организации и управления производством. На рынке товаров при прочих равных условиях выигрывает такой производитель, который наиболее экономно использует ограниченные ресурсы и достигает их минимального расхода на единицу выпускаемой продукции.

Все многообразные планово-экономические нормативы могут быть объединены в общую систему, состоящую из ряда нормативных подсистем, сгруппированных по определенным признакам. Группировка отдельных нормативов по некоторым производственно-техническим, планово-экономическим и другим признакам называется классификацией. Она представляет собой объединение разрозненных нормативов в общие классы и подклассы, системы и подсистемы, группы и подгруппы, виды и разновидности и другие комплексы или типы в соответствии с их целевым назначением, сферой применения, методами получения и многими другими признаками.

Система планово-экономических норм и нормативов, свободно действующая на предприятиях в условиях рыночных отношений, должна создаваться и функционировать на основе соблюдения следующих основных положений и требований:

·        достижение единства применяемых методов и методик установления затрат ресурсов на производство продукции, работ и услуг;

·        комплексное формирование нормативной базы для сбалансированного планирования .всех показателей производственно-экономической, социально-трудовой и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

·        систематическое обновление и обеспечение высокой степени прогрессивности существующих норм и нормативов на основе отражения в них процессов развития техники, технологии и организации производства;

·        обеспечение сопоставимости и равной напряженности норм и нормативов, формируемых на различных уровнях планирования и в разных подразделениях предприятий или фирм;

·        применение автоматизированной системы сбора, накопления, разработки и обновления норм и нормативов расходования производственных ресурсов;

·        стимулирование персонала различных категорий рабочих и специалистов за эффективное использование и экономию (снижение) расхода ресурсов.

Создание и совершенствование нормативной базы на предприятиях и фирмах всех форм собственности, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт планирования и управления производством, предполагает достаточно высокую квалификацию специалистов, более широкое использование нормативных методов планирования, улучшение первичного учета движения ресурсов по стадиям производства, формирование норм и нормативов на основе экономических, инженерных, организационных и плановых расчетов.

 

2. 3 Использование нормативного метода на предприятии

 

2. 3. 1 Управленческий нормативный учёт

В информационном обеспечении принятия управленческих решений важное место занимает нормативный учет. Необходимым условием внедрения нормативного метода учета является централизация и максимальная компьютеризация учетно-аналитических работ.

Информационное пространство управления организацией формируется исходя из целей и возможностей управления. Особое внимание должно быть уделено специфическим принципам: использованию единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете производства; оценке результатов деятельности структурных подразделений; комплексности использования информации; периодичности, отражающей производственный и коммерческий циклы предприятия; бюджетному (сметному) и нормативному контролю за затратами.

Управленческий нормативный учет — это такая система ведения учета операций предприятия, при которой на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех основных видов деятельности (видов продукции), выделенных в самостоятельный объект бюджетного планирования , фиксируются:

а) плановые (бюджетные) показатели,

б) фактические показатели,

в) отклонения фактических показателей от плановых. [3]

Второй особенностью управленческого нормативного учета является четкое разграничение условно-переменных и условно-постоянных затрат для целей управленческого планирования и, в первую очередь, для информационного обеспечения анализа «издержки-объем-прибыль».

Управленческий нормативный учет существует лишь как интегральная часть процесса бюджетирования. Вне бюджетного процесса ведение управленческого нормативного учета теряет смысл и ведет только к излишним затратам для предприятия. При отсутствии системы планирования, например в небольших компаниях, разумно применять традиционный подход калькуляции себестоимости по фактическим затратам.

Аналитическая подсистема в системе бюджетирования является ведущей, а учетная подсистема - ведомой. Детализация, алгоритм, отраслевые и иные особенности анализа и планирования бюджета определяют требования к содержанию и форме представления (структуре) учетной информации.

Необходимым атрибутом ведения управленческого нормативного учета в компании является наличие в ней единого информационного пространства. Под этим понимается полная «стыковка» данных сводной финансовой и производственной отчетности, ведущейся бухгалтерией, и данных оперативного учета, ведущегося другими управленческими службами и структурными подразделениями.

Таким образом, основными принципами, на которых зиждется управленческий нормативный учет в компании, являются:

- выделение трех групп данных (плановых, фактических и нормативных) на каждой стадии финансового цикла и по каждому объекту (показателю) сводного бюджета;

- обусловленность объема и структуры учетной информации содержанием сводного бюджета предприятия и требованиями эффективного управленческого планирования и контроля;

- четкое разграничение в учете постоянных и переменных затрат;

-        наличие единого информационного пространства, обеспечивающего полную совместимость данных сводного и оперативного учета. [10]

 

2. 3. 2 Планирование финансовых показателей

Нормативный метод здесь состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают, исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции, т. е. используется нормативная база предприятия.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.

Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [7]

Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для управления производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.

Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:

- прогрессивность - отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;

- обоснованность - разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;

- комплексность - комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;

- гибкость, динамичность - систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;

- сопоставимость - обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования ;

- автоматичность - компьютеризация - формирование, обновление и использование нормативной базы.

 

2. 3. 3 Система нормативного учета затрат

Система нормативного определения затрат больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Таковы в основном промышленные предприятия. [9]

Рассматриваемая система дает возможность детально и своевременно учитывать (выявлять) отклонения для каждого центра ответственности по элементам затрат или по статьям калькуляции, указывает менеджерам на возникшие отклонения в целях принятия необходимых управленческих воздействий, регулирующих уровень затрат.

Основное назначение нормативного учета затрат состоит в следующем:

·        служить подспорьем в составлении сметы и оценке эффективности управления;

·        выявлять отклонения, их значимость и природу, способствовать выработке регулирующих воздействий;

·        давать прогноз выполнения норматива издержек;

·        упрощать учет затрат на конечный продукт производства;

·        вскрывать качество нормативов (стандартов) и намечать пути их совершенствования;

·        устанавливать (корректировать) цели, которых необходимо достичь.

Нормативный метод является важным средством управления затратами на производстве. Он обеспечивает решение целого ряда задач:

·        создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и на их основе определение рационального (обоснованного) нормативного уровня затрат (себестоимости) на производство продукции;

·        получение информации о затратах по нормам на отдельные виды продукции в разрезе калькуляционных статей расходов;

·        регистрация и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов, отклонений от норм по местам и причинам их возникновения (рабочим местам, бригадам, участкам, стадиям, переделам, цехам и проч.), а также по ответственным службам;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.