Кадровые проблемы в российской библиотечной системе
Кадровые проблемы в российской библиотечной системе
Содержание
Введение. 2
Глава
1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации библиотечных работников. 4
1.1
Современное состояние подготовки библиотечных кадров. 4
1.2
Современное состояние переподготовка и повышение квалификации библиотечных
работников. 7
1.3
Каким будет профессия библиотекаря в ближайшем будущем. 11
Глава
2. Кадровые проблемы библиотек на современном этапе. 17
2.1
Краткая характеристика кадровых проблем библиотек. 17
2.2
Возможные пути изменения ситуации с кадровым потенциалом в библиотечной отрасли 19
2.3
Повышение эффективности кадрового планирования – путь решения кадровых проблем
библиотечной отрасли. 26
Глава
3. Проблемы привлечения кадров в школьных библиотеках. 37
3.1
Функции школьной библиотеки в современных условиях. 37
3.2
Кадры для школьных библиотек – современное состояние. 43
3.3 Подготовка
кадров для школьных библиотек – пути развития. 46
Заключение. 52
Список
использованной литературы.. 55
Введение
Актуальность
исследования. Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в
развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации
современного преобразования российской действительности. Изменения общественных
отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой,
предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает
необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность
их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических
личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной
реализации ими трудовых умений и способностей.
За последние
годы кадровая проблема, накопив многочисленные теоретические и
экспериментальные наработки в психологии и менеджменте, в рамках отечественного
библиотековедения рассматривалась недостаточно. Руководители библиотек имеют
нечеткое представление о факторах, влияющих на трудовое поведение сотрудников,
не владеют знаниями, позволяющими вести грамотную кадровую политику.
Поскольку
библиотека, как социокультурный институт, играет важную роль в обществе,
способствуя реализации прав граждан на информацию, обеспечивая непрерывное
образование на всех уровнях, оказывая социально-психологическую поддержку
населению и т. д., то встает вопрос о закреплении в библиотеках высококвалифицированных
кадров, обеспечивающие выполнение ею перечисленных функций. Реальное положением
дел с персоналом в библиотеках страны, характеризуемое оттоком
высококвалифицированных работников из библиотек, возрастанием среднего возраста
персонала, увеличением количества сотрудников без специальной подготовки, также
обуславливает актуальность исследования кадровой проблемы в библиотеках страны.
О
своевременности обращения к теме нехватки квалифицированных кадров
свидетельствуют предпринимаемые в настоящее время библиотеками попытки
разработки программ мотивации персонала, которые представляют собой отдельные
мероприятия, что скорее демотивирует персонал.
Целью данной
дипломной работы является выявление и группировка существующих в настоящее
время кадровых проблем в российской библиотечной системе.
Для
выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выявить
состояние подготовки и переподготовки библиотечных работников.
2. Выявить
требования к библиотечным работникам, которые будут необходимы для их успешной
трудовой деятельности в условиях изменений, происходящих в библиотечной
деятельности.
3.
Рассмотреть существующие кадровые проблемы и пути их решения.
4.
Проанализировать нехватку кадров и перспективы развития школьных библиотекарей.
Глава
1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации библиотечных работников
1.1
Современное состояние подготовки библиотечных кадров
До недавнего времени миссия
библиотечной школы заключалась в подготовке библиотекарей-библиографов высшей
квалификации, способных работать в библиотеках разных типов и видов. Сегодня же
практика диктует необходимость концентрации усилий библиотечной высшей школы на
умении студентов использовать основы теории и методики библиотековедения и
библиографии в многомерном пространстве.[1]
В
последнее время произошли значительные изменения в системе высшего
библиотечно-информационного образования в России.
С
2003 года вузы культуры перешли на подготовку специалистов по образовательным
стандартам нового поколения. Впервые в истории библиотечного образования
появилась возможность выделения особого направления «Библиотечно-информационная
деятельность». Наличие данного направления предусматривает уже не одну, как
раньше, а несколько квалификаций, охватывающих различные аспекты
библиотечно-информационной работы.
Это
отражает современную динамику развития библиотечно-информационной отрасли.
Новый
стандарт позволил расширить спектр квалификаций. Вместо прежней квалификации
библиотекарь-библиограф появились:
-
Библиотекарь-библиограф, преподаватель;
-
Технолог автоматизированных информационных ресурсов;
-
Референт аналитик информационных ресурсов;
-
Менеджер информационных ресурсов.
В
специальности «Библиотечно-информационная деятельность» предусмотрены две
степени /квалификации/: магистр и бакалавр библиотечно-информационных ресурсов.
Появление данного уровня подготовки способствует соответственно нашего
образования международным образовательным стандартам.[2]
На
состоявшейся 28 марта 2005 г. коллегии Министерства культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации, посвященной государственной политике
развития библиотечного дела в Российской Федерации, был определен разнообразный
спектр проблем, входящих в рамки задач реализации государственной библиотечной
политики. В особую статью выделены вопросы, связанные с подготовкой
библиотечных кадров.[3]
Процесс
образования, как целостная система, должен характеризоваться стабильностью и
фундаментальностью в целом. Но при этом элементы данной системы должны быть
подвижными, открытыми для нововведений. Фундаментальность возможно обеспечить
блоками гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и
специальных дисциплин.
