скачать рефераты

МЕНЮ


Социальные проблемы женщин на рынке труда

6303

6153

2

в т.ч. женщин - всего, тыс. чел.

4293

3219

2893

2831

3

в % к общему числу безработных (стр.2/1х100)


47,2


46,0


45,9


46,0

4

Из стр.2: до 30 лет, тыс. чел.

1513

1169

1097

1151

5

в % к общему числу безработных женщин

35,2

36,3

37,9

40,7

6

Из стр.2: от 30 до 55 лет, тыс. чел.

2507

1865

1653

1549

7

в % к общему числу безработных женщин


58,4


57,9


57,1


54,7

8

Уровень безработицы - всего, в %

12,6

9,8

8,9

8,6

9

Уровень безработицы женщин - всего, в %

12,4


9,4


8,5


8,1

10

В том числе в возрасте: до 30 лет

18,9

14,4

13,5

13,6

11

от 30 до 55 лет

10,7

7,9

7,0

6,5

Примечание: По данным обследований рабочей силы, проведенных Госкомстатом России на последнюю неделю ноября 2006 г.

 

Таблица 3.

Численность безработных женщин по продолжительности поиска работы в 2005-2006 гг.  
2005 г., тыс. человек

.

Всего

Из них ищут работу, месяцев

Среднее время поиска работы, месяцев

.

.

Менее 1

от 1

до 3

от 3

до 6

от 6

до 9

от 9

до 12

12 и более

.

Безработные - всего

6303

771

1187

883

537

600

2326

8,2

в т.ч. женщины

2893

305

446

423

254

295

1171

8,8

в т.ч. мужчины

3411

466

741

461

283

305

1155

7,8

 

2006г., тыс. человек

.

Всего

Из них ищут работу, месяцев

Среднее время поиска работы, месяцев

.

.

менее 1

от 1

до 3

от 3

до 6

от 6

до 9

от 9

до 12

12 и более

.

Безработные - всего

6153

605

1061

927

612

564

2386

8,6

в т.ч. женщины

2831

255

431

437

295

260

1153

8,9

в т.ч. мужчины

3322

350

630

490

316

303

1233

8,3

 

 

 

Таблица 4.

Регистрируемая безработица среди женщин

На конец года

1999

2000

2001

2002*


1

2

3

4

1

Безработных - всего, чел.

1263412

1036972

1123

1499749

2

в т.ч. женщин - всего, чел.

880284

714755

763213

1012560

3

в % к общему числу безработных (стр.2/1х100)

69,7

68,9

68,0

67,5

4

Из них: до 30 лет, чел.

292406

238425

254049

333658

5

в % к общему числу безработных женщин

33,2

33,4

33,3

33,0

6

от 30 до 55 лет, чел.

587878

476330

509164

678902

7

в % к общему числу безработных женщин

66,7

66,6

66,7

67,0

8

Уровень безработицы - всего, в %

1,7

1,4

1,6

2,1

9

Уровень безработицы женщин - всего, в %

2,5

2,1

2,2

2,9

10

в том числе : до 30 лет

3,6

2,9

3,1

3,9

11

от 30 до 55 лет

2,5

2,0

2,1

2,8

* информация с Чеченской Республикой

Основной целью социальной адаптации  на рынке труда является обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности. Реализация мероприятий по социальной адаптации осуществляется преимущественно в рамках программ «Клуб ищущих работу» и «Новый старт».

Участники данных программ обучаются принципам и технологии поиска работы, самопрезентации, навыкам делового общения, методам собеседования с работодателями и  кадровыми службами.

Преимущественное право участия в программах предоставляется длительно не работающим безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. При проведении занятий используются программы, ориентированные на запросы разных категорий  безработных граждан: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил,  и членов их семей, инвалидов и др. 

В течение 2006 года органами службы занятости населения Российской Федерации было заключено 3,7 тыс. договоров с предприятиями и организациями на проведение мероприятий по социальной адаптации на рынке труда, в рамках которых 158,4 тыс. безработных граждан получили данный вид услуг.

