скачать рефераты

МЕНЮ


Источники финансирования предприятия

Наиболее распространенными методами эмиссии являются:

-публичное предложение, т.е. размещение акций через брокеров или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам;

-тендерная продажа (один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);

-продажа непосредственно инвесторам по подписке (осуществляется самим эмитентом без привлечения инвестиционного института);

-метод целевого размещения (реализуется при небольших выпусках акций, сопровождается меньшими расходами).

«В развитой рыночной экономике основным способом долгосрочного привлечения средств сторонних лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством.[11]»

Следует заметить, что любое масштабное наращение собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим и потенциальным инвесторам, а также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться понять ее подоплеку и возможные последствия.

Этот эффект может быть как позитивным, так и негативным, что находит отражение в ценах на обращающиеся и вновь эмитируемые ценные бумаги. Вот почему любая эмиссия тщательно готовится и сопровождается соответствующей рекламной и разъяснительной компанией.

Долгосрочное финансирование имеет значимость с позиции стратегии развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

В теории финансового менеджмента принято выделять стратегии финансирования оборотных активов в зависимости от выбора источников покрытия варьирующей их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала.

Известны четыре модели поведения с условными названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к формальному выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов.

«Суть стратегии финансирования оборотных активов в соответствии с идеальной моделью состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. Эта модель довольно рискованна, поскольку не подразумевает резерва ликвидности в виде превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами.[12]»

Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для хозяйственной деятельности. Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных активов также покрывается долгосрочными источниками финансирования. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности формально нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Безусловно, данная модель носит искусственный характер и на практике не применяется.

Компромиссная модель считается наиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть оборотных активов и определенная доля (например, половина) варьирующей части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен сумме системной части оборотных активов и половины их варьирующей части.

Безусловно, в отдельные моменты времени организация может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно сказывается на прибыли; однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне.

Далее, необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, предпочтительность той или иной модели следует считать условной потому, что для каждой из них характерен тот или иной значимый вид риска.

Во-вторых, эти модели не следует рассматривать как непосредственное руководство к действию, поскольку в реальной жизни строгое следование любой из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь общее представление о стратегии управления оборотными активами и источниками их покрытия, помогают понять суть того или иного подхода.

В-третьих, анализ ситуации и выявление модели, которая свойственна организации или представляется желательной, имеют особое значение с позиции перспективного финансового планирования.

В-четвертых, реализация модели чаще всего осуществляется не путем варьирования долгосрочными источниками финансирования, а управлением величиной оборотных активов и краткосрочных пассивов.

Безусловно, не исключается варьирование величиной как собственного капитала (путем расчета суммы прибыли, которая может быть выплачена в виде дивидендов), так и долгосрочных пассивов (привлечение или погашение долгосрочных кредитов).

Таким образом, в этом параграфе курсовой работы была рассмотрена логика управления источниками финансирования в контексте текущей деятельности.


Глава 2. Управление источниками финансирования компании «ЛЕНТРАНС»

 

2.1 Характеристика деятельности ООО «ЛЕНТРАНС»

 

Транспортная компания ООО «ЛЕНТРАНС» работает на рынке грузовых железнодорожных перевозок в России с 2003 года. За короткий период компания зарекомендовала себя как надежный партнер в области железнодорожного экспедирования.

Форма собственности: частная собственность. Юридический адрес: Россия, Санкт-Петербург ул. Маршала Говорова 35. Организационно – правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы организаций является деление их уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому или юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников.

Приоритетом деятельности организации является доставка сборных и крупных партий грузов и прочего грузобагажа железнодорожным транспортом по всей России.

Основные принципы работы организации: доставить груз по месту назначения с обеспечением его сохранности и соблюдением назначенного срока доставки.

Таким образом, ООО «ЛЕНТРАНС» - это молодая, динамично развивающаяся компания, постоянно расширяющая спектр предоставляемых услуг, географию перевозок. Организация оказывает пригородные виды перевозок как по территории Российской Федерации.

Предоставление собственного и арендованного подвижного состава (полувагоны, крытые вагоны, вагоны-цистерны, вагоны автомобилевозы, вагоны-платформы) для осуществления железнодорожных грузоперевозок на железнодорожном транспорте. Также компания осуществляет такие услуги как:

-консультирование клиентуры при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;

-прием груза в пункт назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);

-экспедирование грузов.

