скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование органов государственного управления по поддержке личных подсобных хозяйств

Для возобновления работы ГУП «Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа» было проведено ряд встреч с руководителем организации и разработан план основных действий. В настоящее время ГУП «Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа» разрабатывается бизнес-план развития ГУП «Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа». Проводится технико-экономический анализ состояний Агинского и Могойтуйского мясокомбинатов и работа с муниципальными образованиями округа по организации на местах муниципальных унитарных предприятий.

Комитету по труду администрации округа дано задание изучить все нормативные правовые акты, касающиеся вопросов занятости безработных граждан, изучить вопросы по налоговому законодательству, нормативные акты пенсионного Фонда. И на основании данных материалов разработать Положение о Координационном Совете по вопросам создания и функционирования новых рабочих мест в сфере личных подсобных хозяйств.

Федеральной службе государственной статистики по Агинскому Бурятскому автономному округу совместно с комитетом экономического развития и предпринимательства было поручено разработать форму статистической отчетности по учету движения поголовья скота хозяйств населения. Документ разработан и находится на стадии подписания.

Комитету экономического развития и предпринимательства администрации округа было дано задание разработать окружную целевую программу «Развитие личных подсобных хозяйств Агинского Бурятского автономного округа на 2005 - 2010 гг.», который подготовлен в проектом варианте.


4. Основные направления совершенствования деятельности органов государственного управления по поддержке личных подсобных хозяйств сельского населения в Агинском Бурятском автономном округе

4.1 Проблемы и приоритеты развития личных подсобных хозяйств в Агинском Бурятском автономном округе

Из проведенного анализа деятельности администрации Агинского Бурятского автономного округа по поддержке и развитию личных подсобных хозяйств за период с 1997 по 2004 гг. и выводов по разделу видно, что несмотря на определенную работу, проводимую окружной администрацией по государственной и муниципальной поддержке личных подсобных хозяйств в Агинском Бурятском автономном округе продолжает оставаться на низком уровне такие показатели как среднемесячная начисленная заработная плата, уровень среднедушевых денежных доходов населения, уровень занятости сельского населения.

В 2004 году в округе насчитывалось 16213 личных подсобных хозяйств. По данным обследования, проводимого комитетом государственной статистики по Агинскому Бурятскому автономному округу, среднедушевые денежные доходы в месяц составили в 2004 году 4175 рублей [26], что на 33,7 % меньше среднего уровня по Российской Федерации (6296 рублей) [25], на 37,8 % меньше уровня по Читинской области (6714 рублей). При этом наблюдается значительная дифференциация доходов между городским и сельским населением, особенно у низкодоходных групп населения. Более половины сельского населения имеет среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. Происходит углубление неравенства между доходами высокообеспеченных и низкодоходных групп населения, а также между доходами горожан и сельских жителей.

Уровень среднедушевых денежных доходов населения во многом зависит от таких факторов как заработная плата, пенсия, пособие, доходы от прочих видов деятельности (предпринимательская деятельность, доходы от личного подсобного хозяйства) и др.

В настоящее время в сельской местности, где денежные доходы крайне низкие, особенно заработная плата, доходы от личного подсобного хозяйства играют важную роль. Во многом жизненный уровень сельских жителей поддерживается благодаря личному подсобному хозяйству. Объемы собственного производства продуктов питания в сельской местности позволяют не только стабильно потреблять мясо, молоко, картофель, овощи, но и продавать их на рынке.

В частности, эта специфика округа подтверждается некоторыми данными всероссийской переписи населения 2002 года, когда доля лиц, указавших, что они получают доходы от ЛПХ, составили: по РФ – в целом 12,5 %; по Сибирскому ФО – 19,8 %; по Читинской области – 21,2 %; и по Агинскому Бурятскому автономному округу – 66,7 % (один из наивысших показателей среди российских регионов).

Как выше уже отмечалось, огромная роль в расчете среднедушевых денежных доходов принадлежит доходам от личного подсобного хозяйства.

