Совершенствование структуры управления ОАО «Авиаагрегат». Организационный инжиринг ОАО «Авиаагрегат»
p> Производство продукции для Министерства путей сообщения
выделяется в дочернее предприятие (ЗАО «СБЕ-3») как и СБЕ-2 полностью
стратегически подконтрольное головному предприятию, но осуществляющее
самостоятельную маркетинговую, производственно-экономическую и
инвестиционную деятельность на российском и зарубежном рынках изделий для
железнодорожного транспорта. Основной эффект от перехода на предлагаемую структуру
управления связан с дивизиональным развитием производств различного
профиля, обеспечивающим: . эффективное стратегическое позиционирование и специализация на российском и международном рынках не связанных между собой производств продукции (реальная производственная дифференциация, торговая марка); . возможность реальной оценки уровня прибыльности каждого из производств; . проведение активного клиенто-ориентированного маркетинга; . снижение общей потребности компании в запасах материальных ресурсов; . реальную мотивацию управленческого персонала на эффективное развитие производства; . привлечение внешних инвесторов для модернизации, реконструкции и расширения производства каждой отдельной СБЕ компании; . общее повышение капитализации диверсифицированной компании и инвестиционной привлекательности. Второй вариант предлагаемой новой организационно-
управленческой структуры ОАО «Авиагрегат» - «Многопрофильная корпорация-
отраслевой холдинг» (см. рис.3.6.) базируется на достаточно амбициозной
стратегии развития предприятия как крупной корпорации международного
уровня. Основное отличие рассматриваемого варианта от первого варианта
формирования «Диверсифицированной компании» состоит в выделении управляющих
функций бизнес-системы ОАО «Авиаагрегат» в специально создаваемую
управляющую компанию (УК), являющуюся держателем контрольных пакетов акций
прочих бизнес-единиц корпорации. Фактически создается вертикально
интегрированный отраслевой холдинг. Рис.3.6. Укрупненная принципиальная организационно-управленческая структура ОАО «Авиагрегат» - «Многопрофильная корпорация-отраслевой холдинг» При этом имеется в виду, что фактически на российском и международном
рынках конкурируют не отдельные продукты, а корпорации, представляющие эти
продукты. Неудачи в одной стратегической области бизнеса должны
компенсироваться успехами в других и не приводить к разрушению корпорации в
целом. Следует также принимать во внимание, что предприятия
авиапромышленного комплекса России вынуждены конкурировать на рынке с
международными корпорациями. Не с производственными площадками и
исследовательскими институтами, а комплексными бизнес-системами,
обеспечивающими выполнение всех, без исключения, бизнес-функций,
необходимых для лидерства в конкурентной борьбе. Победить в конкурентной борьбе с такими соперниками можно только одним
путем - создав более эффективную и полноценную бизнес-систему: с единым
центром принятия стратегических решений, общим видением будущего,
сбалансированной системой целей, эффективной организационной структурой и
ключевыми бизнес-процессами. Такой подход требует специализировать функции управления корпорацией
для повышения качества принимаемых стратегических и инвестиционных
решений, а также повышение прозрачности холдинга и предприятий для
инвесторов и акционеров. Дополнительными факторами повышения капитализации
для создаваемого отраслевого холдинга являются повышение уровня
вертикальной интеграции, увеличение выручки и снижение затрат, возможности
привлечения сторонних средств и приобретение других экономически
привлекательных предприятий и других бизнес-активов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Хорошо спроектированная организационная структура с течением
времени начинает становиться неадекватной внешней и внутренней среде.