-компетенция грузовых партий, т.е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) для наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев (в подавляющем большинстве случаев тарификация мелких отправок не выгодна клиентуре);

-отслеживание груза по пути следования,

-хранение и компоновка груза на теплом / холодном складе.

-посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, страховыми фирмами и другими организациями, участвующими в процессе доставки товара;

-передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемно-сдаточной, перевозочной и пр. необходимой документации;

-организация или выполнение собственными средствами погрузочно-разгрузочных работ;

-оформление претензионной документации совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами и другие операции.

Стратегическая задача компании - увеличение объемов перевозимого груза. Следствием этого планируется приобретение собственного вагонного парка, развитие сети филиалов в регионах, дальнейшее заключение договоров с компаниями - собственниками подвижного состава.

Миссия компании «ЛЕНТРАНС» - способствовать постоянному развитию бизнеса наших партнеров через формирование высоких стандартов качества в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта.

Организационная структура компании «ЛЕНТРАНС» представлена на рисунке 2.1. и выглядит следующим образом:


Рисунок 2.1. Организационная структура компании «ЛЕНТРАНС»


Штат ООО «ЛЕНТРАНС» составляет 48 человек. Из них 28 человек – рабочие (грузчики, кладовщики), привлеченные на постоянной основе, и обслуживающий персонал. Остальные – это руководство организации, менеджеры и прочие специалисты.

Проведённый анализ хозяйственной деятельности компании «ЛЕНТРАНС» показал реальное положение дел на нём. Далее в курсовой работе следует провести анализ финансового состояния исследуемой организации.


2.2 Анализ финансового состояния ООО «ЛЕНТРАНС»


Основой для анализа финансово-экономического состояния ООО «ЛЕНТРАНС» служит бухгалтерский баланс на 2008 и 2009 год.

Финансовое состояние организации, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов организации и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов организации по функциональному признаку.

Основные показатели финансового состояния компании «ЛЕНТРАНС» отражены в таблице 1.


Таблица 1.

Важнейшие характеристики финансового состояния компании «ЛЕНТРАНС» в 2008 и 2009 году.

Показатели финансового состояния компании «ЛЕНТРАНС»

Величина показателей

2008 год

2009 год

Изменение

Общая стоимость имущества организации

7669260

10088680

+2419420

Стоимость оборотных активов

3085551

4973017

+1887466

Стоимость внеоборотных активов

3379653

4241863

+862210

Стоимость материальных оборотных средств

2948242

2997324

+49082

Величина дебиторской задолженности

2137309

1975693

-161616

Величина кредиторской задолженности

1600360

900880

-699480

Величина абсолютно ликвидных активов

100000

130000

+30000

Величина собственного оборотного капитала

2300347

1758137

-542210

Стоимость собственного капитала

4630000

4600000

-30000

Величина заёмного капитала

6039260

6488680

+449420

Величина долгосрочных кредитов и займов

1050000

1400000

+350000

Величина краткосрочных кредитов и займов

3248750

3187800

+60950


По данным таблицы 1, можно сделать следующие выводы о финансовом состоянии компании «ЛЕНТРАНС»:

В 2009 году, наблюдается увеличение общей стоимости имущества организации, это является положительной тенденцией в деятельности организации, т.к. свидетельствует о его развитии.

Наблюдается увеличение краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов. Также по данным таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2009 году организация увеличила размер абсолютно ликвидных активов за счёт уменьшения стоимости капитала.

В 2008 и 2009 годах, величина заёмного капитала значительно превышала величину собственного капитала, что свидетельствует о финансовой зависимости компании «ЛЕНТРАНС». К тому же в 2009 году наблюдается значительное увеличение заёмного капитала, тогда как величина собственного капитала по состоянию на 2009 год значительно уменьшилась.

Анализируя изменения кредиторской и дебиторской задолженности организации, то в 2009 году оба показателя уменьшились. Также следует отметить, что по величине дебиторская задолженность значительно превышает кредиторскую.

Для наглядности, отразим на графике изменения вышеперечисленных значимых показателей характеризующих финансовое состояние компании «ЛЕНТРАНС». Изменения величины заёмного и собственного капитала а также дебиторской и кредиторской задолженности в 2008 и 2009 году представлены на рис. 2.2.

