скачать рефераты

МЕНЮ


Руководство и руководитель в процессе управления

Английские консультанты по управлению Майк Вудкок и Дейв Фрэнсис на первый план выдвигали фигуру индивидуального менеджера, его личность и судьбу. В списке способностей для эффективного управления они приводили: способность управлять собой, разумные личные ценности, чёткие личные цели, упор на постоянный личностный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчинённых, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Они считали, что достаточно выявить ограничения (их они приводят их одиннадцать), сдерживающие потенциал и результаты работы « системы», то есть организации в целом, преодолеть их, и выработать правильные действия для эффективного управления. «Наша теория предлагает в качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления ускоренного саморазвития изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту» [7; с. 20].

Марвин Бауэр, в своей книге « Курс на лидерство» определяет качества, которые необходимы руководителям в управлении бизнесом. Среди них: честность, как способ завоевания доверия коллектива, справедливость, скромность, умение слушать, восприимчивость к новому, способность чувствовать людей и ситуации, инициативность, здравый смысл, широта взглядов, гибкость и адаптивность, способность принимать качественные и своевременные решения, способность мотивировать, оперативность, собственноличный пример.

Говарду Бехарму, одному из руководителей компании Starbuks принадлежат слова: «Наш бизнес - это люди, которым мы подаём кофе, а не кофе, который мы подаём людям» советует помнить 10 принципов лидерства и использовать в своей работе.

«Всегда носить свою шляпу - залог успеха» [4; с. 17].

Первый принцип звучит: Самосознание - всегда носить одну и ту же шляпу. Сказать иначе - быть самим собой, с самим собой в ладу, «найти свою шляпу». В любой ситуации всегда есть выбор. Конечно, постоянно необходимо лидеру меняться, но оставаться только в своей шляпе.

Это утверждение перекликается с ранее приведённым утверждением Роба Гоффи и Гэрета Джонса.

2. Понимание целей: делать то, что правильно, а не то, что хорошо для карьеры. Любить свою работу и стремиться в высшей цели.

« Какие бы трудности не вставали у вас на пути, - пишет Говард Бехар, - компания платит вам за то, чтобы вы знали, как с ними справиться. Если не знаете, вам всё равно платят за то, чтобы вы это знали, - так что придётся узнать».

3. Самостоятельность: тот, кто подметает пол, вправе выбрать веник. Позволяйте себе и другим творчески мыслить и принимать самостоятельные решения, удовольствие от работы будет расти с каждым днём.

4. Чуткость: забота должна быть неподдельной.

5. Умение слышать правду: у стен есть голос. Прислушивайтесь, что говорят сотрудники, клиенты, и даже к тому, что не высказывается вслух.

6. Откровенность: только правда звучит правдоподобно.

7. Активность: мыслить как человек действия, действовать как человек мысли.

«Найдите лучшее соотношение энтузиазма, целеустрёмлённости и постоянства» [Там же].

8. Противостояние трудностям: мы, прежде всего люди. Люди должны быть всегда на первом месте.

9. Авторитет: спокойный и негромкий голос посреди оглушительного шума.

Интересен взгляд на честность Макиавелли. «…Людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель выдает желаемое за действительное, то он добровольно хочет обманываться. Между тем, как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т.е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности», - пишет Кравченко в своей работе.

Современные авторы Роб Гоффи и Гэрет Джонс, предлагают идею о том, что быть лидером - значит быть собой. Они излагают мнение совершенно противоположное теории черт личности. « Эффективный лидер – это тот, кто знает свои индивидуальные особенности, которые могут быть ему полезны как лидеру, и пользуется ими с умом. Лидеру нужно выявить свои отличительные особенности, несущие смысл для его последователей» [6; с. 23].

Три важнейших свойства должны быть у подлинного лидера: его слова никогда не расходятся с делом, он проявляет связность в исполнении своих ролей (у него есть всегда истинное лицо, сколько бы ролей он не выполнял), он находится в согласии с собой, и, следовательно, непротиворечив и неподделен.

Когда мы встречаемся с тем или иным руководителем, мы сразу бессознательно отмечаем его манеру держаться, говорить, наблюдать, манеру вести себя в обществе при формальном и неформальном общении. Не так часто мы отмечаем, что этот человек мастер своего дела, что мы хотели бы смотреть на этого человека и жадно впитывать то, как он умеет всё делать, как он умеет привлечь и увлечь людей за собой, кем бы и чем бы он не руководил. Способов привлечь к себе внимание достаточно. Кто-то безупречен в вопросах этики и предпочитает свой стиль одежды, например, носит длинные волосы, яркий галстук и прекрасно знает родной язык, кто-то гордится своим происхождением, и умеет использовать шутку и резкое словцо с подчинёнными, но заботится о своих коллегах не меньше, ставя на первое место их работу и личные заботы. Но далеко не все могут использовать свои привлекательные, особенные качества в выгодном для себя свете и в нужное время.

