План профессиональной карьеры
План профессиональной карьеры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Выполнила
студентка
5 курса,
14-53 группы
Васильева
И.В.
Проверила
преподаватель:
Бадулина
Ж.В.
Нижний Новгород, 2006
Содержание
Введение
1. План индивидуальной карьеры
Сравнительный анализ ценностей
Пути получения профессии
Психограмма
Декларация жизненных целей
Описание профессиональной цели во внешней и внутренней
форме
Составление плана саморазвития и самовоспитания
2. План карьеры
Анализ местного рынка образовательных услуг и рынка труда
Описание запасного варианта получения профессии и
профессионального выбора
"Работа
- это поиск смысла жизни и хлеба насущного, признания и денег, интереса, а не
безразличия, короче говоря, поиск жизни, а не постепенного, с понедельника до
пятницы, умирания".
Стадс
Теркель.
Данная
работа направлена на разработку индивидуального плана профессиональной карьеры
с учетом характеристик самой профессии и особенностей человека, выбравшего эту
специальность.
Субъект,
для которого разрабатывается план профессионально карьеры: СТУДЕНТКА 5
КУРСА ФСН ОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИИ ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО.
Специальность:
ПСИХОЛОГИЯ.
Специализация:
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.
Определяющим
для развития личности в зрелости, по мнению большинства психологов, является
стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни -
профессиональной, семейной, творческой. Для любого современного человека
профессиональная деятельность является важнейшей составляющей его жизни. Большинство
россиян на работе проводят больше времени, чем у себя дома. К тому же, удовлетворенность
или неудовлетворенность жизнью примерно на 50 процентов связана с любимой или
нелюбимой работой, а остальные с благополучием в семейно-брачных отношениях.
Именно
из-за всё более растущей важности работы в жизни наших современников следует
продуманно и взвешенно подходить как к выбору своей будущей специальности, так
и к последующему построению своей карьеры. Начиная со школьной скамьи, молодым
людям предлагают задуматься над вопросом: "А кем я хочу стать?". На
профессиональное самоопределение в школе и других организациях, работающих с
детьми, направлены самые разнообразные программы. Однако вопрос
профессиональной карьеры ещё становится ещё более значимым для людей, которые
уже обучаются определённой профессии. Очень важно вовремя понять: "Мне подходит
выбранная специальность?". И если ответ оказывается утвердительным, то
работа над профессиональной карьерой здесь только начинается, т.к. правильно
выбрать специальность и старательно обучаться ей - это ещё не всё.
Данная
работа направлена на решение следующих проблем:
определение
соответствия выбранной профессии личностным и иным особенностям субъекта
("Я правильно выбрал профессию?");
учет при
построении карьеры особенностей профессии и особенностей субъекта ("Как
при имеющихся ресурсах наиболее эффективно построить свою карьеру?").
Для
рассматриваемого субъекта процесс планирования карьеры является актуальным
прежде всего потому что он является студентом 5 курса, т.е. в ближайшем будущем
выйдет на рынок труда как специалист и займётся поиском работы. На данном этапе
важно решить следующие вопросы:
Хочу ли я
работать по выбранной специальности?
В каких
организация и на какие должности я смогу и буду претендовать?
Каким
образом я буду вести поиск работы? (технологии трудоустройства)
Какими
принципами я буду руководствоваться в своей профессиональной деятельности?
Какие
цели я поставлю перед собой при поиске работы и на найденном рабочем месте?
Профессиограмма выбранной профессии
Общая
характеристика профессии.
"Следует
отметить, что уже более столетия научное психологическое знание о труде и
трудящемся используется для того, чтобы повысить эффективность решения задач
организации. Направленность психологических исследований, востребованных
общество в сфере хозяйственной деятельности, зависела от особенностей
общественно-политической обстановки и исповедуемых на конкретных исторических
этапах управленческих концепций" (Кабаченко Т.С. "Психология в
управлении человеческими ресурсами").
