- средний уровень цен привлекает клиентов со средним
достатком.
Основными слабыми сторонами является:
- сбои в снабжении, это ведет к нестабильности работы фирмы,
неравномерной загруженности персонала и ведет к недовольству работников;
- недостатки в кадровой политики, ведет к неблагоприятному
морально-психологическому климату в коллективе и к увеличению текучести кадров;
недостатки в рекламной политике, приводит к малой известности фирмы и тормозят
развитие предприятия;
- слабый контроль качества, снижает конкурентоспособность
фирмы.
Основными возможностями для предприятия является:
-появление новых поставщиков будет способствовать уменьшению
сбоев в снабжении и приведет к бесперебойности снабжения; совершенствование
кадровой политики и усиление мотивации персонала;
- разорение и уход фирм-продавцов, неудачное поведение
конкурентов увеличит спрос у покупателей на макаронные изделия ОАО «Новосибирская
макаронная фабрика», это принесет дополнительную прибыль.
К основным угрозам можно отнести:
- сбои в поставке сырья, потере клиентов и снижению оборотных
средств;
- появление новых конкурентов и рост темпов инфляции ухудшит конкурентную
позицию$
- неблагоприятная политика государства может привести к потере
рынка.
SWOT-анализ предприятия ОАО «Новосибирская макаронная
фабрика» показывает, что угрозы преобладают над возможностями и слабых сторон
больше чем сильных.
Внешняя среда в стратегическом управлении
рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения
и непосредственного окружения. Ее оценку можно провести с помощью PEST – анализ (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Матрица PEST-анализа
Политика
1. Резкие изменения в
политическом развитии государства – сильно влияют на покупательскую способность.
2. Изменение налогового
законодательства – может повыситься или уменьшиться себестоимость.
3. Террористические
акты – сильно снижают покупательскую способность. Могут произойти сбои в поставке
макаронных изделий.
Невыход сотрудников на работу
подрывает деятельность предприятия.
Экономика
1. Темпы инфляция –
влияют на развитие отрасли.
2. Экспортно-импортная
политика государства сильно влияет на организацию т. к. оборудование на
производстве импортное.
3. Конкуренция – влияет
на функционирование предприятия, но здесь фирма может регулировать этот процесс.
4. Основные внешние
издержки для ОАО «Новосибирская макаронная фабрика», в том числе:
4.1. Арендная плата
помещений если повышается, то себестоимость также повышается.
Общество
1. Демографический
состав - нехватка кадров, медленное развитие предприятия.
2. Рост благосостояния
граждан – увеличивает покупательскую способность.
3. Отношение к образованию
– может повысить или понизить профессионализм кадров.
4. Экологический фактор
– отражается на здоровье население, ведет к спаду работоспособности.
5. Изменения в базовых
ценностях – может привести либо к повышению покупательской активности, либо к
понижению.
Техника
1. Оборудование– может быть
снижение себестоимости.
2. Новые технологии
продаж, увеличивают ассортимент торговых предприятий
3. Появление на рынке
новых материалов – дают возможность повысить ассортимент товаров.
4. Если государственная
технологическая политика хорошо развивается, это дает возможность применять
новые технологии.
5. Значимые тенденции в
области НИОКР и новые продукты дают возможность расширять ассортимент.
Согласно проведенному PEST-анализу, резкие
изменения в политическом развитии государства – сильно влияют на покупательскую
способность. Предприятие приобретает нестабильность. Изменение налогового
законодательства – может повыситься или уменьшиться себестоимость. При
повышении себестоимости, фирме приходится либо получать меньше прибыли, либо
повышать стоимость, это может привести к спаду объема продаж.
Принципы, которыми руководствуется
предприятие. В
компании ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» особое внимание уделено найму
работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового
агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве.
На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного
роста.
Компания имеет высокую деловую активность и постоянно
расширяется. Анализ финансовой отчетности компании показал, что на предприятии
наблюдается стабильный рост.
В таблице 2.4 проведем оценку конкурентоспособности ОАО
«Новосибирская макаронная фабрика»
Таблица 2.4 - Параметры конкурентоспособности ОАО
«Новосибирская макаронная фабрика»
Критерии оценки
Основные конкуренты
«Новосибирская макаронная фабрика»»
Гранмулино
Америя
Мельник
Система обслуживания
Отсрочка платежа
+
+
+
+
Система скидок
+
+
+
+
Доставка товара
+
-
+
-
Система поощрения постоянных
клиентов
+
-
+
+
Наличие отдела маркетинга
+
-
+
+
Реклама
В профессиональной прессе
+
+
+
+
На телевидении
+
-
+
-
Участие в выставках
+
+
+
+
Условия приема на работу
Собеседование
+
+
+
+
Тестирование
+
+
-
-
Испытательный срок
+
+
+
+
Тенденции развития
рост
рост
рост
рост
Основные
задачи кадровой политики предприятия ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» на
2009 год:
-оптимизация
и стабилизация кадрового состава предприятия;
-создание
эффективной системы мотивации сотрудников предприятия;
-создание и
развитие системы обучения и повышения квалификации специалистов
Оптимизация
кадрового состава предполагает осуществление ротаций сотрудников, как
внутренних, т.е. осуществление должностных перемещений сотрудников внутри
предприятия, так и внешних, т.е. увольнение сотрудников, не соответствующих по
своим качествам и профессиональным компетенциям тем требованиям, которые
предъявляются сотруднику на конкретном рабочем месте или должности.
