Исследование эффективности системы менеджмента качества ООО "Нефтегазинжиниринг"
Для оценки качества совокупности
видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности.
Индекс качества – это комплексный
показатель качества разнородной продукции, который равен среднему взвешенному
относительных значений показателей качества этой продукции.
Индекс дефектности – это комплексный
показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый
период, равный среднему взвешенному коэффициентов этой продукции.
Индексы качества и дефектности
являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции
предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.
Под управлением качеством продукции
понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех
уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального
качества и полноценное ее использование [34, С. 104].
Основными задачами управления
качеством продукции являются:
-
изучение рынка
сбыта;
-
изучение
национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
-
разработка
методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования,
производства;
-
сбор, анализ,
хранение информации о качестве продукции.
Цель
управления качеством – это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным
требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов
потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.
Для эффективности организации
процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по
качеству.
Руководители среднего звена несут
полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно
взаимосвязана с общей стратегий предприятия и предусматривает последующие шаги
для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете
жизненного цикла товара и принципа «товар - рынок» [36, С. 120].
Наряду со стратегией разрабатывается
тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную
деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет
пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она
разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми
сотрудниками предприятия
Политика в области качества является
начальной точкой руководства по качеству и одним из элементов общей политики
предприятия.
Политика в области качества –
ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности
компании. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области
качества, являются:
-
ситуация на рынке
сбыта;
-
конкурентоспособность
продукции;
-
научно-
технический прогресс и борьба с конкурентами;
-
состояние дел
внутри предприятия;
-
вложение
инвестиций в развитие предприятия.
Все действия управления качеством
осуществляются на основе специальных функций.
Необходимо различать принципы
управления качеством продукции:
-
единство
количества и качества продукции;
-
эффективность
качества;
-
повышение уровня
качества;
-
системный подход
к качеству;
-
экономическое
стимулирование;
-
комплексность
стандартизации и сертификации;
-
создание систем
управления качеством.
Система управления качеством
продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов
управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление,
обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции [22, С. 178].
Разработка системы качества продукции
состоит из следующих этапов:
-
информационное
совещание;
-
принятие решения о
создании системы качества;
-
разработка плана
– графика создания системы качества;
-
определений
функций и задач системы качества;
-
определение
структурных подразделений;
-
разработка схем
управления качеством;
-
определение
состава документации системы качества;
-
разработка
нормативной документации и «Руководства по качеству»;
-
внедрение системы
качества продукции;
-
проверка, отладка
и совершенствование системы качества.
В настоящее время в условиях рыночных
отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право
самостоятельного выхода на внешний рынок, возникает проблема оценки качества и
надежности выпускаемой продукции.
Международный опыт свидетельствует о
том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества
продукции требованиям нормативно - технической документации, является
сертификация. Сертификация – это документальное подтверждение соответствия
продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим
условиям. Международная организация по стандартизации, ИСО, содействует
развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Ее основной
задачей является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной,
научной, технической и экономической сферах деятельности. Эта
неправительственная организация в настоящее время объединяет представителей из
140 стран. Результатом деятельности ИСО является публикация согласованных
международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности, исключая
области, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии.
1.2. Развитие концепции всеобщего менеджмента качества
Формирование представлений о качестве складывалось в течение длительного
времени. Выделяют три основных этапа развития науки о качестве. Хронологически
они разделены следующим образом: первый этап – с древних времён до середины ХIХ века; второй этап - с середины ХIХ века до начала ХХ века; третий этап
– сначала ХХ века по настоящее время.
Вместе с развитием общества и материального производства на первых двух
этапах происходит подготовка материальных и теоретических предпосылок для
становления науки о качестве. Она обусловлена резко возросшей значимостью
категорий качества продукции и работы как фактора интенсификации общественного
производства.
