скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы и пути повышения качества продукции на ОАО "Нижнекамскшина"

p>Всемирный конгресс по качеству 1987 г., состоявшийся в Токио, характеризуя специфику японского опыта, отметил и такие его черты, как постоянное совершенствование организации производства и повышения производительности труда. Например, в автомобильной промышленности Японии производительность труда в 2,5 раза выше, чем в этой отрасли США.

Для Японии характерен контроль качества технологических процессов, что явно превалирует над контролем качества продукции. Велика роль ответственности за качество непосредственного исполнителя. Каждый на своем рабочем месте трудится по принципу: исполнитель следующей операции – твой потребитель. «Нормальному человеку стыдно работать плохо» – характерная философия, усвоенная сотрудниками всех фирм. Конечно, такую философию может исповедовать человек с творческим отношением к своему труду, которое реализуется у него, как правило, через «кружки качества». И, конечно же, громадное значение придается компетентности специалистов всех рангов в вопросах управления качеством продукции.

Для японской экономики последних десятилетий присущ, принцип поиска в управлении качеством новых методов, которые учитывали бы изменения экономических и общественных усилий и позволяли бы быстро реагировать на них. В современной экономической ситуации ключевыми моментами в обеспечении качества считается соответствие товара требованиям потребителя и экономичность системы. А система обеспечения качества, согласно японскому стандарту – это совокупность средств, позволяющих экономично создавать товары и предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности покупателя.

Для стратегического планирования качества на японской фирме характерным является то, что ответственность за разработку долгосрочного плана управления качеством продукции несет руководство высшего звена, оно же контролирует сроки выполнения принятого курса и принимает при необходимости корректирующие меры. Эта работа осуществляется по циклу Демпинга («планирование — исполнение — контроль — корректирующее действие») и носит название «развертывание политики».

В начале каждого финансового года фирмы проводят анализ проблем и разрабатывают свои долгосрочные планы и задачи на 3—5 лет вперед. Эти планы учитывают при разработке краткосрочного плана (на 6—12 месяцев). При подготовке краткосрочных планов сочетаются принципы «сверху вниз» и «снизу вверх». Проект плана готовит руководство высшего звена, затем обсуждается с руководителями подразделений фирмы. В результате обсуждения готовятся проекты планов для каждого подразделения. Руководители подразделений обсуждают их с линейными руководителями вплоть до руководителей кружков качества. Ядром деятельности по контролю качества является центр испытаний.

Оценка заключается в том, что после завершения всех операций по контролю испытаниям партии продукции, отбирается выборка для дополнительной проверки. Ее результаты используют как основание для проведения тех или иных мероприятий по совершенствованию оборудования или методик контроля, а также повышения квалификации персонала. В некоторых случаях результаты оценки могут сказаться на решении об отправке изделий. При анализе результатов контроля важно сравнить количество забракованных товаров с нормой допустимого брака. Перечень видов брака поступает к технологам, в обязанность которых входит принятие мер для устранения причин дефектов. Если некачественные товары все же вышли за пределы фирмы, то ее ждут финансовые потери, но это не так опасно, как потеря авторитета у потребителей (особенно у своих постоянных покупателей), что неизбежно за. этим последует. В этой связи жалобы потребителей рассматриваются как отражение эффективности программ и методов контроля качества на фирме.

Отметим еще одну особенность в программах контроля качества продукции на фирмах – разработку инструкций по установке оборудования и организации ремонта и обслуживания. В этом деле логика фирмы такова: покупатель может «простить» фирме обнаруженную в изделии погрешность, если изготовитель быстро и качественно может ее устранить за невысокую плату, а лучше бесплатно. В противном случае покупатель не только сам откажется от товаров этой фирмы, но и отговорит от покупки его других.

