скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование информационного обеспечения организационно-функциональной структуры ГТРК "Дальневосточная"

Совершенствование информационного обеспечения организационно-функциональной структуры ГТРК "Дальневосточная"

Введение


Актуальность темы. Развитие общества, рыночных отношений сопровождается созданием огромного объема различных видов документов, появлением новых носителей информации, способов ее записи, хранения и поиска. Требуется быстрота принятия решений, что напрямую зависит от правильно организованных автоматизированной системы документационного обеспечения, применяемых технологий и техники. Поэтому организации стараются автоматизировать процесс делопроизводства.

В настоящее время на рынке информационного обеспечения существует несколько десятков программных предложений (автоматизированных систем документационного обеспечения управления – далее АС ДОУ), которые отличаются по возможностям, технологическим решениям, потому достаточно трудно подобрать оптимальную АС ДОУ для конкретной организации.

Особенное внимание проблеме автоматизации уделяют на предприятиях, объединенных в холдинговую структуру (территориально-распределенные предприятия), где необходимо сокращать временные, трудовые затраты и увеличивать скорость обмена информацией.

Филиал ВГТРК ГТРК «Дальневосточная» является таким предприятием, где в настоящее время происходит разработка и внедрение автоматизированной системы информационного обеспечения «1 С: Предприятие» версия 8.0. Но так как ГТРК «Дальневосточная» самостоятельно занимается разработкой корпоративной системы, не используя услуги компаний, которые их оказывают, то регулярно возникают проблемы и вопросы при работе с системой, сбои в работе, дублирование операций с документами.

Цель исследования. Целью данного дипломного проекта является анализ документационного обеспечения управления ГТРК «Дальневосточная» и выбор автоматизированной системы информационного обеспечения, которая бы интегрировалась с «1 С: Предприятие» версии 8.0.

Задачами проекта являются:

– описание, анализ деятельности, структуры и функций ГТРК «Дальневосточная»;

– характеристика службы документационного обеспечения организации;

– описание уровня автоматизации ДОУ, характеристика внедренной системы «1 С: Предприятие», выявление достоинств и недостатков в ее функционировании;

– выбор, оценка и анализ программных продуктов, способных интегрироваться с программой «1С: Предприятие» версии 8.0.;

– выбор наиболее подходящей по функциональным и системно – техническим требованиям системы автоматизации документационного обеспечения управления;

– анализ работы службы ДОУ ГТРК «Дальневосточная» после внедрения системы автоматизации.

Объектом исследования является Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Дальневосточная».

Предмет исследования – информационное обеспечение автоматизированных систем в управлении компании.

Хронологические рамки исследования – период с 2005 по 2009 гг.

Анализ изученных источников и литературы. Вопросы информационного обеспечения в сфере информационного обеспечения управления достаточно широко освещены в научной литературе и периодической печати. Методологические основы формирования политики информационного обеспечения нашли отражение в работах Аладина Н.С., Глотовой Л.М., Калянова Г.Н., Микиной Р.О., Мироненко Д.И., Соминой Л.П., Тищенко Д.Т. и ряда других авторов.

Источниковую базу исследования можно (условно) разделить на три группы. Первая группа включает в себя Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства РФ[1], которые регламентируют общие положения информационного обеспечения. Ко второй группе относятся Государственные стандарты, определяющие теоретическое и практическое описание элементов структуры информационного обеспечения. В третью группу входят научные и периодические издания[2].

Эмпирической базой исследования явилась техническая литература, законодательные и нормативные документы в области информатизации, изучение деятельности органов государственной власти в этой сфере, исследования, проведенные по данной теме на объекте исследования.

При исследовании данной темы применялись методы: описательный, сравнительный, юридический, статистический и метод анализа документов, что позволило автору сделать определенные выводы и выработать практические рекомендации.

