скачать рефераты

МЕНЮ


Система организации и оплаты труда на примере потребительского общества "Пекарь"


2.4 Производственная структура предприятия


Производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

Современное производство развивается в условиях научно- технической революции, главным содержанием которой является автоматизация производства. Каждое промышленное предприятие состоит из производственных подразделений - цехов, участков, обслуживающих хозяйств, органов управления, организаций и учреждений, призванных удовлетворять нужды работников предприятия и членов их семей.

Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия.

Производственные подразделения предприятия - цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), связи между ними, взятые в совокупности, - составляют его производственную структуру. Она предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации природных богатств и техники при данных техника- экономических и экономика- географических условиях материального производства.

Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

- устанавливаются состав цехов предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;

- рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются пространственные расположения их в генеральном плане предприятия;

- планируются все транспортные связи внутри предприятия, их взаимодействие с общегосударственными (внешними для предприятия) путями;

- намечаются кратчайшие маршруты межцехового передвижения предметов труда по ходу производственного процесса.

К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготовляется, проходит контрольные проверки, испытания основная продукция (выпускаемая предприятием), комплектующие изделия (приобретаемые со стороны), материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации, вырабатываются различные виды энергии для технологических целей и т. п.

К подразделениям, обслуживающим работников относятся: жилищ но- коммунальные отделы, их службы, фабрики- кухни, столовые, буфеты, детские сады и ясли, санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, медсанчасти, добровольные спортивные общества, отделы технического обучения и учебные заведения, занимающиеся повышением производственной квалификации, культурного уровня рабочих, инженерно-технических работников, служащих.

Основной структурной производственной единицей предприятия является цех - обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса (стадию производства).

В состав цехов входят основные и вспомогательные производственные участки.

Основные производственные участки создаются по технологическому или предметному принципу. На участках, организованных по принципу технологической специализации, выполняют технологические операции определенного вида. На участках, организованных по принципу предметной специализации, осуществляют не отдельные виды операций, а технологические процессы в целом, в итоге получают законченную продукцию для данного участка.

К вспомогательным относятся участки главного механика и главного энергетика по текущему ремонту и обслуживанию оборудования; транспортная служба, мастерская по ремонту и поддержанию в исправном состоянии технологического оснащения и другое. При централизованной системе организации обслуживания и текущего ремонта на предприятии вспомогательные участки в цехах не создаются. Вспомогательные цехи и участки организуются по тем же признакам, что цехи и участки основного производства.

Известны три типа производственной структуры промышленного предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно- технологический).

В состав ПО "Пекарь" входят крупные производственные предприятия, мелкие производства, коммерческие структуры, реализующие продукцию, предприятия, составляющие инфраструктуру предприятия, с которыми установлены длительные партнерские отношения.

Коммерческие структуры, реализующие продукцию:

- сеть филиалов, торговых предприятий.

Структуры, обеспечивающие деятельность:

- строительное предприятие;

- автотранспортное предприятие;

- социально- бытовые предприятия;


Таблица №1. Площади основных производственных подразделений и их структура.

Наименование предприятия

Производственная площадь, кв. м.

Структура, %

1.

Торговая площадь

987,6

32,8

2.

Хлебопекарня

470,0

15,7

3.

Общественное питание

1125,0

37,4

4.

Другое

425,0

14,1


Итого

3007,6

100

 

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес имеет торговая площадь - 32,8%, общественное питание - 37,4%, хлебопекарня - 15,7% и на остальное относится - 14,1%. Такая структура площади основных производственных подразделений объясняется тем, что основной деятельностью потребительского общества "Пекарь" является торговая деятельность.

Специализация производства - один из важнейших факторов успешного развития предприятия. Рациональная структура производства обеспечивает максимальный выход продукции, производимой для реализации.

Собственный капитал оценивается в 116 миллиардов рублей. В общей структуре активов основные фонды занимают 72%.

Автотранспортное предприятие обеспечивает бесперебойную работу всех производственных мощностей.

Все вышеуказанные объекты построены силами работников строительного предприятия. Коммерческая структура и служба маркетинга, представители филиалов изучают рынок сбыта продукции, занимаются организацией заготовки сырья, устанавливают длительные партнерские отношения.

 

2.5 Структура управления предприятием


Кадры - наиболее подвижная часть производительных сил. Состав и структура кадров постоянно меняется в соответствии с изменением техники, технологии, организации производства и управления. Состав кадров характеризуется следующими показателями: образовательный уровень, специальность, профессия, квалификация, стаж работы, возраст, соотношение отдельных категорий работников. Следует различать такие понятия, как "кадры", "персонал" и "трудовые ресурсы предприятия". Понятие "трудовые ресурсы предприятия" характеризует его потенциальную рабочую силу, "персонал" — весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами предприятия понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Трудящиеся, занятые в промышленности, подразделяются на две большие группы: промышленно-производственную и непромышленную.

В первую группу входят все работники, занятые непосредственно на производстве, во вторую - занятые в непромышленных хозяйствах и организациях (работники ЖКО, детских садов и.т.п. ).

Промышленно-производственный персонал подразделяется на категории работающих, в зависимости от выполняемых ими функций: рабочие, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, охрана, ученики.