Совершенно иной характер имеет государственный контроль качества продукции в восточноевропейских странах, где он рассматривался как часть государственной системы управления качеством продукции. Считать такую систему неэффективной нельзя, у неё есть ряд своих достоинств. Примером тому может служить организация государственного контроля качества продукции в ЧСФР которую целесообразно рассмотреть подробнее, чтобы подчеркнуть ее рациональные аспекты качеством Согласно закону о государственном контроле за качеством продукции он включает три вида деятельности. Оценку образцов изделий утверждение образцов к серийному производству контроль качества выпускаемой продукции (прошедшей оценку и утверждение). Отечественные и экспортируемые (перспективные для экспорта) товары подвергаются всем трем видам контроля. Образцы импортируемых товаров подлежат только утверждению (до их закупки).

В большинстве промышленно развитых стран мира специальные государственные или контролируемые государством организации осуществляют контроль качества экспортных товаров. Можно сказать, что основоположником внешнеторговой деятельности этого рода была Япония, где система по проверке качества экспортируемого шелка-сырца была введена в конце XIX века. Эта система развивалась и распространялась на другие товары вплоть до второй мировой войны. В основе ее лежали установление и развитие ряда частных инспекционных агентств, проверка качества экспортируемой продукции, со стороны которых была обязательной. В послевоенный период, когда промышленные и деловые круги этой страны пришли к выводу о необходимости усиления и укрепления внешнеэкономических связей как средства выживания Японии в растущей конкурентной борьбе, они выступили с требованиями о введении специальной системы контроля качества экспортируемых товаров, и парламент Японии принял Закон о контроле экспортных товаров. В основу Закона была заложена идея о том, что функции по проверке качества экспортных товаров должно взять на себя государство.

В настоящее время в Японии существует три правительственных организации (институт по проверке текстильной продукции Министерства промышленности и торговли, институт по проверке продукции сельского хозяйства и лесоводства, бюро судоходства Министерства транспорта) и 36 официально назначенных частных агентств по контролю качества экспортных товаров.

При Министерстве внешней торговли и промышленности Японии создан Совет по экспортной инспекции и поддержке дизайна, в задачи которого входит анализ состояния контроля качества экспортных товаров, пересмотр списка товаров, подлежащих обязательной инспекции, установление новых и пересмотр действующих экспортных стандартов качества, а также рассмотрение предложений заинтересованных министров.

Опыт Японии в части контроля качества товаров во внешней торговле нашел широкое применение в других странах, особенно широко этот опыт используется в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки и бассейна Карибского моря.

Все три направления непосредственно связаны с государственными испытаниями, которые осуществляют 34 государственных контрольно-испытательных центра и 80 центров ведомственного подчинения. В ряде случаев из экономических соображений государственный контрольно-испытательный орган может принять решение о проведении испытаний у изготовителя с использованием его испытательного оборудования. Ежегодно подвергается государственному контролю около 30% выпускаемых товаров (в стоимостном выражении).

Таким образом, службы контроля качества стали решать задачи управления, и круг их обязанностей вышел за рамки функций «чистого» контроля. Анализ тенденций в методах операционного контроля выявляет переход на статистические методы, использование контрольных карт, дисперсионного анализа, планирования эксперимента. Государство во всех странах играет активную и все возрастающую роль в регулировании экономических отношений. Оно использует разнообразные рычаги воздействия на субъекты хозяйственной деятельности и целые отрасли и выступает не только в роли координатора развития народного хозяйства, но и партнера в бизнесе.

3.2 Пути повышения качества продукции на ОАО «Нижнекамскшина»


Перед шинной промышленностью России стоит нелегкий выбор: полностью прекратить свое существование в ближайшие пять-десять лет или предпринять решительные меры, чтобы выстоять в конкурентной борьбе с такими всемирно известными компаниями, как «Мишлен», «Бриджстоун», «Гудьир», стремящимися завоевать российский рынок.

В последнее время принято ряд мер, направленных на то, чтобы облегчить финансовое положение ОАО «Нижнекамскшина» и дать ему свободу маневра.

В соответствии с указом президента Татарстана ОАО «Нижнекамскшина» производит отчисления в местный бюджет, исходя из фактической стоимости выпускаемой продукции, а не по действующим нормативам. Ожидается завершение работы над долгосрочной программой развития нефтехимического комплекса Татарстана и есть надежда, что в ней найдет отражение проблемы и ОАО «Нижнекамскшина».

