Управление социально-экономическим объектом на примере колледжа
Выделим для анализа и
разработки управленческого решения по развитию НГХК проблему текучести кадров
некоторых категорий преподавателей. Проанализируем и разработаем управленческое
решение по развитию колледжа в главе 2 п. 2.3.
2.
Анализ состояния проблемы и разработка управленческого решения
2.1 Характеристика
НГХК
Официальное название
образовательного учреждения: полное - федеральное государственное
образовательное учреждение среднего профессионального образования "Новосибирский
государственный хореографический колледж"; сокращенное - "Новосибирский
государственный хореографический колледж" или НГХК является федеральным
государственным образовательным учреждением среднего профессионального
образования Российской Федерации. Созданное по приказу Министерства культуры №
695 от 26.12.1956 года с целью подготовки кадров для Новосибирского театра оперы
и балета, колледж стал центром хореографического образования в сибирском
регионе. Учредитель НГХК - Министерство культуры Российской Федерации,
выполняющее по отношению к учебному заведению функции государственного органа
управления, в непосредственном ведении которого оно находится. НГХК является
бюджетной некоммерческой организацией в форме государственного учреждения и не
ставит своей целью извлечение прибыли.
Управление в НГХК
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым
положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования
(среднем специальном учебном заведении) и Уставом НГХК на принципах сочетания
единоначалия и коллегиальности. В решении важнейших задач участвуют
преподавательский состав, студенты, административный, учебно-вспомогательный и
хозяйственный персонал.
Согласно Уставу, общее
руководство деятельности НГХК осуществляет выборный представительный орган –
Совет НГХК, непосредственное руководство – директор, назначаемый в
установленном порядке Министерством культуры.
Совет НГХК состоит из 11
человек. Состав Совета НГХК утверждается приказом директора, а его деятельность
регламентируется соответствующим положением. Председателем Совета НГХК является
директор колледжа.
Творческое руководство
НГХК, а также руководство художественным советом осуществляет художественный
руководитель, являющийся творческим лидером учебного заведения.
Структурные подразделения
НГХК не являются юридическими лицами. Статус и функции структурного
подразделения НГХК определяются специальным положением (локальным нормативным
актом), утверждённым директором и регламентирующим его деятельность.
Образовательное
подразделение определяет направления пути развития и формы совершенствования
профессиональной составляющей учебного процесса, отвечает за качество
профессиональной подготовки в НГХК, обеспечивает организацию учебно-творческой
деятельности коллектива педагогов и студентов по циклу специальных дисциплин.
В целом организационная
структура колледжа является линейно-функциональной. Все линейные руководители
подчиняются непосредственно директору, при этом имеют место многочисленные
горизонтальные связи между руководителями второго уровня, обусловленные
необходимостью согласования ряда текущих вопросов, связанных с деятельностью
предприятия. Решение этих вопросов делегировано им и в этом просматривается
децентрализация управленческой власти и делегировании полномочий.
Основная стратегическая
цель – подготовка интеллигентного, образованного, культурного человека,
высокопрофессионального специалиста, обладающего творческим мышлением, чувством
собственного достоинства и ответственности, способствующего развитию
хореографического искусства.
Цели работы колледжа:
1. Обеспечить реализацию
права каждого обучающегося на получение основного общего и среднего
профессионального образования в соответствии с его потребностями и
возможностями.
2. Формировать у
обучающихся (учащихся и студентов) устойчивые познавательные интересы,
стремление к самосовершенствованию, к самостоятельной работе и социальной
адаптации.
3. Обеспечивать каждому
обучающемуся возможность активного, творческого участия в учебном и
репетиционном процессе.
4. Совершенствовать процесс
обучения за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность работы каждого
учащегося.
5. Усилить влияние
колледжа на социализацию личности обучающегося, его адаптации к изменениям.
6. Создание условий для
воспитания творческой духовно-нравственной личности.
7. Обеспечивать условия
для сохранения здоровья обучающихся, формировать у обучающихся стремление к
здоровому образу жизни.
8. Совершенствовать
педагогическую деятельность в направлении личностно-ориентированного
образования.
9. Итогом педагогической
деятельности колледжа должно стать повышение конкурентоспособности его
выпускников в процессе их творческой деятельности в сфере искусства балета.
