скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности управления компанией, находящейся в собственности государства на примере ОАО "РЖД"

·                     филиалы в области информатизации и связи;

·                     филиалы в области социальной сферы;

·                     филиалы – проектные бюро;

·                     иные филиалы.

 Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн).

ОАО "РЖД" создало 97 дочерних и зависимых обществ (по данным на март 2010 года).

Среди дочерних обществ наиболее значимы для ОАО "РЖД" являются строительно-ипотечная компания ЗАО "Желдорипотека", телекоммуникационная компания ЗАО "Компания ТрансТелеКом", электротехнические заводы ОАО "ЭЛТЕЗА".

В 2009 г. транспортная составляющая в конечной цене продукции (в части железнодорожного транспорта) снижена в среднем более чем на 14% к уровню 2007 г. По нефтяным грузам она уменьшена на 18%, по черным металлам – на 19%, углю – на 36%, коксу – на 35%, руде – почти на 11%. В целом за 5 лет деятельности ОАО «РЖД» транспортная составляющая снижена по коксу и руде – в 2,4 раза, по удобрениям – в 2,1 раза, по углю – в 1,9 раза, по нефтяным грузам – в 1,8 раза и черным металлам – в 1,7 раза.

Спрос со стороны железнодорожной отрасли стал одним из катализаторов роста для целого комплекса высокотехнологичных производств и отраслей экономики (электротехнической, металлургической, химической промышленности, строительного комплекса), способствовал ускоренному развитию железнодорожного машиностроения. За последние 8 лет существенно возросли темпы роста объемов производства железнодорожного подвижного состава: объем производства грузовых вагонов вырос более чем в 10 раз, локомотивов – более чем в 5 раз, а пассажирских вагонов всех видов тяги – более чем вдвое. Относительный прирост объемов производства железнодорожной техники в 2008 г., по сравнению с уровнем 2007 г., составил:

• магистральных электровозов – 60%;

• тепловозов маневровых и промышленных – 16%;

• грузовых вагонов – 13%;

• пассажирских вагонов локомотивной тяги – 20%;

• вагонов электропоездов – 8%.

Практически все свои потребности в поставках продукции металлургического комплекса и железнодорожного машиностроения ОАО «РЖД» удовлетворяет за счет поставок с отечественных предприятий, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса является существенной поддержкой для смежных отраслей экономики.

Гарантированный спрос со стороны компаний Холдинга «РЖД» позволяет предприятиям металлургического комплекса и отечественного машиностроения создавать запас устойчивости, сохранять набранные темпы инновационного развития, оптимизировать сбытовую и закупочную стратегию сторон, планирование производства и инвестиций, развивать новые технологии и, в конечном итоге, снижать производственные издержки и повышать качество продукции.

В течение 2008 г. ОАО «Российские железные дороги» работало в условиях более низкой динамики экономического роста в стране в сравнении с 2007 г. Так, ВВП увеличен на 5,6% против 8,1% в 2007 г., а промышленное производство – на 2,1% (против 6,3% в 2007 г.). Последствия мирового финансового кризиса отразились на экономике Российской Федерации, и прежде всего в ее реальном секторе. В октябре 2008 г. Российские железные дороги в полной мере ощутили происходящие негативные процессы через снижение объемов погрузки, нарастающие отказы грузоотправителей от заявок на перевозки грузов, ухудшение ситуации на финансовом рынке.

Динамика погрузки грузов на сети железных дорог, при высоком уровне показателей в начале 2008 г., на протяжении последних месяцев 2008 г. резко замедлилась. Тогда как увеличение в I и II кварталах 2008 г. к аналогичным периодам 2007 г. составило 5,3% и 0,7% соответственно; в III квартале погрузка снизилась на 0,3%, а в IV квартале – на 16,9% к 2007 г.

Следуя за развитием транспортного рынка и изменениями хозяйственной и корпоративной структуры Холдинга, ОАО «РЖД» ускоренно внедряет современные технологии и инструменты управления.

В Компании реализуется важнейший проект «Построение системы управления ОАО «РЖД» в условиях реформирования». Он направлен на повышение эффективности управления, приведение действующей системы управления ОАО «РЖД» в соответствие с моделью рынка железнодорожных транспортных услуг и результатами структурной реформы отрасли, внедрение элементов, обеспечивающих возможность непрерывного улучшения качества управления в условиях дальнейшей диверсификации и увеличения масштаба деятельности Холдинга.

