скачать рефераты

МЕНЮ


Подход к определению стратегии предприятия: сущность и классификация

·                   характеристиках располагаемых ресурсов (величина, обеспеченность и пр.)

·                   стадии делового цикла;

·                   инвестиционном климате;

·                   величине безработицы; количестве крупных забастовок;

·                   уровне оплаты труда в различных сферах;

·                   основных экономических проблемах.

3. Социокультурный анализ направлен на изучение:

·                   демографической ситуации в регионах, где расположены предприятия компании или покупается значительная часть ее продукции;

·                   социально-экономической структуры населения (удельный вес отдельных социальных слоев, социальная мобильность и пр.)

·                   системы общественных и национальных ценностей, вкусов и предпочтений, образ жизни населения; отношения к образованию, отдыху, работе;

·                   жизненного цикла, характера распределения доходов;

·                   среднего уровня образования работающих; число студентов высших учебных заведений;

·                   активности потребителей.

4. Технологический анализ рассматривает:

·                   степень совместности техники и технологического бызиса экономики;

·                   состояние инфраструктуры, коммуникационных и информационных систем;

·                   положение в сфере научных исследований; численность научных учреждений и ученых; количество открытий, изобретений, патентов, имеющих значение для создания новых продуктов;

·                   защиту интеллектуальной собственности.

Анализ внутренней среды предприятия


Изучение внутренней среды происходит с помощью стратегического управленческого анализа, представляющего собой комплексное обследование ресурсов и возможностей организации, их соответствия существующим стратегическим задачам. Это вторая часть SWOT-анализа (разделение на две части связано с тем, что за каждую из них должны отвечать разные службы).

Анализ внутренней среды имеет несколько уровней - организация, основные службы и действующий хозяйствующий субъект. В его основе лежит детализированное исследование потенциала (активы, занятость, научно-технические возможности) и текущей деятельности с точки зрения ее перспектив.

Целями правленческого анализа являются:

·                   глубокое изучение самой организации, выявление стратегических проблем, сильных и слабых сторон, негативных факторов, которые могут повлиять на реализацию стратегии, резервов развития;

·                   оценка ресурсов и стратегических способностей, критических факторов успеха, оценка инвестиционной привлекательности компании;

·                   разработка стратегии развития и оценка ее обоснованности;

·                   поиск путей адаптации к изменениям среды;

·                   формирование новой парадигмы управления;

·                   определение уровня эффективности текущего бизнеса, организации ценностной цепочки, качества продукции;

·                   изучение финансового состояния компании, ее инвестиционного потенциала и пр.

Рассмотрим основные объекты управленческого анализа.

Во-первых, это стратегический ресурсный потенциал. Выбор характеристик потенциала, становящихся объектами оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения в отрасли. Такими объектами являются:

·                   собственно ресурсы - материальные, финансовые, интеллектуальные, структура предприятия;

·                   операционные возможности (способность обеспечить соответствие запросам потребителей);

·                   особенности системы управления (централизация, методы руководства, механизм стимулирования);

·                   организационная структура (ценности, нормы, ритуалы, символы, мотивированность персонала, микроклимат, стиль руководства, способы разрешения конфликтов и пр.)

Во-вторых, результаты деятельности и финансовое положение организации, которые характеризуются также доступностью источников финансовых средств, наличием финансовых ограничений, конкурентоспособностью цен и уровнем затрат (особенно это касается производства потребительских товаров, где ценовая конкуренция играет более важную роль и лидируют компании с низкими издержками). На основе результатов анализа принимаются стратегические решения об объеме и направлениях будущих инвестиций.

В-третьих, качество деятельности и ее результата (его оценка должна быть многоаспектной, содержать рассмотрение как положительных, так и отрицательных сторон, соотношение с ценой, позициями конкурентов), удовлетворенность покупателей, их приверженность торговой марке.

