Руководство и руководитель в процессе управления
Английские консультанты
по управлению Майк Вудкок и Дейв Фрэнсис на первый план выдвигали фигуру
индивидуального менеджера, его личность и судьбу. В списке способностей для
эффективного управления они приводили: способность управлять собой, разумные
личные ценности, чёткие личные цели, упор на постоянный личностный рост, навык
решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая
способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов,
способность руководить, умение обучать и развивать подчинённых, способность
формировать и развивать эффективные рабочие группы. Они считали, что достаточно
выявить ограничения (их они приводят их одиннадцать), сдерживающие потенциал и
результаты работы « системы», то есть организации в целом, преодолеть их, и
выработать правильные действия для эффективного управления. «Наша теория
предлагает в качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления
ускоренного саморазвития изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих
успеху и личному росту» [7; с. 20].
Марвин Бауэр, в своей
книге « Курс на лидерство» определяет качества, которые необходимы
руководителям в управлении бизнесом. Среди них: честность, как способ
завоевания доверия коллектива, справедливость, скромность, умение слушать,
восприимчивость к новому, способность чувствовать людей и ситуации,
инициативность, здравый смысл, широта взглядов, гибкость и адаптивность,
способность принимать качественные и своевременные решения, способность
мотивировать, оперативность, собственноличный пример.
Говарду Бехарму, одному
из руководителей компании Starbuks принадлежат слова: «Наш бизнес - это люди, которым мы подаём кофе, а не
кофе, который мы подаём людям» советует помнить 10 принципов лидерства и
использовать в своей работе.
«Всегда носить свою шляпу
- залог успеха» [4; с. 17].
Первый принцип звучит:
Самосознание - всегда носить одну и ту же шляпу. Сказать иначе - быть самим
собой, с самим собой в ладу, «найти свою шляпу». В любой ситуации всегда есть
выбор. Конечно, постоянно необходимо лидеру меняться, но оставаться только в
своей шляпе.
Это утверждение
перекликается с ранее приведённым утверждением Роба Гоффи и Гэрета Джонса.
2. Понимание целей:
делать то, что правильно, а не то, что хорошо для карьеры. Любить свою работу и
стремиться в высшей цели.
« Какие бы трудности не
вставали у вас на пути, - пишет Говард Бехар, - компания платит вам за то,
чтобы вы знали, как с ними справиться. Если не знаете, вам всё равно платят за
то, чтобы вы это знали, - так что придётся узнать».
3. Самостоятельность:
тот, кто подметает пол, вправе выбрать веник. Позволяйте себе и другим
творчески мыслить и принимать самостоятельные решения, удовольствие от работы
будет расти с каждым днём.
4. Чуткость: забота
должна быть неподдельной.
5. Умение слышать правду:
у стен есть голос. Прислушивайтесь, что говорят сотрудники, клиенты, и даже к
тому, что не высказывается вслух.
6. Откровенность: только
правда звучит правдоподобно.
7. Активность: мыслить
как человек действия, действовать как человек мысли.
«Найдите лучшее
соотношение энтузиазма, целеустрёмлённости и постоянства» [Там же].
8. Противостояние
трудностям: мы, прежде всего люди. Люди должны быть всегда на первом месте.
9. Авторитет: спокойный и
негромкий голос посреди оглушительного шума.
Интересен взгляд на
честность Макиавелли. «…Людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть
на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель выдает
желаемое за действительное, то он добровольно хочет обманываться. Между тем,
как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего
терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т.е.
представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то,
что есть в действительности», - пишет Кравченко в своей работе.
Современные авторы Роб
Гоффи и Гэрет Джонс, предлагают идею о том, что быть лидером - значит быть
собой. Они излагают мнение совершенно противоположное теории черт личности. «
Эффективный лидер – это тот, кто знает свои индивидуальные особенности, которые
могут быть ему полезны как лидеру, и пользуется ими с умом. Лидеру нужно
выявить свои отличительные особенности, несущие смысл для его последователей» [6;
с. 23].
Три важнейших свойства
должны быть у подлинного лидера: его слова никогда не расходятся с делом, он
проявляет связность в исполнении своих ролей (у него есть всегда истинное лицо,
сколько бы ролей он не выполнял), он находится в согласии с собой, и, следовательно,
непротиворечив и неподделен.
