скачать рефераты

МЕНЮ


Проектное управление предприятием

Балансовая стоимость объекта для каждого периода реализации проекта определяется как разность между первоначальными затратами и начисленной амортизацией.

Для определения потока реальных денег используется сальдо накопленных реальных денег:

  (2.1.5)

Положительное В(t) составляют свободные денежные средства.

Начальное значение В(t) принимают равным реальному значению текущего счета каждого из участников проекта на начальный период.

Практически для определения потока реальных денег целесообразно использовать специальные вычислительные системы.

При расчете потоков реальных денег необходимо также учитывать принципиальное отличие понятий притоков и оттоков реальных денег от понятий доходов и расходов. Существуют определенные номинально-денежные расходы, такие как обесценение активов и амортизация основных средств, которые уменьшают чистый доход, но не влияют на потоки реальных денег, так как номинально-денежные расходы не предполагают операций по перечислению денежных сумм.

Все расходы вычитаются из доходов и влияют на сумму чистой прибыли, но не при всех расходах требуется реальный перевод денег. Такие расходы не влияют на поток реальных денег.

Однако, не все денежные выплаты (влияющие на поток реальных денег) фиксируются в коммерческом анализе как расходы. Например, покупка товарно-материальных запасов или имущества связана с оттоком реальных денег, но не является расходом.

Учет инфляции при подсчете Ф(t) и B(t) производится путем вычисления входящих в них элементов в прогнозных ценах.

Для  обеспечения сравнимости результатов расчета и повышения надежности расчетной оценки инвестиционного проекта c помощью методов коммерческого анализа следует:

определять поток реальных денег в прогнозных ценах с использованием тех денежных единиц (рублей, долларов и т.д.), которые будут его образовывать в соответствии с проектом;

вычислять интегральные показатели эффективности в расчетных ценах;

производить расчет при разных вариантах набора значений исходных данных.

Минимальный набор исходных данных, должен включать в себя следующие показатели:

цены реализации продукции и издержки производства;

общие инвестиционные затраты;

нормы запасов и задолженностей и процент за кредиты.

Общим критерием принятия инвестиционного проекта является положительность сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

Для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) желательно использовать критерии NPV, I и IRR, вычисляемые по формулам (2.1.2) - (2.1.4), в которые в качестве P(t), подставляются значения Ф(t).

Для дополнительной оценки коммерческой эффективности определяются также срок полного погашения задолженности и доля каждого участника в общем объеме инвестиций:

1. Срок полного погашения задолженности. Определяется только для участников, привлекающих кредитные и заемные средства (например, для финансирования). Проект считается эффективным с точки зрения кредитного учреждения, если срок полного погашения задолженности по кредиту, предоставляемому в рамках данного проекта, отвечает (с учетом риска несвоевременного или неполного погашения задолженности) интересам и политике этого кредитного учреждения. Обоснованность потребности в заемных средствах проверяется при этом по минимальному из годовых значений сальдо накопленных реальных денег, которое должно быть положительным, но не чересчур большим.

2. Доля участника в общем объеме инвестиций. Определяется только для участников, предоставляющих свое имущество или денежные средства для финансирования проекта.

Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также выявление и разработка мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта.

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов проекта для его пользователей [9]. Объектами социального анализа являются следующие основные области;

социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом;

демографическая структура региона, в котором реализуется проект;

приемлемость проекта для местных социальных условий.

Результаты социального анализа поддаются стоимостной оценке и, поэтому,  включаются в состав общих результатов проекта.

Итак, в общем виде рассмотрено содержание первого шага управления проектом на прединвестиционной фазе.

Задачей следующего шага является первоначальное планирование осуществления инвестиций.

Исходными  предпосылками  для  планирования   на прединвестиционной фазе реализации  проекта  являются  стратегические  плановые  решения, заложенные  в концепцию проекта, а именно:                                        

основные цели проекта;

базовые  сроки  и  максимальные  уровни  издержек осуществления проекта;

потенциальные участники;

принципы нейтрализации факторов риска;

месторасположение строительства и т.д.                      

Основными документами содержащими необходимые плановые характеристики проекта являются технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, его план финансирования и укрупненные сетевые графики. Таким образом к задаче планирования на прединвестиционной фазе проекта относится составление вышеуказанных документов.

ТЭО проекта является основным документом, обосновывающим целесообразность и эффективность инвестиций в рассматриваемый проект. В ТЭО детализируются и уточняются решения, принятые на нулевом шаге, то есть технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитарно-эпидемиологическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его эффективность и социальные последствия.

ТЭО является обязательным документом в случае, если финансирование капитальных вложений в основные фонды соответствующих предприятий осуществляется полностью или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также собственных финансовых ресурсов государственных предприятий.

Наиболее распространенный состав ТЭО проекта:

1. Исходные данные и условия, включающие:

цели инвестирования;

общая характеристика объекта инвестирования;

данные о состоянии ресурсов, вовлекаемых в деятельность предприятия;

результаты предварительных оценок и исследований.

