Управление социально-экономическим объектом на примере колледжа
Управление социально-экономическим объектом на примере колледжа
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей
функционирование и развитие Новосибирского государственного хореографического
колледжа
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность НГХК
1.2 Основные проблемы, мешающие развитию НГХК
2. Анализ состояния и разработка
управленческого решения
2.1 Характеристика НГХК
2.2 Основные показатели оценки состояния и развития НГХК
2.3 Управленческое решение по развитию НГХК
Заключение
Перечень используемой литературы
Введение
Актуальность: в условиях перехода к рыночной экономике государственные образовательные учреждения (и Новосибирский государственный хореографический колледж не исключение) столкнулись с рядом проблем, которые сказываются практически на всех процессах управления колледжем, включая систему качества образования и кадрового потенциала образовательных учреждений. От того, насколько сотрудники заинтересованы качественно выполнять свою работу, зависит успех продолжающихся преобразований в системе среднего профессионального образования.
Отсюда
на первый план выходят вопросы изучения мотивации и стимулирования труда
преподавателей учебных заведений как факторов, влияющих на экономику
образования, которые в настоящее время характеризуются противоречием между
возрастающим значением образования и падением социального статуса
преподавателя, заработная плата которого в 1,5 – 2 раза ниже уровня средней
заработной платы работников промышленного комплекса.
Изучение
мотивов трудовой деятельности преподавателей, совершенствование процесса
мотивации на основе передового отечественного и зарубежного опыта, поможет
усовершенствовать экономические и организационные механизмы, способные
заинтересовать преподавательский состав в высокопроизводительной работе,
гармонизации личных, коллективных и общественных интересов, эффективном
сочетании распределения по труду и гибко реагировать на инфляцию, другие
негативные процессы, что, в конечном счете, положительно повлияет на развитие
экономики страны. Все это и обусловило актуальность выбранной темы цель и
направления данной работы.
Объектом исследования
является федеральное государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования "Новосибирский государственный
хореографический колледж" (далее по тексту НГХК).
Предмет исследования – образовательная
деятельность НГХК.
Цель работы заключается
в анализе существующих проблем и принятии управленческого решения.
Для
реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
-
исследовать
нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность НГХК;
-
определить
и охарактеризовать проблемы, существующие в Новосибирском государственном
хореографическом колледже;
-
дать
краткую характеристику исследуемого социально-экономического объекта;
-
описать
основные показатели оценки состояния и развития НГХК;
-
провести
анализ проблемной ситуации;
-
разработать
рекомендации и принять управленческое решение по усовершенствованию процесса
мотивации персонала.
При исследовании и
описании социально-экономического объекта были применены следующие методы:
наблюдение, метод измерения, изучение документации и информационных материалов,
социологические методы (опрос, анкетирование), графический метод.
Контрольная работа состоит
из двух глав: в первой главе описываются основные законы, которые
регламентируют деятельность колледжа, выявляются проблемы развития колледжа; во
второй главе дается краткая характеристика НГХК, а так же описываются основные
показатели оценки состояния и развития учебного заведения. В заключении
приводятся краткие выводы по результатам данной работы.
1.
Анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование Новосибирского
государственного хореографического колледжа
1.1
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность НГХК
Процесс управления
образовательным учреждением основывается на нормах и правилах, принятых в
нормативно-правовых актах на уровне Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации и местном уровне. Ниже в таблице 1 приведены основные
нормативно-правовые акты, обеспечивающие образовательную деятельность
Новосибирского государственного хореографического колледжа.
Таблица 1 Основные нормативно-правовые акты,
обеспечивающие деятельность НГХК
№
|
Наименование
|
Содержание
|
1.
|
Конституция
Российской Федерации
|
Гарантирует
общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях
|
2.
|
Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ
|
Устанавливает общие принципы бюджетного
законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ,
правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы
бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения
судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
|
3.
|
Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ
|
Устанавливает
государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание
благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и
работодателей.
|
4.
|
Федеральный
закон "Об образовании" от 10.07.1992г. №3266-1
|
Разграничивает
компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления; регулирует вопросы отношений в области образования;
вводит общие установочные нормы по вопросам образования; определяет права,
обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в
области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной
области.
|
5.
|
Положение
о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением
Правительства РФ от 18.10.2000г. №796)
|
Устанавливает
порядок лицензирования образовательной деятельности по программам основного
общего и среднего профессионального образования.
|
6.
|
Положение
о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных
организаций (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. №522)
|
Устанавливает
порядок государственной аккредитации образовательных учреждений для
установления государственного статуса.
|
7.
|
Типовое
положение об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.07.2008г. №543)
|
Регулирует
деятельность государственных и муниципальных учреждения среднего
профессионального образования (устанавливает правила приема в образовательное
учреждение, порядок реализации образовательных программ, управление средним
специальным учебным заведением, а также права и обязанности работников
учебного заведения и т.д.).
|
8.
|
Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-р)
|
Определяет
роль образования в развитии российского общества, содержит описание целей и
основных задач модернизации образования, приоритеты образовательной политики,
основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики.
|
9.
|
Государственный
стандарт среднего профессионального образования по специальности 0506
Хореографическое искусство от 05.05.2004г. №03-0506-17
|
Содержит
общую характеристику специальности, государственные требования к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников и примерный учебный план по специальности
0506 Хореографическое искусство.
