Коллективная форма организации оплаты труда, осбенности ее использования и развития на примере ОАО А...
2.
оптимизирующую
функцию, которая проявляется в обеспечении полного соответствия уровня
организации труда передовому уровню технического оснащения производства.
Оптимизация необходима в достижении научной обоснованности норм труда и уровня
интенсивности труда, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его
результатам. Оптимизация в современных условиях - центральное направление в
поиске путей решения различных задач.;
3.
функцию
формирования эффективного работника, которая означает осуществление на научной
основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их
обучения, систематического повышения их квалификации. Требования к качеству
подбора работников и к их профессиональному мастерству в условиях перехода к
рыночным отношениям существенно возрастают. Увеличение сложности используемой
техники ведет к росту ответственности исполнителей за своевременные и
правильные решения и действия;
4.
трудощадящую
функцию, проявляющуюся в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий
труда, в установлении рациональных режимов труда и отдыха, в использовании
режимов гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физически
нормальной величины. Для каждого человека нет большей ценности, чем здоровье,
поэтому забота общества об охране и укреплении здоровья людей - дело
первостепенной важности. Проблемы здоровья людей в значительной мере
определяются производственными условиями. Одна из функций организации труда -
способствовать сохранению здоровья трудящихся на производстве;
5.
функцию
гармонизации труда, которая направлена на согласование физических и умственных
нагрузок, испытываемых работниками, на преодоление однобокости труда, создание
полноценных условий для гармоничного развития человека на производстве;
6.
функцию
возвышения труда - чрезвычайно важную функцию организации труда в
цивилизованном обществе. Нельзя говорить о НОТ, сколь экономичен ни был бы
труд, если при этом забывают о самом человеке, с его социальными запросами и
стремлениями к вы сокосодержательному, престижному труду. Возвышает труд
создание на производстве условий для повышения содержательности и привлекательности
труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение
перемены труда, т.е. его гуманизация;
7.
функцию
повышения культуры производства организационными средствами: созданием
эстетически привлекательной производственной среды, рациональной организацией
рабочих мест, развитием демократического стиля управления людьми и др.;
8.
воспитательную
и активизирующую функции, которые направлены на выработку дисциплины труда,
развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации
труда способствует формированию у работника этих качеств, а чем выше качества
исполнителей, тем более высокого уровня может достичь организация труда.
В структуру организации труда
на предприятии входят следующие элементы
·
Подбор,
подготовка и повышение квалификации персонала. Эта работа к организации труда
имеет отношение постольку, поскольку, как бы рационально ни была
запроектирована организация трудового процесса, результат будет посредственный
или плохой, если не подбирать для его осуществления соответствующих работников
и не обучать их правилам, приемам и методам эффективной работы.
Профессиональный подбор
работников преследует цель определения профессиональной пригодности человека к
выполнению конкретной работы. Его задача - отбор наиболее эффективных исполнителей
и руководителей для рабочих мест и должностей.
Профессиональная пригодность
устанавливается путем проверки состояния здоровья, измерения определенных
психофизиологических характеристик человека, необходимых для избранной им
профессии, использования тестирования и других методов выявления способностей
человека. При профессиональном отборе обращается внимание прежде всего на
наличие или отсутствие свойств личности, которые не поддаются изменению,
тренировке, формированию, то есть на те свойства человека, которые определяются
его генотипом, в отличие от фенотипа - совокупности свойств человека, которые
можно формировать или изменять. Перечень необходимых для конкретной профессии
личных качеств человека отражается в профессиограммах - документах, в которых
формулируются требования к предполагаемым работникам.
Подготовка рабочих для
современного производства осуществляется в системе начального
профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.
Реформа общеобразовательной и профессиональной систем образования предусматривает
превращение профессионально-технического образования в основную форму
подготовки квалифицированных рабочих. Это достигается путем создания единого
типа многопрофильных профессионально-технических училищ со средним сроком обучения
в течение трех лет для окончивших неполную среднюю школу (8 классов) и одного
года - для выпускников полной средней общеобразовательной школы.