В-четвертых, стратегия и ее составляющее:

·                   насколько анализируемая стратегия логична, соответствует миссии организации, ее генеральной и другим стратегиям, ситуации;

·                   каковы абсолютная и относительная (в сравнении с конкурентами) успешность реализации стратегии;

·                   приемлема ли она для существующих условий и заинтересованных лиц;

·                   обеспечивает ли рост организации, стабильности ее позиции, успех в будущем;

·                   надежно ли защищает от основных конкурентных сил, внешних угроз, внутренних проблем;

·                   каковы сильные и слабые стороны реализуемой стратегии;

·                   в чем проявляется ее несоответствие организации;

·                   какие организационные изменения необходимы для успеха будущей стратегии, какие они будут иметь последствия и пр.

Без четкого понимания этих моментов обоснованную стратегию выработать нельзя.

Рассмотрим предприятие ООО "Вариант" и проанализируем его стратегию.


5. Анализ стратегии предприятия ООО "Вариант"


Общество с ограниченной ответственностью "Вариант". С фирмой “Вариант” работают как физические, так и юридические лица. Основными направлениями деятельности является:

производство пластиковых изделий, используемых в строительстве, точнее производство окон и дверей из ПВХ и остекления;

производство прочих пластмассовых изделий;

производство строительных металлических изделий;

оптовая торговля, розничная торговля строительными материалами

Важнейшим аспектом активности является качество реализуемой стратегии. Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.

Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним обобщенным показателем, поскольку они затрагивают многие стороны деятельности организации.

Оценку действующей стратегии предприятия проведем с помощью нормативного ряда и коэффициента Спирмэна.

В основу этого метода положен такой темп развития предприятия, при котором прибыль растет гораздо более быстрыми темпами, чем все показатели предприятия.

Итак, имеем нормативный ряд:


Тзр<Тс/с<Тмз<Ттп< Тп,


где Тзр - темпы роста заработной платы

Тс/с - темпы роста себестоимости

Тмз - темпы роста материальных затрат

Ттп - темпы роста товарной продукции

Тп - темпы роста прибыли

Заметим, что этот нормативный ряд составлен для стадии роста в жизненном цикле товара, а нам придется изменить этот ряд в соответствии с текущей стадией ЖЦТ.

Для оценки возможности использования стратегии для достижения конечной цели предприятия необходимо рассмотреть следующие технико-экономические показатели ООО "Вариант" (табл.4).


Технико-экономические показатели ООО "Вариант"

Таблица 4

Годы

Выручка от реализации продукции,

тыс. руб.

Фонд заработной платы,

тыс. руб.

Полная себестоимость,

тыс. руб.

Материаль-ные затраты, тыс. руб.

Балансовая прибыль,

тыс. руб.

2007

3061

251

2647

1316

444

 

2008

5603

568

5064

3026

588

 

2009

8283

1204

7267

4044

996

 


В таблице 5 представлены темпы изменения технико-экономических показателей рассматриваемого предприятия.

 

Темпы изменения технико-экономических показателей предприятия (%).

Таблица 5

Периоды

Темпы роста

Выручка от реализации продукции

Фонд заработной платы

Полная себестоимость

Материальные затраты

Балансовая прибыль

2008/2007

183,0

225,8

191,3

229,8

132,4

2009/2008

147,8

212,0

143,5

133,7

169,4


В таблице 6 приведены фактические динамические ряды уровня развития предприятия.

Весовые коэффициенты темпов роста показателей отражают ранжирование совокупности - от больших значений темпов прироста экономических показателей к меньшим.

В таблице также рассчитан коэффициент корреляции Спирмена, по изменению которого и судят об эффективности реализации выбранной стратегии развития предприятия.