Без тесного взаимодействия с лидерами в этой сфере проблемы повышения качества и конкурентоспособности отечественных шин не решить. Итоги производства шин по технологии «Пирелли» следующие: в ОАО «Нижнекамскшина» изготовляют покрышки не только практически для всех отечественных автомобилей, но и для многих престижных иномарок. Шины рассчитаны на очень высокую скорость.

Очень важными в отечественной шинной отрасли долго оставались зимние шины - более сложные в изготовлении и с повышенными требованиями к качеству. Ныне эта проблема предприятием решена: с конвейера сходят зимние шины нескольких моделей – «Русская зима», «Кама-578», «Кама-503», «Росита», «Кама-501», «Кама-514», «Кама-515». Проведенное журналом «За рулем» тестирование пяти моделей отечественных зимних покрышек показало, что шины "Кама-578" – лучшие.

Для освоения серийного выпуска подобных шин потребуется новое высокоточное автоматизированное оборудование:

-                   агрегаты по выпуску профилированных деталей из двух и четырех типов резины;

-                   линии сборки борта шины с высоким наполнительным шнуром;

-                   линии выпуска гермослоя и дублирования его с деталями каркаса и боковин и др.

Отечественная промышленность, к сожалению, практически не выпускает высокоточное заготовительно-сборочное оборудование для шинной отрасли, поэтому приходится рассчитывать только на импорт – иначе производство конкурентоспособных шин не наладить.

Сейчас основная проблема – резкое отставание подготовительных производств. Причины таковы:

-                   чрезмерный физический износ большей части агрегатов, многие из которых работают по 20 и более лет;

-                   несоответствие технических характеристик и технологических возможностей оборудования современным рецептам исходных смесей для изготовления шин;

-                   необходимость использования для производства новейших конкурентоспособных шин очень сложных смесей, требующих многостадийных процессов их приготовления, причем производство именно таких сложных и трудоемких смесей достигает ныне 50-60% от общего объема производимой резины.

Считается, что состояние основного (вулканизационного) оборудования ОАО «Нижнекамскшина» вполне удовлетворительное: должную производительность оно обеспечивает, поломки и аварии редки. Но все это оборудование давно устарело морально, а четыре из пяти - устарело и физически. Работоспособность агрегатов обеспечивается исключительно за счет самоотверженной работы механических и ремонтных служб.

На имеющемся оборудовании нельзя повысить точность технологических процессов, без чего конкурентоспособные шины не изготовить. Следовательно, техническое перевооружение и основных цехов с каждым месяцем становится все актуальнее.

Сейчас в ОАО «Нижнекамскшина» есть программа дальнейшего совершенствования продукции. Так, в ближайшие годы их вес при тех же технико-эксплуатационных данных уменьшится минимум на 5%, а коэффициент сцепления с мокрым покрытием увеличится на 10-15%. Резко возрастают требования к соблюдению геометрической формы шин, а также к их предельно допустимой неоднородности. У автомобилей, оснащенных такими покрышками, удельный расход топлива снизится не менее чем на 3-5%.

Повышение качества продукции – это обязательное условие конкурентоспособности предприятий комплекса.

Главной целью является постоянное улучшение качества продукции и процессов, действующих на ОАО «Нижнекамскшина», обеспечивающее повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках.

Например, для того чтобы понизить дефекты к минимуму на ОАО «Нижнекамскшина», может быть предложена программа «Ноль дефектов», которая получила распространение в США.

-                   убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого;

-                   определение уровня дополнительных затрат на качество, разработку приемов мотивации качественного труда;

-                   конкретизация методов контроля;

-                   всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»;

-                   установление единого «дня размышлений» (дня качества);

-                   разработка индивидуальных программ бездефектной работы, поощрение достигнутых результатов и т.д.

Огромное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества.

Также ОАО «Нижнекамскшина» может последовать японской программе повышения качества и управления качеством. В этой программе важным является направление внимания специалистов на предотвращение дефектов, а не обнаружение дефектов путем контроля.

