скачать рефераты

МЕНЮ


Качество продукции и пути его повышения (на примере предприятия ОАО "Металлист")

1)                 Финансовые результаты.

Финансовые результаты деятельности Предприятия характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль получают, главным образом, от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.

Распределение прибыли по результатам 2003 г.

Таблица 15

Статья расходов

Размер средств (тыс.руб.)

На конец отчетного периода

Прибыль к распределению

Всего

Прибыль к распределению, всего

19 547

17836

17836

в том числе:




Резервный фонд

3087



Фонд потребления

1442

2058

3500

Средства на финансирование инвестиций и финансовых вложений

- 1302

15778

14476

Показатель общей платежеспособности ОАО «Металлист» составил на конец года 1,21, т.е. за счет собственных средств финансировалось 21% реальных активов (основные средства, производство продукции, незавершенное производство), что выше уровня 2001 года на 0,15 (1,21-1,056).


Таблица 16

Показатели

Год

План

Факт

1. Выручка от реализации продукции, за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений

266595

309710

2. Полная себестоимость реализованной продукции

276275

242968

3. Прибыль от реализации продукции

30944

22746

4. Прибыль от прочей реализации

26173

15344

5. Прочие внереализационные доходы

2118

2460

6. Прочие внереализационные расходы

3993

2109

7.Налог на прибыль

10215

10215

8. Прочие налоги

6904,8

2840,8

9. Чистая прибыль, в т.ч.:

- в фонд накопления

- в фонд потребления

8525

14083


Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но относительными показателями, т.е. система показателей рентабельности.

Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат и т.д. Они более полно отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Существуют две группы коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность продаж (представленных в таблицах 15,16).


Уровень рентабельности: Ур = Прибыль (валовая или чистая) / себестоимость реализованной продукции ´ 100%


Ур = 14083 / 242968 ´ 100% = 0,058


Рентабельность продаж: Упр = Прибыль от реализации / сумму выручки ´ 100%


Упр = 22746 / 309710 ´ 100% = 0,073

Так, рентабельность продаж показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Коэффициенты рентабельности продаж отражают изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции. Динамика показателя, свидетельствует о необходимости пересмотра цен или усилении контроля за использованием материально-производственных запасов.


3.2 Оценка затрат на обеспечение качества продукции


Затраты на обеспечение качества продукции состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат. Затраты, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп:


 










Рис. 3 - Классификация затрат по экономическим элементам


 накладным, т.к. производственные и др. относятся лы, топливо, энергия, зарплата и т.д.) осредственно связаны с процессом произ В состав материальных затрат включаются качественное сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции, а именно: качественные основные и вспомогательные материалы; комплектующие изделия и полуфабрикаты; топливо всех видов; тара; запасные части для ремонта; затраты, связанные с использованием природного сырья; затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями.

При поступлении сырья и материалов, проверяется качество, соответствие сырья и материалов стандартам, техническим условиям, а также условиям договора. По закупке и хранению запасов на предприятии совокупные затраты делятся на две группы:

1.                  Сумма затрат по завозу товаров, включая расходы по транспортировке и приемке товаров;

2.                  Сумма затрат по хранению товаров на складе предприятия (содержание складских помещений, оборудования, зарплата персонала и т.д.)

При классификации затрат учитываются различные категории издержек. В калькуляционном разрезе выделяются основные и накладные расходы. Те затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, зарплата и т.д.) являются основными. Цеховые, общезаводские внепроизводственные и др. Относятся к накладным, т.к. участвуют в общих затратах по управлению и обслуживанию производства.


Таблица 17

Элементы затрат

План

Факт

Сумма т.руб.

% к итогу

Сумма т.руб.

