Управление персоналом на примере "АзовЕлектроСталь"
Управление персоналом на примере "АзовЕлектроСталь"
ВВЕДЕНИЕ
Трудовые
ресурсы являются важнейшим фактором экономического развития. Важнейшим условием
в национальной задаче удвоения ВВП (ВРП) может появиться проблема
демографического характера – дефицит трудовых ресурсов. Вместе с кадровым
спросом, что растет, со стороны экономики это ведет к необходимости
интенсификации трудовой деятельности и, соответственно, повышения уровня
эффективной занятости в регионе.
Система
управления сферой труда, занятостью, что сложилась, кадровым воссозданиям не
способствует эффективному обслуживанию субъектов рынка труда,
количественно-качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей
силы. Феномен одновременной избыточности и дефицита труда, увеличения частицы
структурной безработицы, оторванность рынка труда и образовательных услуг
отмечаются многими современными исследователями. Структурный дисбаланс на рынке
труда с одной стороны стимулирует трудовую эмиграцию, с другой - непрофильную занятость.
Значительный
приток квалифицированных кадров на рынок труда обеспечивает система
образования. Однако, в настоящее время отсутствующая эффективная система
адаптации структуры подготовки специалистов кадровым потребностям экономики.
РАЗДЕЛ
I
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
1.1 Роль коммерческие и общественных структур
по трудоустройству населения
К структурам из
трудоустройства труды принадлежат: Министерство труда и социальной политики
Украины; система государственной службы занятости, Фонд общеобязательного
государственного социального страхования Украины на случай безработицы;
субъекты предпринимательской деятельности посредничества в трудоустройстве
граждан Украины за границей (коммерческие биржи трудоустройства), которые
работают по лицензиям Государственного центра занятости;
Научно-исследовательский институт труда и занятости населения Минтруда и
Национальной академии наук Украины в г. Киеве; Луганский
научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Минтруда
Украины; Институт повышения квалификации кадров государственной службы
занятости. Сюда могут входить также разные благотворительные фонды;
коммерческие, лицензированные Государственным центром занятости, биржи
трудоустройства и центры подготовки и профориентации кадров [4].
Основными заданиями
государственной службы занятости являются:
- разработка
и осуществление мероприятий по реализации государственной политики занятости,
которые обеспечивают занятость работоспособного населения и материальную помощь
гражданам на случай безработицы;
- систематическое
изучение процессов на рынке труда и в сфере профессиональной занятости и
профессиональной учебы, а также составления необходимых прогнозов для
разработки и внедрения мероприятий по регуляции рынка труда и занятости рабочей
силы;
- рациональное
и эффективное использование Государственного фонда содействия занятости
населения;
- контроль
за соблюдением законодательства о занятости государственными и общественными
органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм
собственности.
Государственный
центр занятости, НИИ социально-трудовых отношений Минтруда Украины, НИИ труда и
занятости Минтруда Украины и НАН Украины подчиненные Министерству труда и
социальной политики Украины. Министерство труда и социальной политики Украины
(Минпраци Украины) является центральным органом исполнительной власти, который
обеспечивает проведение в жизнь государственной политики в сфере занятости,
социальной защиты, социального страхования, оплаты, нормирования и
стимулирования труда, охраны труда, условий труда, пенсионного обеспечения,
социального обслуживания населения, социально-трудовых отношений, координирует
деятельность относительно реализации государственных и региональных социальных
программ, налаживания социального партнерства.
