Профессиональная мотивация студентов-менеджеров
По данным
таблицы видно явное преобладание одной группы мотивов профессиональной
деятельности – мотивы самоутверждения в труде. Они доминирует у 21 тестируемого.
У студентов 1 курса этот показатель встречается у 8 человек, а у студентов 3
курса – у 13 человек.
На втором
месте стоят мотивы социальной значимости. Они преобладают у 9 учащихся. Из них
5 человек – студенты 1 курса и 4 человека - студенты 3 курса.
Мотивы
профессионального мастерства доминируют у 3 студентов: 1 курс – 3 человека, 3
курс – 1 человек.
И,
наконец, мотивы собственного труда встречаются только у 2 студентов: 1 курс – 1
человек, 3 курс -1 человек.
В результате
исследования выявились следующие процентные соотношения:
Таблица
2.2.
№
группы
Мотивы
|
Кол-во человек
|
Группа 110601
|
Группа 110806
|
Мотивы собственного труда
|
5,26%
|
0,39%
|
Мотивы социальной значимости
|
6,92%
|
31,25%
|
Мотивы самоутверждения в труде
|
68,42%
|
50%
|
Мотивы профессионального мастерства
|
5,26%
|
18,75%
|
Рис. 2.1. Гистограмма
значимости мотивов профессиональной деятельности
Данные
гистограммы наиболее ярко показывают преобладание у студентов обоих курсов
мотив самоутверждения в труде.
Профессиональна
ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий
под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру
профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления
профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все
плюсы и минусы предлагаемой работы) в процессе работы по избранной
специальности; при смене рабочего места.
Профессиональная
мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и
коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других
учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной
мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является
одним из основных. Общепризнано, что от выраженность профессиональных мотивов
зависит эффективность деятельности.
2.3 Рекомендации по
оптимизации профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
Общий смысл формирования
оптимизации профессиональной мотивации состоит в том, что преподавателям желательно
переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению
к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.
Воспитанию
положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в вузе, группе; участие
студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения
сотрудничества преподавателя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого
вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение преподавателем
студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение,
необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;
эмоциональность речи преподавателя; ролевые игры, ситуация спора и дискуссии; анализ
жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания.
Особое
значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться,
обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное
выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного
этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную
деятельность.
Работа преподавателя,
прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, должна
включать в себя следующие виды воздействий:
• актуализация
уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не
разрушать, а укреплять и поддержать;
• создание
условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление
у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
• коррекция
дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения студента как
к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Также
немаловажно какими личностными качествами обладает преподаватель и насколько он
сам заинтересован в преподаваемом предмете.
Рекомендации
по оптимизации общения со студентами:
• никогда не
оскорбляйте студента за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него
с высоты своего авторитета;
• прежде, чем
ругать учащегося за неумение, необходимо попытаться понять причину его
затруднений;
• преподаватель
должен объединяться вместе со студентом против объективных трудностей, стать
его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем;
• не стоит
забывать, что без помощи профессионала полноценного овладения профессией у
студента не произойдет;
• необходимо
показывать студенту искреннюю заинтересованность в нем. При оказании помощи
выбирать доверительный стиль общения.
Выводы.
Из
результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов первого
курса, так и у студентов 3 курса доминируют мотивы самоутверждения в труде,
т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной
деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная
мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей
действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или
соответствующих центрах профориентации.
Заключение
Высокая
отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы
в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это
возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют
человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он
имеет высокий уровень трудовой мотивации.
Правильное
выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим
фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора
профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с
невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и
внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием
своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о
содержании будущей профессиональной деятельности.
Из
результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов первого
курса, так и у студентов 3 курса доминируют мотивы самоутверждения в труде,
т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной
деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная
мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей
действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или
соответствующих центрах профориентации.
Список использованной
литературы
1)
Баткаева,
И.А. Мотивация трудовой деятельности / И.А. Баткаева. – М.: ГАУ, 1996. – 134 с.
2)
Бодди,
Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999.
– 816 с.
3)
Божович,
Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и
Л.В.Благонадежной. - М., 1972.
4)
Валеев,
Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ /
Т.И. Валеев. - Ижевск , 2003. – 54 с.
5)
Веснин,
В.Р. Менеджмент персонала: Учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Элит, 2000. –
472 с.
6)
Виханский,
О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. – 3-е изд. М.:
Гардарика, 1999. – 527 с.
7)
Десслер,
Г. Управление перосналом / Г. Деслер. – М.: Бином, 1997. – 432 с.
8)
Дятлов,
В.А. Управление персоналом: Учебник для вузов / В.А.Дятлов, А.Я. Кибанов, Ю.Г.
Одегов, В.Т. Пихало. – М.: Академия, 2000. – 736 с.
9)
Егоршин,
А.П. Управление персоналом: Учебник / А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. –
720 с.
10)
Ильин,
Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002, 512 с.
11)
Кибанов,
А.Я. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.А.
