Совершенствование информационного обеспечения организационно-функциональной структуры ГТРК "Дальневосточная"
Политика по информационному обеспечению должна проводиться по
многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство Российской
Федерации обязано разрабатывать программы в области информационного обеспечения
граждан, государства, общества.
Следует законодательно закрепить ряд прав органов управления в
рассматриваемой сфере, одно из них – право на формирование программ
информационного обеспечения на основе выявления и обобщения информационных
потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать
прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные
требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку
представления необходимой пользователям (потребителям) информации.
Прежде чем формировать такие программы, органы власти и управления
должны иметь право на получение сведений об информационных системах, сетях,
ресурсах, услугах, а право на их деятельность по созданию информационного
обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно
определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке,
определенном Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите
информации».
Обязанности органов власти и управления целесообразно изложить в
виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:
– формировать информационные ресурсы в соответствии с их
компетенцией;
– выдавать информацию из ресурсов другим органам,
организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную
стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе
управления;
– сохранять и поддерживать информационные ресурсы в
актуальном состоянии;
– обеспечивать сохранение государственной, коммерческой,
служебной и личной тайны при формировании и использовании информационных
ресурсов.
В этой связи необходимо также законодательно закрепить
ответственность за следующие нарушения:
– отсутствие полноты и несвоевременность формирования
информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа управления;
– несвоевременность предоставления или отказ от предоставления
информации другим законно заинтересованным органам власти, а также организациям
и физическим лицам;
– предоставление органам управления недостоверной и
некачественной информации;
– нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной
тайны, порча или утрата документов;
– сокрытие, умышленное искажение информации об источниках
угроз;
– недостоверность и ложность информации, создаваемой и
распространяемой СМИ;
– нарушение прав интеллектуальной собственности на
информацию;
– не установление правил предоставления информации, нарушение
правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование
информации с ограниченным доступом;
– создание некачественных информационных технологий и средств
их обеспечения;
– нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией,
незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления;
– нарушение запрета отнесения открытой информации к
информации с ограниченным доступом;
– нарушение правил лицензирования и сертификации в
информационной сфере;
– нарушение в пользовании глобальными информационными сетями
и системами, в том числе сетью Интернет. Финансирование и экономическое
регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального
и местных бюджетов по статье расходов «Информатика» («Информационное
обеспечение»). Но системы информационного обеспечения, сети и технологии могут
быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства.
И поэтому здесь необходимо предусмотреть следующие нормы:
– информация, предоставляемая пользователям в режимах их
коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных
центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных
(видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний),
подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию;
– для обеспечения требуемой оперативности и достоверности
приема, передачи и представления информации органам управления должны
применяться электронная цифровая подпись, электронное визирование документов.[13]
Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка
информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов
управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.
Рассмотрев
этот вопрос, переходим к исследованию нормативно-правовой базы организации и
функционирования автоматизированных информационных систем.
2. Анализ состояния
системы информационного обеспечения телерадиокомпании «Дальневосточная»
2.1 Анализ
деятельности и общая характеристика телерадиокомпании «Дальневосточная»
Государственная
телерадиокомпания «Дальневосточная» является обособленным структурным
подразделением федерального государственного унитарного предприятия
«Всероссийская государственная телерадиокомпания» и выполняет вне места
нахождения головного предприятия часть его производственных функций.
Федеральное
государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная
телевизионная и радиовещательная компания» является коммерческой организацией,
созданной для выполнения функции государственного производителя и
распространителя телерадиопрограмм.
Компания руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим уставом.
Компания
создана и действует в целях:
– поиска,
получения и распространения информации, производства и распространения
телерадиопрограмм в Российской Федерации и за ее пределами;
– предоставления
телезрителям и радиослушателям оперативной и всесторонней информации о событиях
в Российской Федерации и за рубежом;
– информационно-аналитического
обеспечения внутренней и внешней политики Российской Федерации;
– осуществления
функций единого производственно-технологического комплекса электронных средств
массовой информации;
– развития
государственного телевидения и радиовещания;
– содействия
развитию свободы средств массовой информации, сохранению и распространению
российской культуры;
– достижения
наилучших экономических результатов деятельности на основе совершенствования
организации производства, использования прогрессивных форм управления,
увеличения производительности труда, повышения уровня квалификации
специалистов;
– получения
прибыли.
