скачать рефераты

МЕНЮ


Критерии анализа и контроль качества при освоении новой продукции

Критерии анализа и контроль качества при освоении новой продукции

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

1. Критериальный анализ показателей производства новой продукции и её качества

2. Внутренний контроль качества новой продукции и затрат на его обеспечение

Выводы и реомендации

библиографический список

приложение 1. Этапы регулирования учётно-аналитической деятельности при производстве новой продукции

приложение 2. История развития затрат на качество

приложение 3. Отчёт учётного сегмента «Разработка, производство и продажа новой продукции с учётом её качества», составленный по данным бухгалтерского учёта ООО «ЮгПолимерПром» за 2007–2008 гг., тыс. руб..58

приложение 4. Перечень счетов, информация на которых должна использоваться в рамках учётного сегмента «Разработка, производство и продажа новой продукции с учётом её качества»

приложение 5. Перечень счетов управленческого учёта, информация на которых должна использоваться в рамках учётного сегмента «Разработка, производство и продажа новой продукции с учётом её качества»

Введение


В течение достаточно длительного периода директивно-планового управления экономикой достижения отечественной и зарубежной научной мысли по учётно-аналитическому обеспечению управления не были востребованы в полной мере в практической деятельности предприятий промышленности. Экономические решения принимались вышестоящими органами, что не способствовало совершенствованию информационной системы предприятий. Следствием этого является то, что на многих крупных промышленных предприятиях применяется сложившаяся многоступенчатая система обработки информации о затратах на качество производимой продукции. Необходимо отметить, что при таком подходе плановая и отчётная информация подготавливается в разных формах, а это в свою очередь приводит к тому, что со стороны планово-экономических служб (ПЭС) происходит приведение полученных отчётов к форме планов, так как учётную информацию готовит другое подразделение предприятия – бухгалтерия. В рамках использования такой системы планирования и учёта затрат на качество нередко роль ПЭС сводится только к агрегированию и сверке первичной информации, формируемой в различных подразделениях предприятия. Но недооценка роли бухгалтерского учёта приводит к нерациональному использованию ресурсов предприятия, росту себестоимости производимой продукции, снижению её конкурентоспособности и не способствует выявлению внутренних резервов.

Современная концепция бухгалтерского учёта в качестве исходного положения при принятии управленческих решений предусматривает использование аналитической (обработанной) информации. Учётно-аналити-ческие отчёты о затратах на качество для целей управленческого планирования должны содержать вариативные значения показателей качества и затрат при различных вариантах их соотношения.

Научный интерес к исследованию современного состояния учётно-аналитического обеспечения управления затратами на качество новой продукции в настоящее время продиктован важным значением и высокими темпами развития техники и технологии в сфере материального производства.

1. Критериальный анализ показателей производства новой продукции и её качества


Вопросы анализа разработки, освоения и продажи новой продукции с учётом её качества и соответствующих затрат в отечественной теории и практике освещены слабо и практически не встречаются. Поэтому мы предлагаем проводить подобный анализ в форме проведения «критериального анализа». Данная дефиниция в теории и практике не встречается и предлагается автором к введению в научную терминологию. Под критериальным анализом мы будем понимать всесторонний процесс разбора состава, свойств и отдельных сторон различных критериев (мер, измерителей) чего-нибудь. Соответственно критериальный анализ показателей производства новой продукции будет включать рассмотрение производственных и коммерческих показателей новой продукции, в том числе показатели качества и затрат на его обеспечение. Принципиальным отличием критериального анализа показателей от оценки показателей является то, что последний процесс охватывает только определение значений показателей и их трактовку, тогда как критериальный анализ должен охватывать всю совокупность признаков и характерных черт показателей. Рекомендуем проводить критериальный анализ производства новой продукции и её качества в следующей последовательности.

Чтобы перейти на производство новых, более прогрессивных и эффективных товаров и услуг, чтобы обеспечить крупномасштабный выход на мировой товарный рынок, необходимо использование результатов фундаментальных научно-исследовательских разработок, открытий, изобретений и другой инновационной деятельности в области создания принципиально новых и модернизированных поколений готовой продукции или сырьевых товаров, материалов и услуг в производственных программах маркетинга. Эти результаты создаются в научных центрах и реализуются в форме лицензий, патентов, ноу-хау. Они разрабатываются также собственными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими подразделениями крупных корпораций, позволяющими создать у себя новый или модернизированный вид продукции, новое его поколение. Поэтому анализ качества новой продукции, целью которого является формирование аналитического обеспечения управления, необходимо начинать именно с анализа соответствия проданной новой продукции стандартам (табл. 1).

