скачать рефераты

МЕНЮ


Составляющие затраты на обучение в области качества в условиях ОАО "КЭМЗ"

Процессы по значению и месту в СМК делятся на:

- основные (процессы жизненного цикла продукции);

- вспомогательные (обеспечение ресурсами, обеспечение и развитие человеческими ресурсами);

- управляющие (процессы высшего руководства).

Основные процессы (процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, продажа готовой продукции и др.) имеют следующие характерные черты:

- внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;

- результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворённость потребителя и их организации;

- потребитель готов платить за этот процесс.

Основные процессы можно рассматривать как бизнес-процессы организации.

Вспомогательные процессы (ремонт, обслуживание производственного оборудования, внутренние аудиты, обучение персонала, управление документацией и др.) имеют только внутренние потребители.

Управляющие процессы (процессы высшего руководства) определяют стратегии и цели организации, планирование деятельности и ресурсов (людских, средств технологического оснащения, финансов) и анализа со стороны руководства.

Процессы по содержанию функций делятся на:

– управляющий (анализ данных, принятие решений, управляющие воздействия);

– технико-технологический (производство и проверки продукции, обеспечение инфраструктуры и производственной среды);

– информационный (регистрация, обработка, доведение и передача данных, документирование, информирование при обучении).

Рассмотрены основные группы процессов по стандарту ИСО 9001:2000. Упорядочивание деятельности на предприятии с использованием процессного подхода позволяет сделать развитие компании более целенаправленным, последовательным и скоординированным. Упорядочивание деятельности в компании через процессы оказывается очень полезным.

Во-первых, благодаря этому в отношении процесса улучшения может применяться цикл - планируй, выполняй, наблюдай, улучшай.

Во-вторых, в процессе участвуют подразделения, представляющие различные функции компании, и, следовательно, улучшение не коснется одной единственной функции, а будет относиться сразу к нескольким функциям. Наконец улучшение всех процессов компании может быть направленно на достижение некоторой цели, которая объединит усилия по развитию различных сторон деятельности компании.


1.2 Опыт обучения по вопросам системы менеджмента качества


Внедрение СМК позволяет организации стать более устойчивой и конкурентоспособной, постоянно улучшать свою деятельность, привлекать новых клиентов и удерживать существующих. Разработка и внедрение СМК обеспечивается квалифицированными специалистами, прошедшими соответствующую подготовку.

Руководители получают возможность управлять процессами более эффективно. Сотрудники - более эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Создавая систему менеджмента качества, соответствующую ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), предприятие получает выгоды (преимущества), причём эти выгоды (преимущества) индивидуальны и зависят только от потребностей предприятия.

Это может быть повышение имиджа компании, возможность участия в тендере, повышение конкурентоспособности, повышение управляемости в компании, мотивация непрерывного обучения сотрудников и т.д.

Обучение персонала – это ключевой процесс в системе менеджмента качества предприятия.

Нужно различать осознанное и неосознанное обучение. Первое называют обучением при помощи образования, а второе - обучением на основе опыта. Осознанное обучение лучше развивает способности, потому что предоставляет больше возможностей для контроля.

Обучение персонала на предприятии системам менеджмента качества возможно в трех направлениях: краткосрочное образование, долгосрочное образование, дистанционное образование.

Краткосрочное образование (1-5 дней) в области системы менеджмента качества (СМК) не дает нужных знаний и навыков в объемах, требуемых для их квалифицированного применения на предприятии. Даже за пять дней обучения слушатель не может получить нужного объема знаний и навыков в области СМК. Все краткосрочные курсы от двух до пяти дней не дают нужного объема знаний и являются лишь "сеяньем интереса" у слушателей курсов.

Исследователи выделяют две основные современные модели подготовки и переподготовки кадров:

- обучение без отрыва от работы, теоретический курс и практическая подготовка на предприятии;

- обучение с отрывом от работы в специализированных профессионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров.

Рассмотрим несколько примеров обучения персонала в центрах подготовки кадров.

Центр управления качеством (ЦУК), который расположен в г. Астрахань при обучении в области качества предлагает использовать инновационную схему.