Основные
задания Минтруда в отрасли государственной регуляции занятости населения такие:
разработка, обоснование, координирование и контроль выполнения социальных
программ по вопросам занятости, социальной защиты, социального страхования
населения; содействие рациональной, производительной и свободно избранной
занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы; руководство
деятельностью государственной службы занятости, проведения мероприятий,
связанных с регуляцией рынка труда и трудовой миграции; координация
деятельности органов исполнительной власти, направленной на регуляцию труда,
проведения консультаций, организация сотрудничества в этом направлении с
объединениями профсоюзов и владельцев, содействия решению социально-трудовых
проблем на основе принципов социального партнерства, участие в заключении
коллективных договоров, соглашений; участие в подготовке и реализации
международных соглашений, связанных с трудовой миграцией, защитой прав
работников-мигрантов; организация и осуществление мониторинга в сфере труда,
занятости, социальной защиты. В соответствии с положенными на него заданиями в
отрасли занятости Минтруда осуществляет следующие основные функции: изучает
состояние использования трудовых ресурсов и развития процессов, которые
происходят на рынке труда и в сфере профессиональной учебы, составляет на этой основе
прогнозы относительно регуляции рынка труда и занятости; способствует
трудоустройству населения, разрабатывает мероприятия, направленные на
предотвращение массовой безработицы; предотвращает превращение безработицы в
долгосрочную (хроническое) и застойную, способствует быстрому трудоустройству
безработных;
- способствует
созданию дополнительных рабочих мест для использования труда граждан, которые
нуждаются в социальной защите и не способные на ровных конкурировать на рынке
труда; готовит предложения об определении территорий приоритетного развития;
определяет объемы и направления подготовки повышения квалификации и
переподготовки высвобожденных из предприятий работников и незанятого населения;
регулирует межрегиональное перераспределение рабочей силы в пределах
национального рынка труда, обеспечивает государственную поддержку высокой
мобильности рабочей силы; готовит вместе с заинтересованными центральными
органами исполнительной власти предложения относительно формирования
государственной политики в сфере внешней трудовой миграции, разрабатывает
механизм социальной, экономической и правовой защиты граждан, которые отбывают
работать за границу по найме В своей деятельности Минтруда Украины сотрудничает
с Министерствами экономики, финансов, юстиции, иностранных дел, внутренних дел
и другими как центральными, так и региональными органами исполнительной власти.
В
состав Минтруда Украины входит также Государственная инспекция труда, созданная
постановлением Кабинета министров Украины в августе 1996 г. Она осуществляет контроль за сдерживанием законодательства о труде на предприятиях, в
учреждениях и организациях независимо от форм собственности. Государственная
инспекция является структурным подразделением центрального аппарата Минтруда и
территориальных управлений труда. Территориальные инспекции имеют в своем
составе государственных инспекторов труда, а в городах, которые насчитывают
свыше 500 тыс. жителей, создаются структурные подразделения территориальной
инспекции. Они осуществляют контроль по таким вопросам: о трудовом договоре и
ведении трудовых книжек; о рабочем времени и часу отдыха; об оплате труда,
гарантии и компенсации; о заключении и выполнении отраслевых соглашений,
коллективных договоров; о трудовых отношениях в случае банкротства и
приватизации предприятий; о возмещении вреда, причиненного работнику увечьем
или другим повреждением здоровья, которые связаны с выполнением трудовых
обязанностей; о труде женщин, молодежи, инвалидов и других категорий граждан,
которые нуждаются в социальной защите; о трудовой дисциплине и материальной
ответственности работников; о выплатах работникам помощи из государственного
фонда социального страхования [9].
1.2 Основные задачи в рамках комплексного
подхода к отбору кадров
Отбор работников,
отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам
требованиям организации, несомненно, требует комплексного подхода.
Комплексный подход к
поиску и отбору новых работников предполагает решение по меньшей мере шести
основных задач:
1. Определение
количественной и качественной потребности в персонале с учетом основных целей и
возможностей организации.
2.
Получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет
вакантная должность. Сюда можно отнести как общие, так и специфические
требования, такие как пол, возраст, социальный статус и др.
3.
Определение личностных и деловых качеств, необходимых для наиболее эффективного
выполнения работы.
4. Разработка критериев
для отбора кандидатов, наиболее подходящих для занятия имеющихся вакансий.
5.
Поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор средств и методов,
которые могут использоваться для привлечения подходящих кандидатов.
6.
Обеспечение оптимальных условий для адаптации новых работников к работе в
организации.
