Психологический контракт
4) эталонную
власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего
привлекательного и уважаемого руководителя);
5) законную
или традиционную власть (один человек подчиняется другому человеку на основе
того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации).
Наиболее
эффективный вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.
Власть
руководителя прямо связана с его авторитетом — высокоценными качествами,
которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их поведение
(они подчиняются без угрозы наказания и без убеждения).
Критерием
эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют
три формы авторитета руководителя:
1)
формальный авторитет; он обусловлен тем набором властных полномочий, прав,
которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет
руководителя способен обеспечить не более 65 % влияния руководителя на своих
подчиненных, 100 %-ю отдачу от работника руководитель может получить, лишь
опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит
из
2)
морального и
3)
функционального авторитета.
Моральный
авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.
Функциональный
авторитет определяется:
1)
компетентностью руководителя;
2) его
деловыми качествами;
3) его
отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный
авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на
подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со
стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического
климата и результатов деятельности коллектива. Личный (персональный) авторитет
руководителя формируется на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не
связанных непосредственно с должностными обязанностями: порядочность, ум,
коммуникабельность, забота о людях, обширные познания, скромность образа жизни
и т. п.
Авторитет
руководителя может быть истинным (руководитель действительно обладает такими
ценными качествами, которыми его наделяют подчиненные) и ложным (подчиненные
заблуждаются относительно личности руководителя). Доминирующими качествами
авторитета определяются следующие его виды:
1)
научный — качество знаний, образованности, широты кругозора;
2)
деловой — компетентность, навыки, опыт;
3)
моральный — высокие нравственные качества;
4)
религиозный — святость, непогрешимость;
5)
статусный — уважение к должности и т. п.
Ведущее
место среди указанных видов авторитета в современном производстве занимает
деловой авторитет руководителя, или, как говорят, экспертная власть. Нередко
информационную власть отождествляют с экспертной, и хотя они тесно переплетены,
так как носитель экспертной власти характеризуется и наибольшей
информированностью в производственных вопросах, но экспертная власть
предполагает превосходство не только в знаниях и информации, но и в навыках и в
умении их использовать. А информационная власть способна служить не только
распространению объективных сведений, но и манипулировать, т. е,
управлять сознанием й поведением персонала вопреки интересам людей, т. е. может
быть и средством обмана.
Легитимная
власть основана на должностном авторитете, на праве руководителя приказывать и
обязанности нижестоящих подчиняться.
Власть -
убеждение частично совпадает с легитимной, но предполагает высокие способности
руководителя воздействовать на мысли, убеждения, глубокие слои сознания
подчиненных.
Идентификация
предполагает эмоциональную связь руководителя и подчиненных, формирование
чувства единства, стремление сотрудников понравиться руководителю, копировать
его поведение, брать с него пример. В этом случае достигается максимальная сила
власти — руководитель воспринимается как защитник, представитель группы, а его
распоряжения — общее и важное для всех дело.
Привычка
к подчинению была и остается одним из ведущих мотивов организационного
подчинения в традиционных обществах. Руководитель выступает как глава
семейства, а подчиненные — как беспрекословно повинующиеся ему дети. Более
всего власть через привычку проявляется В стабильных коллективах с
длительным стажем работы руководителя и сотрудников. Здесь распоряжения, даже
выводящие за рамки компетенции руководителя, могут выполняться по привычке без
сомнений и рассуждений. Однако такая власть быстро нарушается с приходом нового
человека, способного критически взглянуть на действия и распоряжения
руководителя.
Механизмы
власти включают в себя организационные структуры и нормы, в том числе
должностные инструкции работников.
В
зависимости от количества центров принятия решений власть может быть: 1)
централизованной (решение принимает один орган (коллегиальная власть) или один
человек (единоличная власть)); 2) децентрализованной (компетенция решения
распределена между многими субъектами, существуют различные центры принятия
решений). Полная децентрализация означает равномерное распределение власти
между всеми членами организации.
В
практике большинство организаций использует смешанные формы власти:
1)
соучастие в принятии решений через формы производственной демократии —
производственные советы, профсоюзы, собрания трудовых коллективов);
2)
социальное партнерство — устойчивая форма сотрудничества между работниками,
руководством и собственниками, предполагающая участие сотрудников во всех
результатах работы и прибыли (кроме дохода на капитал) взамен на отказ
от забастовок и других форм классовой борьбы;
3)
коллективное предпринимательство — работники с помощью акций или других форм
являются одновременно и собственниками предприятия, участвуют в получении
прибыли.
Децентрализация
власти происходит через ее делегирование, которое в современных условиях
необходимо по следующим причинам:
1)
руководитель в одиночку не способен переработать многообразную и обширную
информацию и решать сам все проблемы предприятия;
2)
необходимость быстрого и компетентного решения локальных задач, так как центру
подчас бывает трудно разобраться в ситуации на местах, оперативно и правильно
отреагировать на нее;
3)
потребность с помощью делегирования полномочий улучшать мотивацию сотрудников,
формировать у них чувство сопричастности к общему делу, ответственность за
него. Это сильные стороны делегирования полномочий. Есть и слабые:
1)
ослабление власти и возможности влияния руководства;
2)
усиление потребности в координации решений различных лиц;
3)
необходимость создания дополнительных координационных органов, рост в связи с
этим материальных затрат и затрат времени.
Особенности
администраторских и лидерских качеств руководителя определяют и его
управленческий стиль.