Для
достижения указанных целей Государственная телерадиокомпания осуществляет в
установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды
деятельности:
– телерадиовещание,
производство и распространение телерадиопрограмм;
– производство
и распространение кино-, видео- и аудиопродукции;
– организация
телерадиотрансляций с места событий;
– сбор,
обработка, анализ, производство и распространение всех видов информационной
продукции;
– создание
и эксплуатация эфирных, кабельных и спутниковых средств, систем и сетей связи,
иных коммуникационных сетей;
– оказание
услуг по производству телерадиопродукции и предоставление производственных
мощностей, а также услуг связи, в том числе путем сдачи в аренду каналов связи
и предоставления иных возможностей для распространения информации;
– создание
информационных банков данных и сетей распространения информации, передача
информации электронным способом;
– редакционная
и издательская деятельность;
– рекламная
и маркетинговая деятельность;
– разработка,
производство, реализация и ремонт техники и оборудования, программных средств;
– проведение
проектно-изыскательских, научно-исследовательских, инженерно-конструкторских и
строительно-монтажных работ и капитального строительства в целях развития
собственной производственной базы;
– внешнеэкономическая
деятельность;
– организация
обучения и подготовки специалистов;
– организация
и проведение выставок, семинаров и конференций, а также концертов, театральных,
спортивных, музыкальных представлений и иных массовых зрелищ;
– участие
в международном информационном обмене, сотрудничество с государственными и
негосударственными зарубежными телерадиокомпаниями и информационными
агентствами;
– участие
в работе российских и международных организаций по вопросам деятельности
средств массовой информации;
– модернизация
и развитие материально-технической базы телерадиовещания, сети распространения
телерадиосигнала и иных коммуникационных систем в Российской Федерации и за ее
пределами на основе внедрения современных технологий;
– создание
объектов социально-культурного назначения и строительство жилья для работников
Компании;
– обеспечение
защиты сведений, составляющих государственную тайну, защиты имущества Компании.
Руководитель
филиала ГТРК «Дальневосточная» назначается на должность и освобождается от
должности генеральным директором ВГТРК и действуют на основании доверенности.
Систему
управления филиала ГТРК «Дальневосточная» составляют генеральный директор,
начальник производственно-технического отдела, начальник редакции информации,
главный режиссер, главный редактор.
Порядок
формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а
также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определены
Уставом ВГТРК.
Рисунок 2.1 –
Схема организационно-функциональной структуры телерадиовещательной компании
«Дальневосточная»
В своей
деятельности администрация ГТРК «Дальневосточная» руководствуется Конституцией
РФ, Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», Уставом Хабаровского края, Правилами внутреннего
трудового распорядка ГТРК «Дальневосточная» от 01.01.2008, иными
нормативно-правовыми актами.
Все функции
по организации документооборота выполняют секретарь и делопроизводитель.
Структуру и штаты службы утверждает генеральный директор предприятия.
Функции
службы ДОУ:
– регистрацию
документов осуществляет делопроизводитель;
– предварительное
рассмотрение документов (передача на рассмотре-ние руководству, или на
исполнение в структурное подразделение) выполняет секретарь. Согласно СТП
(стандарт предприятия) 1.02.02 (с изменениями от 01.10.2007 г.) вся
поступающая (создаваемая) в приемную документация регистрируется в журнале
входящей (исходящей) документации в «1С Предприятие» и направляется на
рассмотрение руководителю подразделения.
Если документ
создан внутри организации и предназначен для переписки между подразделениями
(служебная записка), то он регистрируется в журнале внутренней переписки с
указанием подразделения, которому предназначен данный документ. В «1С» на
данный момент не создана регистрационная форма для внутренних документов.
После отметки
в журнале регистрации документы раскладываются в ячейки с названиями
подразделений, если работа ведется в системе «1С», создается список рассылки.