С
учетом опыта, которым располагают специалисты, работающие в организации, и
практики, сложившейся в деле поиска и отбора персонала, руководство принимает
решение о том, будут ли все эти задачи решаться собственными силами или для их
решения потребуется приглашение внешних специалистов-экспертов. А так же в
каком объеме будут приложены усилия для решения каждой из них.
1.3
Определение потребности в персонале
Часто приходится
сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируются
и осуществляются лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с
необходимостью заполнения тех или иных вакансий. В таких случаях трудно
избежать распространенных ошибок: набор недостаточно квалифицированных
претендентов, невозможность объективно оценить требования, недостаток средств
отбора.
При
планировании процесса отбора кадров следует учитывать как количественную, так и
качественную потребность в кадрах.
Количественная
потребность в кадрах –
это потребность в определенном числе работников различных специальностей [10].
Качественная
потребность в кадрах -
это потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня
квалификации. Для определения качественной потребности в персонале используют
различные подходы. Среди них можно выделить следующие:
профессионально-квалификационное
деление работ на основе производственно-технологической документации;
анализ
положений об отделах, должностные инструкции и описание рабочих мест;
штатное
расписание;
анализ документации,
определяющей профессионально-квалификационный уровень данной должности.
При определении
потребности в персонале необходимо также учитывать предполагаемое плановое (
переводы, длительные командировки, учеба) и естественное выбытие кадров (
болезни, декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).
РАЗДЕЛ
II
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДРИЯТИЯ И ЕГО РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
2.1
Общая характеристика самостоятельного структурного подразделения предприятия
ЗАО «АзовЕлектроСталь» цеха №105
ЗАО «АзовЕлектроСталь»
(Мариуполь, Донецкая область) создано на базе сталелитейного цеха ОАО
«Азовмашу» и специализируется на выпуске крупного и мелкого вагонного литья,
специальных литых и кованых заготовок для тяжелого, энергетического и
транспортного машиностроения, металлургической, горнодобывающей и других
отраслей промышленности Украины.
Производственный
цех №105 является самостоятельным структурным производственно - хозяйственным
подразделением ЗАО «АЭС» и непосредственно подчиняется заместителю директора по
производству.
Структуру
и штаты цеха утверждает Председатель правления - директор ЗАО «АЭС» в
соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами
численности специалистов и служащих с учетом объемов работ.
Цех
подразделяется на отдельные участки, созданные по признаку однородности
технологического процесса.Структура цеха представлена направлена на достижение
высоких результатов работы (см.Приложение А)
Цех
не имеет своего финансового счета и не является юридическим лицом, выполняющим
определенные производственные функции.
Начальник
цеха осуществляет непосредственное руководство производственной деятельностью
участков по выполнению плана и контролирует работу всех служб производства.
Обязанности
между подразделениями цеха и работниками каждого подразделения распределяются на
основании соответствующих положений и должностных инструкций.
Все
распоряжения по цеху отдаются по степени подчиненности.
Работа
в цехе организована в соответствии с требованиями нормативных актов об охране
труда.
Всю
работу в цехе регламентирует положение о производственном цехе № 105
(Приложение Б).
2.2
Анализ кадрового состава предприятия
Анализ качественного
состава рабочих и служащих необходим для выявления резервов повышения
эффективности работы предприятий, а его сравнительные данные с показателями
других предприятий и объединений отрасли хозяйства используются для
совершенствования структуры кадров.
Важными показателями
качественного состава трудовых ресурсов какого-нибудь предприятия являются в
комплектовании предприятия необходимым количеством кадров рабочих и служат
определенных профессий, специальностей и квалификации, а также уровень общего и
специального образования работающих, средний возраст работников, льгот, стаж
работы по данной специальности (должности) и стаж работы на данном предприятии,
численность рабочих, которые владеют смежными профессиями, социальная
активность работников [5].
Анализ кадров по
категориям работающим можно сделать на основании данных приведенных в табл.
2.1.
Таблица 2.1
Анализ
состава и структуры персонала за категориями за 2006 и 2007 г.