Подготовка рабочих
непосредственно на производстве осуществляется в форме индивидуального и
группового обучения на рабочих местах и в системе курсовой подготовки на
учебно-производственной базе предприятия или в учебно-курсовых комбинатах.
Обучение рабочих завершается сдачей ими экзаменов и присвоением им
соответствующих квалификационных разрядов.
Переподготовка преследует
цель обучения рабочих новым профессиям в соответствии с требованиями рынка
труда. Эту работу наряду с предприятиями организуют также службы (центры,
бюро) занятости населения в городах и районах. Обучение вторым профессиям
направлено на расширение производственного профиля рабочих, на создание для
них возможности совмещения профессий с целью повышения привлекательности и
содержательности труда, роста его производительности и уровня оплаты. Повышение
квалификации направлено на обеспечение роста профессионального мастерства
рабочих, повышения их знаний, совершенствования навыков и умения выполнять
более сложные работы.
Подготовка специалистов
осуществляется в системе среднего, высшего и послевузовского профессионального
образования на основе Государственных образовательных стандартов.
Среднее профессиональное
образование направлено на подготовку специалистов среднего звена (мастеров и
др.). Оно реализуется через обучение в средних специальных учебных заведениях
или на первой ступени высшего профессионального образования после первых двух
лет обучения (неполное высшее образование).
Высшее профессиональное
образование дается в государственных и негосударственных, имеющих
соответствующую лицензию на право ведения образовательного процесса, высших
учебных заведениях (вузах). Вузы, прошедшие в установленном порядке аккредитацию,
получают право выдачи своим выпускникам диплома о высшем профессиональном
образовании государственного образца. Высшее образование предусматривает три
ступени подготовки: бакалавриат (срок обучения 4 года, выпускник получает
диплом бакалавра), подготовка специалистов (срок обучения 5 лет, диплом
специалиста с высшим профессиональным образованием), магистрат (срок обучения 6
лет, диплом магистра). Дипломы специалиста и магистра соответствуют одному
уровню образования. Наиболее распространенной формой государственного высшего
профессионального образования в России стала подготовка специалистов с
пятилетним сроком обучения.
Повышение квалификации
специалистов осуществляется, как правило, один раз в пять лет по планам
повышения квалификации, разрабатываемым на предприятиях, в учреждениях и
организациях. Формы повышения квалификации: стажировка в отечественных и
зарубежных учреждениях и на предприятиях, обучение в институтах и на курсах
повышения квалификации специалистов, индивидуальная учеба по лично
разработанному, но согласованному и утвержденному руководством плану.
Вся организация подготовки и
повышения квалификации работников предполагает реализацию идеи непрерывного,
ступенчатого профессионального роста работников в соответствии с требованиями
научно-технического прогресса.
·
Разделение
труда. После укомплектования персонала на предприятии организация труда
начинается с его разделения, которое как элемент организации труда
представляет собой обособление видов деятельности работников, установление
функций, обязанностей, сферы действия для каждого из них, а также для их
групп, образующих разные подразделения.
В зависимости от рода и
разновидности работ различают формы разделения труда: функциональную,
профессиональную, технологическую и квалификационную. Кроме этого разделение
труда происходит по «территориальному» признаку между крупными и между мелкими
подразделениями, а также внутри подразделений.
Функциональное разделение
труда предполагает деление персонала на функционально однородные группы,
каждая из которых отличается своей ролью в осуществлении производственного процесса,
или деятельности. Таких групп может быть несколько. Прежде всего, выделяются
служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал, ученики, охрана. Категория
«служащие» по принятой в нашей стране классификации подразделяется на руководителей,
специалистов, прочих служащих, которых иногда называют техническими
исполнителями.