В отличие от жителей Читинской области (да и большинства остальных российских регионов) население Агинского Бурятского автономного округа традиционно массово содержат личные подсобные хозяйства, но доходы которых официально статистикой не учитываются.

Комитетом экономического развития и предпринимательства администрации округа был проведен анализ по учету денежных доходов сельского населения, которые официально статистикой не учитываются (Таблица 4.1.1).

Из данных таблицы 4. 1. 1. видно, что только от реализации мяса население округа получило бы 149,5 млн.руб. доходов.

Кроме того, населением округа через Агинскую племенную службу было реализовано 137 тн шерсти на сумму 4,4 млн. руб. Через мясокомбинаты округа было реализовано 105,9 тн мяса. Через Дульдургинский молокозавод в 2004 году населением 5 сел (из 39) сдано молока 64 тн.


Таблица 4. 1. 1 – Количество выданных справок на реализацию мяса ветеринарно-санитарной экспертизой



2003 г.

2004 г.

гол.

тн

тыс.руб.

гол.

тн.

тыс.руб.


Выдано справок ветеринарно-санитарной экспертизой по Агинскому Бурятскому автономному округу на реализацию мяса на рынках и др:

1

КРС

10266

1724,7

86235

13263

2228,2

111409,2

2

овец

11406

228,1

7983,5

6689

133,8

4682,3

3

свиней

4201

294,1

20587

5371

375,9

26317,9

4

лошадей

508

96,5

4825

744

141,4

7068,0

5

Итого:


2343,4

119600


2879,3

149500


Оценочно, объём данных доходов, полученных владельцами ЛПХ округа только от реализации товарной продукции в 2004 г. достигает 154 млн. руб.

Таким образом, среднедушевые денежные доходы населения увеличились бы от реализации товарной продукции на 175,6 рублей: 154 млн.руб. / 73,3 тыс.человек / 12 месяцев = 175,6 руб.

Оценочно, если организовать приемные пункты по сбору молока в каждом населенном пункте округа, то можно выручить еще 150,8 млн.руб., что в суммарном выражении составят 172 рубля к среднедушевым денежным доходам.

Но в настоящее время в округе нет организации, которая закупала бы излишки сельскохозяйственной продукции у населения.

В то же время потенциальные возможности наращивания производства сельскохозяйственной продукции в личных подворьях используются далеко не в полной мере. Одной из основных причин, сдерживающих развитие производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах является отсутствие системы закупок излишков продукции в этой сфере производства. Владельцы личных подсобных хозяйств вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным перекупщикам на невыгодных условиях. Не используют свои возможности по закупкам сельскохозяйственной продукции структурные подразделения Облпотребсоюза и сельхозпредприятия округа.

В прошлом проблема реализации продукции личных подворий решалась в основном через потребительскую кооперацию и сельскохозяйственные предприятия. Сегодня более существенную роль в этом процессе играют частные перекупщики. В сложившейся ситуации наиболее эффективный путь решения данной проблемы - возрождение традиционных структур по закупкам сельскохозяйственной продукции у населения и создание новых.

В то же время владельцы личных подсобных хозяйств испытывают трудности в приобретении племенного молодняка и кормов, зооветеринарном обслуживании поголовья. Высокая стоимость племенных животных, низкие доходы селян привели к тому, что повсеместно наблюдается родственное скрещивание. Все это негативно отражается на продуктивности скота, ведет к ее снижению.

Проблемой развития личных подсобных хозяйств является слабая материально-техническая база. Не стимулируется деятельность органов местного самоуправления, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов по организации закупок продукции у населения.

Уровень средней заработной платы в округе по итогам 2004 г. составила 4052 руб. против 6828 по Российской Федерации и 6645,7 руб. по Читинской области, что на 40,7 % меньше Российского уровня и на 39 % меньше областного уровня.

