Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE
Примечания
для экспертной оценки факторов, определяющих стабильность обстановки
Факторы,
определяющие стабильность среды, в методике следующие.
Уровень
инфляции – определяется уровень инфляции в период действия данного
предприятия.
Технологические
изменения - качественная
оценка множественности происходящих технологических нововведений.
Уровень занятости – это участие населения в трудовой
деятельности данного предприятия. Занятость характеризуется системой
показателей, отражающих полноту включения в общественное производство активной
части населения, уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов.
Изменчивость
спроса
- характеристика стабильности спроса.
Диапазон
цен конкурирующих продуктов - важная характеристика степени зрелости рынка и
уровня ценовой конкуренции.
Ограничения
для вхождения на рынок - необходимые лицензии, требования к квалификации,
исключительные права, уже предоставленные другим фирмам и т.д.
Давление
конкурентов - общая характеристика уровня конкуренции в отрасли.
Факторы конкурентных преимуществ (оценка конкурентного статуса)
Показатель
|
|
Оценка
|
|
1
|
Доля рынка
|
Малая
|
5
|
Большая
|
2
|
Качество продукции
|
Низкое
|
4
|
Высокое
|
3
|
Стадия жизненного цикла продукта
|
Начальный
|
4
|
Конечный
|
4
|
Цикл замены продукта
|
Фиксированный
|
1
|
Сменяемый
|
5
|
Лояльность покупателей
|
Слабая
|
4
|
Сильная
|
6
|
Технологическое know-how
|
Малое
|
2
|
Большое
|
7
|
Степень вертикальной интеграции
|
Низкая
|
3
|
Высокая
|
Сумма
|
|
|
23
|
|
Среднее
|
|
|
3,3
|
|
Примечания
для экспертной оценки факторов, определяющих конкурентное преимущество фирмы
Конкурентное
преимущество фирмы характеризуется следующими показателями:
Доля
рынка
- это относительная доля рынка, измеряющаяся отношением объема продаж за
некоторый период к объему продаж ведущего конкурента.
Качество
продукта - относительная экспертная оценка качества продукта данного
предприятия по сравнению с продукцией конкурентов.
Стадия
жизненного цикла продукта понятие, широко используемое в стратегическом
планировании. В большинстве случаев принято выделять четыре стадии: стадию
введения (называемую также зарождения), стадию роста, стадию зрелости и стадию
упадка (старения).Стадия введения продукта на рынок характеризуется
прежде всего распространением среди потенциальных потребителей осведомленности
о существовании нового продукта. На этом этапе дифференциации продукта мала, спрос
неэластичен по цене, экономия на масштабах производства незначительна, отношение
постоянных затрат на производство продукта к переменным как правило
относительно мало.Стадия роста характеризуется быстрым ростом объемов
продаж, растет дифференциация продуктов конкурентов, растет экономия на
масштабах производства и отношение постоянных затрат к переменным, спрос
становится все более эластичным по цене.
Стадия
зрелости
- это высокая степенью дифференциации продукта, выраженная сегментацией рынка,
значительная экономией на масштабах производства, высокие значения отношения
постоянных затрат к переменным и эластичность спроса по цене.
Стадия
упадка
характеризуется интенсификацией ценовой конкуренции, исключительно высокой
эластичностью спроса по цене, уменьшающимся отношением постоянных затрат к
переменным при сохранении значительной экономии на масштабах производства.
В методике
SPACE жизненный цикл продукта аналогично другим показателям оценивается по
шкале 0-6, что дает возможным более тонко оценивать положение в рассматриваемом
измерении.
Цикл
замены продукта - характеристика степени определенности срока жизни продукта
(длительности его жизненного цикла).
Лояльность
покупателей характеризуется степенью верности клиентов торговой марке. Такая
верность может быть достигаема за счет разных способов и речь идет в данном
случае о конечном результате.
Технологическое
ноу-хау характеристика технологической экспертизы (знаний, опыта),
находящейся в исключительном распоряжении данной компании.
Степень
вертикальной интеграции под вертикальной интеграцией понимается объединение в рамках
одной фирмы звеньев одной и той же производственной цепи. Например,
производитель мебели приобретает лесозаготовительный бизнес (обратная
вертикальная интеграция), или мебельный магазин (прямая вертикальная
интеграция).