Блок же
дисциплин специализаций обеспечивается конкретными вузами в тесной взаимосвязи
с региональными потребностями подготовки. Программа обучения должна обеспечить
студентов теоретической базой для творческой работы в области библиотечных и
информационных услуг. Набор дисциплин по специальности может быть во многом
пересмотрен и дополнен. Например, такими, как “Информационная среда и
информационная политика”, “Исследование и анализ”. Изучение “Мировых
информационных технологий и ресурсов” дает возможность студентам ознакомиться
не только с системой информационных ресурсов, но и с преобразованием
библиотечных технологий. Это — рассмотрение и типов библиотек с технологической
точки зрения (бумажная, автоматизированная, электронная), и электронных
документов, и их создание и использование в библиотечном обслуживании.
Невозможно рассматривать современные информационные технологии без истории
автоматизации библиотек, современных автоматизированных библиотечных систем и
сетей.(Отечественные АС “Библиотека — 2”, Библиотека 4.0, ИРБИС, ДИТ-ИРБИС, LIBWEB, RUSLANET, Зарубежные: VTLS, TINLIB, ALEPH, LAN и др.). Особое место в
21 веке занимает взаимосвязь между Библиотеками и Интернет: интеграция с
небиблиотечными системами, место библиотек в условиях конкуренции,
представление ресурсов и др. Что касается “Интернет”, то дисциплины этого цикла
пронизывают учебный процесс с первого по последний курс. Цель преподавания
дисциплин — освоение студентами- гуманитариями основ сетевых компьютерных
технологий, основ документального информационного поиска и приобретение навыков
использования различных документальных ИПС, в том числе и в сети Интернет.
Помимо дисциплин, связанных с компьютерной технологией (вычислительные системы,
сети, телекоммуникации, операционные системы, базы данных и др.) необходимы
дисциплины информационно-аналитического направления (информационный маркетинг,
информационный менеджмент, информационный мониторинг и др.) Особое место
занимает “Методический мониторинг”, объектами слежения которого выступают
библиотечные кадры, показатели работы библиотек, содержание их деятельности,
выявление и распространение библиотечных новшеств. Развитие рыночной экономики
требует усиленной экономической подготовки, поэтому помимо обязательной
дисциплины “Экономическая теория”, необходимы такие дисциплины как “Мировая
экономика”, “Бухгалтерский учет”, “Банковское дело”, “Финансы и кредит”,
“Психология бизнеса”, “Экономическая технология” и т.д.[4]
1.2 Современное состояние переподготовка и повышение
квалификации библиотечных работников
Сам термин «повышение квалификации», используемый в
профессиональной терминологии, трактуемый как «совершенствование
профессиональных знаний и умений, повышение общеобразовательного уровня
библиотекарей», сегодня представляется не совсем точным, так как в рамках
системы повышения квалификации осуществляется и переподготовка сотрудников для
работы в условиях информационных и коммуникационных технологий[5].
На современном этапе система повышения квалификации -
это динамично развивающийся комплекс нестандартных инновационно-образовательных
и адаптационных форм и методов воздействия на библиотечные кадры с целью
обеспечения и дополнения профессионального, информационного, культурного
образования, а также повышения профессиональной компетентности, ориентированной
на учет изменений, происходящих в общественно-экономической и
культурно-профессиональной среде; поддержания соответствующего
профессионального уровня библиотечного специалиста, способного ориентироваться
в современном мире; обеспечения высокой конкурентоспособности и общественного
признания в условиях интенсивного развития новых технологий и услуг[6].
Развитие информационных и коммуникационных технологий
порождает среду, для которой характерны стремительные и непрерывные изменения.
В условиях таких изменений необходимо разработать принципиально новый подход к
процессу переподготовки кадров; гарантией такого процесса является непрерывное
образование специалистов. Специалист сегодня нуждается не только в новых практических
навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать
эти знания и навыки.
Использование информационных и коммуникационных
технологий ведет к разрушению возрастных, временных и пространственных барьеров
и дает каждому совершенствовать профессиональные навыки на протяжении всей
жизни. Достаточная профессиональная подготовка библиотекарей не только повышает
качество оказания библиотечно-библиографических и информационных услуг
читателям, обеспечение их профессиональных, культурных, самообразовательных
потребностей и запросов, но и формирует социальный имидж библиотеки, позволяет
глубже осознать роль в обществе. Именно поэтому повышение квалификации должно
проходить постоянно, охватывать все категории специалистов, строиться по принципу
непрерывности.
