Теория социального менеджмента
Теория социального менеджмента
Бабичев Николай Петрович
Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.
3 вида систем: - технические - биологические - социальные Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие
человеческого общества – предпосылка для возникновения науки управления.
Разделение труда – это специализация. Этапы развития науки управления:
1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд: изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.
2. Школа чел-ских отношений. Мейо.
3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…)
4. Количественная школа.
5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как систему. Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это синергический эффект.
6. Ситуационный. Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов. Содержание, особенности и виды ТСУ. СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр-
я.
Предмет ТСУ – теория и методология их вздействия, основанные на системной
связи всех общественных явлений в процессе их вздействия и взвлияния.
В ТСУ исследуются: - осн понятия - законы - принципы - методы вздействия разных соц систем, сохранения их целостности, создания новых соц образований на основан целесообразности и совокупного интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.
Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вздействии сложных соц
систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной на
другую, о специф отношениях, кот складываются му объектом и субъектом упр-
я.
Наличие устойчивого равновесия му С и О упр-ских явлений одной из
важнейших закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и
принципы.
Нарушение равновесия му С и О упр-я приводит к возникновению кризисных
ситуаций.
Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с упр-скими
отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.
Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр., полит),
она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил., эк-ка,
социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог.
законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн.
развитием, кибернетика, теория систем).
Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ явлений
общественной жизни.
Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.
В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения
поставленных целей.
В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.
Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах
гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа
развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.
В любой группе сущ 2 вида разделения труда: - горизонтальное - вертикальное
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах систем. В
соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью
поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе
м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.
В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».
Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного
воздействия.
Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания
целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его
организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.
Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник активности в
соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер., дух.,
осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы
посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.
Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение творчески
активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального органа
упр-я как было ранее.
Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна,
поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка
имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели
и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш-
й.
Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием способов,
средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.
В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское
отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием,
анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.
Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся
особенностями соц-эк-кой системы.
Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр стр-ру, в
которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации,
координации и ответственности.
Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и
неформальные.
В процессе орг-ции отнош-й при вздействии с людьми имеет место
специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует
кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности
создает лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б.
соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на
успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф-
ть упр-я снижается.
Система упр-я: V управляемая V управляющая
Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную
иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные
связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.
Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я
деят-ти).
Функции упр-я по своим предназначением делятся на: - целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн. уровни ур-ни соц орг-ции). Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот будут происходить по мере развития самой системы. - организационные.
Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее
функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения. Закономерности и принципы СУ. Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности процесса
упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не
зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных
законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями
реальной жизни.
Законы упр-я:
1. З-н необходимого разнообразия. Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.
2. З-н специализации управления. Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях. Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.
3. З-н интеграции упр-я. Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем. потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.
5. Закон приоритетности соц целей. Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв., не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е тенденции: - формир-е соц-ориенитр-го рынка; - построение соц гос-ва; - соц партнерство; осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва жизни всех граждан.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии. Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти – неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно- субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы. Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит., технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании ген. цели над целями подсистемы. В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач. стадия формирования закона. Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот. опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации, содержит мех-мы их реализации (экон., мнар, культурн., экологич….). Соц доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в соц доктрине выделяют: 1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы; 2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац. Безопасность, осущ-е независ. развития. 3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения стратег-х целей.
8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я. Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг- ций. В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:
1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами развития).
2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что предполагает рац. соотносит-ть внутри них и му ними.
3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.
4. Участие разл-х слоев населения в СУ. Принципы СУ. Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются
органы упр-я в сложившихся соц усл-х.
Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.
Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих
законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся
общим началом совмест. д-ти.
Взсвязь принципов, законов, закономерностей.
Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц
развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а
те в свою очередь поражают принципы СУ.
Отличие му принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.
Принципы:
1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его обсуждении.
2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.
3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.
4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.
5. Научности СУ.