Расчет коэффициента Спирмена

Таблица 6


Периоды

Ранги

Коэффициент корреляции Спирмэна,

Кспир

Выручка от реализации продукции

Фонд заработной платы

Полная себестои-мость

Материаль-ные затраты

Балансовая прибыль

Норма-тивный ряд

4

1

3

2

5

-

2008/2007

4

2

3

1

5

0,9

2009/2008

3

1

4

5

2

-0,05


Степень соответствия нормативного и фактического рядов можно оценить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена:



∑d2 - сумма квадратов разностей рангов показателей в ряду;

n - количество рангов в ряду.

При полном соответствии двух последовательностей, К = +1, что означает полную положительную корреляцию.

При полной отрицательной связи К = - 1, в остальных случаях - 1<К<1.

Возрастание коэффициента от - 1 до +1 характеризует рост соответствия между рядами, а значит, рост результативности выбранной стратегии.



Как видно из расчетов, коэффициент снижается, связь между целями предприятия и его деятельностью достаточно мала. Стратегия предприятия ООО "Вариант" нуждается в корректировке.

Расчеты показали, что в наибольшей степени фактическая структура показателей развития предприятия соответствовала эталонной структуре в 2008 г., что говорит о правильном выборе и реализации стратегии и ориентиров развития предприятия.

Значительное снижение значения коэффициента Спирмена в 2009 г. связано, прежде всего, с резким ростом себестоимости продукции. Для исправления ситуации необходимо предпринять все возможные меры для снижения себестоимости и увеличения объемов реализации продукции, чтобы увеличить объем прибыли предприятия.

 

Анализ среды непосредственного окружения


Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии.

Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на предприятие представлены в таблице 7.


Анализ среды непосредственного окружения

Таблица 7

Группа факторов

Фактор

Проявление

Влияние на предприятие и

возможная реакция с его стороны

Постав-щики

Поставщи

ки материала


Возникают перебои в поставке материалов, ухудшение качества поставляемого материала и рост цен на материал высокого качества.

Возникает риск срыва заказов в результате перебоев с материалом, а также значительного увеличения себестоимости при покупке отборного материала.

Поставщики энерго-

ресурсов

Поставщиком тепла и электроэнергии АО "Ленэнерго" и ОГК-6, которая устанавливает отпускные цены на электроэнергию и теплоснабжение.

Рост цен на энергоресурсы отражается на сумме аренды, уплачиваемой предприятием.


Поставщики финансовых и кредитных ресурсов

Основным источником кредитных ресурсов является частный кредитор, дающий займы предприятию под проценты ниже банковских (1,5 % в месяц) и предоставляющий отсрочку платежей, а также кредиты предоставляют заказчики с последующим расчетом продукцией и поставщики, предоставляющие предприятию материал

в кредит.

В условиях низкой финансовой устойчивости предприятия для него крайне важна возможность получения кредитов для обеспечения бесперебойного процесса производства, но поскольку кредиты предоставляются под низкие проценты или без процентов, это благоприятно влияет на развитие предприятия.

Для устранения необходимости получения кредита предприятию необходимо повышать финансовую устойчивость, т.е., прежде всего, увеличивать рентабельность и наращивать объемы прибыли и собственного капитала.

Потре-бители

Юридические лица

Предприятие реализует продукцию организациям Ленинградской области

Поскольку предприятие работает с несколькими заказчиками, каждая отдельная организация не может оказывать сильное влияние на предприятие и контролировать цены на продукцию. Для уменьшения влияния каждой отдельной организации возможен выход на новых заказчиков в других регионах республики

Конку-ренты

Конкуренты в Ленинградской области

На рынке области пластиковых окон представлена продукция следующих крупных фирм:

1. "Русский стиль"

2. "Окна Двери"

3. "Пласт Окна"

Вполне вероятно, что при увеличении объема реализации продукции конкурентов снизится объем реализации продукции ООО "Вариант", поскольку некоторые заказчики, закупают продукцию и у предприятий-конкурентов. Однако основными конкурентными преимуществами ООО "Вариант" являются относительно высокое качество и низкий уровень цен

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.