Чтобы познать себя требуется ко времени достаточно желания, на это может уйти вся жизнь человека. В бизнесе же надо оставаться собой в любой ситуации, иметь способность оценить текущий момент и принять решение, своё решение.

Поэтому, первое, что необходимо руководителю, нужно выяснить, в какой обстановке проявляются его отличительные особенности, какие черты нравятся окружающим.

Второе. По мере того, как будут накапливаться знания о себе постараться никому не подражать, работать над своим « Я», и вести себя, соответственно выработанных для себя этих самых отличий. « Мы отмечали, что вовсе не обязательно обладать полным и даже глубоким знанием себя. Такое знание приобретается и оттачивается по мере того, как лидер трудится и общается со своими последователями. Вот в чём, вероятно, разница между осведомлённостью о себе и знанием себя. Со временем лидеры понимают, что работает на них, но им вовсе не обязательно понимать, как и почему именно, до тех пор пока они достигают желаемого. Да и, по нашему опыту, мало кто изучил себя настолько глубоко» [7; с. 24].

Мы каждый день имеем дело с продуктами компании Microsoft, и не можем не признавать такую яркую личность, как Билл Гейтс. Его имя становится нарицательным, когда мы говорим об увлечённых информатикой и программированием людях. Особенность этого человека в том, что он компьютерный гений, фанат, знаток своего дела. Многие отмечают его странное поведение в обществе, его некую чокнутость, но это не мешает ему без слов сообщать нам нечто важное о себе и компании Microsoft. Это уже стиль, приём, которым со временем он научился искусно пользоваться.

Другим ярким примером являет собой личность Акио Мориты, основателя «Sony». Он шёл против стереотипов о японском обществе, изучая и переосмысливая природу американо-японских экономических отношений. В своей книге « Школьные оценки не говорят ни о чём» он утверждал, что по школьным успехам ребёнка нельзя судить, вырастет ли из него бизнесмен. Он был одним из первых крупных лидеров, понимающих идею организации, строящуюся на блага своих клиентов, акционеров и сотрудников по всему миру. «Sony» стала первой японской компаний, зарегистрированной на Нью - Йоркской фондовой бирже.

Поэтому, третье, и не менее важное для руководителя свойство, - анализировать ситуацию, определять качество, которое нужно проявить, чтобы добиться наилучшего результата. Все мы, находясь в обществе, играем в игры. И понимаем важность умения играть верно, «согласно партитуре». Главное не переиграть, иначе можно потерять честность и искренность, и как результат доверие своих последователей. Ричарду Хеккерту, бывшему председателю совета директор компании Du Pont принадлежат слова: « Если ты всегда говоришь правду, тебе не нужно помнить, что ты говорил». Это касается как мелочей, так и серьёзных вопросов. Это может служить своеобразным допуском к лидерству.

И последнее. Зная, свои привлекательные черты, работая над своей индивидуальностью, (можно провести аналогию с маркетингом, и назвать это своим личным брендом), необходимо научиться извлекать из этого всего пользу.

На производстве же, в компании приходится трудиться над решением общих задач, обычно этим занимается команда единомышленников. Здесь задача лидера – заставить разных людей эффективно общаться и объединяться для совместного труда.

Ицхак Идизес понимает, что хороший лидер тот, кто способен действовать сознательно, осознанно (понимая последствия и значение своих действий), обладает разносторонними способностями, знает свои сильные и слабые стороны, а также свою уникальность, принимает свои достоинства, недостатки, способен оценить сильные и слабые стороны других людей, создаёт конструктивный конфликт, который становится средством обучения сотрудников. То есть здесь качества руководителя рассматриваются с позиции эффективного поведения лидера.

« Что не менее важно, он способен создать благоприятную атмосферу, систему единых взглядов и ценностей, которая побуждает людей работать вместе и не даёт возможности никому стать незаменимым. Такая способность, которую я называю способностью к интеграции, позволяет заменить механистическое самосознание организации на органическое и превратить индивидуальное предпринимательство в групповое» [1; с. 247].

