скачать рефераты

МЕНЮ


Разработка и принятие управленческих решений на примере ЗАО "Приалит"

Рассмотрим пример:

Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа

Показатели

Условные обозначения

Базисные значения

(0)

Фактические

значения

 (1)

Изменение

Абсолютное (+,- )

Относительное (%)

Объем товарной продукции, тыс. руб.

ТП

2920

3400

+480

116,40

Количество работников, чел

Ч

20

25

+5

125,00

Выработка на одного работающего,

Тыс. руб.

СВ

146

136

-10

93,15

Анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки проведем описанным выше способом на основе данных табл.2. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели.

Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий  показатель. Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.

Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или  иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:
· при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
· если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а в с методика анализа следующая:

· находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

· определяют отклонение результативного  показателя у за счет каждого фактора

Пример. Воспользовавшись данными табл. 2,  проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:

Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:

Результаты расчетов те же , что и при использовании предыдущего способа.

Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.

Рассмотрим возможность использования основных методов детерминированного анализа, обобщив вышеизложенное в виде матрицы (табл.3).







Таблица 3

Матрица применения способов детерминированного факторного анализа

Модели

Способы

Мультипликативные

Аддитивные

Кратные

Смешанные

Цепной подстановки

+

+

+

+

Абсолютных разниц

+

-

+

-

Относительных разниц

+

-

-

Интегральный

+

-

+



1.3. Стандартизация системы финансово хозяйственного планирования на предприятии.


Опыт  ЦБА по реализации консалтинговых проектов на  различных предприятиях позволяет сделать следующие выводы. С одной стороны, система планирования финансово-хозяйственной деятельности в той или иной степени ее совершенства присутствует на каждом предприятии. С другой стороны, ни на одном из предприятий нам не приходилось встречать систему планирования, адекватную особенностям деятельности данного предприятия и полностью выполняющую возложенные на нее функции.

По моему мнению, типичные недостатки существующих систем планирования можно классифицировать по следующим группам:
1. Методологические. Относятся к нерациональной технологии планирования, т.е. перечню используемых планов (бюджетов) и последовательности их составления, отсутствию методик прогнозирования, анализа, принятия решений.
2. Организационные. Выражаются  в слабом взаимодействии между собой и отсутствии четко обозначенных функций каждого участника процесса планирования. Как правило, эти недостатки являются следствием отсутствия внутренних нормативных  документов, регламентирующие ведение планирования.
3. Технические. Проявляются в недостаточной обеспеченности участников процесса планирования техническими средствами и программными продуктами для  накопления и обмена информацией, моделирования хозяйственных ситуаций, анализа, прогнозирования и собственно составления планов.
Как следствие, указанные недостатки не позволяют в полной мере существующим системам планирования выполнять следующие задачи:

  обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия;

  повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

  обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи между интересами отдельных подразделений и предприятия в целом;

  прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Таким образом, в качестве главной задачи проекта стандартизации системы планирования следует выделить создание группы внутренних нормативных документов (под общим названием «Положение о системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий Холдинга»), регламентирующих методологические, организационные и технические аспекты процесса планирования.

Возможная реализация Проекта предполагает проведение следующих этапов:
1. Экспертиза существующей на предприятиях Холдинга системы планирования на предмет ее адекватности особенностям финансово-хозяйственной деятельности и степени выполнения предписанных ей функций. Ревизия существующих нормативных документов, регламентирующих ведение планирования. Подготовка экспертного заключения.

2. Подготовка рекомендаций по совершенствованию системы планирования. Особой частью данных рекомендаций должен стать предлагаемый перечень внутренних нормативных документов в рамках создания «Положения о системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий Холдинга».

3. Разработка внутренних нормативных документов совместно с сотрудниками Холдинга, обучение практике работы с ними.

Принципиальные подходы к созданию внутренних нормативных документов, регулирующих ведение планирования.

«Положение о системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий Холдинга» (как совокупность документов, регламентирующих процесс планирования) включает в себя следующие категории документов:

  стандарты;

  классификаторы и справочники;

  инструкции и операционные карты.