Рабочие подразделяются на
основных и вспомогательных. Вспомогательные, в свою очередь, также
подразделяются на функциональные группы: ремонтных рабочих; контролеров
качества продукции; рабочих, занятых энергетическим, транспортным, хозяйственным
обслуживанием и т.д.
При функциональном разделении
труда одной из проблем является обоснование целесообразности совмещения
функций работников разных функциональных групп, например, основных и
вспомогательных рабочих. Необходимо здесь также решать вопросы обоснования
уровня централизации и специализации работ по отдельным функциональным группам.
Профессиональное разделение
состоит в делении работников по профессиям и специальностям. На основе
профессионального разделения труда определяют необходимую для предприятия численность
работников разных профессий.
Технологическое разделение
труда предполагает расстановку работников по стадиям, фазам, видам работ и
производственным операциям в зависимости от технологии производства, содержания
и особенностей выполнения работ. Здесь встречаются четыре разновидности
разделения труда: предметное, подетальное, пооперационное и по видам работ.
Наиболее распространенной
формой технологического разделения труда является пооперационное разделение,
когда работник выполняет одну или несколько технологических операций. Может
быть технологическое разделение труда и по видам работ, когда ни одна из
перечисленных разновидностей технологического разделения не подходит,
например, сварочные работы, малярные работы и т.д.
Пооперационное разделение
труда связано с появлением противоречия между производительностью труда и его
содержательностью. Исторически процесс развития материального производства
шел от труда универсального к труду специализированному как средству повышения
производительности труда. Но все более суживающийся круг обязанностей и работ
снижал содержательность труда, росла его монотонность, однообразие, работа
теряла свою привлекательность.
Переход некоторой
рациональной границы специализации ведет к тому, что рост производительности
труда прекращается из-за накопления негативных моментов узкоспециализированного
труда: пропадает интерес к работе, увеличивается текучесть персонала, а это
ведет к дополнительным затратам на подбор и подготовку новых работников, новым
работникам необходимо время для освоения обязанностей, часть рабочих мест
пустует и т.д..
Квалификационное разделение
труда представляет собой распределение работ в зависимости от их сложности
между работниками разных квалификационных групп.
·
Кооперация
труда. Это система производственной взаимосвязи работников при осуществлении трудового
процесса и их взаимодействия в подразделении и на предприятии. Кооперация труда
неразрывно связана с его разделением. Расстановка работников должна быть
осуществлена таким образом, чтобы достигалось целесообразное их
взаимодействие, за счет рационализации маршрутов перемещения предметов труда,
экономии трудовых затрат, сокращения длительности производственного цикла.
Формы кооперации труда
аналогичны по названию формам его разделения. Во-первых, кооперация
осуществляется по территориальному признаку: межцеховая, внутрицеховая (или
межучастковая), внутриучастковая (или межбригадная), внутрибригадная
кооперация (разумеется, если предприятие делится на цехи, цехи - на участки,
участки - на бригады).
Кроме территориального
признака кооперация устанавливается по видовому признаку. Здесь различают
формы кооперации:
функциональную,
профессиональную, технологическую и квалификационную. В свою очередь, в рамках
технологической кооперации выделяют кооперацию предметную, подетальную,
пооперационную и по видам работ.
Являясь исходными пунктами
организации труда на предприятии, разделение и кооперация труда во многом
определяют ее общий уровень. Совершенствование этих форм достигается совмещением
профессий и должностей, расширением зон обслуживания, использованием
многостаночной (многоагрегатной) работы, развитием коллективных форм
организации и стимулирования труда. Эти направления работы ведут к формированию
широкого производственного профиля работников, предоставляют возможности для
лучшего использования рабочего времени, преодоления односторонности и
монотонности труда, повышения его содержательности и производительности.
·
Организация
рабочих мест. Рабочее место - это ограниченная часть территории (или
пространства), оснащенная необходимыми средствами производства (орудиями и
предметами труда), на которой совершается трудовая деятельность работника или
группы объединенных одним заданием работников.
