скачать рефераты

МЕНЮ


Организация и проведение коллективных акций протеста

Организация и проведение коллективных акций протеста

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ










Контрольная работа

на тему:

«Организация и проведение коллективных акций протеста»


Выполнила

Мухаметшина Юлия Васильевна

Специальность Финансы и кредит









Челябинск

2008


Содержание


Введение

1. Теоретические основы организации и проведения коллективных акций протеста

1.1 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров

1.2 Правовые основы организации коллективных акций протеста

2. Анализ и хроника коллективных акций протеста в РФ

2.1 Предпосылки коллективных акций протеста в России

2.2 Акции протеста горняков в г. Москве

2.3 Всероссийская забастовка работников образования, здравоохранения, культуры 12 октября 2005 г

2.4 Забастовка российского «Форда»

2.5 Поучительная история «Красной Шапочки»

Заключение

Список используемых источников и литературы


Введение


Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома. Однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики, промышленники и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно - правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором продается и покупается такой специфический «товар», как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.

Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации, являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Конституции право человека на труд является одним из самых принципиальных прав, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества.

Конституция Российской Федерации, провозгласив нашу страну социальным и правовым государством, закрепила право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законами способов их разрешения. Трудовое законодательство развивает конституционные положения и создает правовой механизм для разрешения возникающих трудовых споров - индивидуальных и коллективных.

Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудового правоотношения, что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.

Трудовые конфликты между сторонами трудовых правоотношений, которыми является работодатель и работник, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе трудовых отношений. Они могут предшествовать этим отношениям или приходить им на смену.

В настоящий период в нашей стране государственный контроль за управлением производством недостаточен. Число коллективных трудовых споров хоть и уменьшилось по сравнению с тяжелыми для России 1990-ми, но зато они стали острее – люди уже не просят выплачивать вовремя заработную плату, а требуют ее прямой зависимости от инфляции в стране, заявляют о расширении социальных гарантий.

Формирование института права, регулирующего коллективные трудовые споры (конфликты), прошло долгий и тяжелый путь - от полного запрета коллективных акций работников (с введением уголовной ответственности за участие в них) до признания права на забастовку (пикеты, митинги и пр.) на межгосударственном уровне. Данный процесс в национальных правовых системах сопровождался принципиальными изменениями сущности права в сторону его гуманизации, обусловленными новой системой ценностей общества - признанием прав человека, стремлением достичь социального мира, социальной справедливости в распределении общественного продукта, пришедшей на смену концепции абсолютной свободы договора и апологетике института частной собственности. Необходимо также отметить, что на этот процесс воздействие, главным образом, оказывала именно рабочая борьба, проводившаяся вопреки существующему законодательству.


1. Теоретические основы организации и проведения коллективных акций протеста


1.1 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров


Трудовые конфликты между сторонами трудовых правоотношений, которыми являются работодатель и работник, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе трудовых отношений. Они могут предшествовать этим отношениям или приходить им на смену. Однако при этом они не всегда могут подпадать под термин «трудовой спор».

Можно ли любой конфликт назвать спором в юридическом смысле? Нет, потому что далеко не каждый конфликт перерастает в юридический спор. Во-первых, конфликт может «тлеть», а стороны не предпринимать никаких усилий по его разрешению. Во-вторых, участники отношений, регулируемых трудовым правом, могут разрешить свой конфликт добровольно, мирным путем, посредством переговоров и не допустить перехода возникающих между ними разногласий на стадию трудового спора. В-третьих, нельзя не учитывать чисто психологические факторы. Так, большинство работников, несмотря на недовольство неправомерными действиями работодателя, все же избегают обращения за защитой своих прав в компетентные органы, опасаясь негативных для себя последствий.

Но если конфликт не решается его участниками и возникает необходимость привлечения к его разрешению специальных уполномоченных на это органов, то он перерастает в трудовой спор. Рассмотрение трудовых споров в этих органах позволяет реализовать право граждан на труд и защитить его в случае нарушения. Кроме того, общество получает информацию о реальном положении дел в сфере трудовых отношений, что позволяет вносить коррективы в их правовое регулирование.

Причины трудовых споров следует отличать от обстоятельств или условий их возникновения - факторов, которые способствуют большому количеству трудовых споров по одними тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами обстоятельства не вызывают трудового спора. Причинами трудовых споров часто являются виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты. Но причина негативного свойства может быть и со стороны трудового коллектива (спорящей стороны), проявляющего трудовой эгоизм, не считающегося с общественными интересами.

Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора (две черты) спорящих сторон, в результате которых по разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:

1) Отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение от норм общеустановленной морали. Это проявляется у некоторых руководителей в бюрократизме, гонении за критику, консервативном пренебрежительном отношении к удовлетворению прав и законных интересов граждан, а у отдельных работников в прогулах, появлении на работе в нетрезвом состоянии, производстве брака и т. п. Со стороны отдельных трудовых коллективов в коллективных спорах эта причина может проявляться в групповом эгоизме, требованиях повышения оплаты, которую реально не заработали.

К отстаиванию индивидуального сознания относятся не только волокита, бюрократизм, различные гонения критикующих администрацию работников, ущемление их законных прав, но и излишнее административное усердие отдельных представителей администрации на всех ее уровнях (вплоть до отдельных министров), когда в погоне за выполнением производственных заданий нарушаются трудовые права не только отдельных работников, но целых трудовых коллективов, полномочия их в самоуправлении.