2. Рынок и мощность предприятия, номенклатура продукции;

3. Обеспечение предприятия ресурсами;

4. Место размещения предприятия;

5. Основные технические решения;

6. Основные строительные решения;

7. Оценка воздействия на окружающую среду;

8. Кадры и социальное развитие;

9. График осуществления проекта;

10. Экономическая оценка и финансовый анализ;

11. Выводы и предложения;

13. Приложения (документы согласования, графический материал).

При разработке ТЭО проекта необходимо:

принимать во внимание налоговую, амортизационную и кредитную политику, проводимую государством и местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, условия пользования землей и другими природными ресурсами;

проводить мероприятия, обеспечивающие защиту интересов инвестора с одной стороны и общенациональных интересов (интересов региона) с другой;

при выборе показателей для оценки эффективности инвестиций отдавать предпочтение дисконтированным показателям, учитывающим фактор времени;

определить расчетный период, в пределах которого должны выполняться экономические расчеты.

При составлении плана финансирования необходимо учитывать то, что финансирование проекта является одним из наиболее важных  условий обеспечения эффективности его выполнения. Финансирование должно быть нацелено на решение двух основных задач:      

обеспечение потока инвестиций, необходимого для планомерного выполнения проекта;

снижение затрат и риска проекта за счет оптимальной структуры инвестиций и получения налоговых льгот.

Работы  по  обеспечению  финансирования  проекта  начинаются  с планирования этой деятельности.

Противоречия  в экономических интересах заказчика проекта и каждого из инвесторов должны уравновешиваться путем выбора наиболее подходящих для каждой стороны методов финансирования в ходе торгов по поводу его условий.

Получение налоговых льгот достигается благодаря передачи права собственности на весь проект или его часть инвесторам, которые могут в данный момент получить налоговый выигрыш, что может существенно снизить финансовые затраты на проект.

Потенциальный круг инвесторов проекта в значительной степени зависит от структуры финансирования, возможностей погашения задолженности и чувствительности проекта к изменениям экономических параметров.

План финансирования проекта предназначен для упорядочения всего процесса финансирования и основывается на стратегии маркетинга.

Стратегия маркетинга требует выяснения следующих вопросов:

степень деловой заинтересованности конкретного инвестора в финансировании проекта;

степень риска, которую может принять на себя инвестор;

доля собственности, которую желает  получить инвестор в результате осуществления проекта;

достаточность потока доходов проекта и налоговых льгот для обеспечения заинтересованности инвестора.

Разработка плана финансирования проекта предусматривает выбор альтернатив финансирования проекта, сформированных в результате проведения переговоров с инвесторами.

Альтернатива финансирования проекта, обеспечивающая минимальные затраты при возрастании стоимости капитала и менее чувствительная к колебаниям контрольных показателей проекта, используется для согласования графиков и подписания соглашений с выбранными для финансирования инвесторами.

Одна из проблем, которую приходится решать при разработке плана финансирования проекта, это учет риска. Учитывая этот фактор, основное назначение плана финансирования проекта — рациональное распределение возможных финансовых последствий действия рисков между его участниками.

План финансирования, надлежащим образом разделяющий риск и преимущества проекта между участниками в процессе его реализации, может натолкнуться на требование инвесторов предоставить дополнительные гарантии, снижающие отдельные виды риска. Все возможные виды рисков, которые удается выявить, оценить и учесть при анализе рисков, в плане финансирования проекта появляются в специальном агрегированном виде.

Задача плана финансирования проекта — учесть следующие виды рисков:

риск нежизнеспособности проекта;

налоговый риск;

риск неуплаты задолженностей.

Риск нежизнеспособности проекта

Инвесторы должны быть уверены, что предполагаемые доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости любых капиталовложений.

Налоговый риск

Налоговый риск включает:

невозможность гарантировать налоговую скидку из-за того, что проект не вступит в эксплуатацию к определенной дате;

потерю выигрыша на налогах из-за того, что участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом;

изменение налогового законодательства, например, увеличение налога на имущество или изменение плановой нормы амортизации перед тем как запустить проект в эксплуатацию;

решения налоговой службы, понижающие налоговые преимущества в результате осуществления проекта

Риск неуплаты задолженностей

Даже у эффективных проектов может наблюдаться временное снижение доходов из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт, либо из-за снижения цен из-за перепроизводства продукта на рынке.

Чтобы защитить инвестора от таких неожиданностей, предполагаемые ежегодные доходы от проекта должны жестко перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженностям.

После осуществления участниками проекта надежных мер по снижению риска неуплаты задолженностей, инвестор может принять соответствующие гарантии частичных или полных выплат задолженностей в определенные этапы проекта или по его завершению.

На практике применяют 3 метода финансирования проекта:

финансирование за счет выпуска акций;

долгосрочное долговое финансирование;

правительственная помощь;

Обычно проект финансируется на основе оптимального, минимизирующего затраты сочетания перечисленных методов.

Финансирование за счет выпуска акций

Акционерные инвестиции могут быть в форме денежных вкладов, оборудования, технологий, а также в форме экономического обоснования проекта или права использования национальных ресурсов, если акционером является правительственная организация.

