скачать рефераты

МЕНЮ


Профессиональная мотивация студентов-менеджеров

По данным таблицы видно явное преобладание одной группы мотивов профессиональной деятельности – мотивы самоутверждения в труде. Они доминирует у 21 тестируемого. У студентов 1 курса этот показатель встречается у 8 человек, а у студентов 3 курса – у 13 человек.

На втором месте стоят мотивы социальной значимости. Они преобладают у 9 учащихся. Из них 5 человек – студенты 1 курса и 4 человека - студенты 3 курса.

Мотивы профессионального мастерства доминируют у 3 студентов: 1 курс – 3 человека, 3 курс – 1 человек.

И, наконец, мотивы собственного труда встречаются только у 2 студентов: 1 курс – 1 человек, 3 курс -1 человек.

В результате исследования выявились следующие процентные соотношения:

Таблица 2.2.

                                               № группы

Мотивы

Кол-во человек

Группа 110601

Группа 110806

Мотивы собственного труда

5,26%

0,39%

Мотивы социальной значимости

6,92%

31,25%

Мотивы самоутверждения в труде

68,42%

50%

Мотивы профессионального мастерства

5,26%

18,75%

Рис. 2.1. Гистограмма значимости мотивов профессиональной деятельности

Данные гистограммы наиболее ярко показывают преобладание у студентов обоих курсов мотив самоутверждения в труде.

Профессиональна ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы) в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места.

Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженность профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.


2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной мотивации у студентов – менеджеров


Общий смысл формирования оптимизации профессиональной мотивации состоит в том, что преподавателям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в вузе, группе; участие студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества преподавателя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение преподавателем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи преподавателя; ролевые игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа преподавателя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, должна включать в себя следующие виды воздействий:

• актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

• создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

• коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения студента как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Также немаловажно какими личностными качествами обладает преподаватель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете.

Рекомендации по оптимизации общения со студентами:

• никогда не оскорбляйте студента за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета;

• прежде, чем ругать учащегося за неумение, необходимо попытаться понять причину его затруднений;

• преподаватель должен объединяться вместе со студентом против объективных трудностей, стать его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем;

• не стоит забывать, что без помощи профессионала полноценного овладения профессией у студента не произойдет;

• необходимо показывать студенту искреннюю заинтересованность в нем. При оказании помощи выбирать доверительный стиль общения.

Выводы.

Из результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов первого курса, так и у студентов 3 курса доминируют мотивы самоутверждения в труде, т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или соответствующих центрах профориентации.



Заключение

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Из результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов первого курса, так и у студентов 3 курса доминируют мотивы самоутверждения в труде, т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или соответствующих центрах профориентации.



Список использованной литературы


1)                Баткаева, И.А. Мотивация трудовой деятельности / И.А. Баткаева. – М.: ГАУ, 1996. – 134 с.

2)                Бодди, Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 816 с.

3)                Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972.

4)                Валеев, Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ / Т.И. Валеев. - Ижевск , 2003. – 54 с.

5)                Веснин, В.Р. Менеджмент персонала: Учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Элит, 2000. – 472 с.

6)                Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. – 3-е изд. М.: Гардарика, 1999. – 527 с.

7)                Десслер, Г. Управление перосналом / Г. Деслер. – М.: Бином, 1997. – 432 с.

8)                Дятлов, В.А. Управление персоналом: Учебник для вузов / В.А.Дятлов, А.Я. Кибанов, Ю.Г. Одегов, В.Т. Пихало. – М.: Академия, 2000. – 736 с.

9)                Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник / А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.

10)           Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002, 512 с.

11)           Кибанов, А.Я. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Г.П. Гагаринская. – Самара, 2001. – 77 с.

12)           Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д., 1996..

13)           Комусова, Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе / Н.В. Комусова. – СПб.: Питер. - 1983.

14)           Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учебное пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М., 1976. - 175 с.

15)           Немов, Р.С. Практическая психология: Учебное пособие / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.

16)           Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник / Ю.Г. Одегов, П.В.Журавлев. – М.: Финстатинформ, 1997. – 877 с.

17)           Рудик, П. А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик. - М., 1988. - 136 с.

18)           Самыгин, С.И. Менеджмент персонала / С.И. Самыгин, Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.

19)           Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2002. – 343 с.

20)           Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 2001. – 512 с.

21)           Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин. – М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1999. – 256 с.

22)           Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения /
Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001.

23)           Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М., 1981. - 95 с.

24)           http://www.maguru.ru/books/spt_ch6.htm



Приложение 1

Таблица 2.1.

Ф.И.О.испытуемого

Тип проф. мотивации

Полученные результаты

МСТ

МСЗ

МСУТ

МПМ

1

Алтунина Т.Ю.

МСУТ

8

14

24

3

2

Андре Диего

МСЗ

10

16

12

9

3

Бальчук В.С

МСУТ

10

12

27

0

4

Волосунова Е.В.

МСУТ

14

8

15

12

5

Дрычкина Н.И.

МСУТ

14

14

15

3

6

Кондратенко Н.С.

МСУТ

12

8

21

6

7

Кунцова А.Н.

МСУТ

14

12

15

6

8

Лежнева О.В.

МСУТ

10

6

21

12

9

Маркова В.Ю.

МСУТ

12

10

21

6

10

Младшева Е.С.

МСЗ

8

16

12

9

11

Осьмакова Т.П

МСУТ

12

14

15

6

12

Процких О.Е.

МСТ

16

14

3

6

13

Силяева М.Г.

МСУТ

10

16

18

3

14

Тертычная О.Д.

МСУТ

10

10

21

6

15

Ткачева М.Я.

МСУТ

10

12

18

9

16

Тютюнникова Н.Н.

МСЗ

10

16

12

9

17

Федченко М.А.

МСУТ

14

14

18

0

18

Фохт И.В.

МПМ

8

14

9

15

19

Шевченко М.В.

МСЗ

10

18

3

10

20

Астапов Г.С.

МСЗ

10

16

12

9

21

Водонаева О.А.

МСЗ

10

16

12

9

22

Веделева Е.В.

МПМ

14

8

12

15

23

Евтухова О.Д.

МСУТ

10

12

21

3

24

Кравченко Н.С.

МСУТ

12

8

21

6

25

Литаев О.В.

МСТУ

10

6

21

12

26

Маркина В.Ю.

МПМ

12

10

6

21

27

Непочатова Е.С.

МСЗ

8

16

12

9

28

Осипов Т.П

МСУТ

12

14

15

6

29

Пономарева Т.Н.

МСУТ

12

10

21

3

30

Поваляева О.Е.

МСТ

16

14

3

6

31

Терещенко И.В.

МСУТ

12

10

18

9

32

Фадеева И.В.

МСЗ

8

15

9

14

33

Филатов Н.С.

МСУТ

10

14

18

6

34

Шатохин С.Ю.

МСТУ

12

14

21

9

35

Шугаев К.С.

МСЗ

10

18

3

10

 


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.