В хозяйственной деятельности организации также наблюдаются и положительные тенденции, например: снижение величины кредиторской задолженности, уменьшение величины дебиторской задолженности, рост стоимости имущества организации. Далее в курсовой работе, будут предложены рекомендации по совершенствованию управления источниками финансирования компании «ЛЕНТРАНС».


2.3 Управление источниками финансирования в компании «ЛЕНТРАНС»


Проведённый анализ финансовой деятельности компании ООО «ЛЕНТРАНС» показывает неблагоприятную финансовую ситуацию.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния организации – не стабильность её деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой организации степенью её зависимости от кредиторов и инвесторов. Структура организации «собственный капитал – заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, организация может обанкротиться, если несколько кредиторов одновременно потребуют свои деньги обратно в «неудобное» время.

Перед организацией стоит проблема выживания. Для ООО «ЛЕНТРАНС» характерна «реактивная» форма управления финансами. Она базируется на принятии управленческих решений как реакция на текущие проблемы, то есть «латание дыр», которые сводятся, как правило, к обеспечению любой ценой наиболее срочных текущих платежей и приводит к существенным нарушениям интересов собственников, что во многом обуславливается отсутствием финансовой стратегии.

Внутренние причины неплатёжеспособности ООО «ЛЕНТРАНС»:

-неэффективное управление;

-неразвитость маркетинговых, финансовых служб;

-недостаточное планирование;

-отсутствие своевременной внутренней отчетности;

-недостаточная капитализация доходов;

-неумение предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

-большие долги, взаимные неплатежи;

-неумение руководителей приспособиться к жестким реальностям формирования рынка, выбирать эффективную финансовую и инвестиционную политику.

В дальнейшем необходимо предложить варианты проведения процедур для эффективного управления источниками финансирования исследуемой организации.

К числу первоочередных, относятся мероприятия, связанные с увеличением уставного капитала, а также наращивание текущих активов за счет улучшения результатов финансово-экономической деятельности. Реализация этих мероприятий приведет к увеличению раздела III «Капитал и резервы» баланса.

Спланировать и рассчитать необходимый прирост собственных средств (прибыли или увеличение размера уставного капитала, размера государственной финансовой поддержки, размера долгосрочных кредитов) для восстановления ликвидности и платежеспособности можно по формуле:

Таким образом, произведём расчёт необходимого для ООО «ЛЕНТРАНС» прироста собственных средств.

Необходимый прирост собственных средств = 5088680 ×0,03 - 4 973 017 = 4 млн. 820 тыс. 357 руб.

Нельзя исключать возможности увеличения собственных средств компании «ЛЕНТРАНС» за счет привлечения долгосрочных и краткосрочных заемных средств. Проанализируем, как изменится ликвидность компании, если она привлечет кредиты.

Привлечение долгосрочного кредита автоматически увеличивает сумму по второму разделу актива баланса, например, запасы, если кредит берется под оборотные средства. Такой кредит существенно не повлияет на изменение ликвидности организации в лучшую сторону. Так как организация и без того, уже перегружена заемными средствами.

Что касается краткосрочных займов, то компании «ЛЕНТРАНС», платежеспособность которой зависит от краткосрочной кредиторской задолженности, во-первых, сложно найти желающих предоставить кредит, а, во-вторых, если кредит и будет получен, организация будет не в состоянии его вовремя вернуть.

Для ООО «ЛЕНТРАНС» прироста собственных средств могут быть предложены так же, такие мероприятия, как:

-сдача в аренду неиспользуемых основных средств организации, что может обеспечить увеличение ее доходов и в конечном счете прибыли, т.е. увеличение итога 3 раздела пассива баланса и соответственно раздела 2 актива баланса;

-продажа части основных средств (ненужных, неэффективно используемых) как способа расчета с кредиторами и способа снижения налогового пресса в части налога на имущество, хотя следует отметить, что этот способ и длителен, и в отдельных случаях нежелателен, поскольку сразу же ведет к сокращению имущественного и производственного потенциала организации);

-получение государственной финансовой поддержки (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетов различных уровней. Чтобы эта поддержка была реальна и возможна, организация обязана разработать бизнес-план по финансовому оздоровлению своей деятельности.