Потеря адекватности организационной структуры происходит вследствие
эволюции внутренней и внешней среды. Последняя, будучи гибкой и динамичной,
меняется постоянно. Организационная же структура является административной
фиксацией и формализацией отношений, дает прозрачность и четкость, однако,
в ущерб гибкости и динамичности. В результате изменения организационной
структуры происходят не непрерывно, а периодически, в дискретном режиме. 2. Одна из основных особенностей управления ОАО «Авиаагрегат» состоит в том, что фактически многопрофильное предприятие по структуре управления в настоящее время ориентировано на централизованное управление разнородными производствами и на общее производственно- технологическое развитие всей бизнес-системы. Управление реализуется персоналом предприятия при наличии
достаточно широкого совмещения функций управления, в ряде случаев формально
не закрепленных за отдельными подразделениями (стратегическое планирование
и управление, финансовый менеджмент, маркетинг отдельных видов военной и
гражданской продукции и др.). В целом действующая в настоящее время организационно-функциональная
структура управления ОАО «Авиаагрегат» представляет собой вертикально
управляемый производственно-экономический комплекс с преимущественно
производственным уклоном и существенными функциональными разрывами при
фактическом управлении многопрофильным изготовлением и реализацией
продукции для различных секторов рынка. 3. Современные подходы к повышению эффективности управления ОАО
«Авиаагрегат» связаны с необходимостью обосновать особенности
функционирования предприятия как «бизнес-система». В настоящей работе показано, что бизнес-система ОАО «Авиаагрегат»–
это совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию поставленных
финансово-хозяйственных и других целей, преимущественно коммерческой
направленности. В этой связи важно осуществить анализ реальных бизнес-
процессов ОАО и дать обоснование принципиальных подходов к реинжинирингу
(перепроектированию) управления предприятием для повышения эффективности
его функционирования целом. 4. РЕАЛЬНО АПРОБИРОВАННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРЕДПРИяТИИ ОСНОВАНЫ
НА ВЗАИМОСВяЗИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИя И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРУКТУРЫ БИЗНЕС-
СИСТЕМЫ. ДЛя ОАО «АВИААГРЕГАТ» ЦЕЛЕСООБРАЗЕН ИЗВЕСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИя БИЗНЕС-СИСТЕМ, БАЗИРУЮЩИЙСя НА МАРКЕТИНГОВОМ УПРАВЛЕНИИ. ОСНОВНАя
ИДЕя МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИя КАК СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ И
ВНЕДРЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРЕДПРИяТИИ СОСТОИТ В ПРИОРИТЕТЕ РЫНОчНЫХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НАД ВНУТРИФИРМЕННЫМИ. Сложившаяся система управления ОАО «Авиаагрегат» имеет
преимущественно функциональную направленность. Однако в современных
условиях этот подход к управлению оказывается по ряду причин неэффективным,
т.к. функционально-ориентированная организация не стимулирует
заинтересованности работающих в конечном результате, а обмен информацией
между различными подразделениями сильно усложнен, что приводит к большим
накладным расходам, длительным срокам выработки управленческих решений. 5. Рассматривая развитие бизнес-системы ОАО «Авиаагрегат»
как реализацию комплекса взаимосвязанных задач, направленных на создание
или изменение ее базовых бизнес-процессов, предложено использовать
концептуальную модель процессно-ориентированного управления ОАО
«Авиагрегат». С ТОчКИ ЗРЕНИя БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРЕДПРИяТИЕ ПРЕДСТАВЛяЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРАя яВЛяЕТСя ДОСТАТОчНО ПОЛНЫМ, ДИНАМИчНЫМ
ОТОБРАЖЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИя. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИя
ВЫДЕЛяЮТ чЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.
1) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЕСПЕчИВАЮЩИЕ – ПЕРВЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВяЗАНЫ С
РАЗРАБОТКОЙ, ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ВТОРЫЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЛИяЮТ НА НОМИНАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ ПОТОКИ. ЭТИ
ПРОЦЕССЫ яВЛяЮТСя ОСНОВНОЙ СОСТАВНОЙ чАСТЬЮ ЦЕПОчКИ СОЗДАНИя БЛАГ, ВКЛЮчАя
ИССЛЕДОВАНИя И РАЗРАБОТКИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОИЗВОДСТВО, МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИчЕСКОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ.
2) АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНчЕСКИЕ – СЛУЖАТ ДЛя УПРАВЛЕНИя УКАЗАННЫМИ ВЫШЕ
ПРОЦЕССАМИ.
3) ОТНОСяЩИЕСя К СЛОЖНЫМ ПРОБЛЕМАМ – ИМЕЮТ КЛЮчЕВОЙ СТРАТЕГИчЕСКИЙ
ХАРАКТЕР, В чАСТНОСТИ ПРОЦЕССЫ РОСТА И ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА,
РАСПРЕДЕЛЕНИя РЕСУРСОВ. ПОД ПРОБЛЕМОЙ В ДАННОМ СЛУчАЕ ПОНИМАЕТСя
МАТЕРИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛяЕТ
СПЕЦИФИКУ ПРОТЕКАНИя ПРОЦЕССА.
