Подход к определению стратегии предприятия: сущность и классификация
Особые стратегии могут предусматривать для организаций
разных размеров и организаций, находящихся на различных стадиях жизненного цикла.
В последнее время появилась понятие смешанной стратегии,
в условиях которой работа выполняется требуемым, а не самым эффективным образом.
Виртуальные стратегии предполагают реализацию деловой
идеи посредством комбинирования функций, выполняемых сторонними организациями.
Единых рецептов выработки стратегии нет, хотя в любом случае
основная идея должна принадлежать первому лицу. В маленьких организациях создание
стратегии происходит неформально и часто она не существует даже в письменной форме.
Крупные же организации осуществляют этот процесс на основе многочисленных исследований
и обсуждений.
Процесс формирования стратегии можно рассматривать в нескольких
аспектах.
Во-первых, с точки зрения того, что должно лежать в основе
стратегии. Это могут быть:
·
определенная функция, которая наиболее развита в данной организации;
·
ресурсы, которыми организация располагает в значительном количестве;
·
стратегические способности.
Во-вторых, с точки зрения того, как осуществляется стратегический
процесс:
·
полностью осознано;
·
спонтанно;
·
частично осознано, частично спонтанно.
В-третьих, с точки зрения того, кто является участниками стратегического
процесса:
·
первые лица, несущие главную ответственность за стратегию в целом
и осуществляющие личное руководство разработкой и принятием крупных стратегических
решений;
·
специалисты-плановики (они не несут реализуют стратегию на практике
и не несут в полной мере ответственности за нее и ее качество);
·
руководители ключевых направлений деятельности организации, отвечающие
за реализацию стратегии в своих сферах деятельности повлиять на ее разработку в
своих интересах;
·
руководители основных подразделений;
·
комитеты и комиссии, экспертные группы, помогающие управленцам всех
уравнений и плановикам и также не несущие ответственности за свои рекомендации;
·
заинтересованные лица.
В-четвертых, с точки зрения того, какой вид принимает результат.
Речь идет о:
·
совокупности планов и программ, имеющих форму официальных документов;
·
постоянно уточняющемся и совершенствующемся личном (коллективном)
видении отдельного субъекта (группы).
Начальным этапом формирования стратегии является всестороннее
изучение организации и ее окружения с целью выявления стратегических и тактических
факторов, влияющих на эффективность и устойчивость ее функционирования. Поскольку
все компоненты среды взаимодействуют, анализ должен быть системным. Одним из наиболее
распространенных является SWOT - анализ (SWOT - первые буквы английских слов Strength,
Weaknesses, Opportunities и Threats, что по-русски означает соответственно
"сила", "слабость", "возможность", "грозы").
На основе SWOT-анализа можно ответить
на следующие вопросы.
·
Есть ли у организации сильные стороны и достоинства?
·
Используются ли они для создания конкурентных преимуществ? Если последних
нет, то какие из сильных сторон могут потенциально ими стать?
·
Увеличивают ли слабые стороны уязвимость организации?
·
На преодоление каких из них нужно нацелить стратегию?
·
Какие возможности организация может использовать и какие из них являются
наилучшими?
·
Каких угроз нужно опасаться больше всего?
·
К каким стратегическим изменениям нужно прибегнуть?
·
Какие благоприятные обстоятельства дают организации шансы на успех
при использовании ее возможностей?
Сила - это, то в чем организация преуспела и что предоставляет
ей дополнительные возможности.
Потенциальными внутренними сильными сторонами считаются: наличие
крупных финансовых ресурсов, эффективные функциональные стратегии, благоприятный
имидж, приверженность потребителей; гибкость, надежная система управления, большой
опыт работы, удачная работа служб связи с общественностью и прочее.
Сильные стороны могут быть использованы как основа формирования
стратегии и конкурентных преимуществ. В то же время успешная стратегия должны быть
направлена на преодоление слабых сторон, которые делают ее уязвимой.
Слабость - отсутствие чего-то важного для функционирования
организации, ставящее ее в неблагоприятное положение.
К потенциальным внутренним слабым сторонам относятся: низкая
эффективность, отсутствие четкой стратегии развития, управленческих талантов, финансовых
средств, неудовлетворительный имидж, нездоровые внутренние отношения и прочее.
С помощью анализа слабых сторон можно определить недостатки,
которые следует исправлять, а сильные стороны обычно служат основой формирования
стратегии и достижения конкурентных преимуществ. Если сильных сторон недостаточно,
нужно их целенаправленно формировать, одновременно делая все необходимое для преодоления
слабостей.
Возможности - это положительные тенденции и явления во
внешней среде организации, использование которых при правильной стратегии позволяет
ей добиться успеха.
Потенциальные внешние возможности: значительное число лиц, желающих
сотрудничать с организацией, доступность на выгодных условиях финансовых ресурсов,
ослабление позиции соперников и прочее.
Угрозы - это отрицательные тенденции, которые при отсутствии
реакции на них вызвать потери.
Потенциальными внешними угрозами могут быть: неблагоприятное
изменение валютных курсов, общий спад в экономике, изменение в политике государственного
регулирования, на финансовом рынке; неблагоприятные демографические тенденции и
прочее.
Выделяя возможности и угрозы в рамках SWOT-анализа,
целесообразно определить следующие параметры:
·
характер возможности (угрозы) и причины ее возникновения;
·
степень и вероятный срок существования;
·
ценность (опасность)
·
степень влияния на организацию.
Рыночные возможности и угрозы во многом предопределяют стратегию
компании, направления кардинальных изменений.
При этом нужно иметь в виду, что неиспользованные возможности
могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот - предотвращенные
угрозы могут создать дополнительные возможности.