-получение долгосрочного финансирования.

Однако следует отметить, что все вышеперечисленные чрезвычайные меры, безусловно способствуют улучшению финансового состояния компании «ЛЕНТРАНС», однако реализация их либо требует достаточно длительного промежутка времени, либо нежелательна, поскольку связана с уменьшением имущественного потенциала организации или негативными изменениями в ней, которые могут сказаться в будущем.

Основными недостатками предложенных мероприятий являются:

-увеличение уставного капитала. Этот вариант в отдельных случаях достаточно протяжён во времени и нередко сопровождается определенными издержками. В частности, дополнительная эмиссия акций - это весьма дорогостоящий процесс, которому нередко сопутствует падение рыночной цены акций фирмы-эмитента;

- получение государственной финансовой поддержки на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.

Этот источник связан с выполнением ряда условий, в частности, с наличием плана финансового оздоровления (бизнес-плана;

-наличием поданных в установленном порядке документов на приватизацию для организаций, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации;

-безусловным соблюдением целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.

Таким образом, для улучшения финансового состояния компании «ЛЕНТРАНС» целесообразно применить следующие меры:

-Прежде всего компании «ЛЕНТРАНС» необходимо увеличение доли собственных источников финансирования, которое может быть достигнуто за счет повышения прибыльности деятельности организации и дальнейшего направления чистой прибыли на увеличение собственных средств.

-Компании «ЛЕНТРАНС» необходимо совершенствование работы по управлению оборотным капиталом. Резервы оптимизации оборотного капитала определяются на этапе анализа оборачиваемости и могут состоять в сокращении периодов оборота элементов текущих активов или увеличении периодов оборота элементов текущих пассивов.

Безусловно, под увеличением периодов оборота элементов текущих пассивов не подразумевается нарушение условий договоров с поставщиками и расчетов с бюджетов (не подразумевается создание просроченных задолженностей перед поставщиками, бюджетом, персоналом).

Управление оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, структуры и значений его компонентов, важнейшим из которых является дебиторская задолженность. Необходимо разработать систему оперативного управления текущими активами транспортной компании в части дебиторской задолженности, как наиболее мобильной составляющей оборотного капитала. 

Дебиторская задолженность компании «ЛЕНТРАНС» по своей структуре и объемам обусловлена плохо организованным процессом хозяйственной деятельности или нарушением финансовой, расчетной или платежной дисциплины.

Для предотвращения излишнего увеличения дебиторской задолженности, которое может привести к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль компании целесообразно выделить дебиторскую задолженность организации как самостоятельный объект оценки.

- Компании «ЛЕНТРАНС» необходимо наладить работу по взысканию дебиторской задолженности, которая позволит высвободить дополнительные денежные средства и тем самым повысить ликвидность. Следовательно, можно говорить о необходимости управления дебиторской задолженностью ООО «ЛЕНТРАНС» с целью оптимизации ее величины.

-Компания «ЛЕНТРАНС» должна отслеживать и налаживать работу по формированию оборотных средств путем нормирования и контроля. Это позволит выявить внутренние резервы от нерационального использования средств и направить их на покрытие некоторых из коммерческих расходов, что в свою очередь, увеличит прибыльность, а организация будет стремиться к достижению безубыточной работы за счет более рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения расходов и потерь.

Таким образом, в курсовой работе были предложены рекомендации для компании «ЛЕНТРАНС» для повышения эффективности управления источниками финансирования.


Заключение


У каждой организации в зависимости от профиля ее деятельности, социального и технического состояния есть потребность в привлечении источников финансирования. Если в результате привлечения источников финансирования эффективность деятельности организации повышается, то с полным основанием можно говорить о целесообразности сделанных вложений. При этом встает вопрос, за счет каких источников произошел прирост - собственных или заемных.

Если основной упор был сделан на заемные средства, т.е. кредиты, займы и кредиторскую задолженность, то очевидно, что в последующие периоды этих источников может и не быть, по крайней мере, в прежних размерах. В подобном случае повышение мобильности имущества имеет нестабильный характер, ибо увеличение доли заемных средств свидетельствуют об усилении финансовой неустойчивости организации и повышении степени ее финансовых рисков, а также об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к организации должнику.

