скачать рефераты

МЕНЮ


План профессиональной карьеры

Ценности, которые можно реализовать в данной профессиональной сфере (организационная психология):

1. Изменение и совершенствование.

Деятельность организационного психолога в первую очередь направлена на совершенствование организационных процессов.

2. Человек как ресурс, у него можно многое взять и многое ему отдать.

Данная профессия предполагает активное и постоянное взаимодействие с людьми, отличающихся по множеству параметров (пол, возраст, профессия, опыт, социальный уровень). Здесь учитываются все особенности отдельного человека, а так же рабочих групп. Организационный психолог ищет способы так организовать работу, чтобы и организация, и люди, в ней работающие получили максимальную выгоду.

3. Ценность работы в команде.

Декларация жизненных целей

Личностые цели.

1. В любой жизненной ситуации оставаться самой собой.

2. Добиться максимальной свободы.

личностная свобода (быть самодостаточным человеком, самому выбирать о чем думать и что делать);

материальная свобода (иметь собственное жильё и достойную заработную плату, которой бы хватало не только на удовлетворение биологических потребностей, но и на нечто большее);

свобода от давления окружения и свобода от предрассудков.

3. Личное саморазвитие (интеллектуальное, эстетическое, физическое, моральное, гражданское).

4. Создание крепкой семьи:

брак, построенный на доверии и дающий возможность личностного развития. Партнёры не просто дополняют друг друга - они способствуют развитию друг друга.

рождение 2-3 детей, их воспитание в соответствии с традициями, существующими в семье.

5. "Создание" дома - места, куда хочется возвращаться. Дом как продолжение собственной личности.

Образовательные цели.

1. Получение качественного высшего образования. Окончание университета с красным дипломом.

2. Поступление и обучение в аспирантуре.

3. Непрерывное пополнение знаний и совершенствование умений на протяжении жизни (особенно в зрелом возрасте).

Профессиональные цели.

1. Найти достойную работу. Критерии:

близко к полученной специальности или в туристическом бизнесе;

соразмерная знаниям и опыту з/п;

интересный рабочий процесс;

взаимодействие с интересными людьми;

социальный пакет.

2. Непрерывное профессиональное совершенствование.

3. Постепенная вертикальная карьера.

Описание профессиональной цели во внешней и внутренней форме


Для рассматриваемого субъекта профессиональная деятельность (её цели) могут быть описаны в двух плоскостях: статусно-ролевая характеристика и ценностная позиция.

1. Статусно-ролевая характеристика.

Данным субъектом работа рассматривается не просто как источник дохода (работа - способ выживания человека как биологического существа), но и как особый вид деятельности, с помощью которого он позиционируется в социуме. Здесь можно говорить о таких характеристиках работы как популярность и престижность.

Для рассматриваемого субъекта выбранный тип профессии соответствует его внутренней потребности иметь определенный статус в обществе. Данная профессия обладает следующим характеристиками:

для неё обязательно наличие высшего образования;

подразумевается высокая интеллектуальность;

возможность включения в престижную сферу бизнеса.

Все эти характеристики выбранной профессии отделяют самого субъект от общества в целом, делая его причастным к определённым группам. Например, наличие высшего образования отделяет субъекта от людей рабочих профессий.

Ценность определённого статуса четко прослеживается в следующей профессиональной цели: "Постепенная вертикальная карьера".Т.о. для субъекта важно расти дальше, всё более выделяясь из окружения.

С другой стороны работа для данного субъекта представляет и другую - внутреннюю ценность. Работа должна не просто обеспечивать биологическое функционирование и статус в обществе, но и отвечать многим личностным запросам. Работа должна быть интересной, а для данного субъекта это означает, что в ней должны присутствовать следующие моменты:

многообразие и разнообразие коммуникаций - общение со многими и разными людьми (коллеги и клиенты);

возможность понимать и видеть результат своей работы (не просиживать день на рабочем месте, а понимать, что ты за этот день сделал и к каким результатам это ведёт);

возможность развиваться на работе как профессионал и как личность;

периодическое изменение профессионального процесса (изменение выполняемых функций, применение новых технологий и методов).