В таблице 2.5 приведены
данные по структуре объема продаж.
Таблица 2.5 - Анализ
структуры объема продаж
Товарная
группа
Базисный период
Отчетный период
Отклонение
Факт к оазису (%)
Кол-во
Уд. вес
Кол-во
Уд. вес
Кол-во
Уд. вес
Всего изделий в.т.ч.
7798,00
100.00
6726.50
100,00
-1071,50
-
86,26
вермишель
3575,00
45,85
2152,20
32,00
-1422,80
-1,85
60,20
Лапша
690,60
8,86
&39,90
12,49
149,30
3,63
121.62
Рожки
1092,50
14,01
1059,70
15,75
-32,80
1.74
97.00
Фигурные
1197,30
15,35
1637,90
24,35
440,60
9,00
136.80
Макароны
1211,70
15,54
989,80
14,71
-221,90
-0,82
81,69
Прочие
30.90
0,40
47,00
0,70
16,10
0,30
152.10
Из общего количества
Длиннорезн. Короткорезн.
3743,04 4054,96
48,00
52,00
1008,98 6628,30
15,00
85,00
=2734,07 2573,34
=33,00
33,00
26,96
163.46
Весовые
фасованные
5021.91 2854,07
64.40
36,60
5489,79
1991,04
70.40
29,60
467.88 863,02
6.00 -7,00
109.32
69,76
Из таблицы 2.5 видно, что
в 2007 году наибольший удельный вес в объеме продаж имеют вермишель (45,85%),
макароны (15,54%) и фигурные (15,35%), а наименьший - лапша и прочие макаронные
изделия (3,86% и 0,4% соответственно).
Из всего объема продаж
36,6% продукции реализуется в расфасованном виде, а 64,4% - на вес.
Кроме того,
покупательским спросом пользуются и длиннорезные изделия, производимые на линии
«Брайбанти» из муки дурум, и короткоорезные изделия (на эти виды продукции
приходится около 1/2 объема продаж).
В 2008 году ситуация
изменилась. Произошло уменьшение доли вермишели (на 13,85%). и макарон (на
0,82%). Кроме того, на 33% снизился объем продаж длиннорезных изделий и на 6% снизилась
реализация фасованной продукции.
Наоборот, возросла
реализация лапши, рожек, фигурных и прочих (на 3,63%, 1,74%. 9% и 0,3% соответственно),
большей популярностью стали пользоваться короткорезная и весовая продукция
(объем продаж увеличился на 33% и 6% соответственно).
Несмотря на все
вышесказанное, в 2008 году наблюдается снижение объема продаж в абсолютной
сумме практически по всем позициям относительно 2007.
Кроме того, в отчетном периоде произошло
изменение в структуре макаронных изделий. занимающих наибольший удельный вес в
общем, объеме продаж.
Возможности развития: определяющими направлениями
дальнейшего развития предприятия является расширение производственных
мощностей, увеличение ассортимента макаронных изделий (например выпуск
продуктов «элит-класса»).
Реальный
собственный капитал показан в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Реальный собственный капитал ОАО
«Новосибирская макаронная фабрика» в 2008 году
Показатели
На начало года
На конец года
Изменения
1. Капитал и резервы
1666625
2010043
343418
2. Доходы будущих
периодов
-
45057
45057
3. Задолженность
участников (учредителей) по взносам в уставный капитал
-
-
-
4. Реальный собственный
капитал (стр.1+стр.2-стр.3)
1666625
2055100
388475
Реальный собственный капитал ОАО «Новосибирская макаронная
фабрика» на конец года по сравнению с началом года увеличился на 388475 тыс.
рублей и составил 2955100 тыс. руб. Для проведения анализа пассивов ОАО
«Новосибирская макаронная фабрика» произведем расчет скорректированных
краткосрочных и долгосрочных пассивов, таблица 2.7.
Таблица 2.7 - Скорректированные заемные средства
ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» в 2008 году
Показатели
На начало года
На конец года
Изменения
1. Долгосрочные
обязательства
108826
211371
102545
2. Краткосрочные
обязательства
1040136
1924292
884156
3. Доходы будущих
периодов
-
45057
45057
4. Скорректированные
заемные средства
1148962
2090606
941644
Скорректированные заемные средства ОАО «Новосибирская макаронная
фабрика» на начало года составляли 1148962 тыс. рублей, в течении года они
увеличились на 941644 тыс. рублей и на конец года составляют 2090606 тыс. руб.
На основе рассчитанных показателей в таблицах проведем анализ
структуры пассивов ОАО «Новосибирская макаронная фабрика», таблица 2.8.
Таблица 2.8 - Структура пассивов ОАО
«Новосибирская макаронная фабрика» в 2008 году
Показатели
Абсолютные величины
Удельные веса (%) в
общей величине пассивов
Изменения
на начало года
На конец года
на начало года
На конец года
в абсолютных величинах
в удельных весах
Реальный собственный
капитал
1666625
2055100
59,2
49,6
388475
-9,6
Заемные средства
(скорректированные)
1148962
2090606
40,8
50,4
941644
9,6
Итого источников
средств
2815587
4145706
100,0
100,0
1330119
0,0
Коэффициент автономии
0,59
0,50
х
х
-0,09
0,0
Коэффициент соотношения
заемных и собственных средств