В нашей
стране специальность "организационный психолог" является молодой и
ещё не устоявшейся. Из этого вытекают закономерные трудности:
недостаточная
разработанность программ подготовки данного вида специалистов;
сложность
самоопределения на рынке труда (очень редко в организации можно встретить
должность именно организационного психолога, зачастую организация не готова
вообще к психологической поддержке своей деятельности).
В своём
учебном пособии "Психология управления" Захарова Л.Н., указывает на
методические проблемы психологии управления как отрасли психологического знания:
"Психология
управления является сейчас отраслью психологического знания, которая вполне
осознала свое научное и практическое предназначение. Тем не менее, её состояние
характеризуется недостаточностью собственного эмпирического материала…".
Вместе с
тем Захарова Л.Н. отмечает: "… психология управления имеет хорошие
перспективы уже потому, что развитие управленческой практики создает
расширяющийся запрос на психологическую поддержку бизнеса".
Основная
цель деятельности организационного психолога: психологическое обеспечение
управленческой деятельности.
Психологическое
обеспечение, представленное совокупностью технологий, мероприятий, процедур,
принципов их применения, связанных с психологическими механизмами и
закономерностями функционирования человека как субъекта труда, коллективного
субъекта деятельности и социальной общности, пронизывает все компоненты
функциональной системы, которую образует управление человеческими ресурсами, и
ее процессуальные составляющие.
Объект
деятельности организационного психолога: отдельный работник, рабочая группа,
рабочий коллектив.
Задачи
деятельности организационного психолога (по Кабаченко):
создание
и поддержание системы человеческих ресурсов (отбор и найм персонала,
формирование команд, формирование организационной культуры);
обеспечение
функционирования системы человеческих ресурсов (адаптация персонала, мотивация
и стимулирование персонала, профилактика неоптимальных состояний, оптимизация
социально-психологического климата коллектива, оптимизация конфликтного
взаимодействия);
обеспечение
развития человеческих ресурсов (подготовка и переподготовка, повышение
квалификации, формирование инновационной готовности, планирование и развитие
карьеры).
Данная
профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и
не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении
своих обязанностей организационный психолог может использовать компьютер (работа
с документами, пакетами различных методик), однако, это лишь сопровождение его
профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для
социального педагога:
использование
знаний в области психологии, социологии, права для оказания психологической
поддержки процесса управления;
использование
технологий и методов психолого-управленческой работы.
Следует
дополнительно подчеркнуть, что вся суть деятельности организационного психолога
состоит в работе с людьми. Именно с люди (работники организации) являются
объектом изучения и объектом воздействия организационного психолога. Необходимо
быть "специалистом высочайшего класса" в понимании процессов, которые
управляют поведением людей, чтобы успешно выполнять функции организационного
психолога.
Деятельность
организационного психолога предполагает широкий круг общения. В процессе
выполнения своих обязанностей организационный психолог взаимодействует:
со всеми работниками
своей организации (отдельные работники, их группы и объединения);
с
руководством и владельцами организации (средний и высший менеджмент);
с
коллегами из других организаций (обмен опытом).
Организационные
основы деятельности социального педагога:
Деятельность
организационного психолога должна быть организована в соответствии с ТК РФ.
Деятельность
организационного психолога протекает:
(желательно)
в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и
санитарно-гигиенической сред);
при
необходимости на рабочем месте любого сотрудника организации, с которыми идёт
работа;
на
различного уровня собраниях, совещаниях, где обсуждаются организационные
моменты.
Отношения
подчинения (кому подчиняется организационный психолог и есть ли у него
подчиненные) зависят от отдельной организации.
Оплата
труда социального педагога производится согласно договоренности с работодателем
и существующим общегосударственным законам (возлагаемые налоги, размер МРОТ и т.д.).
У организационного
психолога есть возможность как вертикального так и горизонтального
внутриорганизационного должностного продвижения.
У
организационного психолога есть возможность перехода из одной организации в
другую на аналогичную должность.
Требования
к общей подготовке:
базовые
знания в психологии, менеджменте, праве, физиологии, социологии, педагогике;
знания в
психологии труда и управления;
знание
основ технологии производства, экономики, организации производства, труда и
управления.
