скачать рефераты

МЕНЮ


Социальные и экономические последствия безработицы

Таким образом, гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и обратившимся в службу занятости после 1 января 2010 года, признанным в установленном порядке безработными пособие по безработице назначается в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более максимальной величины пособия по безработице:

- пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

- в первом (12-месячном) периоде выплаты:

- в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

- в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице;

- во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

- пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:

- в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице;

- во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

2. Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с внесенными изменениями сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить в службу занятости населения.


3.2 Государственная поддержка в области социальной политики по снижению последствий безработицы в РФ


Для проведения активной политики на рынке труда в федеральном бюджете на 2009 год были зарезервированы дополнительные средства в объеме 50 млрд. рублей. Глава правительства Владимир Путин на подчеркнул, что средства выделены под софинансирование конкретных программ по созданию рабочих мест, организации общественных работ.

Кроме того, планом предусмотрено «увеличение объема финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда». План предусматривает также «проведение еженедельного мониторинга по субъектам РФ увольнений работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников в организации». Кроме того, планом также ставится задача организация работы консультационных пунктов «горячих линий» и предувольнительных консультаций для работников организаций, изданий информационных буклетов и брошюр. Выполнять эти положения поручено Минздравсоцразвития России.

Еще в декабре 2008 Госдума в третьем чтении приняла законопроект, направленный на поддержку российского рынка труда. Проект, в частности, предполагает ряд правительственных мер по переподготовке служащих, а также по переезду россиян на другое местожительство для получения работы. Кроме того, согласно новому документу, работодатель должен будет не позднее чем за 10 календарных дней до остановки производства сообщать об этом в службу занятости. Граждане, решившие уволиться по собственному желанию, будут получать пособие по безработице на сумму в 4900 рублей в течение 12 месяцев.

16 января 2009 года, начал свою работу официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" www.trudvsem.ru.

Основное назначение портала - способствовать снижению напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

Правительство РФ сделало возможным для безработных граждан найти работу в любой точке России через официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, где собрано более 760 тыс. вакансий из всех регионов РФ. «В банке данных более 760 тысяч вакансий», - сообщила Татьяна Голикова на презентации информационного ресурса. «С 1 января 2009 года все центры занятости страны начали работать по четырем новым, точнее, модернизированным направлениям. Раньше многие услуги центров оказывались только официально зарегистрированным безработным. Теперь число их клиентов может значительно увеличиться за счет тех, кто попадает под угрозу сокращения. На реализацию новых программ федеральный бюджет выделяет в этом году регионам 43,7 миллиарда рублей».

Какие это направления? Во-первых, теперь на общественные работы будут привлекаться не только безработные, но и те, кому уменьшили количество трудочасов на основном месте. Эту сумму работодателю будет компенсировать государство, но он и сам может делать доплаты за счет своего предприятия. Привлечь граждан на общественные работы через службу занятости могут как госпредприятия и учреждения (например, на благоустройство территории, проведение ремонта в школах, больницах, строительство дорог), так и частные, в том числе и те, которые сами были вынуждены отправлять своих работников во внеплановые отпуска.

Второе направление: потенциальным безработным также будет предложено, пользуясь простоями на работе, повысить свой квалификационный уровень или получить новую специальность, опять же за счет бюджетных средств.

Третье новое направление - это помощь в открытии собственного дела. И если раньше центр занятости мог лишь проконсультировать будущего бизнесмена, обучить его азам предпринимательской деятельности и оплатить ее регистрацию, то сейчас также предполагается выделение денег на так называемый первоначальный капитал.

И четвертое - это помощь при переезде в другую местность. Служба занятости оплатит проезд к месту работы, суточные в пути (их размер зависит от региона следования) и в течение трех месяцев - компенсацию аренды жилья.