Практическая значимость дипломного проекта. Данная тема является значимой, так как информационное обеспечение ДОУ является одним из направлений деятельности управления и существуют проблемы по разработке и внедрению модуля «Управление документацией» в «1С: Предприятие». Только путем сравнения и анализа можно выбрать АС ДОУ, которая будет соответствовать предъявляемым требованиям. Прежде чем разрабатывать рекомендации по совершенствованию и автоматизации ДОУ ГТРК «Дальневосточная», необходимо получить наиболее полное представление о состоянии ДОУ на сегодняшний день. Для этого проводилось предпроектное исследование, в котором использовались следующие методы: наблюдение – непосредственное присутствие на рабочих местах руководителей, исполнителей, работников, ответственных за делопроизводство в подразделениях; узнать мнение работников о существующей системе ДОУ; было проведено интервью с начальником отдела автоматизированных систем управления, в котором выяснились недостатки существующей АС ДОУ, проблемы по разработке и внедрению модуля «Управление документацией». Метод изучения документов позволил получить общее представление о структуре, задачах и уровне службы ДОУ.



1. Нормативно-правовое регулирование в сфере информатизации

1.1 Основные законодательные документы в сфере информатизации

Мировая практика с очевидностью доказывает, что без совершенного, отвечающего интересам граждан и отражающего их потребности законодательства невозможно обеспечивать и охранять права и свободы человека и гражданина, эффективно регулировать рыночные отношения. Своевременность, полнота и точность законодательных решений, качество законов становится, во многом, определяющим фактором рыночных отношений, политического, социального и духовного развития России. В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали преобразования нормативно-правовой базы, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, его планирование, выработка первоначальной концепции будущего нормативного правового акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп. Однако, процесс становления, как федерального законодательства, так и законодательства субъектов федерации идет крайне сложно и противоречиво. Довольно часто законы оказываются несовершенными с точки зрения законодательной техники, содержат как противоречия иным федеральным законам, так и внутренние противоречия, зачастую прослеживается в законодательстве изобилие декларированных норм, отсутствует четкий механизм их реализации. Это обусловлено комплексом причин экономического, социального, политического характера.[3]

Информационное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере[4].

Информационное законодательство в настоящее время формируется на основе разработки и принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации – порядка создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации; отношения по владению и распоряжению информационным ресурсом конкретных субъектов права; отношения по созданию рынка информационных ресурсов и предоставлению информационных услуг.

Фундаментом законодательства в сфере информации и информатизации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция определила основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации. Это, в частности, норма, обязывающая органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом[5], а также норма, возлагающая на должностных лиц ответственность в соответствии с федеральным законом за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей[6].

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности, внедрение автоматизированных информационных систем и новых технологий, формирование информационного общества в России, единого информационного пространства поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

В Российской Федерации принят ряд законов, указов, постановлений, программ, регулирующих эту сферу, таких как:

– Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №8 ст. 609) Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; вопросы создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения; вопросы защиты информации, права субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации;[7]

– Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №28, ст. 3347) Он обеспечивает создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене;[8]

– Указ Президента РФ №966 от 28.06.93 «О концепции правовой информатизации России».

– Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. №Пр-1895;

– Постановление Правительства Российской Федерации №608 от 26.06.95 «О сертификации средств защиты информации».

– Постановление Правительства РФ №226 от 28.02.96 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных»; Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области информатизации Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №265 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» определено Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.

– Межведомственная научно-техническая «Программа развития отечественных интеллектуальных технологий двойного назначения на 2000–2005 годы».

Основной ее целью является создание организационно-экономического механизма, обеспечивающего ускоренное внедрение перспективных информационных технологий в приоритетную сферу применения (министерства и ведомства, обеспечивающие обороноспособность и безопасность страны) и условий для замещения импорта в области интеллектуальных технологий.

Программа нормативно-правового обеспечения сферы информатизации в условиях формирования в России информационного общества (утверждена решением Государственной комиссии по информатизации).

В программе определены основные направления работ по нормативно-правовому обеспечению сферы информатизации, а также состав первоочередных проектов законодательных актов.

Организационно-методические документы системы добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации «Росинфосерт».

В организационно-методических документах отражены положения, касающиеся порядка сертификации продукции, требования к органам сертификации и правила их аккредитации, требования к испытательным лабораториям и правила их аккредитации, требования к экспертам и учебным подразделениям по их подготовке, правила аттестации экспертов и аккредитации учебных подразделений, правила аттестации методик и инструментальных средств и систем в сфере информатизации, правила регистрации в реестре системы.

