Профессиональная мотивация студентов-менеджеров
Юность -
период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны -
от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от
неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до
действительного повзросления [23,С.8].
В юности у
молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность
стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким
Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди
категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие
характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности
молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и
испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного,
доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в
искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем
том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца
человека [24, С.48].
Как бы
странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни
была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает
- еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей
(«Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему
пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может
затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные
ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над
другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку
[14, С.48].
Начав в
отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения,
молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя
качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с
идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим
последствия развития личности.
В этот период
жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности
для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность -
чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком,
молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он
действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и
земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность,
свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать
человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот
период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка [3,
С.46].
Юность -
период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и
взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека
как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической
идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые
свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному
отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению
конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. [19,С.241]
В юности
получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого
возраста характерны свои новообразования.
Возрастные
новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных
этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств
личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и
функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают
познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они
проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в
характере.
Центральными
психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и
самосознания. Благодаря развитию сознания у студентов формируется
целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей
деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является
учебно-профессиональная деятельность [13,С.146].
К
новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического
мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности,
интерес к научному поиску.
Важнейшим
новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть
самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает
познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление
о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент
(самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде
размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает
критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно,
их изменение и дальнейшее развитие.
Смысл жизни -
это важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот
период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом
ближней и дальней перспективы.
Также важным
новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется
установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала
поиска ее смысла [14,С.72].
В юности
человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в
общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая
проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает
тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей
стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные
процессы, сознательно рефлексируя на них [24, С.1].
Юность,
обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает
чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых
лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие
переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.
Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того
чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит
духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые
переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные
страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь
уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми
близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый,
социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных
ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и
понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие
общественных отношений [4, С.37].
1.3
Специфика мотивации профессионального выбора студента
Сейчас
исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся
зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных
способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система
взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе
личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый
компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется
развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора
профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов [16, С.402].
Однако дело
не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом
единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости.
Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты
отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени
у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует,
что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные
факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы,
так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных
способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в
целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое
место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в
формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних
побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере
профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к
профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения [22, С.233].
Применительно
к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под
профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов,
которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению
будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как
внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только
на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие
профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под
мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов
актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития,
самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и
т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к
изучению будущей профессиональной деятельности [18, С.141].
Если студент
разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой
для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.
Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и
в высшей школе, полностью подтверждают это положение.
С помощью
экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что
больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех
лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5 курса [18, Самыгин
С.И., С.141,]. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза
удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии
остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение
удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в вузе. Тем не менее,
не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом
году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные
представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями
подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос
«Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь
выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной
деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования»,
«возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного
процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают
исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%)
ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами -
высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься
творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы
профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной
деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как
творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой
среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о
будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с
1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей
профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три
предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина
не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное
значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих
дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что
успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его
узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному
языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе
формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности
является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин
для конкретной практической деятельности выпускников [18,С.148].
Таким
образом, формирование положительного отношения к профессии является важным
фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе
положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не
подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием
роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею [2, С.294].
Очевидно, в
круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии,
должен быть включен целый ряд вопросов. Это:
1)
удовлетворенность выбором профессии;
2) динамика
удовлетворенности от курса к курсу;
3) факторы,
влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические,
психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и
половозрастные;
4) проблемы
профессиональной мотивации, или, другими словами, система и иерархия мотивов,
определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
Эти отдельные
моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной
деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне
профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов
педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная
зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии,
технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы [12, С.119].
Другой важный
фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности,
тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа
по специальности. Исследования показали, что данный фактор более значим для
успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. Формирование творческого
отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование
потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству
- необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального
воспитания личности [20, С.274].
Несмотря на
то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее
уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность
такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены
для диагностики интересов и склонностей личности студента, его установок,
ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей [8, С.326].
Выводы.
Высокая
отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы
в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это
возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют
человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он
имеет высокий уровень трудовой мотивации.
Правильное
выявление профессиональных интересов и склонностей является важным
прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной
неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы,
связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так
и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием
своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о
содержании будущей профессиональной деятельности.
Глава 2. Эмпирическое
изучение динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
2.1 Организация и методы
исследования
После
изучения теоретических основ нашей проблемы – динамики профессиональной
мотивации у студентов – менеджеров – мы провели эмпирическое изучение по
выявлению особенностей профессиональной мотивации.
Основной
задачей нашего исследования являлось выявление ведущих мотивов профессиональной
деятельности у студентов Белгородского Государственного Университета факультета
управления и предпринимательства. В исследовании принимали участие студенты
группы 110601 (3 курс) и 110806 (1 курс).
Возрастной
состав испытуемых от 17 до 23 лет. Общее количество составило 35 человека, из
них 6 парней, 29 девушек.
Исследование
проводилось в рабочей обстановке, во время перерыва. Перед выполнением тестов
был проведен краткий инструктаж о правилах выполнения тестов.
В данном
исследовании применялся опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной
деятельности.
Этот опросник
был выбран нами из-за удобство использования - тесты удобны, просты и
практичны. Четкие, лаконичные вопросы – простые и понятные ответы.
Данная
методика состоит из ряда утверждений, каждое их которых имеет 3 различных
окончания. Необходимо из трёх вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее
в бланке ответов, розданные испытуемым, отыскивается соответствующий ответ и
отмечается, обводя его кружком. Отвечая на вопросы, не следует стремиться
произвести заведомо приятное впечатление, т.к. важен не конкретный ответ, а
суммарный бал по серии вопросов.
Методика
предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них
условно выделены четыре основные группы:
1)
мотивы
собственного труда (МСТ). Студенты с данной группой мотивов характеризуются
рациональным использованием рабочего времени для выполнения конкретных задач,
соблюдением трудовой дисциплины, увлеченностью процессом труда и его
результатами.
2)
мотивы
социальной значимости (МСЗ) характеризуют стремление студентов к согласованной
работе в коллективе, их заинтересованность, инициативность, требовательность в
совместной деятельности в целях достижения социально значимых результатов,
осознанность общественного значения избранной профессии.
3)
мотивы
самоутверждения в труде (МСУТ) означают, что студенты стремятся к более полному
выявлению и использованию своих личностных возможностей в профессиональной
деятельности.
4)
мотивы
профессионального мастерства (МПМ). формируют у студентов применить знания для
повышения качества работы и получения дополнительных профессиональных знаний,
умений и навыков.
Исследования
по выявлению ведущих мотивов профессиональной деятельности можно проводить и с
одним испытуемым и с группой.
Результат,
который получился и есть ведущий мотив профессиональной деятельности.
2.2 Результаты изучения
динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
В
результате проведенного нами исследования в группах были подсчитаны баллы,
приведенные в таблице 2.1. (см. Приложение 1)
Страницы: 1, 2, 3
|