Творчество и исследования в менеджменте
1.3. Основные черты менеджера исследовательского
типа
Каждый менеджер
проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто
общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых
она осуществляется. Современные условия управления – потребность в
исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях –
организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности
является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами
исследовательского типа. Их особенность – обостренное внимание
исследовательскому подходу к решению всех проблем разработки управленческих
решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты
менеджера исследовательского типа.
а) Проблемное
видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
б) Умение
превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
в) Системное и
панорамное "восприятие действительности, процессов функционирования и
развития управляемого объекта".
г) Умение
воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от
собственных или даже противоположные им.
д) Способность
делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
е) Развитая
психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
ж) Способность к
имитации функций различных членов коллектива.
з)
Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они
проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности
является психодиагностика.
и)
Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы
формального, привычного, проверенного, традиционного.
к) Способность
привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам
материального или административного принуждения.
л) Способность
быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или
переходе к решению принципиально новых задач.
и) Умение
делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
н) Способность к
латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в
деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в
тень", умением обратиться за советом и помощью.
* * *
Характерной
особенностью современного состояния рынка является общий рост конкуренции на
многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по
повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым
результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему
повышению эффективности функционирования предприятия. Поскольку успешность
функционирования фирмы, в конечном счете, целиком зависит от правильности
принятия решений высшим управленцем, то возрастает степень его ответственности
за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей
адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В
связи с этим требуется большая глубина проработанности в управленческой
аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа
управленческой деятельности.
2. Системы управления и их исследование
2.1. Система управления как объект исследования
В современном
менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые
представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения
какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда
и распределения обязанностей. Это могут быть государственные учреждения,
общественные объединения, научно-производственные объединения, частные
предприятия.
Организации
создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции,
либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и
другие параметры.
Такое
разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта
управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного
класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для
управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы,
обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех
структурных подразделений.
Любая
организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана
с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации,
ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность
ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования,
система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная
культура.
Каждая
организация имеет конкретную систему управления, которая также является
объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе
выбранной научной концепции.
Прежде всего
необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для
изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции
заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик
изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.
Рассмотрение
управления как системы является одним из достижений современной науки. Это
обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных
проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре
отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в
отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.
Система
управления по своим характеристикам может быть отнесена к различным классам
систем: социальным, сложным, открытым, самоорганизующимся, саморазвивающимся,
адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, стохастически-детерминированным,
активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим. Следует особо выделить
такие свойства систем управления как уникальность, слабопредсказуемость,
целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. Среди системных
элементов выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления,
организационную структуру управления, кадры, системообразующий механизм. В
таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют и материальные
и информационные потоки, вход и выход. В рамках системного подхода к
управлению, получившему широкое распространение с 50-х годов двадцатого
столетия, предметом исследования и моделирования выступают реальные системы и
их концептуальные модели.
Необходимость
соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает
потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития.
Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.
Исследование
систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и
совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними
и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и
общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного
развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и
возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.
Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и
персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий,
отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы.
Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно
большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям.
От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.
Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии
их проведения.
Исследование
систем управления включает:
• уточнение цели
развития и функционирования предприятия и его подразделений;
• выявление
тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;
• выявление
факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;
• сбор
необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей
системы управления;
• получение
необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к
условиям конкретного предприятия.
В процессе
исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного
предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной
деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система
управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия
предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная
деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.
2.2. Организация исследования: виды и методы
проведения исследования
Организация
исследования – это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих
порядок его проведения. Это распределение функций, обязанностей,
ответственности и полномочий на выполнение работ, и распределение ресурсов и
комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ.
С точки зрения
организации проведения исследования можно выделить следующие формы:
• индивидуальные
и коллективные исследования;
• исследования,
проводимые внутренними или внешними специалистами;
• централизованная
и децентрализованная организация;
• специальные
отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения.
• привлечение
специализированных консалтинговых организаций.
Эффективность
исследования систем управления во многом определяется выбранными и
использованными методами исследования.