% к итогу

Материальные затраты

106572

40,6

100360

38,4

Заработная плата

20478

7,8

21474

8,2

Отчисления в фонд социальной защиты

7721

2,9

7950

3,0

Затраты на ремонт, эксплуатацию оборудования

4870

1,9

6675

2,6

Общецеховые расходы

78500

29,9

79440

30,4

Себестоимость цеха

229021

87,2

224104

85,8

Общезаводские расходы

35371

13,5

38807

14,9

Полная себестоимость

262522

100

261043

100

Затраты на рубль товарной продукции

274577

95,61

284696

91,69


Затраты на поступление качественного сырья и материалов на ОАО «Металлист» в 2002г. составили 120803 т.руб., однако, к 2003г. они уменьшились на 20443 т.руб. Энергозатраты 2002г. были меньше, чем 2003г. на 2261т.руб.

В затраты на оплату труда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья; оплата очередных и дополнительных отпусков и т.д. Затраты на оплату труда контрольных работников в 2002г. были равны 41705 т.руб., что больше на 20231 т.руб. затрат 2003г.

Отчисления на соц. нужды – это обязательные платежи в Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Размеры отчислений в указанные фонды исчисляются по нормам, установленным законом в процентах к затратам на оплату труда, включаемым в себестоимость продукции. Отчисления на соц. нужды в 2002г. составили 25452 т.руб., а в 2003г. 20587 т.руб. Одной из причин уменьшения отчислений на соц. нужды на 4865т.руб. в 2003г. явилось уменьшение затрат на оплату труда работников в 2002г.

В части затрат «амортизация основных фондов» амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Амортизационные отчисления также к 2003г. снизились на 2140т.руб. Отсюда следует, что затраты на налоги и сборы, а также прочие затраты также к 2003г. уменьшились. Всего затраты на производство и реализацию продукции в 2002г. составили 274400 т.руб., а к 2003г. уменьшились до 24400 т.руб.

Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство товарной продукции за 2002г. занимают затраты на сырье и материалы – 44% и затраты на оплату труда – 25,3%.

При всех данных затратах себестоимость продукции в 2002г. составила 241 157 т. руб., что конечно-же выше 2003г. = 211 84т.руб.


3.3 Оценка потерь из-за низкого качества


Современное представление о деятельности организации базируется на процессном подходе, согласно которому эта деятельность представляет собой структурированную сеть процессов, «поглощающих» ресурсы и создающих продукцию, которая представляет ценность для потребителя. Механизм формирования ценности продукции основан на преобразовании свойств ресурсов в рамках процессов в силу различных причин происходят и «потери ценности», представляющие собой, по сути, «потери качества».

Это говорит о том, что управлять нужно не там и тогда, где потери качества уже произошли, и ценность уменьшилась, а там, где эти потери качества совершаются.

Причины появления потерь качества весьма разнообразны: ошибки при определении требований к продукции, нарушение технологии, «человеческий фактор», несовершенство системы управления и законодательства. Общим является то обстоятельство, что все эти виды потерь качества проявляются при выполнении отдельных процессов и привносятся в продукцию одновременно и параллельно с созданием ее ценности. Специально потери качества не создаются! С помощью обобщенной функции потерь качества увязываются элементарные потери качества с результативностью менеджмента качества в целом. Выявляя с помощью полученной функции «узкие места», мы можем предотвращать потери качества, вместо того, чтобы тратить силы и средства на восстановление уже потерянной ценности.

Здесь уместна аналогия: если бракованную продукцию рассматривать как «сыпь на теле» предприятия, то она сигнализирует о том, что где-то внутри появились очаги «болезни». Не зная строения тела, мы не сможем понять смысл этих сигналов. Мы будем чувствовать боль, но не сможем выявить причину ее появления. Не понимая причины появления боли, мы не сможем от нее избавиться.

В зависимости от того, насколько правильно организован учет брака и его документальное оформление, предприятие оперативно может определять причины брака, его размеры и затраты на исправление. Анализ этих данных помогает раз работать корректирующие и предупреждающие меры для устранения причин брака.