Анализ собственных достоинств.

Срез способностей

Сильные стороны

ПВК

Согласованность личной характеристики с ПВК

Знания и опыт

1. Общие знания по многим фундаментальным дисциплинам.












2. Знания и некоторый практический опыт в сфере психологии (организационной в том числе).


3. Опыт преподавания.

Широкий кругозор, хорошая фундаментальная подготовка.











Владение теорией и практикой организационной психологии.



Умение воздействовать на людей и передавать им свои знания (важно при развитии и обучении персонала, в бизнес-тренингах)

+

Практически любая современная специальность, а тем более управленческая работа (организационный психолог помогает менеджменту) предполагает широкую осведомленность в самых разнообразных сферах.

+/-

Овладение теорией находится на высоком уровне, однако не хватает практических навыков.

+

Социальные и коммуникативные качества

1. Развитый вербальный интеллект (большой словарный запас, умение выступать на публике).

2. Умение взаимодействовать с различными категориями людей.

Высокое развитие коммуникативных навыков.

+

Как уже многократно отмечалось выше, деятельность организационного психолога заключается в работе с людьми или процессами, в которые включены люди как сотрудники организации.

Личные способности (к точным, гуманитарным, естественным наукам; технические или творческие способности)

1. Способности к гуманитарным наукам (в большей степени к истории, психологии, литературе).

2. Способности к естественным наукам (в основном к биологии).

Широкий кругозор, хорошая фундаментальная подготовка.

В частности, знания по физиологии (естественная дисциплина), праву, педагогике, социологии (гуманитарные дисциплины).

+/-

Недостаточны знания в области права.

Интеллектуальные качества, рабочие приёмы

1. Быстрота усвоения нового материала.

2. Склонность к абстрактным, теоретическим знаниям.

3. Выработанная схема поиска, систематизации, усвоения информации.

Умение работы с большим количеством информации (сбор, обработка, анализ, выводы).

+

Деловые качества

1. Умение организовать работу группы.










2. Умение вести телефонные переговоры, владение ПК и оргтехникой.










3.Умение «пропускать» через себя большое количество людей.

4.Умение замотивировать себя.

5.Быстрая обучаемость.

6. Стрессоустойчивость












Готовность к постоянному профессиональному развитию, овладению новыми знаниями и навыками.






Готовность работать в профессии Человек-Человек.

+

Данное качество может пригодится в профессиональной деятельности при следующих видах работы:

- диагностическая

- обучение персонала

- проведение тренинга

+

Данная функция не специфична для деятельности организационного психолога, однако в современных условиях очень многие функции выполняются с помощью различного рода машин и автоматов.

+




+


+

+

Анализ собственных недостатков.

Срез способностей

Слабые стороны

Влияние на профессиональную деятельность

Знания и опыт

1. Незнание английского языка.

















2. Недостаточный багаж знаний по своей специализации.






3. Отсутствие опыта работы по специальности.

Знание английского языка на современном этапе обязательно для каждого профессионала, т.к.:

- на этом языке ведутся все международные переговоры, а сейчас в России очень много зарубежного капитала;

- успешные организации отправляют своих сотрудников на обучение и стажировку заграницу;

- большое количество профессиональной информации доступно только на английском языке (публикации в Интернете, книги, журналы).

Этот недостаток является одним из наиболее нежелательных для профессиональной деятельности. Преодоление: начало профессиональной деятельности, дополнительное образование, курсы.

Так же огромный недостаток. Преодоление только одно – хоть как-то начать профессиональную деятельность, не достигая на первых порах уровня профессионализма.

Социальные и коммуникативные качества

1. Недостаточно хорошая дикция.

В незначительной степени может повлиять на успешность в профессиональной деятельности. Этот недостаток могут перекрыть другие ПВК, а так же он может быть исправлен у логопеда или курсах ораторского  мастерства.

Личные способности (к точным, гуманитарным, естественным наукам; технические или творческие способности)

1. Слабые способности к точным наукам.