Приоритетные направления
и задачи работы колледжа
1. Приоритетные
направления:
1.1. усиление личностной направленности
образования;
1.2. расширение
психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
1.3. совершенствование
работы колледжа, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
привитие навыков здорового образа жизни;
1.4. обновление
содержания образования в соответствии с новыми требованиями развития общества.
2. Основными задачами
НГХК являются:
2.1. удовлетворение
потребностей личности в получении среднего профессионального образования в
сфере хореографического искусства по соответствующим специальностям;
2.2. удовлетворение
потребностей общества в квалификационных специалистах со средним
профессиональным хореографическим образованием;
2.3. формирование у
обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности,
самостоятельности творческой активности;
2.4. совершенствование
системы, направленной на углубление профессиональной подготовки выпускников,
развитие творческих возможностей, самостоятельности;
2.5. усиление
общекультурной направленности общего образования.
Штат
сотрудников составляет 123 человека. В колледже обучается 140 студентов и
учеников.
2.2 Основные
показатели оценки состояния и развития НГХК
Для
управления развитием колледжа необходимо выделить группу показателей,
воздействуя на которые можно повлиять на конечный результат. (Таблица 3)
Таблица
3 Оценочные
показатели Новосибирского государственного хореографического колледжа
№
|
Наименование
|
Показатели
|
1. Показатели государственной
аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "образовательное
учреждение среднего профессионального образования"
|
1.1.
|
Содержание подготовки (соответствие учебных планов и программ
учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов).
|
Соответствуют
|
1.2.
|
Качество подготовки:
-соответствие
уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных
стандартов;
-конкурс
при приеме (чел/мест)
-востребованность
выпускников
|
соответствует
3
78
%
|
1.3.
|
Информационно-методическое обеспечение образовательного
процесса:
-
общее количество учебно-методической литературы в библиотеке;
-
количество посадочных мест в библиотеке (включая читальные залы в общежитии)
|
4380
12
|
1.4.
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-
общие площади:
-
учебно-лабораторные
|
5867 м2
4770 м2
|
1.5.
|
Социальная поддержка студентов:
1.
Обеспеченность общежитиями
-
число студентов, нуждающихся в общежитии
-
число студентов, проживающих в общежитии
2.
Предприятия общественного питания (ПОП)
-
число посадочных мест в ПОП образовательного учреждения
3.
Наличие пунктов медицинского обслуживания в образовательном учреждении
|
90
чел.
90
чел.
80
Да
|
2. Показатели государственной
аккредитации, используемые для определения вида образовательного учреждения
среднего профессионального образования (техникум /училище/, колледж)
|
2.1.
|
Реализуемые профессиональные образовательные программы.
|
1
|
2.2.
|
Информатизация образовательного учреждения (количество единиц
вычислительной техники (компьютеров):
- всего
- используется в учебном процессе
|
33
11
|
2.3.
|
Качественный состав педагогических кадров
- общая численность педагогического состава
- наличие высшего образования
- имеют ученую степень и/или звание
- имеют квалификационные категории
|
47
95%
5
чел.
75%
|
3.
Критерии по финансово-экономической деятельности (тыс. руб.)
|
3.1.
|
Стоимость основных фондов
|
431166
|
3.2.
|
Балансовая стоимость учебного и научного оборудования с учетом
амортизации
|
6622
|
3.3.
|
Структура доходов:
-бюджетное финансирование
-средства, полученные за образовательные услуги
-другие источники
|
48770
4291
4837
|
3.4.
|
Структура расходов
-на оплату труда
-на приобретение оборудования
-на информационное и библиотечное обслуживание
-другие
|
14191
342
79
43428
|
3.5.
|
Задолженность по налогам и сборам
|
Отсутствует
|
Здание НГХК соответствует установленным требованиям санитарных норм.
Контрольные нормативы выполняются.
Учебные помещения оборудованы всем необходимым для предоставления
возможности реализации образовательных программ.
Учебный процесс оснащен библиотечно-информационными ресурсами для
реализации образовательных программ.
Образовательный ценз педагогических работников соответствует лицензионным
требованиям, предъявляемым к колледжу. Из общего числа преподавательского
состава 95% с высшим образованием.