4) МЕТАПРОЦЕССЫ – КАТЕГОРИя БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРяДКА, ВКЛЮчАЮЩАя, НАПРИМЕР,
ОБУчЕНИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ, КОММУНИКАЦИИ. ВЫДЕЛЕННЫЕ ТИПЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДЛОЖЕНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ОСНОВНЫЕ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ – ЭТО ПРОЦЕССЫ, СОЗДАЮЩИЕ НОВОЕ КАчЕСТВО ДЛя
КЛИЕНТА ИЛИ СУБЪЕКТА БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ – ЭТО ПРОЦЕССЫ, ИМЕЮЩИЕ ТОЛЬКО
ВНУТРЕННИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ФОРМИРУЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ, Т.Е., ПО
СУТИ ДЕЛА, ОНИ яВЛяЮТСя ПОДДЕРЖИВАЮЩИМИ ДЛя ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ОТРАЖАЮТ КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. 6. Для ОАО «Авиаагрегат» рекомендован стратегический тип
менеджмента как наиболее соответствующий общей стратегии развития
предприятия и его проникновения на новые рынки. Реализация
рекомендованного типа управления прямо зависит от организационно-
управленческой структуры, под которой понимается деление предприятия на
самостоятельные (юридические лица) или относительно самостоятельные
подразделения. Целесообразно структурировать персонал ОАО не по функциональным,
предметным или другим признакам, а с учетом тех бизнес-процессов, в
которых они реально принимают участие. Формирование системы управления ОАО требует перепроектирования
структуры самой бизнес-системы предприятия с выделением основных и
вспомогательных бизнес-процессов. При этом обоснованные стратегии, цели,
задачи и формы взаимодействия с внешней средой являются основой для
определения бизнес-процессов предприятия. Предложено рассматривать два основных типа бизнес-процессов в
зависимости от их содержания. . ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЕСПЕчИВАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ - яВЛяЮТСя ОСНОВНОЙ СОСТАВНОЙ чАСТЬЮ ЦЕПОчКИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ, ВКЛЮчАя ИССЛЕДОВАНИя И РАЗРАБОТКИ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИчЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИчЕСКОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ. . АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНчЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЛИ УПРАВЛяЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ СЛУЖАТ ДЛя УПРАВЛЕНИя УКАЗАННЫМИ ВЫШЕ ПРОЦЕССАМИ (УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИя, ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГОВАя ДЕяТЕЛЬНОСТЬ И ДР.). 7.ИССЛЕДОВАНИя ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОАО «АВИААГРЕГАТ»
ПОЗВОЛИЛИ ПРЕДЛОЖИТЬ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ ПРЕДПРИяТИя, ПРЕДСТАВЛяЮЩУЮ
СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, В КАЖДОМ ИЗ КОТОРЫХ СОТРУДНИКИ яВЛяЮТСя
УчАСТНИКАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, ОБЪЕДИНяЕМЫМИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ
ПРИЗНАКУ. Выделенные в качестве основных бизнес-процессы в дальнейшем потребуют
конкретной регламентации деятельностей и функций, необходимых для
достижения целей данного бизнес-процесса. Результатом анализа общей
совокупности деятельностей и функций бизнес-системы является ее
декомпозиция, что служит предпосылкой для процедуры синтеза и конкретизации
видов деятельностей внутри каждого бизнес-процесса. Наибольший эффект детальная регламентация бизнес-процессов даст для
ОАО в том случае, если задача формирования системы управления бизнесом
будет непосредственно увязываться с задачей проектирования информационно-
компьютерной системы управления предприятием (корпоративная информационно-
управляющая система – КИУС). 8. НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА СОСТОяНИя, СТРАТЕГИчЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И
ЗАДАч РАЗВИТИя ОАО «АВИААГРЕГАТ», А ТАКЖЕ ВЫДЕЛЕНИя ЕГО ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-
ПРОЦЕССОВ, УКРУПНЕННО ПРЕДЛОЖЕНО ДВА ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ВАРИАНТА НОВОЙ
СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИя ПРЕДПРИяТИЕМ. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ПРЕДЛАГАЕМОЙ НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНчЕСКОЙ
СТРУКТУРЫ ОАО «АВИАГРЕГАТ» - «ДИВЕРСИФИЦИРОВАННАя КОМПАНИя» БАЗИРУЕТСя НА
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИя ПРЕДПРИяТИя КАК ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КРУПНОЙ КОМПАНИИ
РОССИЙСКОГО УРОВНя. ДЕЙСТВУЮЩИЙ БИЗНЕС ПРЕДЛАГАЕТСя РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИчЕСКИЕ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ (ЦЕНТРЫ ПОЛУчЕНИя