По словам Татьяны Голиковой, Правительство РФ разработало ряд мер, которые помогут стабилизировать ситуацию на рынке труда, среди которых проведение еженедельного мониторинга ситуации на рынке труда, организация консультационных пунктов, финансирование активных программ занятости населения и увеличение максимального размера пособия по безработице. Глава Минздравсоцразвития отметила, что на сегодняшний день между Рострудом и местными властями 30 субъектов РФ заключены соглашения по реализации региональных программ, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

В докладе В. В. Путина «Основные направления антикризисных действий          Правительства Российской Федерации на 2010 год» на заседании Правительства в декабре 2009 года было отмечено, что принимаемые в течение 2009 г. меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы[31].

3.3 Состояние занятости и положение на рынке труда в республике Марий Эл


В таблице 2 представлены показатели экономической эффективности населения РМЭ за 2007, 2008 и 2009 гг.


Таблица 2. Показатели экономической эффективности населения (человек)

Наименование показателей

2007 год

2008 год

2009 год

1. Численность населения, всего

 274277

271797

260460

1.1. экономически активное население (ЭАН)

 164291

175886

172399

в % к общей численности населения

 59,9

64,7

66,2

занятые

154725

166130

163273

в % от численности ЭАН

94,2

94,5

94,7

2. Общее число безработных в соответствии с методологией МОТ

9566

9756

9126

3. Уровень общей безработицы *, %

5,82

5,55

5,39

4. Зарегистрировано безработных на конец отчетного периода

1531

1461

2926

5.Уровень регистрируемой безработицы, %

0,93

0,83

1,7

Источник: www.yolatrud.ru


В таблице 3 представлена информация о ситуации на рынке труда на 1 марта 2010 года:


Таблица 3. Ситуация на рынке труда на 1 марта 2010 года

 Численность ищущих работу граждан, зарегистрированных в ЦЗ

3472 чел.

Численность безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗ

3182 чел.

Уровень регистрируемой безработицы (в %)

1,8

Потребность в работниках, заявленная работодателями для замещения свободных рабочих мест

798 чел.


Напряженность на рынке труда (число незанятых граждан, приходящихся на одну вакансию)

4, 4 чел.

Минимальный размер пособия по безработице

850 р

Максимальный размер пособия по безработице

 4900

Размер прожиточного минимума               

4614 руб.

Средний размер пособия по безработице               

3378,13руб.


В настоящее время в республике действует программа «Социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009-2012 годы и на период до 2016 года», в которой предусмотрены мероприятия по развитию предприятий реального сектора экономики и созданию новых рабочих мест.

4 марта 2010 года состоялось заседание коллегии Департамента ГСЗН Республики Марий Эл, в котором участвовал Заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл, министр экономического развития, промышленности и торговли И.Г. Якупов. На заседании коллегии были подведены итоги работы органов службы занятости населения за 2009 год и определены задачи на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда Республики Марий Эл.

Выступающими было отмечено, что реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности ситуации на рынке труда стала необходимой и эффективной мерой, благодаря которой удалось не допустить социальной напряженности на рынке труда, и при поддержке Правительства Республики Марий Эл и взаимодействии с министерствами и ведомствами удержать уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении в пределах 1,68 процента. Итоги работы органов службы занятости населения в 2009 году показывают, что задачи, поставленные Правительством Республики в условиях преодоления последствий экономического кризиса выполнены.

В 2010 году основной целью органов службы занятости населения будет реализация увеличенных контрольных показателей программы содействия занятости населения, закрепление и усиление всех стабилизационных тенденций, проявившихся в 2009 году: недопущение роста уровня регистрируемой безработицы, содействие занятости населению.

В своем выступлении И. Г. Якупов отметил, что республике в сложных условиях удалось сдержать спад производства, поддержать системообразующие предприятия, а также ввести в строй новые предприятия, такие как: ООО "Гласстрейд" (стекольный завод в Пембе), ЗАО "Сернурский сырзавод" и другие. Принятые меры позволили уже во второй половине 2009 года не только стабилизировать уровень производства во всех сферах экономики, но и начать их поэтапное наращивание. По темпам роста промышленного производства Республика Марий Эл вновь, как и в предыдущие годы, находится в передовиках ПФО.