В ФРГ, например, незаинтересованность работников в повышении качества выпускаемой продукции рассматривается как свидетельство низкого уровня руководства предприятием. Общепринятыми принципами в управлении качеством продукции считаются, обязательное стимулирование работников, принцип предотвращения дефектов, учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников, наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений.

На ОАО «Нижнекамскшина» идет тенденция к увеличению заработной платы кадров, это очень стимулирует работников. Но если сравнивать с зарубежными предприятиями результаты неутешительные. Следуя принципам, которые распространены в ФРГ, то есть, заинтересовав работников в повышении качества шин, ОАО «Нижнекамскшина» может существенно повысить показатели качества выпускаемой продукции.

ОАО «Нижнекамскшина» постоянно совершенствует политику в области качества, ставит задачи для достижения еще лучших результатов. На предприятии были исключены градации «второй сорт» и «камерные», а также предприятие начало работать по давальческой системе поставки сырья.

Таким образом, для успешного приспособления крупных предприятий к требованиям быстро меняющегося рынка с учетом глобализации мировых товарных рынков, особое значение приобретают методы, позволяющие количественно оценить внутренние возможности предприятий, которые позволяли бы им противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, обеспечивать свое экономическое развитие и конкурентные преимущества. Формирование идеологии «всеобщего качества», предполагающей всестороннее развитие систем управления качеством, постоянное улучшение всех бизнес-процессов, непрерывное совершенствование знаний в области управления качеством и их практическое применение, в будущем обязательно обеспечит реальное повышение имиджа ОАО «Нижнекамскшина», а в конечном итоге – качества жизни населения. Для того, чтобы повысить показатели качества шин ОАО «Нижнекамскшина», необходимо оценить влияние множества таких факторов, как развитие отраслевых товарных рынков, уровень внедрения новых технологий и средств труда, пропорциональность изменения цен на все виды ресурсов; уровень инфляции, уровень необходимой кооперации, экономический потенциал самих предприятий и эффективность его использования, возможности предприятий к повышению уровня самофинансирования своего развития и т.д.


Заключение


Для того чтобы конкурировать на рынке, предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свое конкурентное преимущество, одним из аспектов, которого является качество. Качество — это не только критерий, но и определяющий фактор для развития и существования многих компаний. На сегодняшний день компании могут выбирать тот или иной путь совершенствования качества продукции или услуги. Но прежде чем рассматривать подходы к управлению качеством необходимо обратиться к определению этого термина. Многие из вышеприведенных факторов, влияющих на качество, постоянно претерпевают изменения, которые в свою очередь становятся объектом внимания эффективно функционирующих систем управления качеством.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация систем качества – важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем и по достойным ценам. Стандартизация и сертификация еще недостаточно выполняют свою роль катализатора качества в России. Только каждодневная работа всего предприятия в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.

На сегодняшний день ОАО «Нижнекамскшина» является самым крупным предприятием по производству шин современных типоразмеров и конструкций, как в России, так и в странах СНГ, обладает современной технологической и доступной сырьевой базой, имеет квалифицированный штат специалистов. ОАО «Нижнекамскшина» ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения СМК, включая процессы постоянного улучшения СМК и обеспечения соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

ОАО «Нижнекамскшина» обладает испытательной базой, достаточной для полной и объективной оценки качества выпускаемой продукции. Внутренние лаборатории НТЦ аттестованы ТатЦСМ лаборатория испытания шин аккредитована Госстандартом России на техническую компетентность. Соответствие шин государственным стандартам и международным требованиям подтверждено сертификатами соответствия в системе «ЕЭК ООН».

На ОАО «Нижнекамскшина качество продукции обеспечивается не только жестким выходным контролем, но контролем всех этапов создания шины, включая этапы проектирования шины, работы с поставщиками сырья, обеспечение точности и стабильности технологических процессов, а также хранения и отгрузки готовой продукции.

Продукция (изделия, полуфабрикаты, детали, узлы или работы), которая по своему качеству не соответствует установленным стандартам или техническим условиям и не может быть использована по своему прямому назначению, считается браком в производстве.