Инновационная схема обучения персонала системам менеджмента качества, в которой предприятия и организации могут выбрать и определить наиболее оптимальную образовательную траекторию подготовки, форму и технологию обучения: очное и заочное с использованием технологий дистанционного образования. Инновационная схема имеет модульное построение, где каждый модуль представляет собой законченную образовательную программу. Инновационная модульная схема обучения позволяет организовать корпоративную подготовку управленческих команд.

Предлагаемая схема построена на разработке системы модулей, каждый из которых представляет собой законченную образовательную программу. При этом существует возможность, на основе сочетания нескольких модулей изучить образовательную программу более высокого уровня. Во-первых, подготовить для организации специалистов нужного профиля. Во-вторых, получить образование соответствующего уровня, вплоть до получения диплома о профессиональной переподготовке и высшего образования по специальности "Управление качеством". Проект предполагает вариативность не только программ, но и технологий подготовки и переподготовки кадров, представленных в виде моделей.

Модель 1 (очное обучение). При реализации данной модели организации-участники направляют своих представителей для очного обучения в ЦУК и далее, в зависимости от своих потребностей, сами выстраивают образовательную траекторию, определяя количество обучаемых и уровень их обучения для формирования грамотной команды специалистов в области менеджмента качества, подготовленную для разработки и внедрения системы менеджмента качества в организации.

Модель 2 (заочное обучение, основанное на использовании технологий дистанционного обучения). При реализации данной модели организации-участники проекта направляют свои заявки на зачисление своих представителей на определенные образовательные программы, после чего каждому из них присваивается индивидуальный идентификатор. Дальнейшее общение с обучаемыми осуществляется посредством связи по электронной почте: им высылаются комплекты учебных и учебно-методических материалов, задания и т.д. За каждой группой обучаемых закрепляется определенный преподаватель ЦУК. При составлении графика обучения может быть предусмотрено также и время для общения в режиме "on-line", а при наличии технической возможности у организаций-участников и видеоконференций. При этом каждому обучаемому, в зависимости от уровня и вида выбранной программы, разрабатывается персональное задание, которое будет являться выпускным испытанием и, выполнив которое, обучаемый приезжает в ЦУК для его очной защиты. В качестве такового задания может быть составление Руководства по качеству, описание СМК своего предприятия, составление карты и/или описания процессов СМК организации и т.д.

Такая форма реализации проекта предоставляет организациям-участникам свободу выбора модулей и технологий обучения, то есть по желанию организации-участника и согласованию с ЦУК, возможно использование и сочетания приведенных выше моделей. Например, представитель проходит очное обучение по программе Модуля 1 ("Менеджмент качества в образовании") и заочно по программе Модуля 3 ("Процессный подход"), защитив выпускную работу, получает Свидетельство о повышении квалификации по программе "Руководитель процесса СМК" (150 часов).

Достоинства данной модели:

-обучение по Модулю 1, в первую очередь, предназначено для руководителей высшего звена предприятий и организаций. После обучения по данной программе руководство принимает решения по необходимости разработки и внедрения системы менеджмента качества;

-при наличии положительного решения, используя предлагаемую модульную систему обучения руководства может с минимальными временными, человеческими и финансовыми затратами подготовить специалистов соответствующего профиля и соответствующего уровня для команды специалистов по СМК.

Предлагаемый объем часов соответствуют требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования, реализовывать которые Астраханский государственный технический университет (АГТУ) имеет право на основании Лицензии Минобразования России № 000592 Серия А, Свидетельства о государственной аккредитации № 000873 Серия А от 12.03.2003г.

Корпоративный Фонд "Центр по управлению качеством" был создан при поддержке Американского агентства по международному развитию (ЮСАИД) в январе 2002 года в рамках Проекта развития предпринимательства в Центральной Азии, осуществляемого Корпорацией Прагма, и является некоммерческой организацией. Центральный офис находится в г. Алма-Аты. Его представители, региональные консультанты по качеству, также работают в гг. Атырау, Уральск и Усть-Каменогорск в Центрах развития предпринимательства Корпорации Прагма/ЮСАИД в Казахстане. Центр по управлению качеством является членом Американского общества по качеству.

