Стратегическое планирование на предприятии ОАО "Ижевский хлебозавод № 5"
Анализируя данные таблицы
15 можно сделать вывод, что проведенный анализ внутренней среды выявил больше
сильных, нежели слабых сторон организации.
Таблица 16 - Матрица SWOT-анализа
|
Сильные стороны (S)
|
Слабые стороны (W)
|
1.Высокий технологический уровень
2.Широкий круг покупателей
3.Повышение постоянства кадров
4. Особое внимание к качеству
продукции
|
1.Отсутствие горизонтальных связей
в производственной структуре
2.Существующая зависимость от
внешних источников финансирования
3.Наличие ограниченного круга
поставщиков
|
Возможности (О)
|
«Сила и возможности»
|
«Слабость и возможности»
|
1. Расширение размеров рынка
2. Повышение доверия потребителей
3. Снижение налогов
4. Повышение общего уровня
экономического развития, уровня жизни населения
Повышение уровня образования
|
1. Расширение размеров рынка и
высокий технологический уровень производства при достаточном внимании к
маркетингу позволят увеличить объемы производства.
2. Повышение уровня образования и
высокие требования к образовательному уровню сотрудников позволят повысить
качество продукции.
3. Повышение уровня экономического
развития и уровня жизни населения при широком круге покупателей позволят
увеличить объемы реализации
|
За счет повышения общего уровня
экономического развития, снижения налогов удастся снизить зависимость
организации от внешних источников финансирования
|
1. Снижение общего уровня
экономического развития
2. Снижение уровня жизни населения
3. Снижение уровня доверия к
бизнесу
4. Повышение уровня вмешательства
государства в бизнес
|
1. Высокий технологический уровень,
обеспечивающий высокий уровень качества продукции при приемлемых ценах
позволит не допустить существенного снижения уровня реализации при снижении
уровня жизни населения и снижении доверия к бизнесу
|
1.Отсутствие горизонтальных связей
в производственной структуре при снижении общего уровня экономического развития
не позволит повысить эффективность производства и преодолеть
макроэкономические трудности
2.Существующая зависимость от
внешних источников финансирования при снижении общего уровня экономического
развития не позволит вовремя рассчитываться с кредиторами
3.Наличие ограниченного круга
поставщиков при совокупном проявлении угроз внешней среды не позволит
обеспечить непрерывность производственного процесса в случае ухода с рынка
одного или нескольких поставщиков
|
Определим миссию
организации исходя из ее истории; состояния среды обитания; ресурсов
организации; отличительных особенностей.
Миссия организации следующая:
организация функционирует с целью получения прибыли от производства и
реализации хлебобулочных и кондитерских изделий (торты, бисквиты, рулеты,
кексы, пироженное). При этом особенное внимание уделяется повышенному качеству
продукции. В качестве рынков сбыта организация ориентируется на Удмуртскую
Республику и близлежащие регионы.
Таким образом, цели
деятельности ОАО «Ижевский хлебозавод № 5» состоят в следующем:
- расширение рынков сбыта
путем увеличения производства продукции; - обеспечение устойчивого конкурентного
преимущества на рынках сбыта; - повышение деловой активности фирмы;
- производство продукции
по ценам ниже, чем у конкурентов;
- решение социальных
проблем работников;
- решение экологических
проблем.
Определим три основные
цели организации:
- расширение рынков сбыта
путем увеличения производства и реализации продукции;
- обеспечение устойчивого
конкурентного преимущества на рынках сбыта;
- решение социальных
проблем работников.
4.4 Выбор и обоснование стратегии
Для выбора и обоснования
стратегии организации воспользуемся методикой SPACE.
Для этого воспользуемся
данными таблиц 17-19.
Таблица 17 - Определение
конкурентного преимущества организации
Факторы
|
Оценка факторов
|
Доля рынка
|
Малая
|
3
|
Большая
|
Качество продукта
|
Низкое
|
5
|
Высокое
|
Стадия жизненного цикла продукта
|
Поздняя
|
3
|
Ранняя
|
Цикл замены продукта
|
Переменный
|
5
|
Фиксированный
|
Приверженность потребителей
|
Низкая
|
5
|
Высокая
|
Использование производственных
мощностей у конкурентов
|
Минимальное
|
0
|
Высокое
|
Know-how
|
Малое
|
5
|
Большое
|
Степень вертикальной интеграции
|
Низкая
|
2
|
Высокая
|
Среднее значение
|
3,5
|
|
Таблица 18- Определение
финансового положения организации
Факторы
|
Оценка факторов
|
1
|
2
|
Отдача на рычаге
|
Низкая
|
5
|
Высокая
|
Финансовый рычаг
|
Несбалансированный
|
3
|
Сбалансированный
|
Ликвидность
|
Несбалансированная
|
5
|
Сбалансированная
|
Степень удовлетворения потребности
в капитале
|
Низкая
|
3
|
Высокая
|
Поток платежей в пользу фирмы
|
Малый
|
4
|
Большой
|
Продолжение таблицы 18
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
Выход с рынка
|
Сложный
|
3
|
Легкий
|
Рискованность бизнеса
|
Высокая
|
2
|
Низкая
|
Оборачиваемость запасов
|
Медленная
|
3
|
Быстрая
|
Среднее значение
|
3,5
|
|
Таблица 19 - Определение
привлекательности отрасли
Факторы
|
Оценка факторов
|
Потенциал роста
|
Низкий
|
5
|
Высокий
|
Потенциальная прибыльность
|
Низкая
|
3
|
Высокая
|
Финансовая стабильность
|
Низкая
|
4
|
Высокая
|
Know-how
|
Простое
|
6
|
Сложное
|
Использование ресурсов
|
Неэффективное
|
4
|
Эффективное
|
Капиталоемкость
|
Высокая
|
2
|
Низкая
|
Выход на рынок
|
Легкий
|
4
|
Сложный
|
Производительность
|
Низкая
|
5
|
Высокая
|
Среднее значение
|
4,6
|
|
Таблица 20 - Определение
стабильности фирмы
Факторы
|
Оценка факторов
|
1
|
2
|
Технологические изменения
|
Большие
|
2
|
Малые
|
Темп инфляции
|
Высокий
|
4
|
Низкий
|
Вариация спроса
|
Большая
|
3
|
Малая
|
Разброс цен конкурирующих продуктов
|
Большой
|
2
|
Малый
|
Барьеры для вхождения на рынок
|
Малые
|
3
|
Большие
|
Давление конкурентов
|
Высокое
|
3
|
Низкое
|
Спрос
|
Эластичный
|
4
|
Неэластичный
|
Среднее значение
|
3
|
|
Данная агрессивная
позиция характерна для привлекательных отраслей в стабильном окружении. ОАО «Ижевский
хлебозавод № 5», несомненно, имеет конкурентное преимущество и может сохранить
его, используя имеющийся финансовый потенциал. Критический фактор - способность
противостоять появлению новых конкурентов.