Этот недостаток незначителен, он может проявить себя лишь в двух ситуациях:

- сложная обработка данных, требующая глубоких математических знаний;

- необходимость вдаваться в финансовые особенности той или иной организации.

Интеллектуальные качества, рабочие приёмы

1. Склонность к «перфекционизму» (если что-то делать, то «от и до», на самом высоком уровне – это зачастую мешает в обычном учебном процессе, когда важно просто сдать работу).





2. Неумение быстро переключаться с одной задачи на другую (требуется предварительное планирование всех учебных и рабочих дел).

В большинстве случаев в рабочем процессе это является плюсом, т.к. приводит к высокой результативности. Однако с этим необходимо бороться из-за опасности профессиональных стрессов – необходимо научится распределять приоритеты в рабочих заданиях.

Очень негативное качество в условиях постоянно изменяющейся ситуации современного бизнеса.

Деловые качества

1. Неразработанный деловой имидж.









2. Отсутствие опыта различных деловых ситуаций.

Для профессии данного типа этот пункт является очень важным, т.к. организационному психологу совершенно необходимо определённым образом позиционировать себя перед руководством (работодателем, заказчиком) и сотрудниками организации, с которыми он ведёт работу.

Значительный недостаток, преодолевается лишь в процессе опыта.

Составление плана саморазвития и самовоспитания


1. Необходимо научится ставить перед собой цели (жизненные, профессиональные и т.д.).

Определение основных/вспомогательных, главных/второстепенных целей. Определение для себя важности и приоритетности тех или иных целей. Разработка пошаговых программ движения к цели. 2. Работа над своими личностными качествами.

Уменьшения проявления таких качеств как нетерпение к другим мнениям, раздражительность, вспыльчивость. Разработка таких качеств как активность, заинтересованность в деле.

3. Овладение методами тайм-менеджмента.

Продуманность того, на что человек тратит своё время. Тщательное планирование своих действий.

4. Получение дополнительных знаний и практических навыков (профессионально-важных и для общего развития).

обучение английскому языку;

более подробное изучение методов отбора и найма персонала, методов определения различных организационных процессов (орг. культура, лояльность и т.п.);

освоение различного рода информации, связанной с быстрым развитием информационных технологий;

освоение скорочтения и т.д.

5. Личностное, эстетическое и гражданское развитие.

чтение художественной литературы и источников энциклопедического характера;

общение с людьми, у которых есть чему поучиться (во всех смыслах);

просмотр фильмов, имеющих культурную ценность (художественных и документальных);

посещение театров, выставок;

попытаться передать свой личный опыт тому, кто в этом нуждается (например, младшим из семьи);

ведение личного дневника (для рефлексии собственных ощущений) и т.д.


2. План карьеры


А. Тип карьеры.

Тип карьеры

Возможность осуществления в данной профессии

Внутриорганизационная карьера:

вертикальная

горизонтальная

Возможно.

Организационный психолог вполне может подняться по служебной лестнице, например, занять должность начальника того или иного подразделения, работа которого связана с персоналом (отдел по обучению и аттестации персонала).

Возможно.

Организационный психолог может, например, занять должность менеджера по персоналу.

Скорость продвижения по карьере.

В данном ключе тип карьеры у организационного психолога может быть самым разнообразным:

стабильный

стремительный

нормальный

По направлению ступеней роста.

Тип карьеры в данном случае полностью зависит от особенностей конкретного человека.

Б. Принципы и правила планирования карьеры.

1. Периодическая постановка и пересмотр своих профессиональных целей и подцелей, определение способов их достижения.

2. Максимальная активность при планировании своей карьеры, поиске работы, осуществлении своих рабочих функций.

Девиз: "Я хочу знать и уметь больше".

3. Формирование у себя позитивной мотивации. То, что ты делаешь, должно тебе нравиться (принцип привлекательности).

"Мне нравится моё дело". Поиск позитивных моментов в любой кризисной ситуации, в любой рутинной работе.

4. Никогда не ориентироваться на недобросовестных работников.