Методы
исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их
грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов
исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования,
интеграция различных методов при проведении исследования определяется
знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Всю совокупность
методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные
на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного
представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых
процессов) и комплексированные методы.
Для наглядности
представления совокупности методов исследования используем таблицу 21.
Первая группа — методы,
основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании
их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают:
метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок
(включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей»,
«деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.
__________________________________________________________________
1 Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем
управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с. (Рис.4.1.
Структуризация методов исследования систем управления).
Вторая группа — методы
формализованного представления систем управления, основанные на
использовании математических, экономико-математических методов и моделей
исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:
аналитические (включают методы классической математики —
интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска
экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического
программирования, теории игр);
статистические (включают теоретические разделы математики —
математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной
математики, использующие стохастические представления — теорию массового
обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки
статистических гипотез и другие методы статистического имитационного
моделирования);
теоретико-множественные, логические, лингвистические,
семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие
теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации
проектирования, информационно-поисковых языков);
графические (включают теорию графов и разного рода графические
представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).
Наибольшее
распространение в экономике в настоящее время получили математическое
программирование и статистические методы. Правда, для представления статистических
данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда
использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и
элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако
целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач
управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и
ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с
внедрения в экономику методов линейного и других видов математического
программирования (работы Л. В. Канторовича, В. В. Новожилова, С.А. Соколицына
и др.). Привлекательность этих методов для решения формализованных задач,
какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на
начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих
методы математического программирования от методов классической математики.
При стремлении
более адекватно отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно
применять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного
исследования получают статистические закономерности и распространяют их на
поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких
ситуаций, как организация ремонта оборудования, определение степени его
износа, настройка и испытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более
широкое применение находит статистическое имитационное моделирование
экономических процессов и ситуаций принятия решений.
В последнее время с
развитием средств автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики:
знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств
помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования
сложных технических устройств и комплексов, языков моделирования ситуаций принятия
решений в организационных системах.
В настоящее время
в экономике и организации производства применяются практически все группы
методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в
реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные
методы и предлагаются их классификации.
К третьей группе
относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование,
топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных
и формализованных методов.
Несколько в
стороне стоят методы исследования информационных потоков.
Специалист по
системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь
средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и
моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это
следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем
(процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать
классификацию.
2.3. Технология исследования систем управления
В самом общем
виде технология представляет собой приемы, навыки или услуги, применяемые для
того, чтобы произвести определенные изменения в каком-либо материале. Социолог
Чарльз Перроу списывает технологию как средство преобразования сырья – будь то
люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги. Льюис
Дейвис дает более широкое понятие технологии: "Технология – это сочетание
квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и
соответственно технических знаний, необходимых для осуществления желаемых
преобразований в материале, информации или людях"1.
Технология или
методология и организация исследования систем управления требует учета ряда
системных характеристик, к которым относятся: потребность в исследованиях;
объект и предмет исследования; ресурсы для проведения исследований; эффективность
исследований; результаты исследований.
Раскроем эти
характеристики:
1. Потребность в
исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных
характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение
поставленных целей.
2. Объектом
исследований является система управления конкретной организации. Для ее
изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные
инструкции. Положение о подразделениях. Предметом исследования являются
взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между
подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления. При этом
предметом исследования является конкретная проблема (или комплекс проблем),
решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть
следующие:
• развитие
структуры управления;
• мотивация
персонала;
• мотивация
техники и информационных систем управления;
• разработка
управленческих решений;
• подготовка
персонала и др.
__________________________________________________________________
1 Цит. По: Мескон М.Х., Альберт А., Хедоури Ф.
Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.
Выбор основной
проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и
анализ — это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя
организации.
3. Ресурсы —
это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это,
прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы,
информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки
результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.
4. Эффективность
исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных
результатов.
5. Результаты
исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая
модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные
расчетные формулы, новая корпоративная культура.
С практической
точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три
основных раздела: теоретический, методический, организационный.
В теоретическом
разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.
Методический
раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и
обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
Страницы: 1, 2, 3
|