Рекомендуемые стратегии
для организации:
- Поиск кандидатов на
"поглощение" в собственной и смежной отраслях;
- Увеличение доли рынка;
- Концентрация ресурсов
на сферах бизнеса, обеспечивающих наибольшее преимущество над конкурентами.
Поведение фирмы -
поведение разведчика (стремление исследовать как можно больше альтернатив,
нежесткий, децентрализованный контроль, не всегда полное использование
ресурсов).
Таким образом, для
реализации стратегии необходим следующий комплекс мероприятий:
- гибкий подход к оптовым
покупателям на основе предоставления «возвратных» скидок при условии
приобретения оговоренного объема продукции за определенный период. В этом
случае покупателю за определенный период выписывается отрицательная
счет-фактура и таким образом гасится его задолженность. Данная скидка по своей
сути является закрытой;
- расширение
маркетинговой деятельности в области рекламы. Следует изготовлять и прокатывать
игровые видео и радиоролики. Это оказывает наибольшее психологическое влияние
на потребителя.
Перечисленные мероприятий
позволят реализовать агрессивную стратегию фирмы по завоеванию конкурентных
преимуществ и следовательно увеличению рынка.
Этому будет
способствовать наличие технологических преимуществ перед основными
конкурентами.
Предприятие «Ижевский хлебозавод №
5" было создано в 1965 г. и стало одним из первых производителей хлебобулочных
изделий в Удмуртии.
Сегодня предприятие занимает
лидирующие позиции по производству хлебобулочных изделий и тортов в г. Ижевске.
В настоящее время продукция
предприятия изготавливается на импортном и отечественном оборудовании.
По результатам анализа делаем
вывод, что об эффективности работы предприятия говорят следующие факты:
- - наблюдаются опережающие темпы
роста выручки от реализации по сравнению с темпами роста полной себестоимости
реализованной продукции.
В процессе выполнения работы
сформулирована миссия организации.
Предприятие функционирует с целью
получения прибыли от производства и реализации хлебобулочных продуктов. При
этом особенное внимание уделяется качеству продукции. В качестве рынков сбыта
организации ориентируется на Удмуртскую Республику и близлежащие регионы.
Основными целями организации
являются:
- расширение рынков сбыта путем
увеличения производства и реализации продукции;
- обеспечение устойчивого
конкурентного преимущества на рынках сбыта;
-решении социальных проблем
работников;
Перечисленные мероприятий позволят
реализовать агрессивную стратегию фирмы по завоеванию конкурентных преимуществ
и следовательно увеличению рынка:
- гибкий подход к оптовым
покупателям на основе предоставления «возвратных» скидок при условии
приобретения оговоренного объема продукции за определенный период. В этом
случае покупателю за определенный период выписывается отрицательная
счет-фактура и таким образом гасится его задолженность. Данная скидка по своей
сути является закрытой;
- расширение маркетинговой
деятельности в области рекламы. Следует изготовлять и прокатывать игровые видео
и радиоролики. Это оказывает наибольшее психологическое влияние на потребителя.
1.
Вергилес Э.В.
Стратегический менеджмент. М.: 2001.
2.
Виханский О.С.,
Наумов А.И. Менеджмент.- М.: «Фирма Гардарика», 2002.
3.
Виханский О.С.
Стратегическое управление. М.: 2002.
4.
Голубков Е. П.
Основы маркетинга: Учебник. – М.; Изд. «Финпресс», 1999.-656с.
5.
Глухов А. Оценка
конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения. М.: – 1999.
6.
Друкер Питер
Задачи менеджмента в XXI
веке.: пер. с англ.: М.: 2000.
7.
Зуб А.Т.
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.:
Аспект Пресс, 2002.
8.
Маркова А.Д.
Стратегический менеджмент. М.: 2002.
9.
Котлер Ф. Основы
маркетинга. М.: 1998.
10.
Ковалев А.И.,
Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: 2000.
Страницы: 1, 2, 3
|