Многие просто просиживают свои рабочие часы, не пытаясь сделать действительно что-то нужное для организации и интересное для себя.

5. Брать от опытных работников максимум информации.

6. Если за что-то берёшься, то сделать это нужно хорошо.

Лучше не начинать то, что тебе не нравится. Если же дело, которое не по душе, выполнить всё же придётся, нужно сделать его привлекательным для себя.

7. Руководствоваться правилами тайм-менеджмента.

Активно планировать свою деятельность и сознательно распределять свои усилия.

8. Никогда за выполнением профессиональных обязанностей не забывать о здоровье.

Никогда ради профессионального продвижения не идти на сделки с совестью.

10. Соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

В. Анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на планирование карьеры.

Внешние факторы:

1. Обстоятельства, сопровождающие выбор профессии.

Свой профессиональный выбор субъект сделал не вполне осознанно. На выбор было несколько специальностей (все гуманитарной направленности). Субъект, идя на обучение по данной специальности, лишь в общих чертах представлял себе, чем занимается психолог, и уж совсем не знал о такой разновидности профессиональной деятельности как организационный психолог.

Материальное благосостояние.

Материальная база напрямую влияет на степень профессиональной подготовленности. Например, у субъекта периодически возникала потребность дополнительного обучения помимо ВУЗа, однако для этого не находилось средств.

Для того, чтобы накопить деньги на обучение языку, субъекту пришлось пойти работать в ущерб основному обучению в ВУЗе.

Семейное положение.

Планы о построении карьеры постоянно входят в противоречие с личными планами (замужество, дети).

Рынок труда.

На современном рынке труда довольно сложно найти работу по своей специальности, не имея опыта работы. С этой проблемой сталкивается практически каждый выпускник ВУЗа, поэтому многие уже заранее решают, что работать по специальности не будут.

5. Оплата труда.

Выпускник ВУЗа может зачастую найти себе работу с большей оплатой труда, чем работа по специальности.

6. Социальное окружение.

Прежде всего, это относится к семье субъекта (его родители, ближайшие родственники) и самым близким знакомым, которые так или иначе могут посодействовать в трудоустройстве. Например, субъекту после окончания ВУЗа хочется попробовать найти работу по специальности или близко к ней, а родственник предлагает пойти на работу к нему в организацию. Субъекту не хотелось бы работать в этой организации, однако если он окажется после окончания ВУЗа в затруднительной ситуации, то высока вероятность, что он согласится на предложение родственника.

Внутренние факторы:

1. Особенности темперамента.

Субъект является холериком: данный тип темперамента подразумевает подвижность, активность, быстроту в выполнении различного рода действий и операций. Данные характеристики противоречат некоторым видам профессий, где необходима наоборот терпимость и усидчивость. Однако для данной специальности это скорее является положительным моментом.

2. Особенности мотивации.

Субъекту легко удаётся замотивировать себя на выполнение практически любого задания. Он всегда может найти положительный момент в любом деле. Отсюда проистекают хорошие результаты и внутренняя удовлетворенность.

3. Высокий уровень УСК.

За основные составляющие своей жизни субъект отвечает сам. Если он берётся за дело, то доведёт его до конца, ни на кого не перекладывая ответственность. Субъект не подвержен негативному влиянию со стороны, он сам внутри знает как правильно.

4. Разработанный алгоритм преодоления неудач.

5. Отработанная способность к самоорганизации (распределение времени и сил).

6. Стремление к саморазвитию.

7. Развитые познавательные процессы и высокая обучаемость.

Большой объем внимание, его устойчивость и быстрая переключаемость.

Хорошая память. Быстрое и прочное усвоение информации.

Анализ местного рынка образовательных услуг и рынка труда


Рынок образовательных услуг.

Анализ произведен на основе информации из "Справочника для поступающих в ВУЗ. 2005." и газеты "Биржа. Карьера".


Образовательная услуга

Количество учебных мест, предоставляющих данную услугу

Название учебных мест

Подготовка бакалаврова в области психологии

3

Нижегородский государственный педагогический университет

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Современная гуманитарная академия. Нижегородский филиал.