Анализ потерь от брака показал, что с 2005 по 2007 года потери от брака в общем объеме производства остались неизменными, так как с каждым годом меняются, и объем производства и потери от брака. Но если брать значения потерь от брака в количестве, то анализ показал, что с 2005 по 2007 года идет тенденция к уменьшению количества забракованных автошин. В 2005 и 2006 гг. потери от брака сельскохозяйственных шин увеличились с 0,1% до 0,2 %. Это объясняется тем, что ОАО «Нижнекамскшина» перешло к давальческой схеме поставки сырья. К 2007 году потери от брака сельскохозяйственных шин остались неизменными. В период с 2005 по 2007 года тенденция к увеличению, либо к уменьшению потерь от брака не наблюдается у легковых и грузовых шин.

Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом его качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

В ОАО «Нижнекамскшина» встречаются случаи рекламации. Рекламация – это конфликтная ситуация.

Благодаря анализу рекламаций становится ясно, в какой области необходимо улучшать качество работы. Ведь постоянный клиент покидает компанию только в случае, если к ней не осталось никакого доверия. А вот если покупатель, который предъявил рекламацию, будет удовлетворен реакцией фирмы, он становится ее клиентом, причем одним из самых лояльных.

Анализ рекламаций в общем объеме производства показал, что удельный вес рекламации с 2005 по 2007 гг. уменьшился с 0,5 % до 0,4 %. В то же время, объем рекламационных товаров с 2005 по 2006 гг., оставался неизменным, но в 2007 году за счет внедрения давальческой схемы удалось сократить удельный вес рекламаций до 0,4 %. Несмотря на то, что с каждым годом производство автошин увеличивается, благодаря повышению их качества, уменьшается количество рекламационных автошин.

В 2005 году объем рекламации легковых автошин составлял 340 шт (0,5%), в 2006 году составлял 292 штук (0,4%) то в общем объеме рекламаций за 2007 год объем рекламаций легковых шин увеличился до 309 штук (0,4%).

В то же время уменьшилась рекламация грузовых автошин с 2005 по2007 гг., от 274 штук (0,7%), 272 штук (0,6%) до 194 штук (0,4%).

Таким образом, делаем вывод, что ОАО «Нижнекамскшина» проводит политику по повышению качества своей продукции. На основании приведенных данных можно сделать вывод, что к концу 2007 года, наибольший удельный вес рекламации в общем объеме производства составляют сельскохозяйственные шины, а самый наименьший удельный вес рекламаций в общем объеме производства имеют прочие автошины. Основные причины рекламации являются следующие дефекты автошин: расхождение стыка, отслоение протектора, механическое повреждение борта, отслоение боковины, разрежение корда, вздутие по боковине и т.д.

Главной целью ОАО «Нижнекамскшина» является постоянное улучшение качества продукции и процессов, действующих на предприятии, обеспечивающее повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках.

Основные задачами политики повышения качества продукции в ОАО «Нижнекамскшина» являются:

-                    определение приоритетов региональной, отраслевой и корпоративной политики в области повышения качества продукции;

-                    формирование оптимальных региональных и отраслевых условий обеспечения процессов непрерывного повышения качественных параметров выпускаемой продукции;

-                    интенсификация деятельности компаний в области повышения качества продукции и услуг; использование ими комплексного подхода к внедрению современных международных и отечественных стандартов систем управления качеством, экологией и охраной труда;

-                    активизация научно-технического поиска в области повышения качества продукции и услуг;

-                    формирование дополнительных источников ресурсного обеспечения реализации региональной, отраслевой и корпоративной политики в области повышения качества.

Таким образом, формирование идеологии "всеобщего качества", предполагающей всестороннее развитие систем управления качеством, постоянное улучшение всех бизнес-процессов, непрерывное совершенствование знаний в области менеджмента качества и их практическое применение, обеспечит реальное повышение имиджа ОАО «Нижнекамскшина», а в конечном итоге – качества жизни населения.

Список использованных источников

1.                 Управление качеством: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 400 с.

2.                 Управление качеством: Учеб для студ. Учреждений сред. проф. Образования / В.П. Мельников, В.П. Смоленцев, А.Г. Схиртладзе; Под ред. В.П. Мельникова. – М.: Академия, 2005. – 347 с.