Предельно
допустимая численность контингента обучающихся, воспитанников по лицензии – 468
человек, фактически обучается - 146 человек.
2.3 Управленческое
решение по развитию НГХК
Преподавательский состав является ключевым элементом учебного
заведения и от их квалификации, педагогической компетентности, человеческих и
моральных качеств, общей культуры зависит качество подготовки специалистов.
В НГХК
преобладает женский труд. 47% работающих – это люди предпенсионного и
пенсионного возраста. Молодежь неохотно идет работать, текучесть кадров среди
неё высокая. Старение кадров наряду с льготным сроком назначения пенсии среди
преподавателей и преподавателей концертмейстеров связанной со спецификой
образовательного учреждения в скором времени может привести к тому, что
учреждение в скором времени будет ощущать нехватку опытных квалифицированных
сотрудников.
Улучшить ситуацию могла бы эффективная система мотивации.
В данном разделе работы предложен ряд мероприятий,
направленных на устранение чувства неудовлетворенности у работников различными
аспектами деятельности, создание условий для реализации наиболее актуальных для
них мотивов трудового поведения, для повышения значимости мотивов творческого и
духовного характера.
Для усиления материальной заинтересованности рабочих в
увеличении не только количественных, но, в особенности, качественных
показателей руководством колледжа, должна быть разработана система оплаты труда
и премирования сотрудников, содержащая:
-
более
расширенную по набору параметров систему оценки работы концертмейстеров;
-
шкалу
премирования, которая будет определять величину доплаты исходя из выбранных
параметров.
Для решения проблем,
связанных с неудовлетворенностью организацией и условиями труда рекомендуется
осуществить мероприятия по организации места отдыха и подготовки к занятиям
концертмейстеров.
Это должно быть отдельное
помещение, оборудованное необходимыми музыкальными инструментами, с надлежащей
звукоизоляцией и акустикой, в котором можно работать с музыкальным материалом.
Помимо подготовки к занятиям у концертмейстеров это будет место для обмена
опытом, проведения методической внеклассной работы, подготовки и проведения
аттестации.
Соответственно это
позволит повысить уровень профессионализма концертмейстеров, качество
преподавания хореографии.
В
интересах морального и материального поощрения сотрудников и преподавателей за
заслуги в области учебно-воспитательной, управленческой деятельности можно
разработать систему признаний и наград.
Система
наград может включать в себя собственные награды НГХК, а также государственные
и ведомственные награды. Претенденты на государственные и ведомственные награды
должны утверждаются на заседании совета НГХК путем голосования.
В качестве
публичного признания
можно разработать и размещать информацию о
достижениях работников на специальных стендах ("Досках почета"),
награждение особо отличившихся людей почетными знаками, грамотами, внесении их
имен в специальные книги. Часто публичное признание сопровождается награждением
премиями, ценными подарками.
Для стимулирования
творческой активности, самостоятельности и инициативности, повышения значимости
потребностей в самореализации и самосовершенствовании у сотрудников колледжа
руководству необходимо:
-
создавать
на рабочих местах климат взаимного доверия, уважения и поддержки;
-
предоставлять
работникам возможности для профессионального роста, обучения и развития;
-
привлекать
работников к принятию решений, предоставлять им возможности самостоятельного
принятия решений по вопросам, относящимся к их компетенции;
-
предоставлять
сотрудникам возможность проявлять инициативу, которая выливалась бы в ощущение
достижения определенных результатов, что позволит достичь более высокого
эффекта, чем при выполнении сотрудниками обязанностей по заданной схеме;
-
обеспечивать
возможности каждому работнику на своем рабочем месте, показывать свои
способности, выражать себя в труде, в его результатах, иметь доказательства
того, что он может что-то сделать и это "что-то" должно получить имя
своего создателя;
-
доводить
до работников сведения о делах колледжа, об изменениях в работе сотрудников, не
затруднять доступ к необходимой информации.
Механизмом реализации
управленческого решения будет являться план мероприятий по совершенствованию
процесса мотивации (Таблица 4):
Таблица 4 План мероприятий по совершенствованию процесса мотивации
Наименование
мероприятий
|
Сроки
|
Ответственные
|
Финансы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Разработка
система оплаты труда и премирования (более
расширенная по набору параметров систему оценки)
|
01.12.-2009
– 30.12.2009
|
Начальник
отдела кадров Гетте Е.А.;
Зам.