Показатели
|
2006
|
2007
|
Абсолютное отклонение, лиц
|
Темп роста, %
|
Середньообликова численность персонала всего, лиц
|
1015
|
1086
|
71
|
106,99
|
рабочие, из них
|
874
|
878
|
4
|
100,46
|
промышленные
|
574
|
622
|
4
|
108,36
|
вспомогательные
|
300
|
256
|
0
|
85,33
|
служащих, из них
|
141
|
208
|
67
|
147,52
|
руководителей
|
25
|
23
|
0
|
92
|
специалистов
|
116
|
185
|
|
159,48
|
Из данных табл. 2.1
видим, что в 2006 году численность персонала уменьшилась на 3 человека, или на
1,8%. Сократилась численность рабочих работников на 6 лиц, или на 6,3%, из них
промышленные уменьшились на 9 лиц (15,3%), вспомогательные увеличились на 3
лица (8,1%), что касается служащих, численность их увеличилась на 3 лица, или
на 4,1%, из них руководителей уменьшилось на 3 лица (9,1%), специалистов
увеличилось на 6 лиц (15,3%).
Анализ движения рабочей силы предусматривает расчет следующих
показателей:
коэффициента оборота
рабочей силы из приема;
коэффициента оборота
рабочей силы из выбытия;
коэффициента общего
оборота рабочей силы;
коэффициента текучести кадров.
Коэффициент оборота
рабочей силы из приема определяется отношением количества принятых на
протяжении года работников к среднесписочной численности работников.
Коэффициент оборота
рабочей силы из выбытия определяется отношением количества выбывших на
протяжении года работников к среднесписочной численности работников.
Коэффициент общего
оборота рабочей силы определяется отношением суммы принятых и выбывших на
протяжении года работников к среднесписочной численности работников.
Коэффициент поточности
кадров рассчитывается отношением работников, освобожденных по собственному
желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, несоответствие
занимаемой должности, к среднесписочной численности персонала.
Расчет показателей
движения рабочей силы осуществляется на основе данных табл. 2.2.данные для
которой взяты из Приложения В
Таблица
2.2
Данные
для расчета показателей движения рабочей силы
Показатели
|
в 2006 г., лицах
|
Принятых
работников, всего
|
1798
|
Выбыло работников, всего
|
1432
|
Среднесписочная численность персонала всего, лиц
|
1762
|
Исходя из данных табл. ,
проведем анализ коэффициентов по приему и текучести кадров:
К п = Ч пр / Ч ср =
1798/1762=1,02 или 102%,
где К п – коэффициент по
приему;
Ч пр – число принятых,
лиц;
Ч ср – среднесписочная
численность, лиц.
Кт =Чув /Ч ср =
1432/1762=0,81 или 81%,
где Кт – коэффициент
текучести;
Чув – число уволенных,
лиц;
Чср – среднесписочная
численность, лиц.
Коэффициент текучести кадров в 2006 г. составил 102%, а коэффициент по приему составил 81%.
К числу возможных причин текучести кадров относят изменение
места проживания, неудовлетворения размерами заработка, неудовлетворением
профессии, неблагоприятными условиями и режимом труда, отсутствие возможностей
передвижений по службе, неблагоприятные социально-психологические условия.
Важным условием организации труда является соотношение
состава рабочих характера работ. Для предприятия нужные работники определенной
профессии и специальности. Уровень профессионального обеспечения предприятия
характеризуется соотношением фактической численности работников, потребности в
них соответственно с производственной программой по каждой профессии отделены.
Наличие этих данных показывает избыточное число рабочих, или недостаток рабочих
и позволяет принимать заявки по улучшении трудовых ресурсов. Показателем уровня
квалификации рабочих является средний тарифный разряд, который находится по
профессиям в перерезе цехов и по предприятию в целом. В нашем случае тарифный
разряд примется по профессиям ЗАТ «АзовЕлектроСталь. Данные для анализа
квалификационного уровня рабочих и работ, то есть для расчета среднего
тарифного разряда приведенные в табл..
Страницы: 1, 2
|