В 2008 г. работы данного проекта получили существенное ускорение благодаря тому, что была одобрена «Концепция системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД», а Ассамблеей начальников железных дорог и Правлением ОАО «РЖД» принят ряд важнейших решений в ее развитие. В частности, были одобрены предложения по организационному разделению в ОАО «РЖД» управления Холдингом «Российские железные дороги» и бизнесом железно-дорожных перевозок.

Также поддержан переход от строго территориальной модели управления бизнесом железнодорожных перевозок к вертикально функциональной, что соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте». Меры по совершенствованию системы управления направлены на создание инструментов повышения внутренней эффективности ОАО «РЖД», обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Компании в целом, ее отдельных филиалов, дочерних и зависимых обществ, увеличение гибкости в вопросах взаимодействия ОАО «РЖД» как перевозчика с владельцами и операторами подвижного состава.Новые подходы к управлению, основанные на принципах Концепции, должны обеспечить универсальность управления бизнес-единицами как в составе ОАО «РЖД», так и в форме дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» за счет единой корпоративной системы целей и задач, выраженной через соответствующие ключевые показатели эффективности для каждой бизнес-единицы.

Для повышения эффективности управления железнодорожными перевозками предусмотрено объединение всех подразделений и филиалов, совместно выполняющих задачи сбыта, организации, обеспечения и осуществления железнодорожных перевозок, в единый производственный блок. Под его оперативным управлением будут также находиться те дочерние предприятия ОАО «РЖД», которые обеспечивают перевозочный процесс или участвуют в нем в качестве операторов подвижного состава. Блок будет состоять из вертикально-интегрированных дирекций, которые формируются на принципах специализации и будут отвечать за конкретные сферы деятельности, являющиеся ключевыми элементами перевозочного процесса, – сбыт услуг железнодорожных перевозок, управление движением и тягой, эксплуатация инфраструктуры. Модернизация системы управления создает условия для построения системы мотивации персонала, эффективно стимулирующей руководителей на реализацию мероприятий в области повышения производительности труда, развитие кадрового потенциала.

Новая система управления должна обеспечить более сбалансированное распределение ответственности, полномочий и ресурсов внутри ОАО «РЖД», а так же построение системы контрольных показателей и показателей эффективности, обеспечивающих большую прозрачность операционной деятельности и контроль затрат.

Таким образом, реализация Концепции направлена на создание дополнительных возможностей для повышения внутренней эффективности ОАО «РЖД» через повышение качества управления, не ущемляет прав потребителей и поставщиков, не ограничивает конкуренцию и не создает монопольных преимуществ ОАО «РЖД» и его дочерним и зависимым обществам.


2.2 Особенности управления ОАО «РЖД»


Органы управления ОАО "РЖД":

·                     Общее собрание акционеров

·                     Совет Директоров

·                     Правление

 Органы контроля ОАО "РЖД":

·                      Ревизионная комиссия общества

Техническая характеристика ОАО "РЖД":

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплутационная длина – 85,5 тыс. км.

ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,3 тыс. км.

 Парк подвижного состава :

·                     грузовые локомотивы – 19 636;

·                     грузовые вагоны всех типов – 624 095;

·                     пассажирские локомотивы – 2 539;

·                     пассажирские вагоны дальнего следования – 26 245;

·                     пассажирские вагоны пригородных поездов – 15 340.

Общее собрание акционеров

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров.

Единственным акционером Общества является Российская Поскольку единственным акционером Общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством Российской Федерации, то в соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» решения о численном и персональном составе Совета директоров ОАО «РЖД» принимаются Правительством Российской Федерации единолично и оформляются письменно.

Решения годового Общего собрания акционеров ОАО «РЖД» в 2008 г. утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 951-р. В 2008 г. также состоялись три внеочередных Общих собрания акционеров ОАО «РЖД» по вопросам о внесении изменений в Устав ОАО «РЖД» и об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД», Решения которых утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 675, от 16 декабря 2008 г. № 958 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. № 1877-р. Совет директоров Совет директоров ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство деятельностью Общества и действует на основе норм, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом ОАО «РЖД», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 (с учетом изменений и дополнений), и Положением о Совете директоров ОАО «РЖД», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 265-р. Председателем Совета директоров ОАО «РЖД» избран Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Жуков А.Д. Членам Совета директоров ОАО «РЖД», избранным в состав Совета директоров в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 864-р, вознаграждение за исполнение своих обязанностей, связанных с исполнением ими функций членов Совета директоров ОАО «РЖД», не выплачивалось.

В структуре управления ОАО «РЖД» действует 221 совещательный орган по всем аспектам управления и всем видам деятельности Компании, в том числе 37 советов, 87 комиссий и комитетов и 82 рабочие группы В 2008 г. ОАО «РЖД» обеспечило 42,7% грузооборота и 39,1% пассажирооборота всей транспортной системы страны. Последовательно снижается транспортная составляющая в конечной цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом.