2) Незнание или плохое знание трудового законодательства. Если руководитель плохо знает трудовое законодательство, то он допускает трудовые правонарушения, например неправильно переводит или увольняет работников или, не получив у профсоюзного органа согласия на сверхурочные работы, организует их и т.д. Соединяясь вместе в действиях одного должностного лица, обе причины обостряют спор.

Условия (обстоятельства) трудовых споров могут быть производственного и правового характера. Они связаны с организацией производства или с организацией правотворчества - принятием норм права. Поэтому по отношению к спорящей стороне они объективно существуют в нашей жизни.

 

1.2 Правовые основы организации коллективных акций протеста

 

Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется Федеральным законом №54-ФЗ и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года (в ред.28.02.2008 г.) № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ раскрывает основные понятия:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

7) уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

К организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.


2. Анализ и хроника коллективных акций протеста в РФ


2.1 Предпосылки коллективных акций протеста в России


Если в СССР доли расходов на оплату труда и пенсионное обеспечение в конце 1990-х годов составляли соответственно 45 и 8 процентов, то за годы реформ они существенно уменьшились и в настоящее время равны 23 и 5,5 процентам ВВП. В перспективе, по прогнозным оценкам Минэкономразвития и Пенсионного фонда Российской Федерации, они будут медленно расти и приблизятся в 2025 году по оплате труда - к 26 процентам ВВП, по пенсионному обеспечению - к 6 процентам ВВП, а их совокупная величина составит 32 процента ВВП, что в два раза ниже уровня, которого достигли экономически развитые страны в 1980-е годы.

Столь удручающая динамика с базовыми доходами населения за достаточно длительный исторический период - 1990-2025 годы - свидетельствует об отсутствии не только стратегических ориентиров по достижению необходимого качества жизни населения на индустриальном и постиндустриальном этапах общественного развития, но и необходимого общественного консенсуса по их выработке.

Важнейшая причина отставания цивилизованных институтов доходов и социального страхования находится в глубоких пластах организации общественной жизни и правосознания населения. Она состоит в крайне слабом и малоразвитом гражданском обществе, которое ещё не способно к чёткой артикуляции своих прав и их отстаиванию. В конечном итоге механизмы социального партнёрства пока базируются на довольно рыхлой платформе, а их формы носят в основном имитационный характер.

Сложившаяся в России система социального партнёрства унаследовала многое из советского прошлого, когда важнейшие условия организации трудовой и социальной жизни не обсуждались и не входили в первоочередной перечень вопросов в ходе коллективных переговоров. И сейчас подавляющее большинство коллективных договоров в России не регулируют и не гарантируют заработную плату трудящихся. Достаточно в связи с этим отметить, что за последние годы только на 3 процентах предприятий в кол. договорах были определены обязательства работодателей по повышению заработной платы работников.

Забастовки и акции протеста работников в целях достижения более выгодных для себя условий труда пока ещё относительно редки, хотя картина меняется. В 2007 году в стране произошло около 35 крупных забастовок (в 2006 году их было 8), большинство из которых закончились успешно.

В настоящее время российский социум зачастую носит формальный характер, выступает показателем демонстрационного социального согласия и цивилизованности трудовых отношений. В действительности его роль принципиально иная. Он призван служить средством достижения справедливого распределения доходов, обеспечения безопасных и здоровых условий труда, надёжной и достаточной страховой защиты от социальных рисков, применения на деле производственной демократии при нормировании и организации труда.

В ходе социального диалога важно рассматривать не второстепенные, а узловые проблемы трудовых отношений. Реформы, которые произошли в России, кардинально изменили сам подход к регулированию социально-трудовой сферы. От централизованного и тотального регулирования государством всех сторон трудовой жизни страна перешла к экономико-правовой модели, при которой вопросы найма рабочей силы - то есть заработной платы, режимов труда и отдыха, социальных гарантий - стали регулироваться по следующей схеме:

Ø    минимальная заработная плата и минимальные социальные гарантии регулируются с помощью Закона (в основном в форме Трудового кодекса), то есть общегосударственными нормативами оплаты труда и государственным контролем за их соблюдением;

Ø    более высокие уровни заработной платы и социальных гарантий отданы в сферу договорных отношений работодателей и работников, то есть зависят от возможностей и доброй воли собственников предприятий и сплочённости трудовых коллективов.

Понятно, что такая модель регулирования трудовых отношений далека от совершенства. В чем её слабость? Она состоит в том, что у большинства собственников и менеджеров предприятий отсутствует культура социального диалога, они неохотно по собственной инициативе идут на кардинальное улучшение условий найма. Напротив, когда возникают эти вопросы со стороны наёмного персонала, работодатели, как правило, воспринимают их в штыки. Такова природа рыночного самосознания частных предпринимателей России.

В этих условиях для профсоюзов остаётся сложный путь переговоров, а для трудовых коллективов последним средством, к которому они вынуждены прибегать, становится забастовка. Разумеется, что это не лучший способ добиваться справедливости и отстаивать свои права. Ведь он сопряжён с массовыми переживаниями персонала предприятий, снижением уровня доверия трудовых коллективов к руководству компаний, длительными психологическими перегрузками людей, потерями качества труда и нарушениями ритмичности работы предприятий.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.