скачать рефераты

МЕНЮ


Организационно-правовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства.

Организационно-правовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства.


Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

Защищена с оценкой                                               Допустить   к защите

«_________________»                                             __________________                           

___________________                                             (Ф.И.О. руководителя)

                                                                                                       «___»________2008г.






КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу   Учет на предприятиях малого бизнеса


на тему: Организационно – правовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства.

                                                                          Выполнила студентка

                                                                          гр.__Б51_____________

                                                                          ___ А.Е._______

                                                                                           (Ф.И.О.)


                                                                             Руководитель работы

                                                                        _______________________

                                                                       (ученая степень, звание, Ф.И.О.)







Омск 2008г.


Содержание:


1.Малое предпринимательство как субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства в экономике.

2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым

предприятиям в Российской Федерации.

3. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в зарубежных странах.

4.  Особенности нормативно-правового регулирования развития малого  предпринимательства в Российской Федерации.

5. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства

6. Порядок регистрации организаций как  субъектов малого бизнеса

7. Порядок регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.


Введение


В данной курсовой рассматривается малое предпринимательство как субъект экономики, его роль и значение; критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в Российской Федерации и за рубежом; показаны слабые и сильные стороны малого бизнеса; подробно указаны нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов малого бизнеса; особенности функционирования субъектов малого предпринимательства; порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.

1. Малое предпринимательство как субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства в экономике


  В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Для малого  предприятия характерно:

1) юридическая независимость;

2) управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

3) небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

4) небольшая численность персонала.

Вместе с тем малому бизнесу присущи:

1) быстрая реакция на требования рынка;

2) высокий уровень специализации;

3) возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в Российской Федерации создается в следующих трех ос­новных сферах деятельности:

    1.  Торговля. Характерная черта малого предпринимательства — способность подстраиваться под местный рынок. Не претендуя на захват глобального рынка, малые предприятия ориентируются на место нахождения потребителя. Многочисленные ларьки, палатки, павильоны и магазинчики позволяют, с одной стороны, удовлетво­рять существующие потребности рынка, с другой — работать рен­табельно в связи с эффективной организацией деятельности.

    2.  Посредничество. Посредничество — распространенный вид деятельности организаций в промышленно развитых странах. Передача отдельных функций по логистике или продвижению товаров на рынок позволяет организациям крупного и среднего бизнеса оптимизировать затраты, повысить эффективность указанных операций, «дотянуться» до труднодоступных ресурсных рынков или рынков сбыта, вынести специфические проблемы отдельных рынков за рамки организации, экономя там самым на финансовых и трудовых ресурсах.

    3. Сфера услуг. Развитие сферы услуг в последнее время стано­вится одним из наиболее перспективных направлений роста эконо­мики большинства развитых стран. При этом предоставление ус­луг зачастую требует присутствия организации, которая их оказы­вает, в месте нахождения потребителя. Таким образом, рынок ус­луг,  так  же  как  и  рынок товаров,  склонен  к  ориентации  на конкретного потребителя, что приводит к необходимости индиви­дуализации услуги (т. е. к видоизменению в интересах покупате­ля). Кроме того, с увеличением благосостояния населения проис­ходит объективный процесс снижения доли расходов потребителей на товары и увеличения доли расходов на приобретение услуг.

    По данным Министерства экономического развития и торговли РФ за 2003 г., доля занятых на малых предприятиях в общей чис­ленности занятых в экономике составила около 14 %, «а доля уча­стия малых предприятий в ВПП — около 10 %. Данные цифры го­ворят, с одной стороны, о необходимости создания бла­гоприятных условий для развития малых предприятий. с другой — о большом экономическом потенциале ма­лого бизнеса в России.

Понятие «потенциал малого предприятия» относится к наименее изученным категориям рыночной экономики: отсутствует единый алгоритм и инструментарий измерения и оценки потенциала малого бизнеса, его формирования и воспроизводства. Потенциал малого предприятия зависит от многих факторов, таких как технологическая оснащённость, профессиональный уровень подготовленности персонала, финансовые ресурсы, положение на рынке и т.д. Понятие потенциал фирмы, определяется как степень использования ресурсов или как совокупность предпосылок развития.

Главной задачей потенциала малого предприятия является воспроизводство. Нельзя не отметить такую форму проявления воспроизводственной способности производственного потенциала, как техническое перевооружение и реконструкция производства.

         Возможности воспроизводства напрямую зависят от тех ресурсов, которыми владеет малое предприятие. К ним относятся:

         - технические ресурсы – производственное оборудование;

         - материальные ресурсы – сырьё, материалы;

         - кадровые ресурсы – численность и квалификация кадров и др.;

         - информационные ресурсы – сведения о самой системе и её внешней среде;

         - финансовые ресурсы – величина и использование денежных средств;

         - управленческие ресурсы – способы принятия решений, система планирования, учёта, контроля и т.д.;

         - временные ресурсы.

В настоящее время применяются различные подходы к оценке потенциала малого бизнеса, среди которых выделяются:

-сравнительный подход, при котором проводится сравнение рассматриваемой фирмы с фирмами-аналогами;

-затратный подход, связанный с оценкой имущества фирмы.

