Управление инновациями на предприятии
3.3. Экспертиза инновационных проектов
Любой проект
делится на ряд этапов (или стадий, фаз), на которых вся проектная деятельность
имеет форму конкретных заданий. В самом общем виде процедура выполнения проекта
при наличии необходимого инфраструктурного обеспечения предусматривает
следующие этапы [4]:
§
обоснование
и выбор проекта
§
составление
первоначального плана реализации проекта (в процессе составления
первоначального плана выполнения проекта и его последующей детализации
определяются содержание конкретных мероприятий, их взаимосвязь и сроки, а также
ресурсные потребности)
§
«запуск»
проекта
§
собственно
реализация проекта (проводится постоянное сравнение реальных и запланированных
характеристик проекта с целью выявления возникающих отклонений и своевременного
устранения негативных явлений, способных отрицательно повлиять на дальнейшие
результаты работы; проводятся необходимые проверки и используются различные
формы оперативной и текущей отчетности)
§
завершение
проекта.
Основными
аспектами реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль,
менеджмент риска. В любом проекте одна из наиболее важных задач состоит в
максимально точной оценке риска и обеспечении действенного контроля за ним. Для
снижения риска в первую очередь необходимо провести тщательную экспертизу
предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект,
эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для
другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная
расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным
направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.
Главная задача
экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и
организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической
целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки
самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет
осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную
задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и
размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида,
экспертиза выполняет две основные функции [4]:
§
прогнозирование
экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных
показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат,
предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.
§
обобщение
полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и
неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о
целесообразности осуществления инновации.
В самом общем
виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода
жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического,
организационного, социального, экономического и финансового анализа.
Задачи [4]:
§
технического
анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их
реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности
и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов;
составление календарных планов и сетевых моделей
§
коммерческого
анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов
продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка
конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии
§
экологического
анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого
проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и
предотвращения этого ущерба
§
организационного
анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых
качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей
и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников
и совершенствование организационных факторов
§
социального
анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости
для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения,
затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры
рабочих мест; условий труда и бытовых условий
§
финансового
анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов,
обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам
затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям
– участникам проекта.
§
экономического
анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего
общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и
отчислений во внебюджетные фонды.
Не существует
универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации,
реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и
поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями.
Задача анализа
инвестиций, экспертизы и отбора проектов – это проблема эффективности менеджмента.
Как с точки зрения организации – разработчика проекта, так и с точки зрения
потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики
составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не
отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора
проектов из большого количества предложений, прошедших через сито
предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа
инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:
§
предварительная
экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана
инвестиционного проекта
§
независимая
экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана
инвестиционного проекта
§
принятие
решения о финансировании проекта.
Цель первого
этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в
виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования.
Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых
для инвестора и конечных результатов проекта.
В качестве
возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная
значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам
инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал
создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность
и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного
метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия
представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям
инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности
проекта.
Этап
предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью,
следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является
решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным
предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного
рассмотрения на стадии независимой экспертизы.
Второй этап
характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора
инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью
использования этих методов является:
·
составление
перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении
проектов
·
бальная
оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности
·
финансово-экономическая
оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и
определение срока окупаемости инвестиций.
Отбор проектов с
помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте
(его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов
каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их
важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей
организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного
проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или
потенциального инвестора).
При
составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые
соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов
подразделяются (условно) на следующие группы:
§
целевые
критерии
§
внешние и
экологические критерии
§
критерии
реципиента, осуществляющего проект
§
критерии
научно-технической перспективности
§
коммерческие
критерии
§
производственные
критерии
§
рыночные
критерии
§
критерии
региональных особенностей реализации проекта.
Состав целевых
критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые
целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с
тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных
направлений инвестирования. Целевые критерии включают [4]:
§
совместимость
проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом
§
соответствие
проекта отношению организации к риску
§
соответствие
проекта отношению организации к нововведениям
§
устойчивость
положения организации и т.д.
Внешние
и экологические критерии включают:
§
правовую
обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству
§
возможное
влияние перспективного законодательства на проект
§
возможную
реакцию общественного мнения на осуществление проекта
§
воздействие
проекта на уровень занятости и т.д.
Критерии
организации-реципиента, реализующей проект, включают:
§
навыки
управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала,
компетентность и связи
§
стратегию
в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем
рынке
§
данные о
финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории
§
данные о
потенциале роста
§
показатели
диверсификации и т.д.
При помощи
научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых
научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности
организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или
родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею
специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций
непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные
перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также
изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или
других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает
тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы.
Критерии включают данные о:
§
перспективности
используемых научно-технических решений
§
патентной
чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений
§
перспективности
применения полученных результатов в будущих разработках
§
положительном
воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.
Коммерческие
(финансовые) критерии включают данные о:
§
размере
инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта
§
потенциальном
годовом размере прибыли
§
ожидаемой
норме чистой дисконтированной прибыли
§
значение
внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора
§
соответствии
проекта критериям экономической эффективности капвложений
§
сроке окупаемости
и сальдо реальных денежных потоков
§
стабильности
поступления доходов от проекта
§
возможности
использования налоговых льгот
§
оценки
периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам
§
необходимости
привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях
§
финансовом
риске, связанном с осуществлением проекта.
Производственные
критерии включают данные о:
§
доступности
сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования
§
необходимости
технологических нововведений для осуществления проекта
§
наличие
производственного персонала (по численности и квалификации)
§
возможности
использования отходов производства
§
потребности
в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и
т.д.
Рыночные
(маркетинговые) критерии предусматривают оценку:
§
соответствия
проекта потребностям рынка
§
общей
емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту
выхода новой продукции на рынок
§
вероятности
коммерческого успеха
§
эластичности
цены на данную продукцию
§
необходимости
маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на
рынок
§
соответствие
проекта уже существующим каналам сбыта
§
препятствий
для проникновения на рынок
§
защищенности
от устаревания продукции и склонности к модернизации
§
ожидаемого
характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.
Критерии
региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных
возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и
уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.
Следующим
этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов.
Метод бальной оценки заключается в следующем:
§
оцениваются
наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта
(составляется перечень критериев)
§
критериям
присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается
экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса
среди потребителей)
§
качественные
оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается
количественно.
По
результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка
проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих
отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать
абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при
определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из
рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет
привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы
постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных
организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых
организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий,
образования и т.д.
Финансово-экономическая
оценка предполагает проведение следующих мероприятий:
§
финансовая
экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее
финансовой деятельности, предшествующей проекту
§
определение
коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект,
реализуемый этой организацией.
Оценка
финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм
бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных
средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых
показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной
и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).
Этап
принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью определить
оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на
тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия
направлены на [4]:
§
снижение
риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами
§
оценку
потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности
потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию
проекта
§
возможности
предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде
инвестиционного кредита.
Особое
значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием
средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла
инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления
точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов
финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.
Глава 4. Инновации в современной России
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|