Интересны аналогии Адизеса, которые он приводит, рассуждая о понятиях лидер и лидерство. Он сравнивает лидера с большим пальцем руки, и считает, что быть лидером – это значит вместе с остальными пальцами, взаимодействуя, действовать, становясь рукой. Лидер в отличие от хорошего менеджера справляется обычно с двумя управленческими функциями, одна из которых - интеграция. Второе и тоже удачное сравнение состоит в том, что Ицхак сравнивает лидерство с эстафетой, где победа достаётся только благодаря слаженной работе всей команды. И третье сравнение, « хорошие лидеры похожи на родителей, присматривающих по очереди за детьми, которые благодаря этому с малых лет учатся адаптироваться к разным моделям власти» [1; с. 249]. По мнению Ицхака Адизеса большая часть качеств лидера традиционно считаются женскими, но эти качества могут быть присущи, как женщине, так и мужчине.

3.2 Командная система управления


Для того чтобы процесс управления компанией достиг своей главной цели – построение эффективного и результативного производства в ближайшей и долгосрочной перспективе, чтобы развитию компании сопутствовал успех, необходимо чтобы руководитель знал, помнил и выполнял основные функции упраления, такие как:

1) результативность – умение удовлетворить потребности людей, в данном контексте - клиентов компании; 2) администрирование – чтобы в компании правильные вещи эффективно исполняли правильные люди, 3) предпринимательство – творчество и готовность идти на риск; 4) интеграция - создание ценностей, которые будут стимулировать коллектив к действию сообща и обеспечат жизнедеятельность организации в долгосрочной перспективе. Но такого руководителя, идеального менеджера, способного в одиночку решить все задачи, не существует. Большинство менеджеров могут успешно справляться с решением одной задачи, но никто не может выполнить четыре одновременно. Поэтому мнение литературы и всей науки менеджмента об идеальном менеджере ошибочно, считает Ицхак Калдерон Адизес. И это довольно правдиво. Каждый человек уникален, наделён только своими генетическими и приобретёнными качествами, имеет свои достоинства и недостатки, использует разный жизненный опыт и ощущает даже по- разному.

« Разные люди по- разному подходят к организации, планированию и контролю. Однако на деле существует множество разнообразных стилей менеджмента – как успешного, так и неправильного. Число комбинаций сильных и слабых сторон руководителя бесконечно» [1; с. 17].

Более правильно, подразумевая эффективное лидерство говорить о взаимодополняющей команде лидеров, тем более, чаще всего необходимо быстро и в короткие сроки выполнить достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях.

Команда всегда выполняет работу эффективнее, чем отдельные сотрудники. Команда объединяет знания, наработки, таланты людей. Команда меняет поведение людей. Они быстрее и охотнее здесь перенимают опыт, учатся лидерству.

Нужно быть очень внимательным при выборе людей для команды. Необходимо первое: определить критерии (навыки, способности, качества), какими вы будете руководствоваться при подборе кандидатов; 2) определить, какие навыки, способности и качества необходимы на каждой позиции, - расставить всех по своим местам; 3) убедиться, что сумма, навыков, способностей и качеств в полной мере соответствует нуждам компании, и нет умников, стремящихся сделать карьеру. Четвёртое: давайте людям шанс; 5) избавляйтесь от тех, кому недостаёт ума и энергичности; 6) выбирайте людей, которые способны взглянуть правде в глаза и найти решение. Восьмое: выбирайте тех, кто мыслит как качественными, так и количественными категориями и действует последовательно. Девятое: ищите хороших коммуникаторов, мотиваторов и организаторов, которых успех команды заботит менее собственного. И последнее: ищите лидеров позитивных, лёгких и на подъём решительных.

Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке им значимых аспектов её жизнедеятельности.

В зависимости от поставленных задач, на предприятии создаются рабочие, целевые и самоуправляемые группы.

Если проанализировать структуру и результаты работы различных типов команд, приводимых Пирсоном и Томасом [14; с. 38], то самоуправляемая рабочая группа, где участники осваивают все виды работ, меняются местами, обеспечивают все управленческие функции, может существенно повысить производительность, меняет организацию, даёт самостоятельность её членам и устраняет необходимость надзора за работой.

Марвин Бауэр выделяет два типа команд. Первые, - оперативные команды – небольшие группы сотрудников для решения конкретных задач. Во главе команды, выборный руководитель, в процессе становления - определение целей, задач и правил поведения для сотрудников. Далее самостоятельная работа, активное включение команды в процесс.

В отличие от оперативных, лидерские команды похожи на первые, но во главе - настоящий лидер, первых среди равных, отношения строятся на основе доверия и равенства между коллегами.

Каждый лидер должен выработать «бескомпромиссный, последовательный, логичный и эффективный управленческий подход» [9; с. 121].