6. Прогнозирования СУ.
7. Мотивации труда.
8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.
9. Экономичности и эффективности упр-я.
10. Системности.
11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).
12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект упр-я).
13. Обязательности обратной связи.
14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.
15. Делегирования полномочий.
16. Гуманизма и нравственности в упр-ии.
17. Гласности в принимаемых решениях. Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и выбирать тот или
иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не позволяют выбирать
принципы. Методы соц. управления. Методы упр-я - совокупность приемов и способов воздействия на упр-й
объект для достижения поставленных целей; - способ достижения пост. целей.
Через МУ реализ. осн. содержание упр д-ти, направленность МУ ориентирована
на систему (объект упр-я).
Содержание МУ – это специфика приемов и способов воздействия.
Орг. форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: воздействие
прямое и косвенное.
В упр-й практике исп-ся разл-е методы, их комбинация, кот позв-т
поддерживать систему в динамическом равновесии.
Методы: - социальные (с целью повыш-я соц. актив-ти людей); - социально-психологические (с целью повыш-я соц. актив-ти людей); - экономические (реализ. через экон. стимулы); - административные; - самоуправление (как разновидность саморег-я соц системы).
Все методы м. поделить на 2 группы: V основные; V вспомогательные;
Сколько целей, столько и методов.
Осн. методы выделяются по содержательному признаку, т.е. соот-я методов
объективным законам (соц, эк-ким, орг-технич.). комплексные методы =
комбинация основных методов.
1. Соц. методы управления связаны со способами достижения соц. целей общества. Соц. методы выступают как комплексные. Включают спектр методов: - соц. нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между группами, работниками…); - соц. регулирование – упорядочение соц. отношений путем выявления и регулирования интересов и целей коллективов, групп, работников: договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение, удовлетворение соц потребностей); - методы морального стимулирования - для поощрения коллектива, работника, кот. достигли проф. успеха в опред. деят-ти).
2. Соц.-психологические методы применяются для обеспечения растущих соц. потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе труд. актив. людей. Психологические методы направлены на регулир-е отнош-й му людьми путем рац-го подбора и расстан-ки персонала. К ним относятся: - методы комплектования малых групп; - метод гуманизации труда - нацелен на использ-е психол. воздействия цвета, музыки, исключ-е монотонности, расширение творч. процессов); - проф. отбор и обучение.
3. Экономические методы – способы достижения эк. целей упр-я на основе реализации требований эк. законов. Эк. законов много – эк. методов тоже много. Эк. законы позволяют гармонизировать эк. интересы общ-ва, кол-ва, личности через использ-е опред. эк. показателей (налоги, % за кредит, норма прибыли на влож. капитал…). Из эк. методов чел-ка больше всего интересует методы эк. стимулир-я. Эк. стимулир-е – метод упр-я, кот. опирается на эк. интересы р-ков. Принципы эк. стимулир-я: - взаимосвязь и согласованность целей эк. стимул-я с целями развития орг- ции; - дифф-я эк. стимул-я, направленная на реализацию необходимых изменений в стр-ре пр-ва; - сочетание эк. стимул-я с эк. санкциями (штрафы, пеня,…); - сочетание эк. стимул-я с др. методами.
4. Принципами орг.-адм. воздействия – базируются на власти, дисциплине, ответ-ти. Осущ-ся в следующих видах: - прямое адм. указание, оно имеет обязан. х-р; - установление правил, кот. регул-т деят-ть подчиненных; - разработка и внедрение орг-ций по реализации и совершенствованию; - контроль за деят-тью орг-ции. В рамках орг-ции возм-ть след. формы проявления орг.-адм. методов: - обязательное предписание (приказ, запрет…); - договорные методы (консультация, разрешение, компромисс…); - рекомендации, пожелания (совет, разъяснения).