В республике с 2001 года проводится мониторинг сферы занятости населения и рынка труда населенных пунктов с высоким уровнем безработицы. В будущем такой мониторинг предполагается проводить постоянно с целью выявления оценки социально-экономической ситуации и определения уровня безработицы каждого сельского и городского поселения, распределения рабочей силы в разрезе муниципальных образований республики, сельских поселений, а также для того, чтобы рассчитывать основные направления активных форм содействия занятости населения. Одним из приоритетных направлений органов службы занятости населения является решение вопросов занятости молодежи.

Не менее важным направлением работы органов службы занятости населения останется оказание содействия в трудоустройстве женщин. Приоритетным направлением в работе с безработными женщинами является повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Большое внимание со стороны органов службы занятости уделяется содействию занятости инвалидов. Доля инвалидов в общем числе граждан, обращающихся в центры занятости, составляет 4,3 процента. Для лиц с ограниченной трудоспособностью в центрах занятости населения создан банк вакансий рабочих мест. Постановлениями глав муниципальных образований на предприятиях и в организациях республики ежегодно квотируются рабочие места для трудоустройства инвалидов. Эта традиция будет продолжена и в 2010 году.

С целью оказания дополнительной материальной поддержки безработным гражданам этой категории органами службы занятости населения организуются общественные работы. Центрами занятости населения формируются специализированные базы данных о свободных рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Действенным является проведение ярмарок вакансий с участием инвалидов.

Одной из мер по содействию занятости и трудоустройства граждан, подлежащим высвобождению с предприятий и учреждений в связи с ликвидацией либо сокращением является дополнительной услугой службы занятости населения является оказание профориентационных услуг гражданам, прежде всего, так называемых профинформационных услуг, включающих информацию о ситуации на рынке труда, о применяемых технологиях работы с безработными гражданами в центрах занятости, оказываемых услугах, о возможностях трудоустройства, профессионального обучения, самозанятости. Это может происходить в форме групповых и индивидуальных консультаций в виде лекций, бесед и собеседований.

В республике создана рабочая группа Правительства Республики Марий Эл по контролю ситуации на рынке труда и выплате заработной платы, которой разработан План первоочередных мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в сфере занятости населения.

С целью улучшения ситуации на рынке труда Республики Марий Эл Департаментом ГСЗН Республики Марий Эл разработан план мероприятий по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве в условиях, складывающихся на рынке труда Республики Марий Эл, в соответствии с которым для информирования и консультирования ищущих работу граждан, на базе ГУ Республики Марий Эл центров занятости населения городов и районов организовано 17 консультационных пунктов, кроме того, в 12 центрах занятости населения организованы передвижные мобильные центры.

Исходя из выше изложенного, главная задача органов службы занятости на перспективу - стабилизация рынка труда, недопущение роста уровня регистрируемой безработицы, повышение эффективности и качества оказываемых услуг и проведение активных форм содействия занятости населения на территории республики. Стратегической целью государственной политики в области занятости в республике остается создание эффективного рынка труда, обеспечивающего рост занятости населения.

Правительство республики продолжит в 2010 году реализацию республиканской программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и создание новых рабочих мест.

В 2010 году запланировано направить на финансирование дополнительных мероприятий в рамках программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов 115 млн. рублей. Эти деньги пойдут на опережающее профессиональное обучение, организацию общественных работ, стажировку выпускников, трудоустройство инвалидов, содействие самозанятости населения. Мероприятия региональной программы призваны помочь в трудоустройстве пяти тысячам человек. В их реализации будут задействованы Департамент государственной службы занятости населения, муниципальные образования, отраслевые министерства, кредитные организации и бизнес-инкубаторы.


Заключение

Экономический кризис, как ни когда в предыдущие десять лет, сфокусировал внимание всего общество на проблемах безработицы и ее последствий. Поэтому государственная политика предотвращения социальных и экономических последствий безработицы имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.