Как считает Джеймс Килтс, руководство должно опираться на прочный фундамент – это стратегический план, который определяет годовой план работы. На его основе ставятся ежеквартальные задачи, а итоги дают право для награждения отличившихся сотрудников.

Стратегический план составляется на три года. Необходимо ознакомить сотрудников с содержанием плана. «Когда ваши сотрудники знают, что размер их премии зависит от того, выполнимы ли пункты плана, удаётся привлечь к делу каждого» [Его же].

Годовой план должен быть более конкретнее. Также необходимо прописать предельно подробно перечень ежеквартальных задач. Каждые три месяца руководитель собирает подчиненных на двух, трёхдневные совещания. Каждую неделю сотрудники отчитываются о ключевых показателях компании и рынка, включая рыночные доли, уровень товарооборота и прибыли и всё, что имеет важное значение для функционирования компании. Это необходимо для регулярной проверки соответствия плана выполненным задачам, каким курсом движется компании, чего мы добились в итоге, и каков результат на данный момент.

Суммируя вышесказанное, чтобы освободить время для себя, руководитель должен создать команду победителей. Ему необходимо: увлекать собственным примером; искать незаурядных работников; привносить вдохновение; поручая, давать свободу действий сотрудникам; выделять время и ресурсы на развитие персонала; выдвигать своих сотрудников на более высокие должности в компании.

«Эффективное корпоративное управление состоит из двух частей: функция управления и стиль управления. Функция управления – первостепенная обязанность лидера – это выработка ясного коллективного видения и его энергичная реализация. Это универсальное требование управления вообще, и независимо от вашего стиля руководства вы должны выполнять эту функцию», - определяет Коллинз[11; с. 20].

Часто в литературе по менеджменту приводят основные типы или стили лидерства: автократический (сосредоточение все власти и ответственности в руках лидера), демократический (делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера) и пассивный (невмешательства), при котором лидер снимает с себя ответственность и предоставляет работникам полную свободу принимать решения и выбирать методы работы. Выбор того или иного стиля (или их комбинации) зависит от факторов, связанных с желанием самого лидера, его последователей и сложившейся ситуации.

« Умение быть пластичным, многовариантным, искусно владеть всеми регистрами стилей руководства – высокое мастерство. Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный и производственный опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать какой-либо стиль управления как эталонный было бы ошибкой», - говорит Кнорринг [11; с.170]. Но элементы управленческого стиля, присущие эффективным лидерам мы можем выделить. Искренность, решительность, концентрация, личное участие, умение работать с людьми, коммуникации и стремление вперёд, - всё это, что демонстрирует руководитель, будет оказывать огромное влияние на коллектив и подчинять весь процесс управления к конечной цели.

Заключение

На протяжении всей истории человечества лидеры двигали вперёд этот мир, ведя за собой людей. Родоначальники в лидерском движении, производственные деятели США открыли всему миру и разработали систему, позволяющую расти другим лидерам. Но они не создали систему для воспитания новых лидеров для управления компанией в целом.

Пользоваться властью легко. Власть, способность влиять на поведение людей, необходима для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая. Власть как процесс базируется на двух началах: личном и организационном. И в том и в другом случае используются различные источники власти.

Умелое использование имеющихся у руководителя источников власти лежит в основе лидерства. Основу власти составляет асимметрия отношений между людьми и существующая в связи с этим возможность одного человека влиять или воздействовать на другого. Важно, чтобы каждый участник системы знал свои функции и границы своей власти, своей ответственности. Из-за меняющихся социальных ценностей руководители компаний считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на подчинённых. Эти медленные по временном отношении меры, способствуют увеличению эффективности организации.

Теоретики определяют лидера, как человека, формирующего цели и обладающего способностью вести за собой. Он должен быть наделён такими качествами, которые будут значимы для общества и помогут ему в достижении поставленных целей. Идеального руководителя не существует.

Эффективному лидеру достаточно знать свои индивидуальные качества и пользоваться ими с умом и на благо общего дела.

Из опыта классиков менеджмента вытекает вывод о парадоксе хорошего управления: с одной стороны компания зависит от управляющего больше, чем от какого-либо другого человека; с другой, стороны его вклад в общий успех компании не превышает 10 % общих усилий.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях « лидер - последователи», чем «начальник-подчинённый».

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трёх переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Каждый из подходов предлагает своё решение проблемы эффективного лидерства. Мы же постарались оценить весомый вклад современников в науку управления, кратко рассмотрев содержание сути вопроса у каждого автора.