2.2 Определение
уровня информационного обеспечения телерадиокомпании «Дальневосточная»
Руководящие
органы обязаны принимать управленческие решения, связанные с ростом нагрузки
вызванной быстроизменяющейся средой функционирования предприятия, так как
прежде существующая система информационного обеспечения становится
неэффективной. Информационное обеспечение представляет собой комплекс
технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала,
предназначенный для записи, редактирования и надёжного хранения информации.
Основной
технологический инструмент работы с документами – компьютеры, установленные на
рабочих местах исполнителей и объединенных в локальную вычислительную сеть с
выходом в Интернет.
В целях
защиты конфиденциальной информации организации, каждому пользователю определен
личный пароль при входе в систему компьютера.
Рабочие места
секретаря и делопроизводителя находятся в приемной. В приемной находится 2
компьютера, 2 принтера, 1 факс, 1 сканер, 1 копировально-множительный аппарат.
Таким
образом, каждый компьютер подключается к серверу, что обеспечивает быструю
скорость передачи данных, высокую надежность (например, при повреждении, какого-либо
кабеля вся сеть продолжает работать).
2.3 Использование
автоматизированной системы информационного обеспечения «1С: Предприятие»
Система «1С: Предприятие» предназначена для
автоматизации управления и учета на предприятиях различных отраслей, видов
деятельности и типов финансирования, и включает в себя решения для
производственных предприятий (комплексное решение «1С: Управление
производственным предприятием 8»), торговых предприятий, продукты для ведения
бухгалтерского учета («1С: Бухгалтерия»), для учета в бюджетных организациях
расчета зарплаты и управления кадрами, разнообразные отраслевые и специализированные
решения, разработанные как самой фирмой «1С», так и ее партнерами.
Ключевым направлением развития системы программ
является развитие нового поколения управленческих и учетных решений на
технологической платформе «1С: Предприятие 8» и реализация в них мощной
функциональности, предназначенной для организации управления современным
предприятием.
Автоматизированная система «1С: Предприятие 8.0» в
ГТРК
«Дальневосточная»
содержит два прикладных решения:
– «Управление производственным предприятием»;
– «Зарплата и управление кадрами»: с данным
решением работает отдел по управлению персоналом (оформляется кадровая
документация, содержатся сведения о персонале, о его перемещении), расчетный
отдел бухгалтерии (содержатся сведения о заработной плате, выполняются
расчетные операции), составляются служебные записки и оформляются приказы о
работе в выходные дни и сверхурочное время.
«1C:
Управление производственным предприятием 8» является комплексным прикладным
решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном
предприятии. Решение позволяет организовать комплексную информационную систему,
соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и
обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
«1С: Управление
производственным предприятием 8» предоставляет:
– руководству предприятия и
управленцам,
отвечающим за развитие бизнеса, – широкие возможности анализа, планирования и
гибкого управления ресурсами компании для повышения ее конкурентоспособности;
– руководителям
подразделений, менеджерам и сотрудникам, непосредственно занимающимся производственной,
сбытовой, снабженческой и иной деятельностью по обеспечению процесса
производства, – инструменты, позволяющие повысить эффективность ежедневной
работы по своим направлениям;
– работникам учетных служб
предприятия –
средства для автоматизированного ведения учета в полном соответствии с
требованиями законодательства и корпоративными стандартами предприятия.
В настоящее
время специалисты отдела автоматизированных систем управления и канцелярии
осуществляют разработку «модуля управления документацией, который
рассчитан на автоматизацию делопроизводства.
2.4 Функциональные и
системно-технические требования к системе информационного обеспечения
Функциональные
и системно-технические требования ориентированы на соответствие предлагаемой
технологии государственным нормативным актам и корпоративным нормам ДОУ,
обеспечение удобства пользования системой, качественного и бесперебойного ее
функционирования.