Когда мы встречаемся с
тем или иным руководителем, мы сразу бессознательно отмечаем его манеру
держаться, говорить, наблюдать, манеру вести себя в обществе при формальном и
неформальном общении. Не так часто мы отмечаем, что этот человек мастер своего
дела, что мы хотели бы смотреть на этого человека и жадно впитывать то, как он
умеет всё делать, как он умеет привлечь и увлечь людей за собой, кем бы и чем
бы он не руководил. Способов привлечь к себе внимание достаточно. Кто-то безупречен
в вопросах этики и предпочитает свой стиль одежды, например, носит длинные
волосы, яркий галстук и прекрасно знает родной язык, кто-то гордится своим
происхождением, и умеет использовать шутку и резкое словцо с подчинёнными, но
заботится о своих коллегах не меньше, ставя на первое место их работу и личные заботы.
Но далеко не все могут использовать свои привлекательные, особенные качества в
выгодном для себя свете и в нужное время.
Чтобы познать себя
требуется ко времени достаточно желания, на это может уйти вся жизнь человека.
В бизнесе же надо оставаться собой в любой ситуации, иметь способность оценить текущий
момент и принять решение, своё решение.
Поэтому, первое, что
необходимо руководителю, нужно выяснить, в какой обстановке проявляются
его отличительные особенности, какие черты нравятся окружающим.
Второе. По мере того, как
будут накапливаться знания о себе постараться никому не подражать, работать
над своим « Я», и вести себя, соответственно выработанных для себя этих
самых отличий. « Мы отмечали, что вовсе не обязательно обладать полным и даже
глубоким знанием себя. Такое знание приобретается и оттачивается по мере того,
как лидер трудится и общается со своими последователями. Вот в чём, вероятно,
разница между осведомлённостью о себе и знанием себя. Со временем лидеры
понимают, что работает на них, но им вовсе не обязательно понимать, как и
почему именно, до тех пор пока они достигают желаемого. Да и, по нашему опыту,
мало кто изучил себя настолько глубоко» [7; с. 24].
Мы каждый день имеем дело
с продуктами компании Microsoft, и не можем не признавать такую яркую личность, как Билл Гейтс. Его имя
становится нарицательным, когда мы говорим об увлечённых информатикой и
программированием людях. Особенность этого человека в том, что он компьютерный
гений, фанат, знаток своего дела. Многие отмечают его странное поведение в
обществе, его некую чокнутость, но это не мешает ему без слов сообщать нам нечто
важное о себе и компании Microsoft. Это уже стиль, приём, которым со временем он научился искусно
пользоваться.
Другим ярким примером
являет собой личность Акио Мориты, основателя «Sony». Он шёл против стереотипов о японском обществе, изучая
и переосмысливая природу американо-японских экономических отношений. В своей
книге « Школьные оценки не говорят ни о чём» он утверждал, что по школьным
успехам ребёнка нельзя судить, вырастет ли из него бизнесмен. Он был одним из
первых крупных лидеров, понимающих идею организации, строящуюся на блага своих
клиентов, акционеров и сотрудников по всему миру. «Sony» стала первой японской компаний, зарегистрированной
на Нью - Йоркской фондовой бирже.
Поэтому, третье, и не
менее важное для руководителя свойство, - анализировать ситуацию,
определять качество, которое нужно проявить, чтобы добиться наилучшего
результата. Все мы, находясь в обществе, играем в игры. И понимаем важность
умения играть верно, «согласно партитуре». Главное не переиграть, иначе можно
потерять честность и искренность, и как результат доверие своих последователей.
Ричарду Хеккерту, бывшему председателю совета директор компании Du Pont принадлежат слова: « Если ты всегда говоришь правду, тебе не
нужно помнить, что ты говорил». Это касается как мелочей, так и серьёзных
вопросов. Это может служить своеобразным допуском к лидерству.
И последнее. Зная, свои
привлекательные черты, работая над своей индивидуальностью, (можно провести
аналогию с маркетингом, и назвать это своим личным брендом), необходимо научиться
извлекать из этого всего пользу.
На производстве же, в
компании приходится трудиться над решением общих задач, обычно этим занимается команда
единомышленников. Здесь задача лидера – заставить разных людей эффективно
общаться и объединяться для совместного труда.