С развитием технического прогресса менялся подход к контролю, анализу,
оценке и управлению качеством. Если в 20-х годах нашего столетия проверка
качества продукции проводилась на основании инспекций и испытаний, включающих
сортировку, разбраковку и переделку, то в 40-е годы уже применялся
пооперационный контроль качества, который позволил ещё на стадии изготовления
продукции добиваться повышения качества, что, в свою очередь, привело к
сокращению затрат на переделки, а следовательно, и на изготовление.
После окончания второй мировой войны контроль качества промышленной
продукции получил дальнейшее развитие и вошёл как составляющий элемент в
создаваемую на Западе систему управления качеством. Основные принципы
системного подхода были сформулированы в руководстве по управлению качеством,
опубликованном в 1951 году.
Методология системного управления качеством промышленной продукции
получила развитие в середине 50-х годов в странах блока НАТО, где она использовалась
для снижения цен на поставки оборудования и материалов при осуществлении
военных проектов. Главным отличием системного подхода к управлению качеством от
широко известного контроля качества производимой продукции являлось то, что
контроль качества – это лишь служба инспекций и тестирования готовых продуктов,
в то время как системный подход к управлению качеством являлся методологией
предотвращения ошибок на самых ранних стадиях исполнения проекта, и контроль
качества производимой продукции был одной из составных частей этой методологии.
В 1959 году министром обороны США был принят самый первый национальный
стандарт по системам управления качеством, за этим в 1968 году последовало
принятие единого стандарта по управлению качеством стран - членов НАТО.
В 60-е годы начали разрабатываться системы обеспечения качества на основе
профилактики дефектов, как внутренних, так и внешних.
В 70 – 80-е годы возникают вопросы, связанные с экономическим аспектом
качества. В этот период начали разрабатываться и внедряться методы и средства
управления качеством, позволяющие снизить затраты на изготовление качественной
продукции. Методы и средства управления качеством были изложены в международных
стандартах ИСО серии 9000. методы и порядок надзора – в ИСО 10000. Таким
образом, в 70 – 80-х годах происходит переход от обеспечения качества к
управлению качеством.
В 80-е годы на первый план выходит разработка вопросов, связанных с
экономическими аспектами управления качеством. В этот период было положено
начало разработки и внедрения методов и средств системного подхода к управлению
качеством, позволяющих снизить затраты на изготовление продукции.
В 90-е годы в менеджмент качества включается не только руководство
деятельностью по управлению качеством, но и многоплановое управление
процессами, ресурсами, персоналом на всех уровнях управления и во всех сферах
деятельности. Эти понятия связаны с понятием «всеобщий менеджмент качества».
Всеобщий менеджмент качества – это концепция, предусматривающее
всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и
методов управления качеством во всех сферах деятельности: от исследований и
разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих
всех уровней, рациональном использовании материальных и людских ресурсов, а
также технических возможностей.
Можно определить три основных составляющих такой концепции:
1.
участие каждого
работника организации во внедрении качества и его влияние на мнение потребителя
о качестве и общественную оценку;
2.
удовлетворение
нужд не только внешних потребителей, но и внутренних;
3.
важная роль
общественной оценке организации в успехе бизнеса.
Концепция всеобщего менеджмента качества базируется на восьми
основополагающих принципах:
1.
ориентация на
потребителя;
2.
руководство – это
не только административная деятельность;
3.
вовлечённость
исполнителей;
4.
процессный подход
– чтобы достигнуть эффективных результатов, необходимо управлять ресурсами и
деятельностью как взаимосвязанными процессами;
5.
системный подход
к менеджменту – идентификация системы взаимосвязанных процессов, её понимание и
управление ею для достижения поставленных целей;
6.
постоянное
улучшение качества продукции – цель организации;
7.
реальный путь к
принятию решений – эффективные решения базируются на логическом и интуитивном
анализе данных и фактической информации;
8.
взаимовыгодные
отношения с поставщиками.