|
10.
|
Приказ
Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении перечня
основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений
показателей, используемых при установлении вида образовательного учреждения
среднего профессионального образования" от 1 октября 2001 г. № 3249
|
Утверждаются
перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного
учреждения среднего профессиональною образования; критериальные значения основных
показателей государственной аккредитации, используемых при установлении вида
образовательного учреждения среднего профессионального образования.
|
11.
|
СанПиН
2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях"
|
Определяет
санитарно-эпидемиологические правила направленные на предотвращение
неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и
условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют
санитарно-гигиенические требования к условиям обучения.
|
12.
|
Закон
Новосибирской области "О регулировании отношений в сфере образования на
территории Новосибирской области" от 16.07.2005г. №308-03
|
Направлен
на регулирование отношений в сфере образования на территории НСО (обеспечение
свободного функционирования и развития системы образования, повышение
образовательного уровня населения НСО и обеспечение подготовки
квалифицированных специалистов).
|
13.
|
Положение
об организации лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой
образовательными учреждениями и другими организациями в сфере дошкольного
общего образования, начального и среднего профессионального образования,
дополнительного образования и профессиональной подготовки на территории
Новосибирской области (утверждено приказом руководителя Департамента
образования НСО от 28.06.2005г. №498)
|
Устанавливает
порядок организации лицензирования образовательной деятельности
|
14.
|
Устав
федерального государственного образовательного учреждения среднего
профессионального образования "Новосибирский государственный
хореографический колледж" (утвержден приказом Федерального агентства по
культуре и кинематографии 20.12.2006г. №727)
|
Определяет
общие положения, основные направления деятельности колледжа, правила приема,
управление НГХК и т.д.
|
15.
|
Трудовой
договор
|
Регулирует
трудовые отношения между работником и работодателем.
|
16.
|
Должностная
инструкция
|
Описывает
прямые обязанностей специалиста, сферу его компетентности и ответственности.
|
Перечень приведенных в
таблице нормативно-правовых актов не является исчерпывающим.
1.2 Основные проблемы,
мешающие развитию НГХК
Рассмотрим основные
проблемы, их характеристику и пути решения (Таблица 2).
Таблица 2 Основные проблемы в НГХК, их
характеристика и анализ
№
п/п
|
Проблема
|
Характеристика проблемы
|
Механизмы
реализации
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Проблема
сохранения и укрепления здоровья обучающихся
|
Наблюдается
повышенный уровень учебных и других перегрузок обучающихся; укреплению
здоровья обучающихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной
работы в колледже; слабая материальная база, обеспечивающая содержание и
организацию спортивно-оздоровительной работы в колледже.
|
Разработать
Профилактическую Программу формирования здорового образа жизни в колледже,
целью которой будет являться формирование у учащихся культуры здорового
образа жизни, что подразумевает: сохранение и укрепление здоровья
обучающихся; формирование потребности вести здоровый образ жизни; развитие
навыков поведения, способствующих укреплению здоровья.
|
2.
|
Низкое
качество знаний обучающихся по отдельным предметам
|
В
связи со спецификой образовательного учреждения основной упор делается на
специальные предметы (дуэтно-классический танец, современная хореография и
т.д.), меньше внимания уделяется общеобразовательным дисциплинам - дети не
заинтересованы в высоких показателях успеваемости по данным предметам.
|
Разработать
План-график участия обучающихся колледжа в олимпиадах и конкурсах города, а
так же утвердить План-график проведения конкурсов и открытых уроков в НГХК.
Издать
Приказ о работе факультативных курсов (география, математика, история,
обществознание, история мировой культуры)
|
3.
|
Несоответствие
материально-технической базы современным требованиям и качественной
подготовке обучающихся
|
Остаточный
принцип финансирования не позволяет оснащать колледж современными
техническими средствами обучения, компьютерами, наглядными средствами
обучения, музыкальными инструментами.
|
Издать
Распоряжение об ответственных и сроках сбора необходимых документов и
отправке заявки в Министерство культуры на участие в проекте "Модернизация
технического и технологического оснащения организаций культуры" в рамках
Федеральной целевой программы "Культура России" (2006-2010).
|
|
Текучесть
кадров некоторых категорий преподавателей
|
Отсутствует
современная система мотивации.
Молодежь
неохотно идет работать, текучесть кадров среди неё высокая. Старение кадров
наряду с льготным сроком назначения пенсии среди преподавателей и
преподавателей-концертмейстеров, связанной со спецификой образовательного
учреждения, в скором времени может привести к тому, что учреждение будет
ощущать нехватку опытных квалифицированных сотрудников.
|
Разработать
План мероприятий по совершенствованию процесса мотивации.
Разработать
систему оценки работы преподавателей и концертмейстеров в баллах.
|
4.
|
Недостаточный
уровень антитеррористической и противопожарной безопасности колледжа
|
Колледж
как место массового скопления людей имеет потенциальную возможность
возникновения террористических актов. На территории колледжа ведется
строительство 3 блока: действующее здание и стройплощадка охраняются одним
охранником, в связи с чем, участились случаи краж со стройплощадки.
|
Издать
Приказ об установке системы видео наблюдения.
Разработать
План мероприятий
по
обеспечению безопасности в колледже.
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2
|