Ицхак Идизес понимает,
что хороший лидер тот, кто способен действовать сознательно, осознанно (понимая
последствия и значение своих действий), обладает разносторонними способностями,
знает свои сильные и слабые стороны, а также свою уникальность, принимает свои
достоинства, недостатки, способен оценить сильные и слабые стороны других
людей, создаёт конструктивный конфликт, который становится средством обучения
сотрудников. То есть здесь качества руководителя рассматриваются с позиции
эффективного поведения лидера.
« Что не менее важно, он
способен создать благоприятную атмосферу, систему единых взглядов и ценностей,
которая побуждает людей работать вместе и не даёт возможности никому стать
незаменимым. Такая способность, которую я называю способностью к интеграции,
позволяет заменить механистическое самосознание организации на органическое и
превратить индивидуальное предпринимательство в групповое» [1; с. 247].
Интересны аналогии Адизеса,
которые он приводит, рассуждая о понятиях лидер и лидерство. Он сравнивает
лидера с большим пальцем руки, и считает, что быть лидером – это значит вместе
с остальными пальцами, взаимодействуя, действовать, становясь рукой. Лидер в
отличие от хорошего менеджера справляется обычно с двумя управленческими
функциями, одна из которых - интеграция. Второе и тоже удачное сравнение
состоит в том, что Ицхак сравнивает лидерство с эстафетой, где победа достаётся
только благодаря слаженной работе всей команды. И третье сравнение, « хорошие
лидеры похожи на родителей, присматривающих по очереди за детьми, которые
благодаря этому с малых лет учатся адаптироваться к разным моделям власти» [1; с.
249]. По мнению Ицхака Адизеса большая часть качеств лидера традиционно
считаются женскими, но эти качества могут быть присущи, как женщине, так и
мужчине.
3.2 Командная система
управления
Для того чтобы процесс
управления компанией достиг своей главной цели – построение эффективного и
результативного производства в ближайшей и долгосрочной перспективе, чтобы развитию
компании сопутствовал успех, необходимо чтобы руководитель знал, помнил и выполнял
основные функции упраления, такие как:
1) результативность –
умение удовлетворить потребности людей, в данном контексте - клиентов компании;
2) администрирование – чтобы в компании правильные вещи эффективно исполняли правильные
люди, 3) предпринимательство – творчество и готовность идти на риск; 4) интеграция
- создание ценностей, которые будут стимулировать коллектив к действию сообща и
обеспечат жизнедеятельность организации в долгосрочной перспективе. Но такого
руководителя, идеального менеджера, способного в одиночку решить все задачи, не
существует. Большинство менеджеров могут успешно справляться с решением одной
задачи, но никто не может выполнить четыре одновременно. Поэтому мнение литературы
и всей науки менеджмента об идеальном менеджере ошибочно, считает Ицхак
Калдерон Адизес. И это довольно правдиво. Каждый человек уникален, наделён
только своими генетическими и приобретёнными качествами, имеет свои достоинства
и недостатки, использует разный жизненный опыт и ощущает даже по- разному.
« Разные люди по- разному
подходят к организации, планированию и контролю. Однако на деле существует
множество разнообразных стилей менеджмента – как успешного, так и
неправильного. Число комбинаций сильных и слабых сторон руководителя бесконечно»
[1; с. 17].
Более правильно,
подразумевая эффективное лидерство говорить о взаимодополняющей команде лидеров,
тем более, чаще всего необходимо быстро и в короткие сроки выполнить достаточно
трудные задачи в наименее благоприятных условиях.
Команда всегда выполняет
работу эффективнее, чем отдельные сотрудники. Команда объединяет знания,
наработки, таланты людей. Команда меняет поведение людей. Они быстрее и охотнее
здесь перенимают опыт, учатся лидерству.
Нужно быть очень
внимательным при выборе людей для команды. Необходимо первое: определить
критерии (навыки, способности, качества), какими вы будете руководствоваться
при подборе кандидатов; 2) определить, какие навыки, способности и качества
необходимы на каждой позиции, - расставить всех по своим местам; 3) убедиться,
что сумма, навыков, способностей и качеств в полной мере соответствует нуждам
компании, и нет умников, стремящихся сделать карьеру. Четвёртое: давайте людям
шанс; 5) избавляйтесь от тех, кому недостаёт ума и энергичности; 6) выбирайте
людей, которые способны взглянуть правде в глаза и найти решение. Восьмое:
выбирайте тех, кто мыслит как качественными, так и количественными категориями
и действует последовательно. Девятое: ищите хороших коммуникаторов, мотиваторов
и организаторов, которых успех команды заботит менее собственного. И последнее:
ищите лидеров позитивных, лёгких и на подъём решительных.