При этом риск предпринимательской деятельности увеличивается в связи с тем, что обязательства, взятые в связи с долгом, должны выполняться независимо от доходов организации. Не следует забывать и об ограничении деловой активности организации, в связи с принятием ею долговых обязательств:

-утрате права полного распоряжения имуществом, предоставляемым в залог;

-возможных затруднениях в последующем получении кредита и т.д.

Минимальным риск будет у тех организаций, которые строят свою деятельность на основе собственных источников. В то же время доходность деятельности таких организаций, как правило, невысока, поскольку эффективность использования заемных средств в большинстве случаев оказывается более высокой, чем собственных. Если главным источником прироста имущества явились собственные средства организации, значит высокая мобильность имущества не случайна и должна рассматриваться как постоянный финансовый показатель организации.

Курсовая работа выполнена на примере компании «ЛЕНТРАНС». Приоритетом деятельности организации является доставка сборных и крупных партий грузов и прочего грузобагажа железнодорожным транспортом по всей России.

В курсовой работе было проанализировано финансовое состояние исследуемой организации. Анализ показал неблагоприятную финансовую ситуацию. Структура организации «собственный капитал – заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов.

Перед организацией стоит проблема выживания.

В курсовой работе были предложены варианты проведения процедур эффективного управления источниками финансирования исследуемой организации.

-Прежде всего компании «ЛЕНТРАНС» необходимо увеличение доли собственных источников финансирования, которое может быть достигнуто за счет повышения прибыльности деятельности организации и дальнейшего направления чистой прибыли на увеличение собственных средств.

-Компании «ЛЕНТРАНС» необходимо совершенствование работы по управлению оборотным капиталом. Резервы оптимизации оборотного капитала определяются на этапе анализа оборачиваемости и могут состоять в сокращении периодов оборота элементов текущих активов или увеличении периодов оборота элементов текущих пассивов.

Таким образом, от эффективности управления источниками финансирования в исследуемой организации зависит его финансовое состояние и устойчивость.


Список литературы


1) Белолипецкий В.Г., Финансовый менеджмент. – М.: КНОРУС, 2006. – 448 с.

2) Бланк И.А., Финансовый менеджмент. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 656 с.

3) Владыка М.В., Гончаренко Т.В., Финансовый менеджмент. – М.: Проспект, 2006. – 264 с.

4) Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф., Барабанов А.И., Финансовый менеджмент. – М.: КНОРУС, 2008. - 432 с.

5) Карасева И.М., Ревякина М.А, Финансовый менеджмент. Омега-Л, 2008. – 335 с.

6) Кузнецов Б.Т., Финансовый менеджмент. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. – 415 с.

7) Ковалёв В.В. Основы теории финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 544 с.

8) Ковалёв В.В. Курс финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 448 с.

9) Ковалёв В.В. Финансы. – М.: Проспект, 2007. – 610 с.

10) Лисовская И.А., Основы финансового менеджмента. – М.: ТЕИС, 2006. – 120 с.

11) Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – М.: ЭКСМО, 2007. - 768 с.

12) Поляк Г.Б., Акодис И.А., Краева Т.А. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.

13) Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 639 с.

14) Ткачук М.И., Киреева Е.Ф., Основы финансового менеджмента. – Мн.: Перспектива, 2005. – 416 с.

15) Шохин Е.И., Финансовый менеджмент. – М.: Пресс, 2004. – 408 с.


[1] Ковалёв В.В. Основы теории финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 465 с.

[2] Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –  292 с.

[3] Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –  295 с.

[4] Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –  296 с.

[5] Ковалёв В.В. Курс финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 324 с.

[6] Ковалёв В.В. Курс финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008.325 с.

[7] Белолипецкий В.Г., Финансовый менеджмент. – М.: КНОРУС, 2006. –  158 с.

[8] Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –  294 с.

[9] Ковалёв В.В. Курс финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 328 с.

[10] Ткачук М.И., Киреева Е.Ф., Основы финансового менеджмента.  – Мн.: Перспектива, 2005. –  98 с.

[11] Ковалёв В.В. Курс финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 330 с.

[12] Ковалёв В.В. Курс финансового менеджмента. – М.: Проспект, 2008. – 331 с.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.