К рабочим относятся трудящиеся, непосредственно связанные с созданием продукции или обеспечением нормального хода производства. Рабочие, в зависимости от их участия в производстве, делятся на основных и вспомогательных. Основные рабочие непосредственно участвуют в работе основных производственных процессов, например, в обслуживании технологических установок. Остальные относятся к вспомогательным рабочим - это ремонтники, обслуживающие оборудование, лаборатории, КИП и автоматику, рабочие, связанные с замерами, перекачкой, хранением и отгрузкой продукции и др.

К инженерно-техническим работникам (ИТР) относятся работники, осуществляющие организацию и управление производственным процессом - руководители предприятий, цехов, установок, работники функциональных отделов, групп, диспетчерских служб и др.

К служащим относятся работники, выполняющие отчетную, канцелярскую и хозяйственную работы (бухгалтеры, счетоводы, финансовые работники, работники отделов кадров, снабжения, а также статистики, чертежники, машинистки и т.п.)

Младший обслуживающий персонал (МОП) - это работники, занятые уходом за служебными помещениями.

Кадровая политика ПО "Пекарь" формируется отделом кадров в соответствии с целями и стратегией развития общества, действующим законодательством, с учетом основных тенденций развития рынка труда. Основная цель кадровой политики - поддержание эффективного функционирования и динамики развития общества за счет формирования, развития и сохранения оптимального кадрового состава, необходимого для решения задач, стоящих перед подразделениями общества.


Таблица 2 – Среднесписочная численность работников.

Наименование

2007 год

2008 год

2009 год

Списочная численность

244

232

224

В том числе:

Пайщики

21

9

7

Специалисты и служащие

32

21

22

Рабочие

212

211

202


На начало отчетного периода списочная численность работников общества составила 244 человек.За 12 месяцев 2009г. уволено 12 человек и численность работников Общества на 01.01.07г. составила 232 человек, т.е. уменьшилась на 12 человек. Численность руководителей снизилась на 9 человек. Специалистов на 01.01.2009 г. было - 32 человек, за 12 месяцев уменьшилось на 11 человек, на начало 2009 года составила 22 человек. Рабочих на 01.01.2009г. было - 212 человек, за 12 месяцев численность рабочих уменьшилась на 1 человека и составила 211 человек. В 2009 году численность рабочих снизилась на 9 человек и составила 202.


Таблица 3 – Сведения об уровне образования персонала.

Категория персонала

2008

2009

Выс

Ср-тех

Б/об

Выс

Ср-тех

Б/об

Руководители

17

4

-

5

2

-

Специалисты

24

8

-

12

10

-

Рабочие

-

149

43

2

134

66

Всего

41

161

43

19

146

66


Среди рабочих ПО "Пекарь" 58,5% - с высшим и средним техническим образованием. Среди руководителей и специалистов высшее образование имеют 7,3% , среднее - техническое – 5,2%.

В соответствии с современными тенденциями развития рынка одним из приоритетных направлений кадровой политики общества является обучение и развитие персонала. Подготовка кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах определенной профессии и квалификации. Подготовка персонала представляет процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации.

С учетом текучести кадров, а также выходом работников на отдых по возрасту и по болезням ПО "Пекарь" требуются на работу рабочие и служащие. Поиск работников нужных специальностей проводится через фонд занятости и средства массовой информации. На предприятии имеется учебно-материальная и учебно-методическая база. Работники принимаются и оцениваются по деловым качествам и профессиональным способностям. Оценка работника производится путем аттестации.

Работа по развитию персонала – это тщательно выверенный комплекс мероприятий по подбору, оценке, повышению квалификации и расстановке кадров, формирующий необходимые предпосылки для скорейшей и безболезненной реализации всех мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования. Структура управления – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Принципы деятельности – принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Наглядно организационная структура управления ПО "Пекарь" представлена ниже (рис. 1).

Рис. 1. Структура управления ПО "Пекарь"


Председатель Совета - руководит всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства; повышение производительности труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого внедрения новой техники, научной организации труда, производства и управления. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда. Директор должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; технологию производства продукции комбината; методы хозяйствования и управления предприятием.

Квалификационный уровень: высшее техническое образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли экономики не менее 5 лет.

Главный бухгалтер – обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля. Организует также расчеты по зарплате с работниками предприятия, правильное начисление и перечисление платежей в государственный бюджет. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Обеспечивает своевременное составление бухгалтерской отчетности на основе данных первичных документов и бухгалтерских записей. Руководит работниками бухгалтерии предприятия.

Квалификационные требования: высшее экономическое образование и стаж бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Бухгалтера – производят начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды. Следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Квалификационные требования:

Бухгалтер первой категории: высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера второй категории не менее 3-х лет.

Бухгалтер второй категории: высшее экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3-х лет.

Бухгалтер: среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3-х лет.

Отдел кадров – систематически изучает деловые качества и другие индивидуальные особенности специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия. Участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовке их к работе на руководящих должностях. Организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с законодательством; выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности трудящихся, хранение и заполнение трудовых книжек, и ведение установленной документации по кадрам.

Квалификационные требования: высшее образование и стаж работы по организации управления кадрами на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

Экономист – методически руководит и координирует деятельность всех подразделений предприятия по составлению перспективных планов экономического развития. Обеспечивает строгое соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия. Организует разработку методов экономической оценки мероприятий, направленных на совершенствование организации производства. Контролирует своевременность представления отчетности о результатах экономической деятельности в вышестоящие органы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.