Лидер олицетворяет
систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и
активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи
установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех
или большинства членов группы в оценке им значимых аспектов её
жизнедеятельности.
В зависимости от
поставленных задач, на предприятии создаются рабочие, целевые и самоуправляемые
группы.
Если проанализировать структуру
и результаты работы различных типов команд, приводимых Пирсоном и Томасом [14;
с. 38], то самоуправляемая рабочая группа, где участники осваивают все виды
работ, меняются местами, обеспечивают все управленческие функции, может
существенно повысить производительность, меняет организацию, даёт самостоятельность
её членам и устраняет необходимость надзора за работой.
Марвин Бауэр выделяет два
типа команд. Первые, - оперативные команды – небольшие группы сотрудников для
решения конкретных задач. Во главе команды, выборный руководитель, в процессе
становления - определение целей, задач и правил поведения для сотрудников.
Далее самостоятельная работа, активное включение команды в процесс.
В отличие от оперативных,
лидерские команды похожи на первые, но во главе - настоящий лидер, первых среди
равных, отношения строятся на основе доверия и равенства между коллегами.
Каждый лидер должен
выработать «бескомпромиссный, последовательный, логичный и эффективный
управленческий подход» [9; с. 121].
Как считает Джеймс Килтс,
руководство должно опираться на прочный фундамент – это стратегический план,
который определяет годовой план работы. На его основе ставятся ежеквартальные
задачи, а итоги дают право для награждения отличившихся сотрудников.
Стратегический план
составляется на три года. Необходимо ознакомить сотрудников с содержанием
плана. «Когда ваши сотрудники знают, что размер их премии зависит от того,
выполнимы ли пункты плана, удаётся привлечь к делу каждого» [Его же].
Годовой план должен быть более
конкретнее. Также необходимо прописать предельно подробно перечень
ежеквартальных задач. Каждые три месяца руководитель собирает подчиненных на
двух, трёхдневные совещания. Каждую неделю сотрудники отчитываются о ключевых
показателях компании и рынка, включая рыночные доли, уровень товарооборота и
прибыли и всё, что имеет важное значение для функционирования компании. Это
необходимо для регулярной проверки соответствия плана выполненным задачам,
каким курсом движется компании, чего мы добились в итоге, и каков результат на
данный момент.
Суммируя вышесказанное,
чтобы освободить время для себя, руководитель должен создать команду
победителей. Ему необходимо: увлекать собственным примером; искать незаурядных
работников; привносить вдохновение; поручая, давать свободу действий
сотрудникам; выделять время и ресурсы на развитие персонала; выдвигать своих
сотрудников на более высокие должности в компании.
«Эффективное
корпоративное управление состоит из двух частей: функция управления и стиль
управления. Функция управления – первостепенная обязанность лидера – это
выработка ясного коллективного видения и его энергичная реализация. Это
универсальное требование управления вообще, и независимо от вашего стиля
руководства вы должны выполнять эту функцию», - определяет Коллинз[11; с. 20].
Часто в литературе по
менеджменту приводят основные типы или стили лидерства: автократический
(сосредоточение все власти и ответственности в руках лидера), демократический (делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера) и пассивный
(невмешательства), при котором лидер снимает с себя ответственность и
предоставляет работникам полную свободу принимать решения и выбирать методы
работы. Выбор того или иного стиля (или их комбинации) зависит от факторов,
связанных с желанием самого лидера, его последователей и сложившейся ситуации.
« Умение быть пластичным,
многовариантным, искусно владеть всеми регистрами стилей руководства – высокое мастерство.
Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный и производственный опыт,
свои принципы, идеалы, и рекомендовать какой-либо стиль управления как
эталонный было бы ошибкой», - говорит Кнорринг [11; с.170]. Но элементы
управленческого стиля, присущие эффективным лидерам мы можем выделить.
Искренность, решительность, концентрация, личное участие, умение работать с
людьми, коммуникации и стремление вперёд, - всё это, что демонстрирует
руководитель, будет оказывать огромное влияние на коллектив и подчинять весь
процесс управления к конечной цели.