Центр по управлению качеством внедрил и работает по системе менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000. Центр успешно прошел сертификационный аудит международного признанного органа по сертификации - компании Orion Registrar, Inc. (США) (www.orion4value.com), и получил сертификат соответствия СМК требованиям ИСО 9001:2000.

Миссия Центра по управлению качеством состоит в том, чтобы помогать компаниям и организациям, приверженным качеству и стремящимся к международному признанию, улучшать их деятельность, повышать их устойчивость и конкурентоспособность через обучение, и консультирование по менеджменту качества.

Центр по управлению качеством оказывает помощь предприятиям по внедрению системы менеджмента качества, которая позволяет им занять лидирующие позиции в конкурентной борьбе и способствует увеличению их прибыльности. Центр предлагает консалтинговые услуги и обучение в области качества, которые отвечают или превосходят требования его клиентов, стремящихся достичь соответствия требованиям международных стандартов.

Центр видит своими целями в области качества:

-         удовлетворение требований клиентов наиболее эффективным образом;

-         расширение спектра услуг в области разработки и внедрения систем менеджмента качеством в соответствии с ИСО 9000, 14000 и 17025;

-         создание благоприятных условий для своих сотрудников;

-         улучшение производственной среды и создание атмосферы личной ответственности за качество предоставляемых услуг;

-         повышение квалификации сотрудников с целью создания основ для долгосрочной мотивации каждого члена команды.

В Центре по управлению качеством работает международная команда профессиональных специалистов. Центр имеет доступ к ресурсам международных коммерческих и некоммерческих технических организаций.

Центром разработан собственный подход, называемый "10 шагов внедрения системы менеджмента качества". Такой подход дает возможность тщательно разработать и внедрить систему менеджмента качества и ведет к успешной сертификации компании.

Центр по Управлению Качеством предлагает обучение и консалтинговые услуги в области качества, которые помогают компаниям и организациям достичь международного признания через внедрение системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Учебные центры по системам менеджмента качества предлагают разнообразные учебные программы.

Приведем несколько программ (приложение 1).

Программа курса №1:

• Состав, структура и требования международных стандартов ИСО серии 9000:2000.

• Процессный подход – основной принцип менеджмента качества.

• Требования к проведению аудитов в международных стандартах ИСО серии 9000.

• МС ИСО 19011:2002 "Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и (или) экологическому аудиту".

• Внутренний аудит – инструмент совершенствования Системы менеджмента качества.

• Процесс планирования, организации и проведения внутренних аудитов.

• Оценка результативности процесса "Внутренние аудиты". Оформление результатов.

• Проведение учебного аудита на основе процессного подхода.

• Контрольная работа

Программа курса №2:

Программа обучения включает следующие разделы:

-         основные понятия, цели и задачи системы менеджмента качества производства;

-         состав и содержание пяти видов технической документации: нормативной, конструкторской, технологической, организационно-распорядительной и регистрационно-учетной;

-         задание и обеспечение требований безопасности с учетом Руководства ИСО/МЭК 51;

-         разработка Руководства по качеству на базе требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

-         содержание шестнадцати типовых документированных процедур:

1) Техническое обслуживание и ремонт оборудования;

2) Закупки;

3) Входной контроль;

4) Подготовка производства;

5) Процессы изготовления продукции;

6) Идентификация и прослеживаемость;

7) Управление собственностью потребителей;

8) Хранение продукции;

9) Контроль соблюдения технологической дисциплины;

10) Поверка и калибровка средств измерений, аттестация испытательного оборудования;

11) Оценка удовлетворенности потребителей;

12) Внутренние аудиты;

13) Мониторинг и измерение процессов;

14) Мониторинг и измерение продукции;

15) Управление несоответствующей продукцией;

16) Анализ данных и улучшение;

-         порядок проведения внутренних и сертификационных проверок с учетом Р 50.1.51-2005.

Программы обучения для сотрудников организации составлены по принципу системного подхода, что позволяет получить четкие представления о системах менеджмента качества, которые в последствии могут быть внедрены в организациях.