Требования
к частной подготовке:
Знание
теории психологии и менеджмента;
Знание
нормативно-правовой базы трудовой деятельности;
Владение
методами психологической и организационной диагностики;
Владение
воздейственными методами (развитие, коррекция, обучение, тренинг персонала и т.д.);
Теоретические
и практические представления об экспертных процедурах;
Владение
управленческим консультированием;
Владение
методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Для
деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления
профессионального совершенствования:
Готовность
к новому, что появляется в теории и практике организационной психологии;
Расширение
теоретических познаний и практических умений в области психологии, менеджмента,
права;
Личностный
рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких
качеств как наблюдательность, коммуникабельность и т.п.).
Как и в
любой другой профессии организационный психолог должен стремится достичь в
своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности - уровня,
системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н. В).
Социальный
педагог большей частью самостоятельно не занимается постановкой целей своей
профессиональной деятельности - запрос идёт от руководства организации.
Медицинские
противопоказания.
Противопоказаниями
к деятельности организационного психолога:
Ярко
выраженное человеколюбие (деятельность организационного психолога должна быть
направлена на общий результат организации, а не на благополучие отдельного
человека);
Сенсорные
дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);
Нервные и
психические заболевания;
Инфекционные
заболевания.
А. Получение
ВО по соответствующей специальности;
Б. Обучение
на различных курсах на основе любого гуманитарного ВО.
Профессия
организационного психолога содержит в себе элементы таких профессий как психолог,
менеджер, кадровый работник, педагог, юрист.
Родственные
профессии: менеджер по персоналу.
В своей
деятельности организационный психолог может выбрать для себя работу лишь в
узкой области всего многообразия организационных проблем и выступать в
следующих ролях:
психолог-исследователь;
психолог-диагност;
психолог
- разработчик креативных решений;
психолог-тренер;
психолог
- специалист в области косвенных методов управления;
психолог
- персональный консультант;
психолог
- инваероментальный консультант.
Т. к. профессия
является довольно новой, перспективы развития профессии очень много:
Дальнейшая
разработка теоретической базы данной специальности;
Дальнейшая
разработка методологии;
Совершенствование
обучения специалистов в данной области.
1. Работа
сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты
слуха и зрения.
Особенности
восприятия: Сочетание синтетического и аналитического типа.
Преобладание
объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть
воспринятого).
Преобладание
объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие
тому, что происходит в действительности).
Развитая наблюдательность.
2. Преобладающая
часть рабочего времени организационного психолога проходит в общении с людьми. Человек
является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных
систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие
внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и
психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде
всего, за восприятие речи) получения информации.
Темп
деятельности выбирается самим специалистом в зависимости от его
психологических особенностей. Однако следует отметить, что такое динамичное
направление современной жизни как бизнес промедлений не терпит, и психологу в
своей деятельности приходится иметь массу профессиональных контактов,
перерабатывать большое количество информации.
3. Основной
установкой для деятельности должна быть ориентация на качество и надежность.
Организационный психолог должен понимать, что от правильности его
профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба человека (как
работника) и организации.
4. Навык
определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся
высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и
контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть,
например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в
частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и
рефлексии каждого действия.
5. Для организационного
психолога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове
различные сведения из психологии, менеджмента, права (долговременная память).
Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной
ситуации. (кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто
необходимо предоставлять объективные сведения своему руководству.
При
выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное
запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.
6. В
деятельности организационного психолога важно наличие высокого
интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее
развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта
деятельности -организация в целом и человек в организации). Важно так же
использование таких видов мышления: теоретическое/практическое,
абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.
Мышление
организационного психолога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим
социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.
7. Ошибки
в работе могут быть вызваны:
недостатком
знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);
сниженной
способностью к рефлексии;
отрицательной
мотивацией;
стрессом
(эмоциональным и информационным);
патологическим
процессом.
8. Организационный
психолог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, может часто испытывать
эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в
том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, на него
давят указания руководства и собственные этические представления. Поэтому организационный
психолог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие
качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность,
сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая
сила "Я концепции".