директора по УМР Плохенко Л.В.
|
Дополнительного
финансирования не требуется
|
Разработка
шкалы премирования, которая будет определять величину доплаты
|
30.12.2009
– 01.02.2010
|
Начальник
отдела кадров Гетте Е.А.;
Зам.
директора по УМР Плохенко Л.В.
|
Дополнительного
финансирования не требуется
|
Оценка
работы концертмейстеров в баллах по видам деятельности
|
01.02.2010
– 28.02.2010
|
Председатель
МО концертмейстеров Мучкина С.Л.
|
Дополнительного
финансирования не требуется
|
Внедрение
и апробация системы оценки преподавателей-концертмейстеров
|
01.03.2010
– 30.03.2010
|
Зам.
директора по УМР Плохенко Л.В.
|
Дополнительного
финансирования не требуется
|
Продолжение
усовершенствования бытовых условий для персонала (концертмейстеров)
|
01.06.2010
– 30.08.2010
|
Нач.
технического отдела Ухань Н.Г.
|
100000
руб.
|
Разработка
системы признаний и наград НГХК
|
01.05.2010
– 30.07.2010
|
Начальник
отдела кадров Гетте Е.А.
|
Дополнительного
финансирования не требуется
|
Премирование
молодых сотрудников интересными командировками в Японию, Республику Корею,
обмен опытом
|
01.06.2010
– 30.08.2010
|
Директор
НГХК А.В. Василевский
|
125000
руб.
|
Разработка
и размещение новой информационной доски и информации для учреждения, с целью
создания атмосферы общности результатов
|
01.08.2010
– 01.10.2010
|
Начальник
отдела кадров Гетте Е.А.;
Зам.
директора по УМР Плохенко Л.В.
|
8000
руб.
|
Продолжение
работы по организации поздравлений работников с днем рождения и праздниками
|
В
течение года
|
Начальник
отдела кадров Гетте Е.А.
|
75000
руб.
|
Предоставление
сотрудникам и детям сотрудников бесплатного посещения взрослых и детских
студий при НГХК
|
В
течение года
|
Начальник
отдела кадров Гетте Е.А.
|
Дополнительного
финансирования не требуется
|
Контроль за выполнением
плана мероприятий осуществляет директор НГХК.
Разработанные мероприятия
по совершенствованию процесса мотивации позволят:
-
устранить
недостатки действующей системы мотивации;
-
усиление
материальной заинтересованности рабочих в увеличении не только количественных,
но, в особенности, качественных показателей;
-
снять
неудовлетворенность работников различными сторонами деятельности предприятия;
-
создать
условия для реализации наиболее значимых для них мотивов трудового поведения;
самостоятельность и инициативность работников;
-
повысить
значимость для них потребностей в самореализации и самосовершенствовании;
-
создавать
на рабочих местах климат взаимного доверия, уважения и поддержки;
-
повысить
производительность труда и снизить текучесть кадров.
Заключение
В данной работе были
рассмотрены и охарактеризованы следующие проблемы:
1. Несоответствие
материально-технической базы современным требованиям и качественной подготовке
обучающихся;
2. Текучесть кадров
некоторых категорий преподавателей (например, концертмейстеры);
3. Недостаточный уровень
антитеррористической и противопожарной безопасности колледжа;
4. Проблема сохранения и
укрепления здоровья обучающихся;
5. Низкое качество знаний
обучающихся по отдельным предметам.
Цель
работы заключалась в анализе существующих проблем и принятии управленческого
решения.
Для
реализации поставленной цели был сформулирован ряд задач: 1) исследовать нормативно-правовую базу,
регулирующую деятельность НГХК; 2) определить и охарактеризовать проблемы,
существующие в Новосибирском государственном хореографическом колледже; 3) дать
краткую характеристику исследуемого социально-экономического объекта; 4) описать
основные показатели оценки состояния и развития НГХК; 5) провести анализ
проблемной ситуации; 6) разработать рекомендации и принять управленческое решение по
усовершенствованию процесса мотивации персонала.
