скачать рефераты

МЕНЮ


Сущность, предмет, принципы менеджмента

Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

4. Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

5. Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.


22. Методы управления (административные, экономические, социально-психологические)

 

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и стой или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения – это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека или группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов- убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.


23. Принципы статичной и динамичной организации


Принципы организации вытекают из законов. Принципы - общие правила формирования организации в природе и обществе.

Бывают:

1)Статические (принципы статической организации) – это принципы формирования структур.

Структура – это совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами, а состав – это совокупность элементов, образующих систему. Структура зависит и от элементов и от связи между ними.

«Усилие менеджера в системе принесут не больше результата, чем ему позволит система.

1принцип – Целеполагание (принцип приоритета целей). Цели – что делать и для чего?

2принцип – Приоритет функции над структурой – программа действий, какие люди и когда?

3 – Координация – согласованность функциональных подразделений, четкие связи между уровнями управления.

4 – Минимум сложностей   

5 – Полномасштабность – обязывает организацию иметь контроль над всеми подразделениями без исключения. Бесконтрольность способствует хищениям и коррупции. «Выполняется только то, что контролируется»,»Работа заполняет все время ей предоставленное»

6 – Предел автономности – каждое подразделение организации должно обладать автономностью, позволяющей действовать ей как самостоятельное подразделение.

7 – Взаимосогласованность вертикали и горизонтали – вертикальные и горизонтальные связи должны быть ограническими, без диктата.

8 – Субординация – соподчиненность низших уровней управления высшим.

9 – Единство распорядительства – четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства на каждом уровне, по отношению к каждому сотруднику и закрепленность за конкретным руководителем.

10 – Соответствие между формально закрепленными и реально существующими связями и полномочиями.

2)Динамические – это принципы формирования организационных процессов.

Процесс – это форма динамического существования организации.

Вход→Процесс→Выход. 7 видов процессов совпадают с жизненными циклами организации.

1принцип – Процессы образования системы имеют четко-фиксированные начальные и конечные точки. Результатами этих процессов являются: -орг.структура; -базовый уровень организованности; -исходный потенциал; - положение в окр.среде.

2принцип – Процессы роста системы. Происходит: увеличение количественных масштабов, рост потенциала и размера управления.

Не происходит: качественных изменений и увеличения организованности.

3 – Процессы развития системы- качественное совершенствование и повышение организованности. Происходит повышение потенциала и более экономичное управление. «Сэкономить – все равно, что заработать»

4 – Процессы функционирования системы. Происходят на первом уровне организованности при тех же параметрах системы и неизмененных потенциалах.

5 – Процессы спада. Идет падение количественных показателей. Старение. Целенаправленное ограничение.

6 – Процессы реагирования системы – противоположны процессам развития. Ухудшается качественные показатели, снижается уровень организованности.

7 – Процессы разрушения системы (ликвидация). Потеря качеств определенности системы. Система разрушается – банкротство, организация ликвидируется.

8 – Расхождение процессов. Образование дополнительных связей: 1)это сближение с другими процессами; 2)усиление противоречий внутри этого процесса .

Образование дополнительных связей ведет к повышению устойчивости процессов, а усиление противоречий ведет к уменьшению устойчивости, разложению и кризису.

3)Рационализаторские – это принципы совершенствования структур и организационных процессов.

1 – Направленность, которая ведет к достижению цели.

2 – Эффективность – показатели процессов на выходе должны превышать показатели процессов на входе. В организации эффективность измеряется коэффициентами: - рентабельности; - производительности труда; - прибыльности.

3 – Результативность – показывает степень достижения цели.

4 – Восприимчивость – обеспечивает управляемость процесса.

5 – Информативность – свойство процесса нести информацию.

6 – Прямоточность – к цели нужно идти наиболее коротким путем.

7 – Параллельность – отдельные части общего процесса можно осуществить одновременно.

8 – Ритмичность – процессы идут с заданным уровнем равномерности в течение определеных временных интервалов.

9 – Синхронизация – выделяется цент синхронизации, под который подстраиваются другие подразделения и процессы компании.

10. Ассиметрия процессов – заключается в том, что процессы организации идут медленнее, чем процессы дезорганизации. «Ломать – не строить»

24. Проектирование организационных систем: содержание, этапы, методы

1. Формирование организационных структур

Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на начальный момент ее существования, но и прогноз ее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры.

Организационная структура управленияпонятие многостороннее.

Оно включает: систему целей и их распределение между различными звеньями; состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации; коммуникации, потоки информации и документооборот, людей и их группы, вступающие во взаимоотношения для решения общих задач.