ПРИБЫЛИ): . ОАО «Авиаагрегат» как головное предприятие компании, специализирующееся на стратегическом управлении всей компанией и, одновременно, осуществляющее производство продукции для авиационной промышленности оборонного и гражданского профиля. . Производство продукции для автомобильной промышленности выделяется в 100% дочернее предприятие ОАО «Авиаагрегат» (ЗАО «СБЕ-2»), осуществляющее самостоятельную маркетинговую, производственно- экономическую и инвестиционную деятельность на российском и зарубежном рынках автокомпонентов. . Производство продукции для Министерства путей сообщения выделяется в 100% дочернее предприятие ОАО «Авиаагрегат» (ЗАО «СБЕ-3»), осуществляющее самостоятельную маркетинговую, производственно- экономическую и инвестиционную деятельность на российском и зарубежном рынках изделий для железнодорожного транспорта. Основной эффект от перехода на предлагаемую структуру
управления связан с дивизиональным развитием производств различного
профиля обеспечивающим: . эффективное стратегическое позиционирование и специализация на российском и международном рынках не связанных между собой производств продукции (реальная производственная дифференциация, торговая марка); . возможность реальной оценки уровня прибыльности каждого из производств; . проведение активного клиенто-ориентированного маркетинга; . снижение общей потребности компании в запасах материальных ресурсов; . реальную мотивацию управленческого персонала на эффективное развитие производства; . привлечение внешних инвесторов для модернизации, реконструкции и расширения производства каждой отдельной СБЕ компании; . общее повышение капитализации диверсифицированной компании и инвестиционной привлекательности. Второй вариант предлагаемой новой организационно-
управленческой структуры ОАО «Авиагрегат» - «Многопрофильная корпорация-
отраслевой холдинг» базируется на амбициозной стратегии развития
предприятия как крупной корпорации международного уровня. Управляющие функции бизнес-системы ОАО «Авиаагрегат» выделяются
в специально создаваемую управляющую компанию (УК), являющуюся держателем
контрольных пакетов акций прочих бизнес-единиц корпорации. Фактически
предлагается создание вертикально интегрированного отраслевого холдинга. При этом имеется в виду, что фактически на российском и
международном рынках конкурируют не отдельные продукты, а корпорации,
представляющие эти продукты. Следует также принимать во внимание, что
предприятия авиапромышленного комплекса России вынуждены конкурировать на
рынке с международными корпорациями. Не с производственными структурами и
исследовательскими институтами, а комплексными бизнес-системами,
обеспечивающими выполнение всех, без исключения, бизнес-функций,
необходимых для лидерства в международной конкурентной борьбе. Такой подход требует специализировать функции управления
корпорацией для повышения качества принимаемых стратегических и
инвестиционных решений, а также повышение прозрачности холдинга и его
предприятий для инвесторов и акционеров. 9. Особенностью предложенных подходов к перепроектированию
организационно-функциональных структур управления ОАО «Авиаагрегат»
является переход от жестко функциональной «механической» структуры
управления, которая ориентирована преимущественно на реализацию
производственных функций предприятия, к реализации бизнес-процессов
предприятия через те или иные конкретные функции управления всей
производственно-экономической системой фирмы. В этом смысле предложенные принципиальные схемы организационно-
функциональной структуры ОАО носят более «органический» характер и
позволяют предприятию получить необходимые эффекты для перехода к
эффективному функционированию в жестко конкурентной экономической среде. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бочкарев А. Лоскутная автоматизация// Эксперт – 1998 - № 27-28 – С. 38- 39. 2. Бочкарев А. Отрицание бизнес-плана// Эксперт – 1998 - № 23 – С. 28-30 3. Громов А.И., Каменнова М.С., Старыгин А. Управление бизнес-процессами на основе технологии Workflow.// Открытые системы.-1997.-№1.-с.35-41. 4. Ивлев В.А., Каменнова М.С., Попова Т.В. Методологический подход к реорганизации деятельности предприятия// Открытые системы – 1996-№2. –С. 67-69. 5. Ивлев В.А., Попова Т.В. Построение бизнес-системы// Компьютер ПРЕСС – 1996-№6 – с. 84-90 6. Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг. Учебное пособие – М.: «Издательство ПРИОР». 1999-256с. 7. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М. Инфра-М, 1996. 8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2000 – 480 с. 9. Ойхман Е.Г., Попова Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии – М.: Финансы и статистика, 1997-336 с.: ил. 10. Рапопорт Б.