Цели и задачи были
полностью достигнуты.
Для оценки состояния НГХК
были выделены следующие показатели: содержание подготовки; качество подготовки;
информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса; социальная
поддержка студентов; реализуемые профессиональные образовательные программы;
информатизация образовательного учреждения; качественный состав педагогических
кадров; стоимость основных фондов; балансовая стоимость учебного и научного
оборудования с учетом амортизации; структура доходов; структура расходов;
задолженность по налогам и сборам.
Для принятия
управленческого решения была выделена проблема: текучесть кадров некоторых
категорий преподавателей. В качестве механизма реализации управленческого
решения был выбран план мероприятий по совершенствованию процесса мотивации.
Контрольные нормативы в
колледже выполняются.
Образовательный ценз
педагогических работников соответствует лицензионным требованиям, предъявляемым
к колледжу. Из общего числа преподавательского состава 95% с высшим
образованием (контрольный норматив 90%), высшую квалификационную категорию
имеют 24 человека (54,5%). Предельно допустимая численность контингента
обучающихся, воспитанников по лицензии – 468 человек, фактически обучается -
146 человек. Доля обучающихся в НГХК, прошедших промежуточную аттестацию
составляет 97% (норма не менее 85%). Доля студентов сдавших экзамены и
дифференцированные зачеты на "хорошо" и "отлично"
составляет 49% (норма не менее 40%). В результате разработки эффективной
системы мотивации можно добиться повышения этих показателей. Увеличение
оценочных показателей может позволить в будущем претендовать на статус Академии.
В свете выявленных в
учебном заведении проблем предложены конкретные мероприятия по улучшению
существующей системы мотивации.
Предложенные мероприятия по устранению недостатков в
организации оплаты труда, улучшению условий труда, позволит снять неудовлетворенность
персонала различными аспектами деятельности, стимулировать творческую
активность, инициативность, самостоятельность работников, заинтересовать
персонал в повышении производительности труда, качества услуг. Очень важно
также, что это позволит сократить издержки учреждения, связанные с текучестью
кадров.
Перечень
используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1.
Конституция Российской
Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г;
2.
Бюджетный кодекс
Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ;
3.
Трудовой кодекс
Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ;
4.
Федеральный закон
"Об образовании" от 10.07.1992г. №3266-1;
5.
Положение о
лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением
Правительства РФ от 18.10.2000г. №796);
6.
Положение о
государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций
(утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. №522);
7.
Типовое положение
об образовательном учреждении среднего профессионального образования
(утверждено постановлением Правительства РФ от 18.07.2008г. №543);
8.
Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-р);
9.
Государственный
стандарт среднего профессионального образования по специальности 0506
Хореографическое искусство от 05.05.2004г. №03-0506-17;
10.
Закон
Новосибирской области "О регулировании отношений в сфере образования на
территории Новосибирской области" от 16.07.2005г. №308-03;
11.
Положение об
организации лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой
образовательными учреждениями и другими организациями в сфере дошкольного
общего образования, начального и среднего профессионального образования,
дополнительного образования и профессиональной подготовки на территории
Новосибирской области (утверждено приказом руководителя Департамента
образования НСО от 28.06.2005г. №498);
12.
Устав
федерального государственного образовательного учреждения среднего
профессионального образования "Новосибирский государственный
хореографический колледж" (утвержден приказом Федерального агентства по
культуре и кинематографии 20.12.2006г. №727).
Специальная литература:
13.
Аширов Д.А.
Организационное поведение. - М.: Проспект, 2006. - 360 с.
14.
Кибанов, А. Я.
Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.
15.
Маркин В.Н.
Мотивационный менеджмент. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 88 с.
16.
Молотков Ю.И.
Менеджмент социально-экономических объектов. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 496
с.
17.
Молотков Ю.И.
Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. –
Новосибирск: Наука, 2004. – 509 с.
18.
Тебекин А.В.
Менеджмент организации. - М.: КНОРУС, 2007. - 407с.
19.
Федорова Н.В.
Управление персоналом организации. - М.: КноРус, 2007. - 416 с.
20.
Шапиро С.А.
Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2006. - 224 с.
Страницы: 1, 2
|