Как показывает опыт развитых стран, внедрение системы менеджмента
качества позволяет значительно (более чем в 2 раза) снизить затраты на качество
и увеличить прибыль. Всеобщий менеджмент качества – это не теоретическая
дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Во всех
случаях целью всеобщего менеджмента качества является достижение более высокого
качества продукции, работ и услуг.
В настоящее время в мировой практике уже сформировалась и реализуется
следующая схема процесса управления качеством продукции (рис. 2).
Рис. 2 Схема процесса управления качеством продукции
Мировое сообщество выработало универсальные методы и средства,
позволяющие в различных условиях добиваться успешного решения поставленных
задач. Поэтому на сегодняшний день для освоения прогрессивного мирового опыта
по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих
мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ,
стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране
организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а
также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области
обеспечения, контроля и улучшения качества.
К числу важнейших условий объективности оценки качества и эффективности
системы управления качеством продукции относится достоверность испытаний. Любой
вид испытаний предопределяет наличие необходимой нормативной базы, регулирующей
параметры изделия, устанавливающей планы контроля и программы проведения
испытаний, а также обеспечение производства современным испытательным
оборудованием.
Необходимость и достоверность оценки технического уровня и качественных
показателей усиливается по мере все большего вовлечения стран в международное
разделение труда. Высокая стоимость контрольных проверок и испытаний делает
необходимым, взаимное признание результатов испытаний. Высший уровень такого
признания – сертификация, гарантирующая, что продукт отвечает определенным
требованиям и имеет заданное качество.
1.3 Стандартизация и сертификация в системе управления качеством
В настоящее время смещение центра тяжести в борьбе за качество с
общегосударственного уровня на уровень непосредственных производителей делает
особенно необходимым укрепление системы стандартизации как фактора обеспечения
качеством.
Стандартизация – незаменимое средство обеспечения совместимости,
взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники и информационных
сетей, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и
свойств качества продукции, работ, процессов и услуг. Развитие стандартизации
неразрывно связано с процессом управления качеством производства.
Влияние стандартизации на повышение качества продукции реализуется в
основном через: комплексную разработку стандартов на сырье, материалы,
полуфабрикаты, комплектующее оборудование, оснастку и готовую продукцию;
установление в стандартах технологических требований и показателей качества, а
также единых методов испытаний и средств контроля.
Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения
большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или
утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и
многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования
и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен
на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области. С
помощью стандартов обеспечиваются единство и правильность изобретений, взаимозаменяемость
деталей и узлов, облегчаются выбор оптимального размерного ряда и отбор
наилучших образцов, организация специализированного производства, уменьшаются
затраты и сокращаются сроки освоения изделий.
Объект стандартизации – продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу
многократного воспроизведения и (или) использования.
Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям
рыночной экономики, позволяет:
-
значительно
расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно
повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки (упор на
снижение издержек производства);
-
превратить
стандарты в практический инструмент борьбы за рынок и потребителей;
-
стимулировать в
интересах потребителей использование стандартов для конкуренции между
производителями за более высокие потребительские свойства товаров, учитывая,
что требования к этим свойствам перестают быть обязательными;
-
превратить
стандарты в продукт демократического согласования заинтересованных участников,
что позволяет избегать диктата и обеспечивать заинтересованность в применение и
соблюдение требований стандартов;
-
сделать стандарты
необходимым условием достижения конкурентоспособности и успешной работы на
рынке, так как товары будут сертифицироваться на их соответствие обязательным
требованиям стандартов.
Возрастание роли стандартизации для предприятий диктуется двумя основными
причинами. Первая из них – с увеличением хозяйственной самостоятельности
предприятий создаются объективные предпосылки к рассогласованию деятельности
смежных по видам производимой продукции предприятий в отношении параметров
создаваемой продукции, методов контроля ее качества и других направлений. Все
это обнаруживается при производстве и потреблении продукции, отражается на спросе
и соответственно на сбыте продукции и, в конечном счете, на экономическом
положении разработчиков и производителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|