Организация профессионального развития работников
Внутрифирменное обучение кадров – наиболее эффективный «инструмент»
адаптации персонала к процессам, происходящим в технологической, экономической
и социальной сферах. Корпоративные программы обучения, с одной стороны,
компенсируют недостатки традиционных систем подготовки, а, с другой – создают
предпосылки для поддержания конкурентоспособности работников, их опережающего –
относительно изменений во внешней среде обучения.
Суть концепции непрерывного образования состоит в постоянной адаптации,
периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение
всей активной трудовой жизни в рамках как формальной, так и неформальной
системы образования на основе качественной базовой подготовки. Образовательный
процесс должен строиться по восходящей линии таким образом, чтобы каждая
следующая ступень являлась логическим продолжением предыдущей и представляла
собой законченный цикл обучения.
В августе 2004 года под эгидой Министерства промышленности и энергетики
РФ прошло совещание, посвященное проблеме дистанционного обучения специалистов
ЖКХ. В совещании приняли участие представители Департамента строительства и
ЖКХ, дистанционной системы «Росжилкоммунквалификация», учебных центров. Было
отмечено отсутствие в ЖКХ достаточной законодательной базы, и появившейся
возможности ознакомления специалистов на местах с пакетом законопроектов,
направленных на создание условий для привлечения инвестиций в ЖКХ и его
развития.
Дистанционная система обучения обеспечит качественными знаниями по всему
спектру проблем жилищно-коммунального хозяйства руководителей и специалистов
органов управления ЖКХ в субъектах Российской Федерации и муниципальных
образованиях.
Дефицит высококвалифицированных специалистов является ощутимым тормозом в
переоснащении предприятий отрасли и модернизации устаревшего оборудования, без
чего реформа для ЖКХ останется заявлением о намерениях. Исправить создавшуюся
ситуацию может начавшееся создание эффективной системы целевой подготовки
кадров для такой остросоциальной отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство.
Курсы по повышению квалификации и профессиональной аттестации руководящих
работников и специалистов жилищно-коммунального комплекса являются одной из
ступеней для профессионального карьерного роста.
Разработана чрезвычайно гибкая система, позволяющая предприятиям,
направляющим в учебный центр своих работников, выбрать оптимальный график занятий.
Они могут проходить в первой или, наоборот, во второй половине дня; один или
два раза в неделю, а могут в зависимости от заявки проводиться в едином
компактном временном блоке – ежедневно по 6-8 часов.
Учебный центр способствует широкому обеспечению всех имеющихся
специализаций методической литературой.
В связи со стремительным совершенствованием оборудования (включая самые
последние зарубежные новинки) на предприятиях отрасли, обеспечивается
возможность ознакомления с ними в Учебном центре.
Анализ организации профессионального развития персонала в МУП ЖКХ п.
Софийск позволяет сделать вывод, что профессиональному развитию на данном
предприятии не уделяется должного внимания. Повышение квалификации
осуществляется только для управленческого персонала, специалисты и рабочие не
участвуют в этом процессе.
Единственным положительным моментом можно считать повышение квалификации
в порядке профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, которая
обязательна для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых
связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых
продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и
бытовым обслуживанием населения.
Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по
дифференцированным программам и методическим материалам, утвержденным
Департаментом Государственного санитарно - эпидемиологического надзора
Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу
и в дальнейшем с периодичностью - 1 раз в 2 года.
Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников
организаций, деятельность которых связана с производством, хранением,
транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и
обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязательная
для лиц, впервые устраивающихся на работу, а также не прошедших очередную
аттестацию, проводится:
- по очной форме (6 - 12 - часовые программы);
- по очно - заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим
материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не
менее 4 часов;
- по заочной форме (самостоятельная подготовка по предлагаемым
методическим материалам).
Профессиональная гигиеническая подготовка обычно проводиться либо:
- на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность,
осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию указанных
выше категорий работников;
- непосредственно в организациях, деятельность которых связана с
производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым
обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп
однородных профессий (не менее десяти человек в группе).
Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников
организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится
в центрах государственного санитарно - эпидемиологического надзора в форме
собеседования или тестового контроля.
Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической
подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их
результатов в личную медицинскую книжку.
При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической
подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и
защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате
аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Неаттестованные
должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с
производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым
обслуживанием населения, направляются на повторную профессиональную
гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через 1 неделю. В случае
повторных неудовлетворительных результатов аттестации центр госсанэпиднадзора
уведомляет об этом руководителей организаций, работники которых не прошли
аттестацию.
