Политика управления конфликтами в организации
Интерес - это то, что
побудило участника конфликта занять свою позицию.
Катарсис (греч. - ощущение) – освобождение от агрессивных
импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты
(куклы-противники, участие в спортивных состязаниях и т. п.).
Компромисс - стратегия
поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные
уступки.
Конгруэнтность (лат. – соответствующий,
совпадающий) – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.
Конфликт - это такое
отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется
их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
Конфликтогены - это
слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту, Это то,
что вызывает возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные
состояния.
Конфликтная ситуация -
это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального
взаимодействия, которые объективно создают почву для реального противоборства
между ними.
Конформизм - приспособленчество,
пассивное принятие чужой точки зрения. Неоправданная уступка в конфликте.
Консенсус - общее
согласие по спорному вопросу. Соглашение, которое устраивает обе конфликтующие
стороны на основе взаимных уступок.
Конфликтная
компетентность – содержание
знаний навыков и умений специалиста в сфере социального управления в области
конфликтологии, которые являются неотъемлемой составляющей его профессиональной
подготовки и проявляются в его способности конструктивного управления
конфликтами.
Лидер (лат. - ведущий) – член группы,
оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов
группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой
должности (формальный лидер).
Лидерство – способ воздействия на группу, основанной
на личном авторитете, признание личности лидера.
Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к
социальным условиям люди.
Медиация - переговорный
процесс по разрешению конфликта с участием посредника - медиатора.
Медиатор -
профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.
Межличностные конфликты – противоборство личностей в
процессе социального взаимодействия на основе противоположно направленных
мотивов, суждений или личных антипатий.
Мотивы - это истинные
внутренние побудительные силы, подталкивающие субъекты социального
взаимодействия к конфликту.
Необходимые и достаточные
условия конфликта –
наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий
между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства
между ними.
Образ конфликтной
ситуации - это субъективное отражение в сознании субъектов конфликта предмета
конфликта.
Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные
на причинение ущерба другой стороне.
Посредник - третья
сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, которая обеспечивает
конструктивное обсуждение проблемы.(см. также - медиатор).
Позиция - это то, о чем
заявляет субъект конфликта.
Предмет конфликта - это
то, из-за чего возник конфликт.
Предупреждение конфликта – вид деятельности субъекта
управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение
конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.
Противоборство - это
взаимодействие субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется
несением взаимного ущерба.
Проекция (лат. – выбрасывание вперед) –
осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений
и качеств на других.
Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта
управления, направленных на выявление причин конфликта в потенциальном
развитии.
Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта
управления, связанной с завершением конфликта.
Регрессия (лат. – обратное движение) – реакция
на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на
той стадии были успешными.
Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта
управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его
развития в сторону разрешения.
Ригидность (от лат. – жесткий., твердый) –
отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и
представлений в изменившейся обстановке.
Роль – нормативно заданный или
коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Соперничество - стратегия
поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением одержать победу над
соперником.
Социальная напряженность – психологическое состояние людей,
причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или
ходом развития событий.
Статус (лат. – положение, состояние) –
реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его
авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.
Статус социальный – общее положение личности или
социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и
обязанностей.
Сотрудничество -
стратегия поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением
противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов
конфликта, образующих целостную систему.
Трансакция - это единица
взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции
(«родитель», «взрослый», «ребенок»).
Толерантность (лат. - терпение) – терпимость к
чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.
Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное
объективными законами воздействие на процесс динамики конфликта в интересах
развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение
данный конфликт.
Установка – готовность, предрасположенность
субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.
Установка конфликтная – предрасположенность и готовность
действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.
Уступка - стратегия
поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением уйти от конфликта
при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для
соперника.
Уход - стратегия
поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением уйти от конфликта при
восприятии предмета конфликта как несущественного как для себя, так и для соперника.
Где:
S1 и S2
- стороны
конфликта (субъекты конфликта).П - предмет конфликта.
ОК1 и ОК2
- образы предмета конфликта (конфликтной ситуации).
М1 и М2
– мотивы конфликта.Р1 и Р2 – позиции конфликтующих
сторон.
Рисунок 1.1. Структура
конфликта
Таблица 1. 1
Классификация конфликтов
Основание классификации
|
Виды конфликтов
|
Общая характеристика
|
Сферы проявления причин конфликта
|
а) экономические
|
В основе лежат экономические противоречия
|
б) идеологические
|
В основе лежат противоречия во взглядах
|
в) социально-бытовые
|
В основе лежат противоречия социальной сферы
|
г) семейно-бытовые
|
В основе лежат противоречия семейных отношений
|
Степень длительности и напряженности конфликта
|
а) бурные быстротекущие конфликты
|
Возникают на основе индивидуально-психологических особенностей
личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих
|
б) острые длительные конфликты
|
Возникают при наличии глубоких противоречий
|
в) слабовыраженные и вялотекущие конфликты
|
Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью
одной из сторон
|
г) слабовыраженные и быстротекущие
|
Связанные с поверхностными причинами, носят эпизодический
характер
|
Субъекты конфликтного взаимодействия
|
а) внутриличностные конфликты
|
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов
личности
|
б) межличностные конфликты
|
Субъектами конфликта выступают две личности
|
в) конфликты «личность – группа»
|
Субъектами конфликта с одной стороны выступает личность, а с
другой – группа (микрогруппа)
|
г) межгрупповые конфликты
|
Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или
микрогруппы
|
Социальные последствия
|
а) конструктивные конфликты
|
В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Они
способствуют развитию организации или другой социальной системы.