«Принципы организации государственного надзора в сфере информатизации». Документ определяет цели государственного надзора, а также подлежащие надзору направления деятельности. В качестве объектов надзора в сфере информатизации определены следующие виды деятельности: формирование и использование электронных информационных ресурсов, и предоставление информационных услуг; распространение программных средств; ввод в действие и эксплуатация информационных систем.

Значительная часть федеральных законов направлена на реализацию положений четвертого пункта статьи 29 Конституции, гарантирующих каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также положений второго пункта статьи 24, обязывающих органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Эти законы имеют фундаментальное значение для развития единого информационного пространства России и для формирования и эффективного использования информационных ресурсов для реализации права каждого на доступ к информации.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., относит задачи совершенствования нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизм реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, к числу основных задач по обеспечению информационной безопасности РФ.

Правовая основа развития единого информационного пространства России, как определено в указанных доктрине и концепциях, должна способствовать гармоничному развитию информационных услуг и средств информационного производства в стране в процессе ее движения к информационному обществу.

В разработанной Минсвязи России в 2000 г. концепции развития законодательства в сфере информации и информатизации определяются приоритетные направления разработки законов, создающих правовую основу развития информационного производства и информационных отношений на ближайшие 10 лет. Развитие законодательства в сфере информатизации опирается на существующую законодательную основу регулирования информационных отношений субъектов общества.

Проект Концепции «Развитие законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации» предусматривает определение приоритетных направлений законотворчества, гармонизацию действующего законодательства и координацию деятельности нормотворчества по решению первоочередных проблем правового регулирования отношений субъектов в процессе информатизации страны, регионов и муниципальных образований.[9]

В 1995 году была разработана и одобрена Президентом Российской Федерации «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», являющаяся, по сути, аналитическим документом, направленным на выявление проблем в процессе информатизации и предложение путей их решения. В документе формулируются цели информатизации и проблемы, стоящие на пути России к информационному обществу.[10]

Концепция имеет первостепенное значение для региональной информатизации, так как региональные и муниципальные ТИС (наряду с информационными системами предприятий и организаций) призваны стать основными источниками первичной информации в едином информационном пространстве страны.

Постоянная палата по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ одобрила Концепцию государственной информационной политики.

Ранее эта концепция была принята комитетом Государственной думы по информационной политике и связи. По этому документу можно судить, что термином «информационная политика» обозначаются и важнейшие проблемы процесса информатизации. Информатизация невозможна без упорядочения информационного ресурса. Формирование и использование этого ресурса, в свою очередь, невозможно без создания и использования информационных технологий по всему циклу работы с информацией и удовлетворения потребностей пользователей.[11]

Концепция информационной политики нацелена на такие объекты информационной сферы, как:

– система формирования и использования информационных ресурсов;

– информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

– рынок информационных и телекоммуникационных средств,

– информационных продуктов и услуг;

– домашняя компьютеризация;

– системы обеспечения информационной безопасности;

– правовая база информационных отношений.[12]

На основе этих политических и правовых документов за прошедшие годы проведена большая работа по организации ресурса правовой информации во всех ветвях государственной власти.

Информационное законодательство базируется на следующих основаниях:

– законопроектная работа строится в соответствии с актуализируемой и постоянно обновляемой (не реже, чем один раз в четыре года) программой;

– учитываются общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации;

– в рамках информационного законодательства реализуются, прежде всего, соответствующие информационно-правовые нормы Конституции РФ;

– информационное законодательство тесно увязывается с задачами проводимых в России реформ;

– обеспечивается необходимая связь информационного законодательства субъектов федерации с федеральным информационным законодательством;

– обеспечивается гласность и общедоступность информационного законодательства.

Так как информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридического лица, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов), так и по горизонтали (по отраслям законодательства). Сегодня потребности в правовой информации удовлетворяются рядом коммерческих организаций: «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант».

Совокупность этих систем не сложилась как целостная и ориентированная на единую технологию, хотя к настоящему времени сформированы и действуют во всех органах государственной власти соответствующие правовые системы, активно использующие услуги указанных выше коммерческих информационно-поисковых систем правовой информации.


1.2 Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.