Приведем пример учебной программы №3 на тему: "Обеспечение качества: разработка и внедрение системы, внутренний аудит"

Учебная программа:

1. Введение в менеджмент качества, основные принципы менеджмента качества

2. Принцип процессного подхода в менеджменте

3. Требования стандарта ИСО 9001:2000.

4. Аудит систем менеджмента на основе стандарта ИСО 19011:2002: основные принципы, подготовка аудита, проведение и отчетность по аудиту.

5. Методические рекомендации и пособия по изучению курса:

-         Слайды презентации по курсу "Требования стандарта ИСО 9001:2000";

-         Текст стандарта ИСО 9001:2000;

-         Упражнения по курсу "Требования стандарта ИСО 9001:2000";

-         Слайды презентации по курсу "Внутренний аудит систем менеджмента на основе ИСО 19011:2002"

-         Текст стандарта ИСО 19011:2002;

-         Упражнения по курсу "Внутренний аудит систем менеджмента на основе ИСО 19011:2002".

Упражнения по каждому курсу включают в себя анализ конкретных ситуаций (кейсы), групповую работу слушателей и элементы деловых игр.

Особенность курсов заключается в том, что они построены на основе структуры двух основных стандартов ИСО в области менеджмента качества: ИСО 9001:2000 и ИСО 19011:2002. В процессе обучения идет анализ основных требований стандартов, слушателям предлагаются рекомендации по внедрению их на предприятии, особое внимание уделяется применению стандартов ИСО в малом бизнесе. Такое построение курса позволяет дать комплексное понимание управления качеством, а большое количество практических заданий дают слушателям необходимые навыки построения системы менеджмента качества в своей компании. В ходе обучения поддерживается постоянная связь со слушателями, вовлечение их в групповую работу, ответы на вопросы.

Учебный процесс рассматривается руководством центра как комплексная услуга, включающая в себя такие атрибуты, как содержание, методика и условия обучения. В проведении занятий принимают участие ведущие специалисты российских компаний, а также специалисты таких всемирно известных фирм, как TUV (Германия), SGS (Швейцария), BSI (Британский институт стандартов). Такое объединение конкурентов и концентрация потенциала в образовании в области менеджмента качества впервые реализованы в международной практике.

Российская компания Business Process, совместно со своими иностранными партнерами, первая на территории России ввела полноценное долгосрочное обучение в области систем менеджмента качества.

Конкурентными преимуществами программ компании Business Process являются:

- программы ведут тренера–практики;

- программы основаны на лучшей мировой практике обучения;

- программы меняются каждый год, обновляясь всеми мировыми новинками в области СМК.

Примеры в обучении взяты из Российской практики.

В обучении используются лучшие мультимедийные технологии.

Слушатель может выбрать курс с отраслевой спецификой обучения, а отдельные курсы - и с профессиональной должностной спецификой.

Слушатель получает Российский сертификат с правом ведения работ, согласно теме обучения, и получает подготовку к сдаче экзаменов на международный сертификат (международный сертификат - по желанию, за дополнительную плату).

Компаниям, обучающим своих специалистов, - предоставляется скидка на сертификацию самой компании по стандартам ИСО в международных и Российских сертификационных органах.

Программы построены таким образом, что слушатель курса в процессе обучения ведет практическую работу на основе данных своего предприятия, что уже в первые месяцы обучения дает предприятию экономический эффект - эффект экономии / прибыли / систематизации / наведения порядка / повышения качества.

Компания Business Process проводит заочно-очное полугодовое обучение по специальности "Специалист по менеджменту качества". Также компания предлагает обучение с выбором отраслевой специализации: сфера услуг; производство; добыча полезных ископаемых; ядерная промышленность; аэрокосмическая отрасль; автомобилестроение; машиностроение; станкостроение; строительство; пищевая отрасль; охрана окружающей среды; здоровье и безопасность; медицина.

Программу разработали Патриция Вольф (Институт Экономики, Люцерн, Швейцария) и Кулвант С Павар - Нотингемский Университет Бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.