3.                 Борисов А.Б. Большой энциклопедический словарь, М.: Книжный мир,2003.-895с.

4.                 Девид Бодди, "Основы управления качеством", Санкт-Петербург, "Питер", 1999. – 307с.

5.                 В.М.Мишин. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 303с.

6.                 Экономическая взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности продукции // Консультант директора. – 2007. - №21. – С.24-27.

7.                 Братолюбов В.Б. Конкурентоспособность промышленной продукции средств производства // Методы менеджмента качества. – 2007. № 10. – С.4-9.

8.                 Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ В.А.Швандар, В.П.Панов, Е.М.Купряков и др.; Под ред.проф. В.А.Швандар.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 487с.

9.                 Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. для вузов/ Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе, Б.И.Лактионов. – М.: Высш.шк., 2004.- 767с.

10.            Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 711с.

11.            Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 3-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2004 г. – 425 с.

12.            30лет ОАО «Нижнекамскшина» 1973-2003, под ред. Р.С.Ильясова.-М.: ОАО «Новости»,2004.-106с.

13.            Кравченко Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. Мн.: ПКФ «Экаунт», 2000.- 475 с.;

14.            Методика анализа показателей эффективности производства: Учеб. пособие, 2-е изд. и перераб./ Под ред. проф. Э.А.Маркарьяна. Серия №экономика и управление. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001.-208 с;

15.            Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2003.-353 с.;

16.            Ильясов Г. Оценка финансового состояния предприятия // Экономический анализ. – 2004. - №6. – С. 49 – 54.

17.            Экономика предприятия / В.Я Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. – М.: Экономпресс, 2000.-464с.;

18.            Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева и др. – М.:КНОРУС, 2007. – 672 с.

19.            Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. -М.: Финансы и статистика,2003.-224с.

20.            Ковалев В.В., Волкова О.Н. анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 424 с.

21.            Журавлева В. Система менеджмента качества ОАО «Нижнекамскшина»// Каучук и резина.-2004.-№2.-С.12-16.

22.            Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 464 с.

23.            Сырье и материалы//Мониторинг производства шин в России.2006.-№2.-С.27-31

24.            Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник

25.            /В.И.Стражев, Л.А.Богдановская, О.Ф.Мигун и др.; Под общей ред. В.И.

26.            Стражева.-5-е изд., перераб.и доп. Мн.:Высшая школа,2003. – 480с.

27.            Ахметова Р.Система качества непрерывна, если коллеги по бизнесу взаимодействуют ради одной цели // Нижнекамский шинник.-2006.-№12.-С.1-2.

28.            Ахметова Р. Успехи предприятия // Нижнекамский шинник. – 2004. - № 14. – С.

29.            К@М У ОАО Нижнекамскшины большие планы // Нефтяные вести. – 2007.- № 35. – С.3.

30.            Ильясов Р.С. Производство шин в СНГ: основные проблемы и тенденции// Химическая техника.-2004.№7.-С.40-42.

31.            Мельник Л.А. Рынок шин стран СНГ//Хим-Курьер.2006.-№6.-С.50-67.

32.            Руководство по качеству ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2006 гг.

33.            Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б.: Современный экономический словарь.-3-е изд., перераб. И доп.М.:ИНФРА-М,2002,480с.

34.            Глухов В.Н. Оценка технического уровня шинной промышленности// Производство и использование эластомеров.-2005.-№2.-С.11-36.

35.            Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2- е изд. перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДИНА,2003.-795с.

36.            Технический анализ/ М.Кон-Спб.: Питер,2003.-288с.

37.            Александров Ю.Сырье для «двухмиллионика» уже на подходе//Нефтяные вести. – 2007.- № 28. – С.2-4.

38.            Сырицин Л.М. Некоторые аспекты современного состояния шинной промышленности //Сырье и материалы для резиновой промышленности.-2004.- №4.-С.27-34.

39.            Годовой отчет 2005.

40.            Годовой отчет 2006.

41.            Годовой отчет 2007.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.