М., Скубченко А.И. Инжиниринг и моделирование бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС».- 2001 г. – 240 с. 11. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес- процессов/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д Эриашвилли – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.-224 с. 12. Рюли Э., Шмидт С.Л. Исследование стратегических процессов в организации// Проблемы теории и практики управления.-2000.-№5.-С.99- 104. 13. Системный подход к организации управления/ Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. – М.: Экономика, 1983 – 224 с. 14. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебное пособие для вузов.-М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 240 с. 15. Уткин Э.А. Бизнес – реинжиниринг. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.-224 с. 16. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с агнгл. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1997-332 с. 17. Хорвал П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием// Проблемы теории и практики управления.-2000.- №4.-С.19-25. 18. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учеб. пособие, изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на- Дону: МарТ, 2000, 537 с. 19. Стивенсон В. Управление производством. / Пер. с англ. Под общ. ред. Ю.В. Шленова. – М.: БИНОМ, 1998, 928 с. 20. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999, 392 с. 21. Экономика предприятия. Учебник / под ред. Горфинкеля В.Я. и Швандара В.А. – М.: ЮНИТИ, 2000, 718 с. 22. Дихтль Е., Хершген Х. .Практический маркетинг: Учеб. пособие. / Пер. с нем. А.М. Макарова., под ред. И.С.Минко. – М.: Высш. школа, 1995, 255 с. 23. Котлер Ф. Основы маркетинга. / пер. с англ. Боброва В.Б. – С-Пб.: Коруна, 1994, 698с. 24. Лекомцев С. Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии. // Практический маркетинг, №4, 2000, с. 35-38 25. Шиповская Т.А. Товарный портфель предприятия: пути повышения эффективности // Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов. – Ч.2., 2000, с.141-143 26. Колесников Д.П. Модель эффективного управления товарным ассортиментом предприятия // Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов. – Ч.2., 2000, с. 34-36 27. Чечин Н.А., Чупрынов Б.П. Формирование производственной программы с учетом удовлетворения спроса и использования ресурсов предприятия. // Вестник СГЭА, №2-3, 2001, с.56-62 28. Игнатьев В.Н. Оценка конкурентоспособности товаров // Инновации, №6, 2001, с.37-39 29. Чупрынов Б.П. Методы оптимизации в экономике. 2-е ч.: Учеб. пособие. – Самара: СГЭА, 2000, 112с. 30. Попова Ю.Ф., Соренсен Олав Юл Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях // Практический маркетинг, №2, 2001, с. 46-52 31. Ивахник Д.Е., Григорьева В.З Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений // Маркетинг в России и за рубежом, №1, 1999, с. 20-29 32. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Экономика, 1995,167 с. 33. Хенкин М.А.,Зайцев В.В. Концептуальная модель процессно- ориентированного управления фирмой в кризисных условиях.Межвуз. сб. «Естествознание.Экономика. Управление», вып.3, том 2, СГАУ, СамараЮ 2002, с.18-22. 34. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: «Ось- 89», 1998, 80 с. 35. Маркетинг: Учебник / А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996, 560 с. 36. Практическое руководство по маркетинговой деятельности на предприятии./И.Е. Самусенко, Р.А. Логов и др.; Под ред. К.С. Гаврилова - М.: изд-во МГУ, 63 с. 37. Управление машиностроительным предприятием: Учеб. для машиностроительных спец. Вузов / С.В. Смирнов, С.Н. Ефимушкин, А.А. Колобов и др., Под ред. С.Г. Пуртова, С.В. Смирнова. - М.: Высш. шк., 1989, 240 с. 38. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: сокр. Пер. с англ./Под ред. С.Г. Солодова. - М.: Экономика, 1993, 340 с. 39. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999, 416 с. 40. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Издательство "Финпресс", 1998, 192 с. 41. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: "Дело", 1992, 702 с. 42. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА- М, 1999, 669 с. 43. http://www.aviaport.ru/news/Industry/ - характеристика авиационной промышленности. -----------------------
[1] Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в
бизнесе. Пер. с англ.- СПб.:Изд-во С.- Петербургского университета, 1997.-
с.63.
Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с англ.-
М.: Просветитель, 1999.- с.19.
Davenport T.H. Business Innovation, Reengineering Work through Information
Technology. Boston: Harvard Business School Press, 1993.
Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса:реинжиниринг организаций и
информационные технологии. М.: Финансы и статистика, , 1997,
[2] Гончарук В.А. Развитие предприятия.-М.: Дело, 2000.-208 с.
Экономическая стратегия фирмы. Учебн. пособ. Под ред. Градова А.П.СПб,
Изд-во «Специальная лит-ра», 1995. 411 с.
[3] Клейнер Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде:
риски, стратегии, безопасность/Под общ. ред.С.А.Панова.- М.:ОАО «Изд-во
«Экономика», 1997. – 288 с. [4] Хакен Г. Синергетика. Пер. с англ. М.:Мир, 1980. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. Пер. с
англ. М.:Мир, 1979. [5] Маленков Ю.А. Проблемы многоцелевого развития сложных производственных
систем. Л.:Изд-во Ленингр.ун-та, 1986, - 236 с.
Пригожин А.И. Организации: системы и люди.-М.:Политиздат, 1983.
Мильнер Б.З. Теория организации:Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ИНФРА-
М, 2000, 480 с. [6] Математическое моделирование: методы описания и исследования сложных систем. Под ред. А.А.Самарского, М.:Наука, 1989 – 271 с. Андрющенко М.Н. и др. Философские основы моделирования сложных систем
управления//Системный подход в технических науках ( методологические
основы): Сб. научн. трудов, Л.:1999.
[7] Кораблин М.А. Конструирование динамических взаимодействий в объектно-
ориентированных системах//Программирование, 1990, №6, с.97-102.
[8] Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. Пер. с англ.
М.: Финансы и статистика, 1981.
[9] Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в
бизнесе. Пер. с англ.- СПб.:Изд-во С.- Петербургского университета, 1997.-
с.63.
[10] Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с
англ.- М.: Просветитель, 1999.- с.19.
[11] Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учеб. пособ. – М.:
«Изд-во ПРИОР», 1999 – 256 с.
[12] Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в
бизнесе. Пер. с англ.- СПб.:Изд-во С.- Петербургского университета, 1997.-
332 с. [13] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.- СПб.: «Изд-во «Питер», 1999
– 416 с.
[14] Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и
консультантам по управлению. Учеб. пособ. – М.: Дело, 1999 – 496 с.
[15] Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учеб. пособ. – М.:
«Изд-во ПРИОР», 1999 – 256 с. [16] Кораблин М.А., Зайцев Я.В. Информационные технологии управления бизнес-
процессами//Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы. Сб.научн.
трудов, 4 вып., Самара, 2000, с. 211-215.
[17] Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. М.: Ассоциация авторов и издателей
«ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998, 224 с.
[18] Тренев Н.Н. Предприятие и его структура:
Диагностика.Управление.Оздоровление. Учеб.пособ. для вузов.-М.: «Изд-во
«ПРИОР», 2000, 240 с.
Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты. – СПб.:Питер, 2001,
512 с.
[19] Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с
англ.- М.: Просветитель, 1999.- с.19.
Громов А.И., Каменнова М.С., Старыгин А.Н. Создание корпоративного
электронного архива и реорганизация бизнес-процедур компании// СУБД.-1995.-
№3.- С. 84-94.
Системный подход к организации управления/ Мильнер Б.З.,Евенко Л.И.,
Рапопорт В.С.-М.:Экономика,1983-224 с. [20] Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учебн. пособ.-М.:
«Изд-во ПРИОР»,1999 –256 с.
Ойхман Е.Г.,Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и
информационных технологий.-М.:Финансы и статистика, 1997-336 с.
Бирюков В. И др. Мы наш, мы новый мир построим...На смену планирующим ERP-
системам приходят системы, комплексно управляющие ресурсами и проектами
предприятий// РС WEEK/RE №37, 9 октября 2001, с.33.
Харрингтон Д., Эсселинг К.С., Ван Нимвеген Х. Оптимизация бизнес-процессов.
Документирование, Анализ, Управление, Оптимизация. СПб.Изд-во «Азбука».
Смирнов Э.А. Теория организации. Учеб. Пособ. –М.:ИНФРА-М, 2000.-248 с.
[21] Хенкин М.А., Зайцев В.В. Концептуальная модель процессно-
ориентированного управления фирмой в кризисных условиях.- Межвуз. Сб.
Научн. Работ «Естесвознание. Экономика. Управление», вып.3, том 2, с.18-22.