Административно- командную модель управления необходимо менять на лидерскую, основанную на уважении и доверии. Когда иерархии не будет, а во главе будут стоять лидеры и действовать на всех её уровнях, тогда коллектив избавиться от тревоги и страха, станет свободнее высказывать свою точку зрения, применять новые методы, даже выражать несогласие, станет работать более заинтересованно и творчески.

В компаниях, оптимально сочетающих методы эффективного руководства, власть и лидерство, отношения строятся на принципах выработки самостоятельных решений, которые потом совместно и реализуются. Именно при таком управлении результативность значительно выше, чем при командном.

Список литературы


1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует/ Ицхак Калдерон Адизес; Пер. с англ. -2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-312 с.

2. Англо-русский и русско-английский современный словарь + грамматика. – Ростов-на-Дону: ООО « Издательство БАРО-ПРЕСС, 2002-992 с.

3. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.-136с.- (Серия «Высшее образование»).

4. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией/ Марвин Бауэр; Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.- с. 231с.

5. Бехар, Г. Дело не в кофе: корпоративная культура Starbuks/ Говард Бехар при участии Джанет Голдстайн; пер. с англ. М. Сухановой- М.: ЗАО «Бизнеском», 2008. -208 с.- (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 10).

6. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М . : Экономистъ, 2008. – 670 с.:ил.

7. Гоффи, Р. Что значит быть лидером. /Роб Гоффи, Гэрет Джонс; пер. с англ. [ Виталия Мишучкова]; Стокгольмская школа экономики. - М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-224с. – ( Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 2).

8. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер.Для руководителя- практика: Пер. с англ. – М.: « Дело», 1991.-320с.

9. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология».-2-е изд.-М.: Флинта: МПСИ, 2002.-648с.

10. Килтс, Д. Ничего лишнего: философия ведения бизнеса от СЕО Gillette/ Джеймс Килтс при учсатии Джона Манфреди и Роберта Лорбера; пер.с англ. Марии Хуртиной. -2-е изд.- М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-216 с. – (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 8).

11. Коллинз Дж. Больше, чем бизнес: как преодолеть ограничения и построить великую компанию /Джим Коллинз, Уильм Лазье; пер. с англ. -2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-256 с.

12. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997.-228с.

13. Майстер, Д. Первый среди равных: как руководить группой профессионалов/Дэвид Майстер, Патрик Маккена ; пер. с англ. М. С. Иванова и М. В. Фербера. -3-е изд.- М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-248 с. – (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 9).

14. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998.- 800 с.

15. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М .: Азбуковник, 1999.-944стр. ISBN 5-89285-003-X.

16. Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс: Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 306с.

17. Резник С. Д.Организационное поведение: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.- 430с. – (Высшее образование).

18.Чаран Р. Ноу-хау: 8 навыков, которыми вам необходимо обладать, чтобы добиваться результатов в бизнесе/Рэм Чаран, при участии Гэри Уиллиган; : Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 248с.

19. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высш.шк., 1999.-304 с; ил.

20. Уэлч Дж. Победитель/Джек Уэлч и Сьюзи Уэлч; Пер. с англ.- 2-е изд. – М.: АСТ – 336с.

21. Управление организацией: Учебник ( Под.редА. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008. -736 с.- (Высшее образование).

 

Перечень библиографических записей


1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-312 с.

2. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.-136с.

3. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.- с. 231с.

4. Бехар Г. Дело не в кофе: корпоративная культура Starbuks. М.: ЗАО «Бизнеском», 2008. -208 с.

5. Виханский О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: учебник. М . : Экономистъ, 2008. – 670 с.:ил.

6. Гоффи Р. Что значит быть лидером. М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-224с.

7. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер. М.: « Дело», 1991.-320с.

8. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2002.-648с.

9. Килтс, Д. Ничего лишнего: философия ведения бизнеса от СЕО Gillette. М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-216 с.

10. Коллинз Дж. Больше, чем бизнес: как преодолеть ограничения и построить великую компанию. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-256 с.

11. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1997.-228с.

12. Майстер, Д. Первый среди равных: как руководить группой профессионалов. М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-248 с.

13. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.- 800 с.

14. Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. М.: Альпина Паблишер, 2002. – 306с.

15. Резник С. Д.Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.- 430с.

16.Чаран Р. Ноу-хау: 8 навыков, которыми вам необходимо обладать, чтобы добиваться результатов в бизнесе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 248с.

17. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М: Высш.шк., 1999.-304 с; ил.

18. Уэлч Дж. Победитель. М.: АСТ – 336с.

19. Управление организацией: Учебник ( Под.редА. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2008. -736 с.

 http://www..ru/


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.