Основной объем акционерных инвестиций поступает от участников проекта в начале его реализации, хотя могут производиться вклады в форме подчиненных кредитов уже на инвестиционной фазе проекта.

Для финансирования крупных проектов, требующих больших капитальных затрат, могут быть использованы средства частных лиц и общественных организаций или объединений. При этом выпуск акций совмещается с выпуском долговых обязательств.

Акционерные инвестиции являются предпочтительным источником финансирования первоначальных стадий крупного проекта, так как это дает возможность перенести на более поздние сроки выплату основных сумм погашения задолженности, когда возрастает способность проекта генерировать доходы. Также, в этом случае прогнозируемые капитальные затраты и требования к финансированию будут более точными, а процентные ставки кредита за время строительства снизятся.

Долгосрочное долговое финансирование

Источниками долгосрочного долгового финансирования могут быть:

долгосрочные кредиты у самостоятельных или входящих в синдикаты банков;

долговые обязательства общественных объединений;

частное размещение долговых обязательств.

Выбор варианта долгосрочного долгового финансирования основывается на результатах анализа жизнеспособности проекта: оптимальной структуре финансирования, возможностях проекта обеспечивать погашение кредитов и выплату процентных ставок

При этом, процентные ставки могут быть фиксированные или скользящие, т.е. изменяющиеся в зависимости от периода кредитования.

Сроки истечения долговых обязательств также могут быть определяющим фактором, так как при скользящих процентных ставках они бывают короче, чем при фиксированных или при изменяющихся процентных ставках до истечения срока долгового обязательства.

Привлекательным источником кредитов с фиксированной процентной ставкой могут быть общественные фонды.

Правительственная помощь

Правительства также могут участвовать в финансировании проекта, представляя двухстороннюю финансовую помощь или экспортное кредитное финансирование в реализации проектов с участием иностранных фирм (подрядчиков и поставщиков) или заинтересованных третьих сторон.

Государственные учреждения осуществляют эту помощь непосредственно за счет инвестиционных программ через субсидирование или гарантии ссуд, либо косвенно, за счет гарантий цен и расширения налоговых преимуществ.

Сетевым графиком (моделью) выполнения заданного комплекса работ называется граф, используемый для описания взаимоотношений между этапами осуществления проекта. Основная задача сетевого графика спланировать последовательность выполнения работ на всех этапах жизненного цикла проекта. Все виды сетевых моделей обеспечивают вычисление и учет задержек и установление резервов времени для каждой работы проекта. Пример составления и использования сетевого графика приведен в Приложении №1.

На этом заканчивается второй шаг управления проектом на прединвестиционной фазе.

Задачей следующего шага является осуществление контроля.

Контроль представляет процесс, в котором руководитель проекта устанавливает достижение поставленных целей проекта, выявляет причины, дестабилизирующие ход работы, и обосновывает принятие управленческих решений, корректирующих выполнение заданий, прежде чем будет нанесен ущерб выполнению проекта.

Контроль дает возможность менеджеру проекта определить, следует ли корректировать планы, сметы, если некоторые контрольные параметры превысили допустимые значения.

В свете этого, на прединвестиционной фазе контролю чаще всего подвергаются следующие элементы:

время, стоимость и качество выполнения работ;

подготовка, получение и распределение документов проекта;

состояние дел с финансированием;

соответствие положениям контракта.

Основанием для контроля каких-либо других элементов проекта могут быть какие-то особые требования к нему или необходимость избежать ошибок, допущенных при выполнении аналогичных проектов. Планы для такого рода контроля составляются в соответствии с конкретными требованиями.

Задачи контроля на прединвестиционной фазе состоят в том, чтобы получив фактические данные  по каждому проекту, сопоставить их с запланированными характеристиками и выявить отклонения.

После этого переходят к следующему шагу — осуществлению регулирования.

На прединвестиционной фазе этот шаг очень короткий. Основная задача регулирования — определить являются ли отклонения, выявленные на предыдущем шаге настолько значительными, что необходимо принятие соответствующих решений. Если отклонения не могут оказать значительного воздействия на дальнейший ход работ по реализации проекта, то функция регулирования сводится к инициализации следующего этапа управления. Если же отклонения предоставляют угрозу для успешного осуществления проекта, то в соответствии с рис.2.1., все работы по текущему проекту необходимо свернуть и приступить к анализу альтернативного с повторением полного цикла управления.

2.2. Управление на инвестиционной фазе

Инвестиционная фаза непосредственно связана с осуществлением инвестиций. На этой стадии жизненного проекта подвергается риску наибольшая сумма денег. Если на прединвестиционной фазе проект может быть прекращен со сравнительно  небольшими денежными потерями, то после начала строительных работ завершение работ по проекту связано с крупными издержками. Именно поэтому, управление на инвестиционной фазе имеет приоритетное значение. Оно состоит из следующих шагов:

1. анализ планов или состояния проекта;

2. планирование реализации проекта;

3. инициализация работ по его выполнению;

4. контроль за отклонениями;

5. регулирование.

Схематично цикл управления на инвестиционной фазе представлен на рис.2.2.

 





Рис.2.2. Цикл управления на инвестиционной фазе.

Рассмотрим содержание каждого шага.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.