Заключение
На протяжении всей
истории человечества лидеры двигали вперёд этот мир, ведя за собой людей.
Родоначальники в лидерском движении, производственные деятели США открыли всему
миру и разработали систему, позволяющую расти другим лидерам. Но они не создали
систему для воспитания новых лидеров для управления компанией в целом.
Пользоваться властью
легко. Власть, способность влиять на поведение людей, необходима для
эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над
которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая. Власть как процесс базируется
на двух началах: личном и организационном. И в том и в другом случае
используются различные источники власти.
Умелое использование
имеющихся у руководителя источников власти лежит в основе лидерства. Основу
власти составляет асимметрия отношений между людьми и существующая в связи с
этим возможность одного человека влиять или воздействовать на другого. Важно,
чтобы каждый участник системы знал свои функции и границы своей власти, своей
ответственности. Из-за меняющихся социальных ценностей руководители компаний
считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на
подчинённых. Эти медленные по временном отношении меры, способствуют увеличению
эффективности организации.
Теоретики определяют
лидера, как человека, формирующего цели и обладающего способностью вести за
собой. Он должен быть наделён такими качествами, которые будут значимы для
общества и помогут ему в достижении поставленных целей. Идеального руководителя
не существует.
Эффективному лидеру
достаточно знать свои индивидуальные качества и пользоваться ими с умом и на
благо общего дела.
Из опыта классиков
менеджмента вытекает вывод о парадоксе хорошего управления: с одной стороны
компания зависит от управляющего больше, чем от какого-либо другого человека; с
другой, стороны его вклад в общий успех компании не превышает 10 % общих
усилий.
Лидерство как тип
отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на
отношениях « лидер - последователи», чем «начальник-подчинённый».
Подходы к изучению
лидерства различаются комбинацией трёх переменных: лидерских качеств,
лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Каждый из подходов
предлагает своё решение проблемы эффективного лидерства. Мы же постарались
оценить весомый вклад современников в науку управления, кратко рассмотрев
содержание сути вопроса у каждого автора.
Административно- командную
модель управления необходимо менять на лидерскую, основанную на уважении и
доверии. Когда иерархии не будет, а во главе будут стоять лидеры и действовать
на всех её уровнях, тогда коллектив избавиться от тревоги и страха, станет
свободнее высказывать свою точку зрения, применять новые методы, даже выражать
несогласие, станет работать более заинтересованно и творчески.
В компаниях, оптимально
сочетающих методы эффективного руководства, власть и лидерство, отношения строятся
на принципах выработки самостоятельных решений, которые потом совместно и реализуются.
Именно при таком управлении результативность значительно выше, чем при
командном.
Список литературы
1. Адизес И. Идеальный руководитель:
Почему им нельзя стать и что из этого следует/ Ицхак Калдерон Адизес; Пер. с
англ. -2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-312 с.
2. Англо-русский и русско-английский
современный словарь + грамматика. – Ростов-на-Дону: ООО « Издательство
БАРО-ПРЕСС, 2002-992 с.
3. Аникин Б.А. Высший менеджмент для
руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.-136с.- (Серия «Высшее
образование»).
4. Бауэр М. Курс на лидерство:
Альтернатива иерархической системе управления компанией/ Марвин Бауэр; Пер. с
англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.- с. 231с.
5. Бехар, Г. Дело не в кофе:
корпоративная культура Starbuks/ Говард Бехар при участии Джанет Голдстайн; пер. с англ. М. Сухановой-
М.: ЗАО «Бизнеском», 2008. -208 с.- (Библиотека Генерального Директора. 12
неслучайных книг; том 10).
6. Виханский, О. С., Наумов, А. И.
Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и
доп. – М . : Экономистъ, 2008. – 670 с.:ил.
7. Гоффи, Р. Что значит быть лидером.
/Роб Гоффи, Гэрет Джонс; пер. с англ. [ Виталия Мишучкова]; Стокгольмская школа
экономики. - М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-224с. – (
Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 2).
8. Вудкок М., Фрэнсис Д.
Раскрепощённый менеджер.Для руководителя- практика: Пер. с англ. – М.: « Дело»,
1991.-320с.