Факторы
привлекательности (силы) отрасли
Показатель
|
|
Оценка
|
|
1
|
Потенциал роста
|
Низкий
|
3
|
Высокий
|
2
|
Потенциал прибыли
|
Низкий
|
4
|
Высокий
|
3
|
Финансовая стабильность
|
Низкая
|
4
|
Высокая
|
4
|
Уровень технологии
|
Простая
|
4
|
Сложная
|
5
|
Степень использования ресурсов
|
Неэффективная
|
4
|
Эффективная
|
6
|
Капиталоинтенсивность
|
Малое
|
2
|
Большое
|
7
|
Легкость вхождения на рынок
|
Легко
|
5
|
Сложно
|
8
|
Производительность, использование ресурсов
|
Низкая
|
2
|
Высокая
|
Сумма
|
|
|
28
|
|
Среднее
|
|
|
3,5
|
|
Примечания
для экспертной оценки факторов, определяющих привлекательность отрасли
Параметры
отрасли (факторы, определяющие ее привлекательность) в методике SРАСЕ
используются следующие.
Потенциал
роста
- связан с оценкой общей емкости рынка и наличием соответствующих
производственных ресурсов.
Потенциал
прибыли - оценка нормы прибыли, которая может сложиться в отрасли.
Финансовая
стабильность - условия функционирования типичного предприятия данной отрасли. Оно характеризуется обеспеченностью
финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования
предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования,
финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами,
платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Уровень технологии - любые предприятия характеризуются
определенным технологическим уровнем. Уровень технологии влияет на производительность
труда рабочих и качество продукции.
Чем выше уровень
технология, тем выше производительность труда, ниже затраты энергии и выше
качество. С другой стороны, технологический уровень накладывает более высокие
требования к квалификации рабочих и качеству оборудования.
Степень
использования ресурсов - оценка эффективности использования ресурсов на
предприятиях отрасли по сравнению с другими отраслями.
Капиталоинтенсивность
- отношение
затрат на капитал к затратам на рабочую силу, затраты основного капитала на
единицу продукции
Легкость
вхождения на рынок - качественная оценка фактора с учетом всего комплекса
действий, которые должны быть предприняты для вхождения на рынок: осуществление
единовременных капитальных затрат, создание имиджа и т.д.
Производительность,
использование ресурсов - производительность или эффективность есть
максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими
результатами. Финансовые, трудовые и материальные ресурсы предприятия,
фирмы влияют на их производительность.
Факторы,
определяющие финансовое положение фирмы (стратегический потенциал)
Показатель
|
|
Оценка
|
|
1
|
Прибыль на вложения
|
Низкая
|
3
|
Высокая
|
2
|
Финансовая зависимость
|
Несбалансированная
|
4
|
Сбалансированная
|
3
|
Ликвидность
|
Несбалансированная
|
4
|
Сбалансированная
|
4
|
Необходимый имеющийся капитал
|
Малый
|
4
|
Большой
|
5
|
Поток платежей в пользу фирмы
|
Малый
|
3
|
Большой
|
6
|
Легкость ухода с рынка
|
Малая
|
3
|
Большая
|
7
|
Риск предприятия
|
Большой
|
4
|
Малый
|
8
|
Оборачиваемость запасов
|
Медленная
|
3
|
Быстрая
|
Сумма
|
|
|
28
|
|
Среднее
|
|
|
3,5
|
|
Примечания
для экспертной оценки факторов финансового положения предприятия.
Финансовое
положение фирмы характеризуется такими показателями.
Прибыль
на вложения - стандартная финансовая характеристика. Исчисляется как отношение
прибыли к вложенному капиталу (собственному).
Финансовая
зависимость - измеряется соотношением собственных и заемных средств.
Ликвидность
- в
качестве измерителя можно воспользоваться показателями текущей или абсолютной
ликвидности. Стоит подчеркнуть, что максимальная ликвидность не есть абсолютное
благо и можно говорить о ее оптимальном, сбалансированном уровне, также как и в
случае с финансовым рычагом.
Необходимый
имеющийся капитал - качественная оценка степени удовлетворения потребности фирмы в
капитале. Может быть произведена вычислением отношения имеющегося капитала к
необходимому.
Поток
платежей в пользу фирмы - имеются в виду реальные перечисления средств.
Легкость
ухода с рынка - под ней понимается величина финансовых потерь, связанных с
уходом с рынка и перепрофилированием компании.
Риск
предприятия - оценка должна учитывать как рыночные, так и политические факторы
риска в деятельности компании.
Оборачиваемость
запасов - один из возможных дополнительных факторов в оценке деятельности
компании.
Графическая
интерпретация стратегического положения фирмы
|
|
|
|
|
Финансовый
потенциал (FS)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высокий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Конкурентные
|
|
|
|
|
|
|
Промышленный
|
преимущества
(СА)
|
|
|
1
|
|
|
потенциал
(IS)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стабильность
обстановки (ES)
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|