9. Данная
профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Организационный
психолог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен
уметь:
взаимодействовать
с людьми разных социальных слоев/групп, профессий;
уметь
взаимодействовать не только с отдельным человеком, но и с группой (коллективом),
учитывая различные групповые процессы;
слушать и
слышать;
войти в
ситуацию общения и установить контакт;
выявить
информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы;
правильно
составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым
взаимодействует специалист;
объективно
воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное,
паравербальное).
Сравнительный
анализ ценностей.
Жизненные ценности субъекта
|
Возможность реализовать личные ценности
в данной профессии
|
Общение между людьми – самое
главное, что есть в жизни человека.
Жизнь должна быть интересной:
насыщенной событиями, постоянно изменяющейся.
В процессе жизни человек должен
меняться и становится лучше (во всех плоскостях – как личность, профессионал,
родитель, супруг и т.д.)
В любой ситуации человек не должен
забывать о моральных и этических принципах.
В жизни человека должен
соблюдаться баланс между личной жизнью и работой.
Человек должен уметь заработать
столько денег, сколько нужно, чтобы удовлетворить все свои
потребности (не учитывая патологии). Иными словами: человек перед самим
собой обязан обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни.
Человеку не обязательно иметь много
денег, чтобы приобрести всё, что ему действительно нужно. Потому что
это «всё» может быть лишь: здоровая пища, новая одежда раз в сезон,
возможность в выходные сходить в театр или кино.
Нельзя жертвовать здоровьем ради
того, чтобы заработать денег или достичь профессиональных вершин.
То, что ты делаешь, должно тебе
нравиться (принцип привлекательности).
|
Данная профессия относится к типу
Человек-Человек. Каждый день организационный психолог взаимодействует с
людьми. Работники, рабочие группы и коллективы, целые организации являются
предметом деятельности организационного психолога.
Поэтому данная жизненная ценность
может быть полноценно реализована в данной профессии.
Человеку данной специальности
гарантирована изменчивость в профессиональной сфере. В современной России
организации (их формы, структуры, организационная культура, миссия и т.д.)
постоянно изменяются. Да и вообще, всё, что связано с миром бизнеса очень
изменчиво, что является следствием процесса конкуренции.
Поэтому данная жизненная ценность
хотя бы частично, но может быть реализована в данной профессии. Насыщенность
остальных сфер жизни зависит от самого человека.
Мир, наша страна, отдельные
организации очень интенсивно и быстро меняются за последнее столетие.
Например, чтобы быть успешным с той или иной профессии, сейчас недостаточно
получить базовое образование, необходимо постоянно учиться, повышать свою
квалификацию, осваивать новые методы и приёмы работы.
Данная жизненная ценность может
быть успешно реализована.
Этот вид ценности сложно
реализовать в данной профессии, здесь есть следующие особенности:
- организационный психолог должен
работать на менеджмент, а значит ориентироваться не на отдельного человека и
его потребности. Зачастую организация жертвует одним человеком (например,
консервативный пожилой работник) ради развития организации в целом.
- организационный психолог,
способствуя совершенствованию организации, улучшает качество профессиональной
деятельности и даже жизни вне работы отдельного сотрудника. Организация
развивается, а значит может всё больше и больше предложить своим сотрудникам.
С моей точки зрения, соблюдение
данного баланса скорее зависит от особенностей и желания самого человека, чем
от специфики профессиональной деятельности.
Практически в любой
профессиональной деятельности можно достичь вершин, а значит, и заработать
необходимое количество денег. Можно быть неуспешным банкиром, еле сводящим
концы с концами, или же выстроить первоклассный бизнес, специализируясь на
уборке помещений.
С моей точки зрения, соблюдение
этого принципа в данной профессии не имеет никаких преград и зависит лишь от
благоразумия самого профессионала (соблюдение режима дня, умение
расслабляться, использование тайм-менеджмента).
Здесь следует учесть следующие
факторы:
- уверенность в правильном выборе
профессии;
- умение замотивировать себя.
|
Страницы: 1, 2
|