Затем для целей снижения общей суммы затрат на качество при производстве новой и улучшаемой продукции важное значение приобретает анализ проекта планируемых изменений (в данной сфере не проводился). Целесообразно проводить данный анализ по следующим этапам:

1. Анализ предварительных результатов (проводится до начала внедрения новой или улучшенной продукции в производство).

2. Текущий анализ (проводится во время изготовления новой или улучшенной продукции).

Таблица 1

Анализ проданной продукции на соответствие стандартам на ООО «ЮгПолимерПром»

Продукция

Выпуск пластиковых

изделий, тыс. шт.

Удельный вес, %

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1. Соответствует

505,12

866,01

1083,23

93,9

97,8

100

2. Не соответствует

32,75

19,17

0,0

6,1

2,2

0

Всего

537,87

885,18

1083,23

100

100

100


3. Последующий анализ (подведение итогов и планирование устранения выявленных ошибок или недоработок).

Первый этап анализа является наиболее важным. Это связано с тем, что на данном этапе необходимо выявить максимально возможное количество ошибок и недоработок в проекте предполагаемых изменений, так как их исправление не приведёт к значительному увеличению затрат, а, возможно, будет способствовать в будущем значительной экономии средств предприятия. Кроме того, если на данном этапе будут выявлены факторы (обстоятельства), не позволяющие производство данной продукции, то сумма непроизводительных затрат будет значительно ниже, чем в случае выявления этих факторов (обстоятельств) на последующих этапах. Но в любом случае для анализа эффективности осуществляемых изменений необходимо правильно определить сумму осуществлённых расходов.

Второй этап анализа характеризуется уменьшением количества статей расходов, но при этом происходит значительное увеличение общей суммы затрат. На данном этапе необходимо повысить контроль над уровнем затрат (табл. 2). Также нужно уделить особое внимание сравнению плановой и фактической себестоимости и в случае обнаружения несоответствия провести анализ отклонений затрат.


Таблица 2

Эффективность выпуска новой продукции в ОАО «Белокалитвинское металлургическое производственное объединение», тыс. руб.

Показатель

2006 г.

2007 г.

1. Объём производства

1 007,4

1 333,0

2. Себестоимость

990,2

1 248,2

3. Эффективность (стр. 1/стр. 2)

1,02

1,07


На третьем этапе производится оценка результатов произошедших изменений. Причём оценивается не только изменение качества продукции, входящей в ассортимент в данный момент времени, и производится расчёт финансовых результатов учётного сегмента, но также анализируются последствия изменений для организации в целом.

Обнаруженные несоответствия в области качества новой продукции на последнем этапе наносят предприятию максимальный ущерб, причём как в виде реальных расходов, связанных с исправлением ошибок и выплатой компенсации покупателю, так и в виде упущенной выгоды и последствий подрыва репутации фирмы.

На всех трёх этапах должна осуществляться также оценка и анализ значений показателей качества новой продукции (их перечень определяется индивидуально для каждого вида новой продукции) в динамике. Классификация показателей качества может быть представлена следующими видами:

-      технические – различные технические характеристики;

-      коммерческие – показатели востребованности и возможности сбыта;

-      экономические – показатели финансовой эффективности;

-      социальные – общественной значимости новой продукции;

-      экологические – показатели экологических последствий производства, эксплуатации и утилизации новой продукции.

Рекомендуем провести градацию представленных групп показателей качества новой продукции следующим образом (табл. 3).


Таблица 3

Градация итоговых значений показателей групп качества новой продукции (получена экспертным путём)

Наименование группы показателей

Возможное итоговое значение группы показателей, баллы

1. Технические

0–0,2

2. Коммерческие

0–0,2

3. Экономические

0–0,35

4. Социальные

0–0,15

5. Экологические

0–0,1

Итоговое значение

0–1


Значение итогового показателя группы (КГ) получаем, применив формулу:


КГ = В1 · РП1 + …+ ВN · РПN ,

где В – удельный вес показателя в группе (причём  = 1); РП – рейтинговое значение показателя качества данной группы, полученное аналитическим путём (причём  = 0,2); N – количество показателей в данной группе, зависит от вида новой продукции и рассчитывается аналитическим путём.