Таким образом следует сделать вывод о том, что директору Предприятия
следует обратить внимание на профессиональное развитие персонала, разработать
программы повышения квалификации технического персонала.
Материальная культура современного общества
настолько сложна, что дальнейшее развитие требует колоссальной концентрации
ресурсов. Только в рамках современных организаций, объединяющих и
координирующих усилия сотен и даже тысяч талантливых и высококвалифицированных
людей, стало возможным осуществление проектов, о которых гении прошлого могли
только мечтать. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности,
что делает их более сильными.
Однако, возникнув, организации начинают жить
самостоятельной жизнью, в значительной мере, а то и полностью, не зависящей от
создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В их рамках люди
используют организацию для достижения тех целей, ради которых она, собственно
говоря и создавалась. В частности, они надеются, что организация сможет дать им
возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит
нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть,
гарантии безопасности и социальной защищенности.
Организация, в свою
очередь, использует возможности объединяемых ею людей для собственного
укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов определенного опыта,
знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности,
ответственности, дисциплины, подчинения установившимся правилам и нормам
поведения, разделения своих целей и ценностей.
В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть
сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотребления с той
или с другой стороны, когда либо организация низводит людей до положения
винтиков, либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося
ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случае результат оказывается
одинаковым – организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои
функции.[11]
Перемены, происходящие в стране в 90-х годов прошлого столетия, также
привели к негативным последствиям в отрасли. Снабжение коммунальной сферы «по
остаточному принципу» привело к кадровому развалу отрасли. Усугубилась кадровая
проблема и ликвидацией системы профессионально-технической подготовки рабочих.
Раньше привлекала и удерживала специалистов в коммунальной сфере
возможность получения служебной площади. Но сегодня и этой возможности нет. В
сложившейся ситуации назрела необходимость законодательно закрепить
предоставление предприятиям ЖКХ служебной площади. Это стало бы действенной
мерой для привлечения и удержания квалифицированных специалистов, нужных
коммунальному хозяйству, что особенно актуально для удаленных от центра
регионов, где оклады на отраслевых предприятиях значительно ниже, чем в
столице. Проблема это повсеместная и требует решения на федеральном уровне.
Дело держится на мастерах – это аксиома. Без квалифицированного инженерного
корпуса и высокопрофессиональных специалистов массовых рабочих профессий на
предприятиях и службах ЖКХ отрасль из кризиса не вытащить.
Специфика работы отдельных отраслей обусловливает необходимость
формирования отраслевых образовательных стандартов. Такие стандарты, как
правило, предусматривают особые требования к подготовке работников определенных
профессий и специальностей, которые превышают нормативы, установленные по
профессиям рабочих и должностям служащих Единым тарифно-квалификационным справочником
работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником руководителей,
специалистов и других служащих.
К этому существуют объективные предпосылки, связанные с ситуацией на
рынке труда: когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее,
работодатель имеет возможность выбрать тех, кто в наибольшей степени отвечает
его требованиям, предложив им повысить свою квалификацию до необходимого
уровня.
Существующая система базового профессионального образования часто не
позволяет привести объем знаний обучающихся в должное соответствие с
требованиями квалификационных характеристик ЕТКС и КС в условиях непрерывно
развивающегося производства. Это диктует необходимость объединить в единый
процесс организацию подготовки повышения квалификации работников по специально
разработанным планам, осуществляя ступенчатое обучение.
Суть концепции непрерывного образования состоит в постоянной адаптации,
периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение
всей активной трудовой жизни в рамках как формальной, так и неформальной
системы образования на основе качественной базовой подготовки. Образовательный
процесс должен строится по восходящей линии таким образом, чтобы каждая
следующая ступень являлась логическим продолжением предыдущей и представляла
собой законченный цикл обучения.
Функционирование системы непрерывного образования предполагает наличие:
·
общего
образования (развитие природных задатков и способностей, освоение накопленного
обществом социального опыта, основных научных представлений, социокультурных
правил и норм);
·
базовой профессиональной
подготовки (освоение профессиональных основ, взглядов и оценок, объективных
причинно-следственных связей и реальностей), формирующей основы квалификации
специалиста (проводится один раз за весь период трудовой деятельности);
·
специализированной
профессиональной подготовки (овладение методами и инструментарием осуществления
профессиональной деятельности, а, по существу, - поддержания уровня необходимых
профессиональных знаний);
·
переподготовки и
повышения квалификации (расширение и углубление общеобразовательного и
профессионального уровня, овладение более широким диапазоном видов, методов,
предметов и средств осуществления профессиональной деятельности);
·
адаптация
(перевод вновь освоенных видов деятельности в «привычные»).