[22] Тренев Н.Н. Предприятие и его структура:
Диагностика.Управление.Оздоровление: Учеб.пособ. для вузов.-М.: «Изд-во
«ПРИОР», 2000, 240 с. [23] Kock N.F., McQueen R.J.Product flow, breadth and complexity of
business processes. An empirical study of 15 business processes in three
organizations// Business Process Re-engineering & Management Journal,-1996,
Vol.2-#2-pp.8-22.
[24] Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. М.: Ассоциация авторов и издателей
«ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998, 224 с. [25] Егорова Л.Г. Еще раз о «процессном подходе»//Сертификация, №3, 2001,
с.15-19.
[26] Kock N.F., McQueen R.J.Product flow, breadth and complexity of
business processes. An empirical study of 15 business processes in three
organizations// Business Process Re-engineering & Management Journal,-1996,
Vol.2-#2-pp.8-22.
Pandya K., Karlsson A.,Sega S.,Carrie A. Towards the manufacturing
enterprises of the future//International Journal of Operations&Production
Management, -1997, Vol.17-#5-pp.502-521.
[27] Громов А.И. и др. Управление бизнес-процессами на основе технологии
Workflow//Открытые системы-1997,№1, с.35-41.
Ивлев В.А., Попова Т.В. Построение бизнес-системы//Компьютер ПРЕСС, 1996,
№6, с.84-90.
[28] Ellis C., Wainer B. Goal-based model of collaborations// Collaborating
Computing, – 1994, Vol. 1. – N 1. – p.63.
[29] Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя:
пер. с англ. – М.: ДМК, 2000-432 с.
[30] Клейнер Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде:
риски, стратегии, безопасность.- М.:ОАО «Изд-во «Экономика», 1997, 288 с.
[31] Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг.Учебн.пособ.-М.: «Изд-
во ПРИОР», 1999, 256 с. Харрингтон Д., Эсселинг К.С., Ван Нимвеген Х. Оптимизация бизнес-
процессов:документирование, анализ, управление, оптимизация. СПб, Изд-во
«Азбука», 2002.-470 с. Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. Серия «
Реинжиниринг бизнеса».-М.: СИНТЕГ, 2000.-212 с.
[32] Ансофф И.Х. Стратегическое управление.-М.:Экономика, 1989. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. –
М.: ИНФРА-М, 2000.-480 с. Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учебн. пособ.-М.: «Изд-
во ПРИОР»,1999, 256 с.
-----------------------
Упр-ние стратег. развитием, планир-е Ответственность за принятые решения Ответственность за принятые решения, в т.ч. материальная Правовая среда Вовлеченность персонала в производство Экономические права подразделений Экономические права подразделений Топливно-энергетическая база функционирования Организационно-управленческие структурные изменения Делегирование полномочий Управление бизнес-процессами Оперативное принятие решений Аккумулирование опыта Согласование интересов[pic] Сложная динамическая среда Интенсивность производственно-экономических структурных сдвигов Упр-ние фин-ми и матер-ми потоками Упр-ние маркет-й деятельно-стью Разработка техничес-ких заданий Проекти-рование технологий и продуктов Базовые продуктивные бизнес-процессы Управляющие бизнес-процессы III.Система управления бизнес-процессами II.Форма бизнес-системы I.Стратегия развития фирмы как бизнес-системы Управле-ние человечес-кими ресурсами Управле-ние информац.ресурсами и техноло-гиями Поставка исходных материалов на производ-ственные нужды Вспомога-тельное производ-ство Поставка продукциипотребите-лям Стратегич.планирова-ние и управле-ние Управле-ние финан-совыми потоками и инвест. проектами Управл. внешн. связями и маркетин-говой деятельно-стью Проекти-рование технологий и продуктов Динамика инвестиций, фондовооружен-ности и производи- тельности труда Базовые понятия, характеризующие процесс функционирования фирмы Циклы развития фирмы Вещественные, энергетические и информационные связи фирмы Минерально-сырьевая база и тип потребления ресурсов Структурные изменения как форма адаптации к воздействию внешних факторов Факторы развития фирмы С А М О О Р Г А Н И З А Ц И Я Функционирование бизнес-системы Управле-ние изменен. и развитием бизнеса, контрол-линг Деятельность Р е с у р с ы Преобразовательная Бизнес-процесс Ц Е Л И Жизнедеятельность предприятия (фирмы) по периодам развития Темпы роста и абсолютные приросты объема производства и продаж Международные и национальные колебания рыночной конъюнктуры Социально- мотивационные изменения в работе персонала Информационно- управляющая инфраструктура фирмы Коммуникативная Материальные Человеческие Информационный Информация