Это также объясняется рядом объективных причин:

а) в структуре населения Российской Федерации, в том числе и Читинской области традиционно более высокооплачиваемое городское население составляет преобладающее большинство (73,4 % - РФ, 64 % - Читинская область) и лишь 26,6 % и 34 % приходится на сельских жителей, чья оплата труда в Российской Федерации ниже городской в 2,2 раза (3206 руб. и 7123 руб. соответственно).

В структуре же населения Агинского Бурятского автономного округа наоборот: низкооплачиваемое сельское население составляет 64 %, более высокооплачиваемое городское – лишь 36 %.

Несмотря на достигнутую стабилизацию в экономике региона, такие объективные факторы как трудные природно-климатические, ценовые и прочие условия региона не позволяют кардинально и в короткие сроки решить проблему высокой безработицы за счет традиционных методов - развития предприятий промышленности и сельского хозяйства. В 2004 году по Агинскому Бурятскому автономному округу численность безработных составила 12,2 % от экономически активного населения, по Российской Федерации - 8,5 % [21, 24].

Уровень зарегистрированной безработицы на селе выше, чем в целом по округу; причем фактическая сельская безработица в несколько раз превосходит зарегистрированную. Более половины сельского населения имеет среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. Между тем, наличие фактора незанятости значительной части населения оказывает существенное негативное воздействие на рост социальной напряженности, снижение материального положения людей, отток жителей из сельской местности и, в целом, на снижение количества и качества трудового ресурсного потенциала округа.

В то же время, как выше уже отмечалось, согласно ст.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [7] трудозанятыми считаются также и физические лица, самостоятельно обеспечивающие себя хозяйственной деятельностью, занятые в подсобных промыслах и реализующие его продукцию в соответствии с заключенными договорами, выполняющие иные работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных, потребительских кооперативов (артелей).

Острота проблем занятости и доходов сельского населения обусловливает принятие ряда мер по их решению на федеральном и региональном уровнях, следует разработать новую организационно-правовую систему по созданию новых рабочих мест в сфере личных подсобных хозяйств, для того чтобы можно было засчитывать трудовой стаж, что впоследствии обеспечит им право получения минимальной социальной пенсии.

Положение личных подсобных хозяйств будет улучшено при комплексном подходе к решению их проблем. Для поддержки личных подсобных хозяйств со стороны администрации округа будут использованы разные меры. Одним из направлений данных мероприятий является субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на закупку и переработку сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, лизинговое обеспечение населения техникой, кооперация владельцев личных подсобных хозяйств и совершенствование их взаимоотношений с коллективными сельскохозяйственными предприятиями на договорной основе и др.

Также необходимо принять окружную целевую программу развития личных подсобных хозяйств Агинского Бурятского автономного округа на 2005 – 2010 гг., в которой предусмотрены меры государственной поддержки, льготное кредитование, в том числе выделение по лизингу техники и племенного скота, дотирование производимой продукции, развитие всех форм кооперации, организацию сервисной системы, интеграцию подворий с другими партнерами в сфере производства и сбыта продукции и т.д.

4.2 Проект программы развития личных подсобных хозяйств Агинского Бурятского автономного округа на 2005 – 2010 гг. и предложения по совершенствованию деятельности органов государственного управления по поддержке личных подсобных хозяйств сельского населения


Для дальнейшего развития личных подсобных хозяйств сельского населения предлагается принятие программы развития личных подсобных хозяйств Агинского Бурятского автономного округа на 2005 – 2010 гг. (Приложение А).

Так, в целях оптимизации в сфере материально-технических поставок и предоставления технологических, денежно-кредитных, селекционно-племенных, воспроизводственных и прочих востребованных услуг личным подсобным хозяйствам, а также заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой владельцами ЛПХ округа предлагается организовать на территории округа холдинговую систему (Приложение Б). Автором принято участие в разработке структуры и функции участников холдинговой системы. Также разработано положение о системе холдингового типа в сфере обслуживания и реализации продукции ЛПХ. Данное положение в настоящее время находится на согласовании в правовом комитете администрации округа.