Инструментарий для оценок бизнеса, опирающийся на указанные подходы, можно условно разделить на две группы.

Первая группа инструментария базируется на определении бухгалтерской прибыли, нормы рентабельности, окупаемости, внутренней нормы доходности. Инструментарий, используемый в этой группе, основан на анализе финансовой отчётности или на моделировании денежных потоков фирмы на некотором отрезке времени. Показатели этой группы, как правило, используются в управлении отечественными предприятиями малого бизнеса.

Ко второй группе относится инструментарий, базирующийся на определении именно стоимости фирмы и использования её при оценке бизнеса, в качестве критерия предлагается использовать величину стоимости компании. При этом определяются виды стоимости – внутренняя, рыночная, инвестиционная, ликвидационная, балансовая, арендная. Данный подход нашёл практическое применение в зарубежной практике, тогда как у нас он рассматривается пока в основном в теоретическом плане.

         Инструментарий, используемый для вычисления потенциала, основан на наиболее полном выявлении перечня видов ресурсов и определении ограничений в их использовании.

         Таким образом, потенциал является интегральной характеристикой любого малого предприятия или фирмы, именно он определяет их системные возможности и способность решать конкретные проблемы и задачи.

 

2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым

предприятиям в Российской Федерации.


Общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, формы  и методы государственного  стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима­тельства в Российской Федерации». Как следует из названия, действие закона № 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого предпринимательства, но и на субъекты среднего предпринимательства (при этом данное понятие введено в законодательство впервые).

В ст. 3 Закона № 209-ФЗ, содержащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого и среднего предпринимательства определены как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законом к малым и средним предприятиям. При этом следует  обратить внимание на то, что ГК РФ не содержит определения понятия «хозяйствующий субъект», такое определение представлено, в частности, в Федеральном законе от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (т.е. может использоваться в рамках этого Закона)  и применяется к индивидуальному предпринимателю, коммерческой организации, а также некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. Кроме того, в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый недвижимостью.

В названном Законе также представлено новое определение понятия «субъект малого предпринимательства». Согласно ст. 4 Федерального закона  № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (в части установления предельных значений выручки положения Закона № 209-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г.).

При определении численности  работающих законодатель «ушел» от деления предприятий по отраслевому принципу и установил, что средняя численность работников (определяемая за календарный год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:

- от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий;

- до 15 человек для микропредприятий.

 Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполез­ным, поскольку при его отсутствии предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом № 209-ФЗ га­рантиями и мерами государственной поддержки, и защищать свои законные права и интересы.

Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого яв­ляется наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объ­еме прибыли. В течение года эти показатели определяются нара­стающим итогом с начала года.

Предприятие самостоятельно определяет, какой из показате­лей должен применяться: объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

 

3. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов

к малым предприятиям в зарубежных странах.

Сильные и слабые стороны.


В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого биз­неса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре ос­новных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:

    1.  Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться  на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.

    2. Валюта баланса не более 2,5 млн. евро.

    3. Выручка от реализации не более 5 млн. евро.

    4. Среднее число занятых не более 50 человек.

    Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.

    Большинство стран Европейского союза уже приняли соответ­ствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).

    Те же самые критерии установлены в Великобритании и Авст­ралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах крите­рии отнесения к малым предприятиям следующие:

    1.  Выручка от продаж менее 25 млн. долл. США.

    2.  Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.

    3.  Предприятие не является инвестиционной компанией.

    4.  Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.

    Как видно из приведенных данных, и Россия является страной, где присутствуют стоимостные кри­терии отнесения предприятий к субъектам малого предпринима­тельства.

Сильные и слабые стороны малого бизнеса.

                                                                                                                                   Многие  страны  развитого капитализма давно ощутили эффективность  малых  предприятий  в экономике и  научились  решать  многие  проблемы  связанные  с фирмами,  которые   занимаются   деятельностью   в   небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как же развивается и действует малый бизнес в этих странах.

     Эффективность  малых  предприятий  в  Германии  несколько выше, чем в США и  в  Японии.  Здесь  на  долю  12,3%  крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится  только 52,6% национального  дохода.  Кроме  того,  2/3  рабочих  мест создается за счет мелкого предпринимательства.  Поэтому  число малых предприятий растет.

   Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

   - в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

   - повысился общеобразовательный уровень  людей  с  одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

   - уменьшение  габаритов,  стоимости  и  упрощение  использовании информационных систем;

   - способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

   - в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

   -  большая  конкурентоспособность  за  счет  меньших   издержек, обусловленных отсутствием лишнего  бюрократического  аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

   - расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

   Но, конечно, малые  предприятия  как  возникают,  так  и распадаются по многим причинам.  Например,  в  Германии в 1990 -х годах более 14500 предприятий из числа  малых  потерпели  крах, причем 40%  из  них  просуществовали  не  более  5  лет. Число банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда  выше, ибо, идя  на  риск, предприниматель решает сложную   проблему конкурентоспособности выпускаемой  продукции.  Ведь  начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное  положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в  самом  начале проводить  свою  работу  при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому  начинающая  фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции.  Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это  неудачи  в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.