Степень соответствия
разрабатываемого модуля «Управление документацией» заданным критериям отражена
в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Степень соответствия
разрабатываемого модуля «Управление документацией» заданным критериям
Критерий
|
Соответствие
разрабатываемого модуля «Управление документацией» критериям
|
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
|
1. Делопроизводственные
функции
|
1.1. Создание
документов (использование шаблонов документов).
|
+
|
1.2. Регистрация
документов.
|
+ –
|
1.3. Контроль
исполнения документов.
|
-
|
1.4. Информационно-справочная
работа (поиск регистрационной карточки).
|
+ –
|
1.5. Подготовка
статистических данных о документообороте.
|
+ –
|
1.6. Учет передачи
подлинников и копий документов.
|
-
|
1.7. Ведение
номенклатуры дел.
|
-
|
1.8. Списание
документов в дело.
|
-
|
1.9. Обеспечение
сохранности конфиденциальной информации.
|
-
|
1.10. Наличие
справочников-классификаторов.
|
+ –
|
1.11. Учет договорной
документации.
|
+
|
1.12. Хранение
нормативно-справочной информации по документообороту организации.
|
-
|
2. Организация
электронного архива
|
2.1. Ведение баз
данных.
|
+ –
|
2.2. Архивирование
документов.
|
+ –
|
2.3. Полно –
функциональный поиск.
|
-
|
2.4. Безопасность
хранения документов.
|
-
|
2.5. Организация
доступа к архиву.
|
+
|
3. Обеспечение задач
электронного документооборота:
|
3.1. Технология электронно-цифровой
подписи (ЭЦП).
|
+ –
|
3.2. Работа с
электронными файлами.
|
+ –
|
3.3. Средства
криптозащиты.
|
+ –
|
3.4. Регистрация
документов, поступивших по электронным каналам связи.
|
+ –
|
3.5. История работы с
документами.
|
+ –
|
3.6. Полнотекстовый и
атрибутивный поиск документов.
|
-
|
4. Управление
документооборотом:
|
4.1. Управление
потоками документов внутри организации.
|
-
|
4.2. Передача
документов на исполнение.
|
+ –
|
4.3. Контроль за
движения (передачи) документов.
|
-
|
4.4. Определение
местонахождения документов.
|
+
|
4.5. Контроль действий
пользователей.
|
-
|
4.6. Получение сводок
по документообороту.
|
+ –
|
4.7. Регулирование
доступа к регистрационным карточкам и файлам документов.
|
+ –
|
4.8. Маршрутизация
документов.
|
+
|
4.9. Согласование
документов.
|
+ –
|
4.10. Возможность
использования разных грифов доступа.
|
+
|
СИСТЕМНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
|
1. Программная
реализация
|
1.1. Технология клиент
– сервер.
|
+
|
1.2. Технология
интернет\интранет.
|
+
|
1.3. Наличие
электронной почты.
|
+
|
1.4. Наличие средств
разработки приложений.
|
+ –
|
1.5. Наличие средств
резервного копирования.
|
+ –
|
1.6. Наличие средств
сканирования документов.
|
+
|
1.7. Интеграция в
информационную среду организации.
|
+
|
1.8. Интерфейс,
взаимодействующий с другими программами (например, со средствами создания,
сканирования и распознавания документов
|
+ –
|
1.9. Удаленный доступ к
базам данных.
|
+
|
1.10. Протоколирование
действий в системе;
совместная работа над
документами
|
+ –
|
1.11. Территориально-распределенная
работа.
|
+
|
1.12. Использования
интерфейса для получения аналитико-статистической информации.
|
+ –
|
1.13. Возможность
интеграции в автоматизированную систему.
|
+
|
2. Эксплуатационные
требования
|
2.1. Надежность
автоматизированной системы.
|
-
|
2.2. Безопасность
системы.
|
+
|
2.3. Администрирование
системы.
|
+
|
2.4. Территориально-распределенная
работа системы.
|
+
|
2.5. Количество
одновременно работающих пользователей – до 100.
|
+
|
2.6. Средний объем
документопотока (в год) – до 700000.
|
-
|
3. Адаптационные
возможности
|
3.1. Простота и
удобство при внедрении системы.
|
+
|
3.2. Обучение
сотрудников организации.
|
+
|
3.3. Удобство настройки
системы.
|
+
|
3.4. Возможность
развития системы.
|
+
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|