Отечественные предприятия имеют богатый опыт учета потерь от брака. Учет затрат на исправление брака и потерь от брака организуется в бухгалтерии предприятия по местам возникновения брака, видам продукции, и статьям затрат, а в отделе технического контроля – по местам возникновения брака, видам и причинам. Для организации учета потерь от брака и систематизации сведений о браке на предприятиях разрабатывается типовой классификатор брака, в производстве по видам, причинам и виновникам. Организованный таким образом учет брака позволяет сопоставлять затраты на обеспечение качества и потери от брака, определять области улучшения работы СМК и планировать превентивные и оценочные затраты на обеспечение качества.

На ежедневных разбраковках литья комиссия, состоящая из 6 человек, по одному человеку от каждого заинтересованного отдела и цеха, определяет вид брака и выясняет его причины. После вынесения решения, что данная продукция забракована, составляется Браковочное удостоверение, в котором указывается:

-         название детали;

-         Ф.И.О. мастера;

-         на какой стадии изготовления образовался брак;

-         признак брака;

-         причина брака;

-         участок, виновный в браке;

-         заключение мастера, виновного в браке;

-         подписи всех членов комиссии.

Когда принято решение о переплавке забракованной продукции и Браковочное удостоверение заполнено, оно передается в Бухгалтерию предприятия, где бухгалтер определяет сумму удержаний с виновной бригады и эта сумма, в свою очередь, делится между ними по степени виновности каждого работника.

В 2003г. потери от брака ОАО «Металлист» в ценностном выражении составили 7810,20 т.р. или 4,35 % от валового выпуска продукции. Таким образом, забраковано 860 тн. литья, что составляет 10,9 % от годного, которое принято в количестве 14968,5 тн. Это произошло за счет следующих видов брака:

1)                                усадочные раковины – 80,3 кг. или 20,7 %

2)                                ужимины – 110,70 кг. или 25 %

3)                                недолив + зашлакование – 130,2 кг. или 29,5%

Усадочные раковины и недолив + зашлакование произошли по причине того, что был ослаблен контроль за технологическим процессом заливки форм и весом наборов со стороны технологов ОГМет и ИТР цеха, а также нет измерительных приборов, для определения остаточного веса металла в ковше.

Такой вид брака, как ужимины, происходит из-за нарушения технологического процесса покраски и сборки форм, изношенность рам на тележках в сушилах, а также он может появиться при нарушении технологического процесса изготовления формовочных смесей.

После поставки продукции клиентам, на завод начали поступать рекламации от клиентов. Только во II полугодии пришло 5 претензий в адрес ОАО «Металлист»:

1.                  Претензия от ООО «Карат» по стойкости мельничных броней, которые были возвращены на предприятие и подверглись повторному определению мех. свойств и химическому анализу. Результаты соответствуют ГОСТам и ТУ1-2002. Данная претензия признана необоснованной.

2.                  2 претензии от ОАО КГОК «Ванадий» по выходу из строя насосов. Отливки совместно были осмотрены и вины ОАО «Металлист» нет.

3.                  Претензия от ОАО «Ковдорский ГОК» по геометрическим размерам броней. После повторных замеров оказалось, что все они соответствуют чертежу самого заказчика, (+);(-); маленькая корректировка по шаблону.

4.                  Претензия от ЗАО «Промметэнерго» по броням конусным «317», по нарушению геометрии поверхности «уступ». Данное несоответствие было получено при изготовлении и корректировке металломодели, сразу после этого запущено в производство, без согласования заказчиками. В настоящее время модель корректируется с разметкой.

После принятия к сведению данных рекламаций, я попыталась разработать мероприятия по снижению брака литья, которые заключаются в следующем:

1)                 Постоянный контроль за технологическим процессом заливки форм и весом наборов со стороны технологов ОГМет и ИТР цеха;

2)                 Распределять конкретные обязанности в процессе подготовки и плавке металла;

3)                 Провести аттестацию мастерского состава на знание технологических регламентов производства литья;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.