Затем в зависимости от итогового значения показателей групп качества новой продукции конкретному виду новой продукции присваивается класс (табл. 4).


Таблица 4

Присвоение класса конкретному виду новой продукции

Итоговое значение показателей групп качества новой продукции

0–0,2

0,2–0,4

0,4–0,6

0,6–0,8

0,8–1

Класс

5

4

3

2

1


После присвоения классов нескольким видам новой продукции составляется сводный отчёт (табл. 5) для подготовки принятия управленческого решения о производстве новой продукции.


Таблица 5

Сводный отчёт для подготовки принятия управленческого решения о производстве новой продукции с учётом её качества

Вид продукции

Класс

Решение

Изделие А

1

Запуск производства

Изделие Б

3

Проведение дополнительных исследований,

перепроектировка

Изделие В

2

Запуск производства

Изделие Г

1

Запуск производства

Изделие Д

4

Проведение дополнительных исследований,

перепроектировка

Изделие Е

5

Отказ от производства

После этого необходимо проводить анализ качества всей продукции. К обобщающим показателям качества всей произведённой продукции относятся:

1)   удельный вес новой продукции в общем выпуске;

2)   удельный вес продукции высшей категории качества;

3)   средневзвешенный балл продукции;

4)   средний коэффициент сортности;

5)   удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

6)   удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и т.д.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств: полезность, надёжность, технологичность, эстетичность и т.д. [29, с. 254].

Косвенным показателем качества продукции является доля брака в общем объёме выпуска. Например, на предприятии ОАО «Стройфарфор» производили керамическую плитку двух видов: сортную и несортную (ординар), но в 2007 г. отказались от производства низкокачественной плитки (табл. 6).


Таблица 6

Анализ сортности продукции – керамической плитки на ОАО «Стройфарфор»

Продукция

Выпуск плитки, тыс. м2

Удельный вес, %

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1. Сортная

5051,2

8660,1

10832,3

93,9

97,8

100

2. Несортная

327,5

191,7

0,0

6,1

2,2

0

Всего

5378,7

8851,8

10832,3

100

100

100


По данным таблицы мы можем судить об улучшении показателя сортности продукции. Кроме того, мы видим не только рост общего производства керамической плитки, но и постепенное увеличение доли сортной продукции в общем выпуске. Цена сортной керамической плитки выше, следовательно, можно рассчитать влияние качества на выпуск товарной продукции (rТП) по следующей формуле:


rТП = (Цсортной – Цординар) · Q,


где Q – увеличенный объём продаж продукции повышенного качества; Ц – цена соответствующей продукции.

rТП = (70 – 55) · 2172,2 = 32583 тыс. руб.

Размер влияния качества продукции на сумму прибыли можно рассчитать по формуле:


rП = (Цсортной – Цординар) · Q – (Ссортной – Сординар) · Q,


где С – уровень себестоимости.

rП = 32583 – (60 – 50) · 2172,2 = 10861 тыс. руб.

Произошло увеличение прибыли за счёт увеличения выпуска качественной продукции.

Далее, на основе статистических наблюдений (составление графиков динамики показателей) (рис.) происходит ужесточение требований к качеству выпускаемой продукции (на основе выявления допустимых границ колебания значения показателя).

Пример статистического наблюдения за показателем: грань 200 мм


После приёма произведённой за смену продукции в производственный отдел сдаются подробные отчёты: статистические данные по технологическим показателям качества продукции и причинам отклонений (по стадиям производства: показатели приготовленной смеси, состояние после первого обжига, после нанесения глазури и цветового оформления, после второго обжига). Эти данные группируются в более обширные показатели:

1) соответствующие – стандарт;

2) несоответствующие, по причинам.

Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Это необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за его пределами. Брак, появившийся в сфере продажи или в процессе использования продукции, свидетельствует как о плохом её качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объёма производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.