Баткаева, Г.П. Гагаринская. – Самара, 2001. – 77 с.
12)
Климов,
Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д.,
1996..
13)
Комусова,
Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе / Н.В.
Комусова. – СПб.: Питер. - 1983.
14)
Кон,
И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учебное
пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М., 1976. - 175 с.
15)
Немов,
Р.С. Практическая психология: Учебное пособие / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 1997.
– 320 с.
16)
Одегов,
Ю.Г. Управление персоналом: Учебник / Ю.Г. Одегов, П.В.Журавлев. – М.:
Финстатинформ, 1997. – 877 с.
17)
Рудик,
П. А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик. - М., 1988. - 136 с.
18)
Самыгин,
С.И. Менеджмент персонала / С.И. Самыгин, Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.:
Феникс, 1997. – 480 с.
19)
Спивак,
В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб.:
Питер, 2002. – 343 с.
20)
Управление
персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 2001. –
512 с.
21)
Уткин,
Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин. – М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1999. – 256 с.
22)
Хекхаузен,
Х. Психология мотивации достижения /
Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001.
23)
Шавир,
П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир.
- М., 1981. - 95 с.
24)
http://www.maguru.ru/books/spt_ch6.htm
Приложение
1
Таблица 2.1.
№
|
Ф.И.О.испытуемого
|
Тип проф. мотивации
|
Полученные результаты
|
МСТ
|
МСЗ
|
МСУТ
|
МПМ
|
1
|
Алтунина Т.Ю.
|
МСУТ
|
8
|
14
|
24
|
3
|
2
|
Андре Диего
|
МСЗ
|
10
|
16
|
12
|
9
|
3
|
Бальчук В.С
|
МСУТ
|
10
|
12
|
27
|
0
|
4
|
Волосунова Е.В.
|
МСУТ
|
14
|
8
|
15
|
12
|
5
|
Дрычкина Н.И.
|
МСУТ
|
14
|
14
|
15
|
3
|
6
|
Кондратенко Н.С.
|
МСУТ
|
12
|
8
|
21
|
6
|
7
|
Кунцова А.Н.
|
МСУТ
|
14
|
12
|
15
|
6
|
8
|
Лежнева О.В.
|
МСУТ
|
10
|
6
|
21
|
12
|
9
|
Маркова В.Ю.
|
МСУТ
|
12
|
10
|
21
|
6
|
10
|
Младшева Е.С.
|
МСЗ
|
8
|
16
|
12
|
9
|
11
|
Осьмакова Т.П
|
МСУТ
|
12
|
14
|
15
|
6
|
12
|
Процких О.Е.
|
МСТ
|
16
|
14
|
3
|
6
|
13
|
Силяева М.Г.
|
МСУТ
|
10
|
16
|
18
|
3
|
14
|
Тертычная О.Д.
|
МСУТ
|
10
|
10
|
21
|
6
|
15
|
Ткачева М.Я.
|
МСУТ
|
10
|
12
|
18
|
9
|
16
|
Тютюнникова Н.Н.
|
МСЗ
|
10
|
16
|
12
|
9
|
17
|
Федченко М.А.
|
МСУТ
|
14
|
14
|
18
|
0
|
18
|
Фохт И.В.
|
МПМ
|
8
|
14
|
9
|
15
|
19
|
Шевченко М.В.
|
МСЗ
|
10
|
18
|
3
|
10
|
20
|
Астапов Г.С.
|
МСЗ
|
10
|
16
|
12
|
9
|
21
|
Водонаева О.А.
|
МСЗ
|
10
|
16
|
12
|
9
|
22
|
Веделева Е.В.
|
МПМ
|
14
|
8
|
12
|
15
|
23
|
Евтухова О.Д.
|
МСУТ
|
10
|
12
|
21
|
3
|
24
|
Кравченко Н.С.
|
МСУТ
|
12
|
8
|
21
|
6
|
25
|
Литаев О.В.
|
МСТУ
|
10
|
6
|
21
|
12
|
26
|
Маркина В.Ю.
|
МПМ
|
12
|
10
|
6
|
21
|
27
|
Непочатова Е.С.
|
МСЗ
|
8
|
16
|
12
|
9
|
28
|
Осипов Т.П
|
МСУТ
|
12
|
14
|
15
|
6
|
29
|
Пономарева Т.Н.
|
МСУТ
|
12
|
10
|
21
|
3
|
30
|
Поваляева О.Е.
|
МСТ
|
16
|
14
|
3
|
6
|
31
|
Терещенко И.В.
|
МСУТ
|
12
|
10
|
18
|
9
|
32
|
Фадеева И.В.
|
МСЗ
|
8
|
15
|
9
|
14
|
33
|
Филатов Н.С.
|
МСУТ
|
10
|
14
|
18
|
6
|
34
|
Шатохин С.Ю.
|
МСТУ
|
12
|
14
|
21
|
9
|
35
|
Шугаев К.С.
|
МСЗ
|
10
|
18
|
3
|
10
|
Страницы: 1, 2, 3
|