Взаимоотношения
подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты
работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
Выделяют
следующие стили управления.
Авторитарный
(или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное
принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный
контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»),
отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля
этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по
непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции
может быть хорошим), но недостатков у него больше, чем достоинств:
1)
высокая вероятность ошибочных решений;
2)
подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой,
пассивность сотрудников;
3)
неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
4)
неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения»,
интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден
для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и
оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.
п.).
Демократический
(или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения
проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»),
выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими
сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и
доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов,
потребностей, особенностей.
Демократический
стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую
вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты
труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей
работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность
коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких
интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.
Либерально-анархический
(или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны,
«максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального
учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны,
«минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их
реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно
низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем; психологический
климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула
добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов
лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на
конфликтующие подгруппы.
Непоследовательный
(алогичный) стиль
руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного
стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то
вновь авторитарный и т. п.), что-обусловливает крайне низкие результаты работы
и максимальное количество конфликтов и проблем.
Стиль
управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным
подходом.
Ситуативный
стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных
и коллектива (П. Херси, К. Бландэд). Херси и Бландэд обосновывают, что
степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным
образом связана с уровнем профессиональной зрелости сотрудника, т. е. по мере
роста его профессионализма Руководитель все меньше управляет и все больше
поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. Вместе с тем
с достижением среднего уровня зрелости и выше руководитель не только
меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой
подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации
сокращение опеки расценивается как доверие со стороны шефа.
Такой
подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе
«руководитель — подчиненный»: приказание, внушение, участие и делегирование.
Согласно
предлагаемой схеме, приказание оптимально в случае низкого профессионализма,
когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет
брать на себя ответственность. Задача руководителя — инструктировать
сотрудника, много руководить и мало доверять.
Внушение
рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего до
высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя
ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые
помогут добиться выполнения поставленной задачи.
Участие наиболее эффективно на уровне
зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному
выполнению задания, и в такой ситуации требуется не столько руководство,
сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное
принятие решения.
Высокий
уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю
— делегирование, что означает слабое управление и малую степень
эмоциональной поддержки.
Существуют
пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с
точки зрения морально-психологического климата.
1. Невмешательство:
низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много
делает сам, не делегирует сеоих функций,
не стремится к серьезным достижениям. Главное для него — сохранить свою
должность. Такого руководителя условно называют «Пессимист».
2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях,
стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для
сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут
ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты. Такого руководителя
называют «Либерал».3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на
решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо
просто игнорируется. Тип руководителя — «Диктатор».
4. Золотая
середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать
интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от
сотрудников, но и не занимается попустительством. Тип руководителя —
«Манипулятор».
5. Команда:
наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель
стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива,
объединить деловитость и человечность на всех уровнях отношений. Тип
руководителя — «Организатор».
Помимо
направленности на интересы дела либо на интересы людей встречаются руководители
(«Карьерист», некоторые виды «Манипулятора») с повышенной направленностью на
свои собственные интересы (ради достижения своих целей, карьеры могут быть
принесены в жертву интересы дела или людей), а также руководители («Бюрократ»)
с направленностью на официальную субординацию, официальные инструкции и
предписания (ради соблюдения инструкции могут ущемляться интересы людей,
интересы дела и даже собственные интересы).
В
зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют
следующие четыре типа руководителей (согласно японскому исследователю Т. Коно):
1)
консервативно-интуитивный тип;
2)
консервативно-аналитический тип;
3)
новаторско-интуитивный;
4)
новаторско-аналитический тип.
В
преуспевающих японских фирмах наиболее популярен и эффективен
новаторско-аналитический стиль, который способен обеспечить организационное
выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Для него характерны
энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование
большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически
анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и
практической реализации Новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть
ситуации и работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.
Эффективным
стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по
менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны
следующие черты:
1)
регулярные совещания руководителя с подчиненными;
2)
открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
3)
вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
4)
делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;
5)
участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении
организационных изменений;
6)
создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия
решений («группы контроля качества»);
7)
предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации)
разрабатывать проблемы, новые идеи.
Партисипативный
стиль применим, если:
1)
руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень,
умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;
2)
подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве,
независимости, личностном росте, интерес к работе;
3)
задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует
теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно
напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль
целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных
организациях.
В
зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных
ситуациях можно выделить пять типов:
1) доминирование,
утверждение своей позиции любой ценой;
2) уступчивость,
подчинение, сглаживание конфликта;
3) компромисс,
позиционный торг («я тебе уступлю, ты — мне»);
4) сотрудничество,
создание взаимной направленности на разумное и справедливое разрешение
конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сторон;
5) избегание
конфликта, уход из ситуации («закрывание глаз, как будто ничего не произошло»).
Наиболее
эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в
конфликтной ситуации является стиль сотрудничества. Крайне неблагоприятными
стилями являются избегание, доминирование, уступчивость, а стиль компромисс
позволяет достичь лишь временного недолговечного разрешения конфликта, позднее
он может появиться вновь.
Список литературы
1. Армстронг М. Практика управления человеческими
ресурсами. Питер. - 2004.
2.
Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.
3.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Учебник, Ростов
н/Д, 2005.
4.
Перевод А.М. Татлыбаевой Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.)
N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999 (www.koob.ru)
Размещено на http://www..ru/
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|