Стратегия компании в целом должна быть нацелена на использование
с помощью сильных сторон открывающихся возможностей, обеспечивать защиту слабых
сторон от внешних угроз.
Все это находит свое отражение в SWOT-матрице.
SWOT-матрица
Таблица 1
Стороны
|
Возможности
|
Угрозы
|
Сильные
|
Получение максимальной отдачи от использования возможностей
|
Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов
|
Слабые
|
Использование возможностей для преодоления недостатков
|
Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей
|
Комбинация сильных сторон и возможностей предопределяет направленность
стратегии на получение максимальной отдачи последних.Комбинация слабых сторон и
возможностей нацеливает стратегию на использование последних для преодоления существующих
недостатков. Комбинация сильных сторон и угроз ориентирует на борьбу с опасностями
за счет использования имеющихся внутренних резервов. Наконец, комбинация слабых
сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила
бы организации не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить возможные неприятности,
грозящие из внешнего окружения.
Возможности и угрозы на практике сначала ранжируются экспертами
по степени влияния на организацию (от 0 до 10 баллов) и вероятности реакции (от
0 до 1), а затем выводится обобщенный показатель. Полученные результаты отражаются
в соответствующих матрицах.
Матрица позиционирования возможностей.
Таблица 2
Вероятность
|
Сильное влияние
|
Умеренное влияние
|
Слабое влияние
|
Высокая
|
Обязательно реализовывать
|
Обязательно реализовывать
|
Реализовывать при наличии ресурсов
|
Средняя
|
Обязательно реализовывать
|
Реализовывать при наличии ресурсов
|
Не рассматривать
|
Низкая
|
Реализовывать при наличии ресурсов
|
Не рассматривать
|
Не рассматривать
|
В столбцах матрицы представлена предполагаемая степень влияния
открывающихся возможностей на положение дел в организации, а в строках - вероятности
возникновения соответствующих ситуаций.
Матрица позиционирования угроз.
Таблица 3
Вероят-ность
|
Угроза разрушения
|
Критическое состояния
|
Тяжелое состояние
|
"Легкие ушибы"
|
Высокая
|
Немедленное устранение вследствие большой опасности
|
Немедленное устранение вследствие большой опасности
|
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь
|
Следить за ситуацией, с действиями не спешить
|
Средняя
|
Немедленное устранение вследствие большой опасности
|
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь
|
Следить за ситуацией, с действиями не спешить
|
Контролировать ситуацию, готовиться к действиям
|
Низкая
|
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь
|
Следить за ситуацией, с действиями не спешить
|
Контролировать ситуацию, готовиться к действиям
|
Контролировать ситуацию, готовиться к действиям
|
В столбцах матрицы отражается возможное состояние организации
при осуществлении угрозы, а в строках - вероятность ее наступления.
При этом возможности и угрозы выявляются на основе прогнозирования
раздельно по каждому фактору среды с учетом ее неопределенности и сложности. Их
сила характеризуется степенью воздействия на изменение эффективности работы предприятия.
Анализ внешней среды, позволяющий достаточно точно прогнозировать
перспективы ее изменений и своего положения, проводится с 1930-х гг. он должен осуществляться
на всех уровнях и во всех подразделениях и службах с целью оценки всех значимых
элементов окружения для выявления возможностей и угроз, стратегических неопределенностей,
альтернатив.
Внешняя среда состоит из макро-, мезо-, микроокружения.
Анализ макроокружения включает:
·
его всестороннее изучение с целью отслеживания специфических тенденций
и обнаружения признаков возможных изменений;
·
их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного
воздействия на организацию.
Такой анализ позволяет:
·
лучше понимать значение происходящих в организации событий, действовать
как система раннего предупреждения, успевать прогнозировать угрозы, сосредоточивать
внимание на первых признаках стратегических перемен;
·
точнее оценить обстановку, в которой функционирует организация, роль
национальных и международных влияний;
·
повысить качество принимаемых стратегических решений.
Для исследования макроокружения чаще всего используют методы
PEST-анализа (от английских слов "политико-правовой",
"экономический", "социокультурный", "технологический").
1. Политико-правовой анализ имеет в качестве объектов:
·
политический режим в стране и степень его стабильности;
·
общую политическую ситуацию, особенности политической борьбы и возможность
смены политического курса в связи с очередными выборами;
·
участие страны в политических блоках и международных экономических
союзах, отдельных соглашениях, которые могут влиять на положение организации;
·
основные политические партии и общественные объединения, их активность,
влияние на законодательную и исполнительную власть;
·
крупнейших политических деятелей и их ориентацию;
·
характер взаимодействия политики и бизнеса;
·
обстановку в конкретных регионах; степень влияния региональных и местных
властей на политику и экономику;
·
общую стабильность правовой системы;
·
национальное законодательство (коммерческое, налоговое, антимонопольное,
природоохранное, внешнеэкономическое, трудовое и пр.) и его соответствие нормам
международного права, например требованиям Европейского союза;
·
специфику учреждения и преобразования фирм, а также создания совместных
предприятий;
·
криминогенную ситуацию; защищенность собственности и права личности.
2. Экономический анализ сосредоточен на:
·
общей экономической ситуации (уровень деловой активности, темпы и
перспективы роста, инвестиционная активность, инфляция, дефицит бюджета и пр.);
·
доле государственного сектора и характера государственного регулирования
экономики и социальной сферы;
·
особенностях налоговой системы;
·
тенденциях изменения внешнеэкономических связей (ориентация, интенсивность,
объем, структура) и особенностях их регулирования;
·
состоянии банковской системы;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|