5. Самоуправление – процесс превращения труд. коллектива, чел-ка из объекта упр. деят-ти в субъект. В этом смысле соединяются труд и упр-е. Предусматривает выбор и самост-е принятие субъектом упр-я тех или иных упр-ских реш-й каждого члена коллект. Самоупр-е возможно только в таких эк. условиях, когда каждый р-к и труд коллективы реализуют себя в кач-ве субъектов собственности. Труд и упр-е соединяются через отнош-я собственности. Эк форма реализации их связи явл. корпоратизм. На практике корпоративное самоупр-е реализ-ся с большим трудом. Причины этого – сохранение старых методов рук-ва, конфликтность, разл. проф. подготовка, различие в понятиях самостоятельность и самоупр-е. Система СУ. Сущность, содержание, структурные эл-ты системы. Система – множество вздействующих эл-тов, кот. находятся в опред. связях и
отношениях. Система (греч.) – составленное из частей соединение.
Системы: - Естественные (природные); - Искусственные (социальные).
Все, что не входит в систему, но оказывает на нее влияние, на что влияет
система называется внешней средой.
В зависимости от вздействия с внешней средой различают: - Открытые; - Закрытые.
По степени сложности: - простые; - сложные (с многоцелевыми задачами).
Системы состоят из подсистем, каждая из кот. м.б. рассмотрена в
отдельности, и во взсвязи, целостности. В соц системах поддержание
целостности осущ. посредством саморег-я и целенаправ. воздействия. Поэтому
они состоят из двух самост-х но взсвяз-х подсистем: управляющей и
управляемой. К управляемой подсистеме относятся все эл-ты, обесп-е непосред-
но процесс создания матер. и дух-х благ и оказание У.
К управляющей подсистеме относ. все эл-ты обесп-щие процесс целенаправ.
воздействия. В соц. системе и в ее осн. подсистемах сущ-т однородные группы
эл-тов, кот. образуют системы меньшего уровня: - технические (производственные мощности); - технологические (основана на делении деят-ти на стадии, процессы. Эл-ты этой системы: предметы труда, отд. операции, процедуры…); - организационные (позвол-т с пом. разработки стр-ры упр-я, соотв-х инструкций , положений рац. использ-ть технич. ср-ва, предметы труда, инф., ресурсы…); - экон-кая (предст. собой единство хоз. и фин. процессов и связей); - социальные (совок-ть соц. отношений, образуемых в рез-те совместной деят- ти).
Все эти системы взсвязаны. При этом технич., технологич., организац-е
системы образуют организационно-технич. сторону упр-я, а эк-ке и соц. -
соц-экономическую сторону упр-я.
Связь между упр-мой и упр-щей системами осущ. с пом. инф-ции, кот. служит
основой для выработки упр. воздействий и решений, поступающих упр-щей
сист. В упр-мую для исполнения.
Каждая соц. система самоуправляемая, но испытывает воздействие из вне.
Внешн. и внутр. воздействия в любой системе обусловлены. Чем значительнее
одно, тем меньше роль другого.
Функционирование любой системы подчинено глобальной цели, а ее эл-ты имеют
локальные задачи, решение кот. подчинено их сущ-нию. Функционирование таких
систем и упр-е ими – это не только процесс их целостности, но и перевод их
в др. кач-ное состояние.
Хар-ные черты СУ: - познание и использование общественных законов и закономерностей упр-я; - обеспечение системности и непрерывности процесса упр-я воздействия; - моделирование упр-х субъектов и объектов в упр-ии с учетом их кол-ного и кач-ного изменений.
ТСУ устанавливает законы и закономерности, принципы развития соц процессов,
а также построением соц систем.
При построении упр-ских систем необх учит-ть принцип самоорганизации.
Для процессов самоорганизации необх. такое условие: - относит-ная открытость систем; - наличие эл-та случайности; - определенность диапазона систем. параметров (упр-щих параметров: коэф-т эф-ти, ВНП,…)
Идеи самоорг-ции не противоречит идеи упр-я.
Страницы: 1, 2, 3
|