Библиотекари - лучшие кандидаты на роль наставников в
том, что касается нахождения, оценки и использования информации. Они должны, в
первую очередь, перестроить свою работу, чтобы не только оказывать помощь в
нахождении и выборе источников информации, но и учить, как искать и
использовать эти источники. Библиотечные работники сами должны учиться, чтобы
приобрести или усовершенствовать педагогические навыки. Профессиональный рост
библиотечных работников зависит от процессов самообразования и конкретных
действий в этом направлении. В первую очередь, это развитие своей
информационной культуры, а также приобретение новых профессиональных навыков и
освоения новых технологий с помощью современных обучающих средств.
Каждая библиотека должна обеспечить повышение
квалификации своих сотрудников на рабочем месте и за ее пределами в
соответствии с имеющимися у нее средствами, для этого необходимо разработать
программу по развитию и совершенствованию профессиональной квалификации.
Программу можно разделить по уровням подготовки: базовый, средний и
продвинутый, а также определить временные рамки семинаров и курсов на один год.
Оптимальным выбором повышения квалификации,
переподготовки являются курсы, которые обеспечивают библиотечным работникам
возможность систематически повышать профессиональный и общеобразовательный
уровень. В течение года работнику, как минимум, необходимо пройти курсы_ по
следующим направлениям: педагогический, технологический, самоуправление и
информационные технологии. Информационные технологии сегодня требуют особого
внимания. Свободное владение инструментами поиска и переработки мировых
информационных ресурсов, умение ориентироваться в библиотечно-информационном
контенте - таковы сегодняшние требования к библиотечному специалисту.
Применение в работе информационных и компьютерных технологий расширяет рамки библиотечного
консультирования, позволяя библиотекарю оказать помощь пользователям интерактивно.
Примером может служить «Виртуальная справочная служба РНБ» (http://vss.nlr.ru/index.php).
Новые технологии разрушают рамки традиционного
представления системы повышения квалификации. Система повышения квалификации
библиотечных работников постоянно совершенствуется, наполняются новым
содержанием многие традиционные формы. Так, например, школа молодого
библиотекаря постепенно трансформировалась в новую форму -школу профессионального
мастерства, школы передового опыта - в творческие лаборатории и т.п.
Одной из эффективных форм стимулирования, обновления
профессиональных знаний и творческого поиска являются конкурсы
профессионального мастерства. Положительной чертой таких конкурсов является то,
что в процессе подготовки и проведения принимает участие весь коллектив
библиотеки. Это создает творческую атмосферу, накладывает определенную
ответственность на уровень профессиональной подготовки сотрудников, а также и
общую эрудицию, творческие способности, деловые качества личности.
В качестве аттестации можно использовать деловые игры.
Использование деловых игр в качестве итоговой оценки персонала - нововведение,
пришедшее в нашу практику с Запада, -в сущности, является неформальной аттестацией
специалистов. Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной
действительности специалиста в тех или иных специально созданных
производственных ситуациях. Сущность деловой игры заключается в том, что она
является формой воссоздания предметного и социального содержания
профессиональной деятельности, характерного для данного вида труда. В последние
годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
1) игра-обучение;
2) игра-тренинг;
3) игра-исследование.
Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не
используются, каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение
указанных аспектов, либо, в соответствии с определенными целями игры, акцент
может делаться на каком-то одном аспекте[7].
Работа по повышению квалификации библиотечных кадров
носит системный характер, представляет собой целостное направление, в котором
все формы и методы находятся в соотношениях, которые фиксируют заранее
определенные свойства и результаты.[8]
1.3
Каким будет профессия библиотекаря в ближайшем будущем
Характерная
особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы
успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не
только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме
того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в
конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки
общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.
Все
чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство
достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения.
Реализация этих "факторов удовлетворенности" формирует благоприятное
отношение к работе.
Традиционно
библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не
требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает
с аудио и видеоматериалами, компакт-дисками, электронными изданиями.
Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими
средствами.
Современный
библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером,
модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит
технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма
активно и быстро овладевает новой техникой.
Но
внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование
современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как
библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при
использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций,
как администратор баз данных, менеджер информационных систем. Развитие
WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по
созданию и обновлению WWW-страниц, библиотекари специализируются также в
области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов)
по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по
телеконференциям.[9]
Серьезный вызов мировому библиотечному делу брошен и интенсивным
развитием информационных коммуникационных технологий, виртуализацией
информационного пространства. Вопрос о том, сохранится ли библиотека как
социальный институт в электронную эпоху, практически решен в ее пользу, но
какой будет библиотека будущего остается открытым.
Формирование общества знаний – еще один социальный вызов
библиотекам. Теоретики смогли обосновать их метаморфизм и функциональную
трансформацию по мере поступательного развития общества, определив в качестве
базовых социальных функций современной библиотеки не только информационную,
культурную и образовательную, но и коммуникативную, социализирующую и
когнитивную. Последняя наиболее значима в обществе, основанном на знаниях,
поскольку ее реализация позволяет библиотеке стать важным элементом систему
управления знаниями через особые метаинструменты, стратегии и методики
поиска и структурирования больших знаниевых массивов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|