Многосторонность организационного механизма требует использования научных методов и принципов формирования структур, системного подхода;

программно-целевого управления; организационного моделирования.

Системный подход к проектированию организационных структур базируется на соблюдении следующих принципов:

– корректная формулировка целей и подцелей проектируемой организации с учетом их актуальности, новизны и возможности практической реализации;

– постановка всех управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется невыполнимой;

– обоснованное распределение к этим задачам функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до исполнителей;

– выявление всех необходимых связей и отношений по горизонтали управления, с целью координации деятельности всех функциональных звеньев и вспомогательных служб в рамках выполнения общих текущих задач и реализации перспективных производственных программ;

– ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления путем нахождения оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации управления;

– соблюдение правил композиции и декомпозиции, сформулированных в законе единства анализа и синтеза.

Особое значение при проектировании организационной системы имеет влияние внешней среды на построение организации и система связей элементов структуры с элементами внешней среды . Исследование влияния внешней среды на функционирование организации должно осуществляться в опред. последовательности.

Последовательное исследование влияния внешней среды:

Выявление и описание элементов внешней среды ->

-> Установление взаимосвязей с элементами внешней среды ->

->Определение динамики развития элементов внешней среды (изменения, определенность, обратная связь) ->

Оценка влияния внешней среды на организацию ->

Проектирование каждого элемента организационной структуры с учетом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать->

-> Формирование механизма управления, обеспечивающего своевременную и адекватную реакцию организации на изменение во внешней среде.

Одним из главных недостатков применявшихся методик проектирования организационных структур управления являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. В условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняются. Поэтому важным условием при проектировании организационной структуры являются цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления.

Системный подход, придавая важное значение функциям управления и нормативам численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, прежде всего предполагает исходное определение системы целей организации, которые и обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления, т. е. организационную структуру управления.

Каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы.

Последовательность перехода от целей организации к ее структуре показана:

Пирамида, сверху вниз по порядку:

1.                Цели организации

2.                Стретегич. концепция

3.                Стратегия (КАК организация собир. добиться успеха): возможности, опасности, сильные и слабые стороны(SWOT),бизнес-плане

4.                Организационная модель

5.                Организац. стр-ра управления

6.                Оценка эффективности построения организац. стр-ры.

2. Этапы и методы проектирования организационных систем

Процесс формирования организационных структур включает следующие действия: формирование целей и задач; определение состава и места подразделений; определение ресурсного обеспечения подразделений (численность работающих, материальные, финансовые и т. д. ресурсы); разработка регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Выполнение всех вышеперечисленных действий можно осуществить по трем крупным этапам:

1. Формирование общей структурной схемы аппарата управления.

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

3. Регламентация организационной структуры.

1. Формирование общей структурной схемы определяет главные характеристики организации; направления, по которым должно осуществляться детальное проектирование как организационной структуры, так и внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения.

На этой стадии определяют:

– цели производственно-хозяйственной системы и ее проблемы, подлежащие решению;

– общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение;

– число уровней в системе управления;

– степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на каждом уровне управления;

– основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой;

– требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

Этот этап предусматривает реализацию организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления; распределение конкретных задач между ними; построение внутриорганизационных связей.

3. Регламентация организационной структуры предполагает определение количественных характеристик аппарата управления; перечень процедур управленческой деятельности; определение состава внутренних элементов базовых подразделений (отделов, бюро, групп, должностей); определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ, квалификационный состав исполнителей, распределение задач и работ между конкретными исполнителями, установление ответственности за их выполнение, разработки процедур выполнения управленческих работ в подразделениях, разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении работ, расчет затрат на управление, расчет эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной системы.

Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления.

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов:

1. Метод аналогий.

2. Экспертно-аналитический метод.

3. Структуризация целей.

4. Организационное моделирование.

1. Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации (целями, технологией, спецификой, размерами и т. д.). К методу аналогии относится разработка типовых структур управления, а также определение границ и условий их применения.

2. Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов, с привлечением руководителей, что позволяет выявлять специфические особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления. Данный метод является наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими методами и имеет многообразные формы реализации.

Одной из форм реализации этого метода является «диагностический анализ», основанный на следующих принципах: построение организационной структуры исходя из системы целей; отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления; сочетание функционального и программно-целевого управления и др.

Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.

3. Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей. При использовании этого метода выполняются следующие этапы:

– разработка системы («дерева») целей, которая является структурной основой для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конечных результатов;

– экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей;

– составление карт прав и ответственности за достижение целей.

4. Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Они являются базой для проведения анализа и оценки различных вариантов организационных структур во взаимосвязи их переменных.

25. Законы организации и их проявление в природе и обществе: законы синергии, развития, самосохранения, информированности-упорядоченности


9 основных законов.

1)Закон Синергии рассматривает 2 основных понятия: организация; дезорганизация.

Любое действие имеет противодействие. По закону синергии эффект получаемый от организации сводится к сочетанию между организуемыми активностями и сопротивлениями, которые надо преодолеть.

Математически: 2+2=5

 3 варианта выводов:

1) 1+1+1=5 – хорошая работа, max использованы ресурсы и знания;

2) 1+1+1=3 – руководителю этого подразделения вы платите зря;

3)1+1+1=2 – уволить.

Формулировка Богданова: «Целое больше простой суммы своих частей».

Синергия может быть как положительной, так и отрицательной.

2)Закон Наименьших (сформирован Богдановым)

Структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью (т.е. устойчивость его наименьшего элемента)

Закон наименьших тесно связан с принципом пропорциональности организации производственных процессов. З.Н. действует в условиях определенности. Его соблюдение в условиях неопределенности яв-ся одной из больших проблем менеджмента. Для того чтобы уменьшить риски действия ЗН в бизнесе необходимо повышать устойчивость бизнеса засчет равномерного распределения активностей и сопротивления между частями целого.

Стратегия диверсификации – когда в 1 компании покупаются активы предприятий разных отраслей.

Вертикальная интеграции – в одной компании покупаются активы из той же отрасли: Добытие↔Переработка↔Ссбыт

2)Закон Развития – каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Каждая организации проходит в своем развитии сл. основные фазы жизненного цикла1)Становление 2)Расцвет 3)Угасание


 - ???


Средняя продолжительность жизни компании – 30-40 лет. Существует механизм, регулирующий деятельность организации: единственный способ сохранения форм в природе – это их прогрессивное развитие.

Существуют 2 пути развития формы: положительный и отрицательный отбор.

Кризис – это смена организационной формы системы.

Закон развития действует в условиях первой организационной формы, но кризис приводит к смене организационной формы системы. Для преобразования компании и изменения ее формы во время кризиса решающее значение приобретает организационная структура. Любое вновь созданное подразделение компании стремится в течение 1 года удвоить кол-во своего персонала и бюджета.

4)Закон Самосохранения – каждая система стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (тесно связан с законом развития).

4 действия приводящие к краху:

1.Создание нового продукта

2.Слияния и поглощения

3.Реализация новых проектов по развитию производственных мощностей.

4.Toп-менеджеры, которые в течение 10 лет не имели наличие провалов, т.к. личные расходы они превращают в расходы компании.

5)Закон Единства анализа и синтеза – процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п. – с одной стороны, а сдругой – дополняется противоположными процессами соединения, корпорации интеграции с другой.

6)Закон Информированности, упорядоченности – в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации.

Упорядоченность – хар-ка системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимоствязей.

Полный порядок – состояние, когда определены границы системы, эл-ты системы, взаимодействие эл-ов системы.

7)Закон Композиции (согласованности) – отражает необходимость согласования целей организации, кот. должны быть направлены на поддержание целей более общего характера.

8)Закон Пропорциональности (гармонии) – отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие и зависимость для достижения пропорциональности, повышения эффективности организации.

9)Закон Своеобразия – (специфический закон организации) для каждой компании существует наилучшая, только ей присущая организационная структура пр-ва управления.

21. Цели менеджмента современной социально-экономической организации

Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей (под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером).

Исходя из того, что функции подсистем социально-экономической системы реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы, конкретизацию структурно-функционального подхода к анализу системных функций менеджмента, как институциональной структуры, можно представить следующими концепциями:

а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;

б) реализация его системных функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного производства и наличием общесистемных императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность общества;

в) менеджмент на уровнях развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, осуществляемый посредством управленческих решений, результатом которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и создание материальных благ и услуг — с другой.

Менеджмент, как подсистема общественного производства, имеет родовое значение и видовые характеристики. Родовое значение сформировано субъектно-объектными свойствами: функции менеджмента определяются институциональными факторами социально-экономической системы и вместе с тем его действия направлены на изменение состояния производства, а результаты в экономическом отношении атрибутивно удерживают две стороны новационных результатов: издержки и доходы предприятия и, одновременно, товары и услуги. Видовые характеристики менеджмента определяются специфическими условиями конкретного производства.

Влияние социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:

задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода;

цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода;

миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.