По нашему мнению, основные требования к создаваемым документам можно сформулировать следующим образом:

  минимальная трудоемкость создания и последующей актуализации документов;

  удобство работы с документами будущих пользователей.

Для соблюдения данных требований предполагается:
- во-первых, в максимальной степени учесть и использовать те документы, которые уже созданы и существуют на предприятиях Холдинга. С этой целью, как было отмечено выше, на этапе экспертизы предполагается осуществить ревизию существующих  документов;
-во-вторых, использовать при разработке документов (в первую очередь стандартов) уже упоминавшейся нами ранее принцип «от общего к частному» и разрабатывать документы по древовидной схеме.
Конкретная схема будет предложена после выполнения первого этапа Проекта (экспертизы).
- в-третьих, использовать главное преимущество реализуемой нами концепции построения СВНР (системы внутреннего нормативного регулирования) предприятия -  системность, проявляющуюся, в том числе, в универсальности, многократности использования отдельных документов для различных аспектов управления предприятием.

«Положение о системе планирования», как совокупность документов, должно отражать следующие существенные моменты:
1. Технологию планирования:

  определять конечную цель планирования - какой из бюджетов должен получиться на выходе;

  определять виды основных и вспомогательных планов (бюджетов), которые предполагается составлять в процессе  планирования;

  определять последовательность составления планов;

  определять  набор основных и вспомогательных бюджетов для центров финансовой ответственности (структурных единиц).

2.  Форматы бюджетов.

Определять набор показателей для каждого бюджета и степень их детализации.

3. Регламент планирования:

  определять бюджетный период, т.е. временной горизонт планирования;

  определять участников процесса планирования (структурные единицы и отдельные исполнители);

  определять  функции, полномочия и  ответственность участников процесса планирования;

  определять  регламент разработки, предоставления, согласования и утверждения форм бюджетов участниками процесса планирования;

  определять процедуру оценки исполнения бюджета, анализа причин отклонений фактических и плановых величин.

В целом, по нашему мнению,  предложенные к реализации Проекта  подходы позволят:

  Учесть сложившуюся на предприятиях Холдинга положительную практику управления;

  С минимальными затратами повысить эффективность существующей Системы планирования;

  Обеспечить связь Системы планирования с другими системами (подсистемами) управления  Холдингом.







2. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения на примере ЗАО “Приалит”.

Управленческие решения – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня, включающий:

-         выработку и постановку цели;

-         изучение проблемы на основе полученной информации;

-         выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

-         обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

-         выбор и формулирование оптимального решения;

-         принятие решений;

-         Конкретизация решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает принятие управленческих решений как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческих решений проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятие решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляются контроль за ходом его выполнения; вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованным, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решение, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку АСУ, что потребовало создания нового математического аппарата и экономическо-математических методов.


В условиях рыночных отношений проблема оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления.

Данная статья посвящена применению на практике комплексного метода оценки риска на этапе принятия управленческого решения.

Предприятиям следует не избегать риска, а уметь управлять им. Одно из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня”.

Под риском следует понимать следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная возможность получения неопределенных результатов различного характера, как положительно, так и отрицательно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Прежде всего при анализе деятельности компании важна классификация рисков. Требования к классификации рисков могут быть сведены к следующему:

Во-первых, в данной классификации не должно быть видов и подвидов риска, то есть нельзя группировать риски в определенные группы. Это может быть только “виртуальным” объединением. Иначе может произойти “размывание” риска, то есть уменьшение его значимости, и, как следствие, неправильное исследование и оценка.

Во-вторых, каждый риск должен определяться и оцениваться отдельно, и чем точнее определяется риск, тем легче его оценить.

В-третьих, предлагаемая классификация не является жесткой. Каждый руководитель при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности может сам дополнять приведенный перечень рисков.

Предлагаемая классификация рисков представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Предлагаемая классификация рисков

Краткое определение рисков

Региональный — характеризует особенности региона, в котором планируется или уже осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Природно-естественный — обусловлен негативным влиянием стихийных сил природы.

Политический — характеризует возможность изменения общественно-политического климата в стране и регионе, а также перспективы развития.

Законодательный — обусловлен возможностью резкого изменения различных законодательных актов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.