материалы П о т о к Материальный Рис.2.2. Отношения между ключевыми элементами понятия «бизнес-система» Нормат.- правовая база Прир. усл., Географич. положение Социально-политичес.. ситуация Рис.2.3. Основные связи фирмы как субъекта предпринимательства Администр. Барьеры и коррупция Соц.- демог. ситуа- ция Ур-нь разв. предп. сферы Инсти-туты рыноч-ной эконом.. Соц.- псих. асп-ты бизнеса Крим. Стр-ры Кримин-ая ситуация Пос-тавщ. Инвес- торы … Инфр-ра бизнеса Силов стр. Общест. Орг. Насе- ление Пот-ребит. Фиск. Орг. Фин.- Кред. Учр. Адм.- Властн. органы Субъект предпринимательства Целевое развитие бизнес-системы Создание бизнес-системы Изменение бизнес-системы Радикальное (реинжиниринг) Совершенствование бизнес-системы Рис.2.4. Структура понятия «целевое развитие бизнес-системы» СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Технология сбора, обработки и принятия управленческих решений Управление через человеко-машинную систему - ИС Управление через специалистов «человек-человек» БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ Структур-ные Абсолютные Соотноше-ния Доли Пропорции Масштабы Объемы Величи-ны Инвариантность к масштабу Привязанность к масштабу Устойчивость к возмущениям Адаптация к возмущениям V.К О Н Т Р О Л Л И Н Г Контроллинг бизнес-процессов Оценка и управление рисками IV.МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ Эксплуата-ция Утилиза-ция Упр-ние улучшени- ями бизнеса Упр-ние изменен. и развитием бизнеса Технологи- ческая подготовка Производ-ство Упр-ние челов-ми ресурсами Поставка продукции Упр-ние социал-ми, эколог-ми прогр. Упр-ние инф.ресур-сами и технол-ми Изучение рынка и потребите-лей ЦЕЛИ Суперстратегические Стратегические Тактические Оперативные Управление средствами восстановления потенциала Управление потенциалом Использование потенциала Решение текущих проблем БИЗНЕС-СИСТЕМА Технологи- ческая подготовка производ-ства Производ-ство продукции Управляющие бизнес-процессы Продуктивные бизнес-процессы Вспомогательные бизнес-процессы IV.Структурирование персонала ОАО Осуществляется на основе бизнес-процессов, в которых работники реально принимают участие III.Система управления предприятием Стратегический тип управления с «органической» организационной структурой II.Форма бизнес-системы Диверсифициованная корпорация, специализирующаяся на производстве продукции авиационного и другого назначения, в организационно-правовой форме ОАО I.Стратегия развития ОАО «Авиаагрегат» Расширение производства и реализации на российском и международном рынках авиационной и другой продукции за счет достижения устойчивых конкурентных преимуществ по качеству и цене продукции Прочие дочерние, зависимые и партнерские предприятия холдинга Управляющая компания многопрофильной корпорации-отраслевого холдинга Контрольные пакеты акций предприятий Специализация: . Стратегическое планирование и управление . Стратегический маркетинг сфер бизнеса . Управление консолидированными денежными потоками (бюджет корпорации) . Инвестиционное развитие всех СБЕ компании . Стратегический контроллинг и управление рисками ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАО «СБЕ-3» Специализация: . Производство изделий для железнодорожного транспорта ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАО «СБЕ-2» Специализация: . Производство автомобильных компонентов ОАО «Авиаагрегат» - СБЕ-1 Специализация: . Производство авиационного оборудования военного и гражданского назначения . Специализированные технологические процессы для СБЕ и прочих заказчиков ПРЕЗИДЕНТ Совет директоров Акционеры УК многопрофильной корпорации-отраслевого холдинга ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАО «СБЕ-2» Специализация: . Производство автомобильных компонентов ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАО «СБЕ-3» Специализация: . Производство изделий для железнодорожного транспорта ОАО «Авиаагрегат» - СБЕ-1 КРУПНАЯ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ Головное предприятия диверсифицированной компании Специализация: . Стратегическое планирование, управление и инвестиционное развитие всех СБЕ компании . Производство авиационного оборудования военного и гражданского назначения . Специализированные технологические процессы для СБЕ и прочих заказчиков ПРЕЗИДЕНТ Совет директоров Акционеры ОАО «Авиаагрегат»
Страницы: 1, 2, 3, 4
|