Таким образом,
система непрерывного образования должна состоять из двух основных частей:
базового и дополнительного образования.
Сроки и периодичность профессиональной подготовки целесообразно
дифференцировать в зависимости от уровня предшествующей полготовки, объема
дополнительных знаний, которые объективно необходимо приобрести.
Представляется важным еще один вариант организации системы непрерывного
образования - через систему дополнительного образования и повышение
квалификации кадров. Достаточно распространено мнение, что нынешних условиях
многим профессиональным группам работников (квалифицированным рабочим,
техническим исполнителям и руководителям административно-хозяйственных
подразделений) необходимо высшее и среднее специальное образование.
Между тем очевидно, что подобная подготовка нужна далеко не всегда, а в
ряде случаев просто излишня. По существу, требуется, чтобы работник владел
рядом специальных дисциплин в объеме программ учебных заведений среднего и
высшего профессионального образования. Для этого нередко вполне достаточно
обучения на специальных курсах и в учебных заведениях дополнительного
профессионального образования.
Независимо от масштаба подразделения и организации, занимающиеся
развитием и обучением персонала, решают общие задачи, которые можно разделить
на две группы: содействующие росту сотрудников и развитие личности.
Таблица 3.1.1
Развитие личности
и рост сотрудников
Как содействовать развитию и росту
сотрудников
|
Что способствует развитию личности
и улучшению результатов работы
|
Ставить перед каждым достижимые и
стимулирующие цели
|
Широкая коммуникация,
доброжелательность, забота о каждом
|
Предлагать решение все более
сложных проблем
|
Индивидуальный подход
|
Предоставлять всевозрастающую
ответственность
|
Уважение каждой личности
|
Делегировать задачи, проблемы,
полномочия
|
Внимательное отношение к каждому
|
Предоставлять всю необходимую
информацию
|
Интерес к мнениям, суждениям м
взглядам сотрудников
|
Поощрять:
|
По возможности учет личных целей и
потребностей
|
- собственную инициативу
|
Поощрение творчества
|
- предложения
|
Видеть в каждом сотруднике источник
новых идей
|
- инновации
|
Дискуссии о качестве продукции
|
- экспериментирование
|
Привлечение к постоянной ревизии
своих рабочих методов
|
- соразмерный риск
|
Достаточные возможности суверенного
действия
|
- творчество
|
Право делать ошибки и идти на
соразмерный риск
|
Не наказывать за ошибки
|
Похвала и признание малейших
успехов
|
Хвалить за малейшие успехи
|
Подбадривающие советы
|
Постоянно консультироваться с
сотрудниками
|
Шансы на продвижение
|
Широкая информация
|
Поощрение к высказыванию замечаний
|
Ограничение контроля, введение
системы самоконтроля
|
Повышая квалификацию
и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными
на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста
как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных
условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Существует несколько
наиболее типичных ошибок, которые допускаются организациями в области
профессионального развития персонала, своего рода «капканов», в которые может
попасть любая компания.
1. Развитие ради развития. Это наиболее часто встречающаяся проблема:
увлекшись самим процессом развития своих сотрудников, организации выпускают из
вида то, ради чего осуществляется это развитие – цели организации. Такие
ситуации возникают практически всегда в том случае, когда стратегические цели
организации либо не сформулированы, либо держатся в секрете от руководителей,
занятых управлением профессиональным развитием. Еще одна причина попадания в
данный капкан — отстраненность линейных руководителей от процесса
профессионального развития, тотальное делегирование функции управления им
отделу человеческих ресурсов.
2. Развитие как развлечение. В организациях, которые попали в эту ловушку,
к профессиональному обучению относятся как к оплачиваемому отпуску, не имеющему
никакого отношения к тому, что происходит на рабочих местах. Причиной подобного
отношения могут стать позиция руководства, не участвующего и не поддерживающего
процесс профессионального развития, отсутствие системы оценки эффективности
развития, не включения результатов профессионального обучения в процесс оценки
сотрудников организации. Пожалуй, в России и после десятилетия рыночных реформ
подобное отношение к образованию на предприятии остается наиболее
распространенной и наиболее грубой ошибкой, возможно, связанной с разного рода
налоговыми "схемами", когда "стажировка" является заменой
оплачиваемой туристической поездки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|