|
б) деструктивные конфликты
|
В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные
причины. они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной
системы.
|
Предмет конфликта
|
а) реалистичные (предметные) конфликты
|
Имеют четкий предмет
|
б) нереалистичные (беспредметные) конфликты
|
Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным
для одного или обоих субъектов конфликта
|
Рисунок 1.2. Причины
конфликтов
Таблица 1. 2
Классификация причин
конфликта по Р. Дарендорфу
Причина
|
Содержание
|
1
|
2
|
Персональные причины («личностные трения»)
|
Индивидуальные черты, симпатии и антипатии, психологическую и
мировоззренческую несовместимость, различия в образовании и жизненном опыте и
т.п.
|
Структурные причины
|
Несовершенство:
коммуникационной структуры (отсутствие, искаженность или
противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых
сотрудников, недоверие и несогласованность действий между ними из-за
несовершенства или расстройства коммуникаций и т.п.);
организационной структуры: (разбалансированность рабочих мест,
рассогласованность связей между рабочими местами, противоречивость
должностных инструкции, отсутствие эффективного контроля и ответственности,
противоречивые устремления формальных и неформальных групп в организации,
распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное лидерство
и борьбу за него и т.п.).
технической структуры: (неодинаковая оснащенность разных
подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.).
|
Изменение организации, и прежде всего техническое развитие
|
Изменение организационно-штатной структуры. Инновационные
изменения, ведущие к сокращению рабочих мест, интенсификации труда, повышению
квалификационных и иных требований.
|
Условия и характер труда
|
Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая
экологическая среда, плохие отношения в коллективе и с руководством,
неудовлетворенность содержанием труда и т.п.
|
Распределительные отношения
|
Нарушение принципа социальной справедливости в оплате труда, выделении
премий, вознаграждений, социальных привилегий и т.п. как показателя
социального престижа и признания со стороны руководства.
|
Различия в идентификации
|
Склонность работников идентифицировать себя главным образом со
своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги,
недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации.
|
Стремление организации к расширению и повышению своей значимости
|
Заинтересованность каждого подразделения, и прежде всего
реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более
высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета.
|
Различие исходных позиций
|
Различный уровень образования, квалификации, ценностей
персонала, неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения
подразделений и рабочих мест и т.п.
|
Предупреждение (Стимулирование)
|
|
Рисунок 1. 3. Содержание
управления конфликтом
Этапы управления конфликтом
Содержание этапов
управления конфликтом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи:
-Анализ результатов
деятельности.
-Мониторинг ОМ,МЛО,МПК
-Контроль за КМИ
|
|
|
Задачи:
-Нейтрализация КФ
-Работа с кадрами
-Стимулирование мелких
конфликтов
|
|
|
Задачи:
-Достижение признания
реальности конфликта
-Легитимизация конфликта
-Институциализация конфликта
-Локализация (редукция)
конфликта
|
|
|
Задачи:
-Устранение КС ,ПК
-Достижение соглашения
|
|
Использованные сокращения: КС – конфликтная ситуация.
ОМ – общественное мнение.
МЛО – межличностные
отношения.
МПК – морально-психологический
климат.
КМИ – критическая масса
интересов.
КФ – конфликтогенные
факторы.
ПК – предмет конфликта
Рисунок 1. 4. Методы
управления конфликтами
Рис. 3.1. Организационная
структура управления ООО «Сиб-Эст»
[1]
Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций // Социологические
исследования. 2003. № 10. С. 27.
[2]
Данакин Н.С. и др. Конфликты и технология их предупреждения, Белгород, 1995. –
С. 114
[3]
Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта / Как превратить работу в творчество:
Пер. с англ. Москва: Рефл_Бук, 2003. – С. 74
[4]
Желтухин А.И. Социологическая концепция конфликта // Социологические
исследования. 2003. № 4. С. 140-144.
[5]
Бородкин Ф.М. Теория конфликта. – М.: Норма, 2001. – С. 145.
[6]
Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.- М.:
Инфра-М, 2003 -224с.
[7]
Лопатин М.В. Деконфликтизация процессов управления как показатель качества
управленческого труда // Университетское управление. Декабрь 2005. №
4(37). С. 97.
[8]
Социальные технологии управления конфликтами / «Социальное управление и
социальная инженерия». Учебное пособие. - М.: Изд-во «Союз» МГСУ, 2003, 2 . –
С. 31
[9]
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Издательство «Питер», 2002. – С. 49-50
[10]
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов.
Юридическая конфликтология. М.,2005. – С. 60
[11] Гришина Н.В. Психология
конфликта. СПб.: Издательство «Питер», 2002. – С. 50
[12]
Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Международный университет бизнеса
и управления, 2003. – С. 74
[13]
Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций // Социологические
исследования. 2003. № 10. С. 28.
[14]
Там же, с. 29
[15]
Социальные технологии управления конфликтами /
«Социальное управление и социальная инженерия». Учебное пособие. - М.: Изд-во
«Союз» МГСУ, 2003, 2
[16]
Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций // Социологические
исследования. 2003. № 10. С. 28.
[17]
Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.- М.:
Инфра-М, 2003 – С124
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|