Также одним из основных пунктов программы, касающееся повышения официальной занятости и доходов безработных владельцев ЛПХ является создание новой организационно-правовой системы, которая заключается, на первом этапе, в создании в каждом муниципальном образовании муниципальных унитарных предприятий (МУП). На втором этапе владельцы ЛПХ – безработные – продают в собственность скот (КРС) в кредит по договору купли-продажи (МУП).

Владелец личного подсобного хозяйства, заключив гражданско-правовой договор (договор на выполнение работ животноводческой продукции) официально занимается откормом сельскохозяйственных животных, принадлежащих МУП, и будет официально считаться занятым.

Фактически реализацией продукции может заниматься сам владелец личного подсобного хозяйства, либо МУП по максимально возможной цене.

Реализованная МУП-ом продукция согласно гражданско-правового договора идет на оплату за труд, а отчисления в пенсионный Фонд РФ в размере 10,3 % выплачивается за счет дотаций на создание одного рабочего места. Дотацию на создание одного рабочего места планируется ввести с 2005 года, для чего необходимо комитетом экономического развития и предпринимательства администрации округа разработать Положение о выделении дотации на создание одного рабочего места и включить в окружную целевую программу «Развитие личных подсобных хозяйств в Агинском Бурятском автономном округе на 2005 - 2010 гг.».

Для решения всех вопросов по созданию и функционированию новых рабочих мест в сфере личных подсобных хозяйств сельского населения предлагается создать координационный Совет по вопросам создания и функционирования новых рабочих мест в сфере личных подсобных хозяйств сельского населения (Приложение В) и разработать Положение о координационном Совете по вопросам создания и функционирования новых рабочих мест в сфере личных подсобных хозяйств сельского населения (Приложение В).

Кроме того, программой предусматривается совершенствование работы районных потребительских обществ по предоставлению услуг ЛПХ (возобновление сети магазинов, которые будут принимать продукцию, выращенную в ЛПХ, в обмен на эти деньги будут покупать продукты; заготовка и реализация сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений и др.).

Существенным моментом в программе является организация сборов, приемки, хранения, переработки молока. В каждом населенном пункте планируется открыть приемные пункты молока. За каждый литр сданного молока будет выплачиваться дотация в сумме 2 руб.

По-новому будет разработан механизм дотирования за мясо, сданное в мясокомбинаты и другие закупочные организации. По новой схеме сумма дотации будет перечисляться в администрации муниципальных образований, а не в мясокомбинаты.

Также программой, для решения проблемы по учету денежных доходов от реализации сельхозпродукции населением предусматриваются следующие меры.

Доходы от продажи сельскохозяйственной продукции ЛПХ учитываются и фиксируются по форме статистической отчетности «Баланс денежных доходов и расходов населения»: стр. I. 4. 1. Выдачи денежных средств из касс банков на закупку сельскохозяйственных продуктов у населения.

По этой строке по запросу территориального органа федеральной службы государственной статистики по Агинскому Бурятскому автономному округу отчитываются все банки, внебюджетные фонды, налоговая инспекция и другие организации, через которых возможно прохождение денежных средств на закупку сельхозпродукции у населения. Проблема заключается в том, что не организована система закупок сельхозпродукции у населения, нет организации, которая может закупить сельскохозяйственную продукцию у населения через расчетный счет.

Для решения данной проблемы автором работы предлагается внедрить холдинговую систему и определить организацию, которая будет осуществлять закуп сельхозпродукции (мясо, шерсть, молоко, шкуры, овощи, картофель) у населения – Государственное унитарное предприятие (ГУП) "Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа ".

Основной механизм закупа сельхозпродукции, взаимодействия заинтересованных структур отработан (приложение А). Автором разработан порядок учета и отчетности и согласован с федеральной службой государственной статистики по Агинскому Бурятскому автономному округу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.