ОАО "Российские железные дороги" является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией. 100% акций Компании в соответствии с федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" находятся в собственности Российской Федерации. Права акционера от имени Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации.

ОАО "РЖД" следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает корпоративное управление необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта.

Основными принципами системы корпоративного управления ОАО "РЖД" являются:

1.                Повышение эффективности работы совета директоров за счет:

o         создания при нем комитетов и комиссий, способных оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО "РЖД". К работе в комитетах и комиссиях привлекаются высокопрофессиональные менеджеры, обладающие необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества и имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления;

o         высокого уровня вовлеченности членов совета директоров в формирование стратегии ОАО "РЖД" и определение позиции компании по взаимодействию с заинтересованными лицами;

o         расширения полномочий совета директоров ОАО "РЖД" по утверждению сделок, что повышает степень защищенности компании от вывода активов, а также дает возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

2.                Стандартизация и регламентация ключевых управленческих процессов.

В рамках компании разрабатываются и реализуются единые стандарты корпоративного управления, направленные на создание единого правового пространства, повышение качества принятых управленческих решений в компании и ее дочерних обществах, реализацию общих стратегических целей. Политика корпоративного управления дочерними обществами включает в себя несколько основных направлений:

o         формирование и контроль реализации стратегии развития дочерних обществ;

o         планирование и контроль финансовых результатов деятельности дочерних обществ, в том числе определение направлений и контроль распределения прибыли;

o         контроль финансово-хозяйственной деятельности дочерних обществ, в том числе совершения сделок с активами;

o         непрерывное повышение эффективности внутренних процессов дочерних обществ в сфере управления бизнесом;

o         обеспечение инвестиционной привлекательности и роста капитализации дочерних обществ;

o         формирование и реализация кадровой политики дочерних обществ.

3.                Полнота и достоверность информации, предоставляемой акционерам компании и их партнерам.

Следуя принципу информационной открытости и прозрачности деятельности, компания обеспечивает акционеров и их партнеров всей необходимой информацией о своей деятельности, а также аналитическими заключениями по финансово-экономическим, социальным и экологическим показателям, согласно положению об информационной политике РЖД. Для раскрытия информации компания использует наиболее удобные для адресатов средства и способы. Максимально возможный объем информации размещен на корпоративном веб-сайте. ОАО "РЖД" раскрывает информацию также через информационные агентства и иные средства массовой информации. Каждое существенное событие или действие ОАО "РЖД" сопровождается пресс-релизом. Компания проводит регулярные пресс-конференции по важным вопросам своей деятельности.

4.                Диалоги с акционерами.

ОАО "РЖД" открыто к обсуждению вопросов ведения бизнеса с заинтересованными сторонами и рассматривает практику проведения диалогов с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ как ориентир в развитии корпоративного управления. В том числе, активно используя институт акционерных соглашений.

5.                Внедрение этических принципов в компании.

Одним из важнейших направлений работы по совершенствованию системы корпоративного управления является эффективное внедрение этических принципов в Компании. С этой целью Советом директоров ОАО "РЖД" был утвержден Кодекс деловой этики ОАО "РЖД" содержащий ключевые общекорпоративные профессионально-этические принципы, а также нормы, определяющие действия ОАО "РЖД" по предупреждению и разрешению корпоративных конфликтов. Кодекс способствует упрочению корпоративного духа в Компании и ориентирует сотрудников Компании на единые корпоративные цели.

6.                Взаимовыгодное разрешение корпоративных конфликтов.

ОАО "РЖД" придает большое значение своевременному предупреждению и справедливому урегулированию корпоративных конфликтов, стараясь предупреждать их на ранних стадиях появления. Компания стремится разрешать корпоративные конфликты путем переговоров и взаимных компромиссов участников конфликта, с учетом законных интересов всех участников. Во внутренних документах Компании закреплены процедуры декларирования членами исполнительных органов ОАО "РЖД" наличия конфликта интересов и обязательного информирования совета директоров о случаях возникновения подобных конфликтов. Данная практика позволяет повысить защищенность интересов акционера.

7.                Стратегия высокой социальной ответственности.

ОАО "РЖД" реализует корпоративную стратегию высокой социальной ответственности через:

o         содействие региональному развитию;

o         обеспечение роста подвижности населения;

o         повышение качества предоставляемых услуг;

o         осуществление в полном объеме всех государственных социальных программ.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.