Подготовка дипломированных специалистов в области психологии

12

Волжская государственная инженерно-педагогическая академия

Гуманитарный институт. Нижегородский филиал.

Международный славянский университет. Нижегородский филиал.

Московский гуманитарно-экономический институт. Нижегородский филиал.

Московский институт бизнес и политики. Нижегородский филиал.

Московский Национальный институт им. Екатерины Великой. Нижегородское представительство.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

Нижегородский государственный педагогический университет.

Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского.

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса.

Российский государственный гуманитарный университет. Нижегородский филиал.

Университет Российской академии образования. Нижегородский филиал.

Подготовка дипломированных специалистов в области психологии управления

4

Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского.

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса.

Московский Национальный институт им. Екатерины Великой. Нижегородское представительство.

Московский институт бизнес и политики. Нижегородский филиал.

Волжская государственная инженерно-педагогическая академия

Курсовая подготовка:

менеджер по персоналу, менеджер по кадрам или управляющий персоналом


НОУ "Кварц"

Образовательное отделение "Потенциал" при МООИ "Социальная реабилитация"

НОУ ДО Компьютерные обучающие технологии

Рынок труда.

Для того чтобы проанализировать рынок труда относительно рассматриваемой профессии, было изучено два выпуска газеты "Работа для Вас". Такой способ изучения рынка труда был выбран по следующим причинам:

поиск работы через газету сейчас находится среди других способ трудоустройства (по знакомству, через Интернет, через кадровое агентство и т.д.) на первом месте;

газета "Работа для Вас" является одним из самых популярных изданий по данной тематике (в этой газете содержится информация о вакансиях, предложения по обучению, мини-резюме специалистов).

Основные выводы:

А. Организационный психолог, ищущий работу по специальности или близко к ней, может ориентироваться в основном на вакансии менеджера по персоналу, менеджера по подбору персонала и консультанта по подбору персонала (в самых различных организациях, с разными условиями работы).

Б. Выпускник ВУЗа (без опыта работы) удовлетворяет требованиям примерно 20% объявлений о вакансиях менеджера по персоналу, менеджера по подбору персонала и консультанта по подбору персонала.

В. Организационный психолог помимо своей специальности может претендовать на самые различные вакансии: торговый представитель, менеджер по продажам, офис-менеджер, продавец-консультант и т.д.

Г. Анализ требований, которые предъявляются к соискателям на должности консультанта по подбору персонала, менеджера по подбору персонала, менеджера по персоналу.


Характеристика

Варианты характеристики

Возраст

От 22 лет до 50

Пол

м/ж (примерно в 80% требуется женщина)

Образование

Любое в/о

Гуманитарное или психологическое в/о

Иногда специфичное образование для данной организации, например, техническое в/о

Опыт работы

Без опыта - опыт от 3-х лет

Иногда предъявляются особые требования:

"Опыт в крупной производственной компании или в кадровом агентстве"

"Опыт работы в коммерческой организации".

Профессиональные требования

Умение организовывать свою деятельность, знание ТК, подбор и адаптация персонала, кадровый документооборот, аттестация персонала, опытный пользователь ПК.

Личные качества

Работоспособность, ответственность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, желание обучаться и разбираться в людях, активная жизненная позиция.

Уровень з/п

Минимум: 3000 р. +%

Максиму: 10000 р.

Соц. пакет, иногда бесплатное питание.


Описание запасного варианта получения профессии и профессионального выбора


В современном обществе для выпускника ВУЗа не представляет проблемы переучиться на новую специальность, поэтому всегда можно сменить профессию.

Возможны следующие варианты - субъект может пойти на работу на должности:

1. Психолог в бюджетной организации (детский сад, школа и т.п.)

2. Менеджер по персоналу.

3. Должности, не связанные с полученным образованием (учитель в школе, секретарь, торговый представитель, продавец-консультант и т.п.).

На данном этапе запасным вариантом профессионального выбора для субъекта является работа в туристическом бизнесе.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.