Состояние рабочих мест, их
организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии.
Кроме этого, организация рабочего места непосредственно формирует обстановку,
в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его
самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на
производительность труда.
Организация рабочего места,
заключается в соответствующем его оснащении и планировке.
Под оснащением рабочего места
понимается обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых
можно создать работнику условия для эффективного выполнения им своих
профессиональных обязанностей.
Конкретные виды оснащения,
которые могут быть самыми разнообразными, должны соответствовать особенностям
каждого рабочего места и обеспечивать рациональное использование рабочего
времени, экономию физиологических усилий, безопасность труда, комфортность и
эффективность работы.
Типичными основными видами
оснащения являются следующие;
• основное технологическое
оборудование, которое предназначено для выполнения основной работы на данном
рабочем месте. Это могут быть станки, механизмы, агрегаты, аппараты, конвейерные
линии, счетная и вычислительная техника, персональные компьютеры,
печатно-множительная техника, пульты управления и т.п. Возможно и такое
основное технологическое оборудование, которое совпадает с понятием рабочего
места - это относится к индивидуальным подвижным средствам: автомобилям, комбайнам,
троллейбусам и т.д.;
• вспомогательное
оборудование - индивидуальные подъемно-транспортные устройства, транспортеры,
тележки, рольганги, склизы для перемещения материалов и др.;
• технологическая оснастка -
рабочие и мерительные инструменты, приспособления, запасные части,
канцелярские принадлежности для служащих, сменные принадлежности типа картриджей
и т.п. для печатно-множительной техники;
• рабочая документация и
специальная литература - инструкции, технологические карты, правила техники
безопасности, картотеки, дела, справочники, пособия и др.;
• организационная оснастка, к
которой относятся рабочая мебель (столы, верстаки, стулья, кресла, шкафы,
тумбочки, стеллажи, полки), часы, средства для размещения технологической
оснастки и рабочих документов (ложементы, пюпитры, картотеки), приспособления
типа подставок, приставок к столам, подлокотников, подножных решеток, упоров.
Специфической разновидностью организационной оснастки будут строительные леса,
которые возводятся на сооружаемых или ремонтируемых объектах для доступа
строителей к своим рабочим местам;
• средства безопасности -
ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки,
специальные одежда и обувь), средства противопожарной защиты, вытяжная вентиляция,
предупреждающие об опасности надписи, графика, и др.;
• средства освещения (общего
для всего помещения и местного для рабочей поверхности или пространства);
• средства связи с другими
рабочими местами и с местом руководителя;
•средства сигнализации
(звуковые, световые, знаковые, комбинированные) о неисправностях, аварийных
ситуациях и т.п.;
•рабочая тара для сырья,
материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, отходов производства (контейнеры,
поддоны, емкости для жидких веществ, коробки, ящики);
• средства для поддержания на
рабочем месте нормального микроклимата - нагнетательная вентиляция, отопление;
• предметы эстетизации
производственного интерьера (портьеры, занавеси, жалюзи, цветочницы,
произведения декоративно-прикладного искусства, коврики, дорожки и др.);
• хозяйственные средства для
ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, ветошь, совки, веники,
масленки, урны для мусора и др.).
Могут быть и другие виды
оснащения.
Задачи научной организации
труда состоят в формулировании требований к комплексности оснащения, чтобы не
были упущены такие элементы оснащения, которые обеспечивают создание необходимых
условий труда. НОТ предъявляет также требования к качеству каждого из
элементов оснащения, к их эргономичности, т.е. приспособленности к
антропометрическим, физическим и психическим характеристикам человека.
Планировка рабочих мест как
составная часть их организации является чисто организационной задачей.
Различают планировку внешнюю и внутреннюю.
Внешняя планировка рабочего
места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным
рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (бригадира,
мастера, начальника отдела и т.д.), к проходам, переходам, проездам,
подъездам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|