Наибольшая численность безработных  граждан, охваченных  этими услугами, отмечается в Свердловской области (19,3 тыс. человек), в Республике Татарстан (9,4 тыс. человек), Краснодарский край (7,7 тыс. человек), Челябинская область (6,0 тыс. человек) и др.




Диаграмма 1. Наибольшая численность безработных граждан, охваченных услугами социальной адаптации по РФ за 2006 г., тыс. чел.

 



2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России

В постсоветских условиях многие женщины испытывают трудности интеграции в новую экономическую систему. Малое предпринимательство могло бы стать способом социальной адаптации для многих из них.  

Между тем, сегодня доля участия женщин в частном бизнесе остаётся крайне низкой: 0,6 процента женщин против 6,2 процента мужчин, то есть в десять раз меньше. В первую очередь это связано с крайне низкой самооценкой женщин. По данным ФОМС, доля мужчин, считающих себя способными стать «новыми русскими», составила 24%, а доля женщин почти в два раза меньше. Примерно половина российских предпринимательниц выкупили предприятия у государства, лишь 27% начали дело «с нуля».

Во властных структурах, где в большинстве работают мужчины, до сих пор продолжают доминировать устаревшие представления о женщинах только как о жёнах и матерях, но не как о лидерах, способных поставить на ноги предприятие: малое, среднее или крупное. По уровню гендерного развития Россия занимает 53-е место в мире. Поэтому «наши» женщины должны консолидировать свои усилия, чтобы отстоять свои интересы на уровне государственных структур и переломить существующее в обществе «недоверие к женщине-предпринимательнице».

Так, в Москве о дискриминации говорят около 40 процентов женщин, а в регионах - 45 процентов. Между тем, в Европе женщина-бизнесмен - традиционная фигура. В США почти половина малого бизнеса принадлежит женщинам. В 2006 году в общемировом масштабе женщины владели третью всех предприятий, в семьях с двумя работающими четверть женщин зарабатывает больше мужчин.

Исследователи отмечают, что женщины вообще лучше управляют коллективом, в кризисных ситуациях они принимают более верные решения. Они склонны к созданию хорошего микроклимата в коллективе, менее расположены брать и давать взятки, заниматься рэкетом. К тому же женщины более тщательно прорабатывают бизнес-планы, более рачительно тратят средства, затрачивают меньше усилий на ту же самую работу, чем мужчины. 

Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). Женское предпринимательство осваивает такие сферы, как легкая промышленность, ремесла и промыслы, народная медицина, сервис (косметология, салоны мод и т.п.), консультативные услуги, образование, социальная работа, торговля, рекламное дело, туризм.

Бытует упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п. В то же время в России активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного «инкубатора идей» для развития рынка в целом.

Женское предпринимательство страдает от тех же проблем, что и малый бизнес России в целом. Вместе с тем, у женского предпринимательства есть и специфические проблемы:

• низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;

• неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.

Во многих странах (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства. 

Во многих регионах России для решения проблем женского предпринимательства создаются социально-деловые центры поддержки женщин и семьи, бизнес-инкубаторы.

Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда. 

Женское предпринимательство - бизнес, который возглавляется женщинами. Массовый выход женщин в предпринимательство в ХХ веке называют тихой революцией. В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складываются особые предпосылки - происходит переход от производства товаров к производству услуг, и женщина в такой ситуации особо востребована обществом. Находят применение благоприятные социально-психологические качества женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция и др.

Наиболее динамично процесс становления женского предпринимательства идет в США - свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин, и это число имеет тенденцию к возрастанию. В общемировом измерении женщины владеют более чем 1/3 бизнеса и нанимают 1/4 рабочей силы. В семьях с двумя работающими около 1/4 женщин зарабатывают больше своих мужей. Как негативные факторы для развития женского предпринимательства выступают: дискриминация женщин, а также (на это указывает, в частности, психолог Хорнер) «картина внутренних барьеров» - это страх лидерства или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких (или не близких) мужчин.

Причем страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями женского опыта, но даже способным, одаренным девочкам. Кроме того, важным фактором является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионального честолюбия. Еще один фактор - отсутствие достаточного количества примеров для подражания. В целом, сила полоролевых стереотипов продолжает оставаться доминирующей, но это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в предпринимательство, она не будет смягчаться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.