9. Занковский А. Н. Организационная
психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология».-2-е
изд.-М.: Флинта: МПСИ, 2002.-648с.
10. Килтс, Д. Ничего лишнего:
философия ведения бизнеса от СЕО Gillette/ Джеймс Килтс при учсатии Джона Манфреди и Роберта Лорбера; пер.с англ.
Марии Хуртиной. -2-е изд.- М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-216
с. – (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных книг; том 8).
11. Коллинз Дж. Больше, чем бизнес:
как преодолеть ограничения и построить великую компанию /Джим Коллинз, Уильм
Лазье; пер. с англ. -2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-256 с.
12. Кнорринг В.И. Искусство
управления: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997.-228с.
13. Майстер, Д. Первый среди равных:
как руководить группой профессионалов/Дэвид Майстер, Патрик Маккена ; пер. с
англ. М. С. Иванова и М. В. Фербера. -3-е изд.- М.: издательство «Манн, Иванов
и Фербер», 2008.-248 с. – (Библиотека Генерального Директора. 12 неслучайных
книг; том 9).
14. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури
Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998.- 800 с.
15. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/
Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е
изд., дополненное. – М .: Азбуковник, 1999.-944стр. ISBN 5-89285-003-X.
16. Пирсон Б., Томас Н. Магистр
делового администрирования. Краткий курс: Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер,
2002. – 306с.
17. Резник С. Д.Организационное
поведение: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.- 430с. –
(Высшее образование).
18.Чаран Р. Ноу-хау: 8 навыков,
которыми вам необходимо обладать, чтобы добиваться результатов в бизнесе/Рэм
Чаран, при участии Гэри Уиллиган; : Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс,
2008. – 248с.
19. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н
Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая
психология, управление на предприятии. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. –
2-е изд., перераб. и доп. – М: Высш.шк., 1999.-304 с; ил.
20. Уэлч Дж. Победитель/Джек Уэлч и
Сьюзи Уэлч; Пер. с англ.- 2-е изд. – М.: АСТ – 336с.
21. Управление организацией: Учебник
( Под.редА. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- 4-е изд.,
перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008. -736 с.- (Высшее образование).
Перечень
библиографических записей
1. Адизес И. Идеальный руководитель:
Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Бизнес Букс,
2008.-312 с.
2. Аникин Б.А. Высший менеджмент для
руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.-136с.
3. Бауэр М. Курс на лидерство:
Альтернатива иерархической системе управления компанией. М.: Альпина Бизнес
Букс, 2008.- с. 231с.
4. Бехар Г. Дело не в кофе:
корпоративная культура Starbuks. М.: ЗАО «Бизнеском», 2008. -208 с.
5. Виханский О. С., Наумов, А. И.
Менеджмент: учебник. М . : Экономистъ, 2008. – 670 с.:ил.
6. Гоффи Р. Что значит быть лидером. М.:
издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-224с.
7. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый
менеджер. М.: « Дело», 1991.-320с.
8. Занковский А. Н. Организационная
психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология».
М.: Флинта: МПСИ, 2002.-648с.
9. Килтс, Д. Ничего лишнего:
философия ведения бизнеса от СЕО Gillette. М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2008.-216 с.
10. Коллинз Дж. Больше, чем бизнес:
как преодолеть ограничения и построить великую компанию. М.: Альпина Бизнес
Букс, 2008.-256 с.
11. Кнорринг В.И. Искусство
управления: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1997.-228с.
12. Майстер, Д. Первый среди равных:
как руководить группой профессионалов. М.: издательство «Манн, Иванов и
Фербер», 2008.-248 с.
13. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури
Ф.Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.- 800 с.
14. Пирсон Б., Томас Н. Магистр
делового администрирования. М.: Альпина Паблишер, 2002. – 306с.
15. Резник С. Д.Организационное
поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.- 430с.
16.Чаран Р. Ноу-хау: 8 навыков,
которыми вам необходимо обладать, чтобы добиваться результатов в бизнесе. М.:
Альпина Бизнес Букс, 2008. – 248с.
17. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н
Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая
психология, управление на предприятии. М: Высш.шк., 1999.-304 с; ил.
18. Уэлч Дж. Победитель. М.: АСТ –
336с.
19. Управление организацией: Учебник
( Под.редА. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2008.
-736 с.
http://www..ru/
Страницы: 1, 2, 3
|